Виды речевой деятельности Говорение Диалогическая речь




Предусматривается овладение учащимися следующими видами диалога:

- диалогом этикетного характера; - диалогом-расспросом; - диалогом-побуждением к действию; - диалогом-обменом мнениями.

В пределах этих видов диалога и их комбинаций школьники решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие соответствующих умений.

Монологическая речь. Помимо умений, сформированных на начальном этапе, предполагается овладение учащимися следующими умениями:

- кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения; - передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; - делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту; - выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.

Аудирование. Аудирование предполагает восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание. Полному и точному пониманию подлежат высказывания учителя, речь одноклассников в виде коротких сообщений, соотносимых с учебно-трудовой, социально-бытовой сферами общения, построенных на знакомом языковом материале.

Предусматривается также восприятие на слух небольших аутентичных прагматических текстов, употребляемых в рамках социально-бытовой и социокультурной сфер общения (прогноз погоды, объявления на вокзале, в аэропорту и т.д., сообщения о программе теле- и радиопередач и др.).

Чтение. Учащиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):

- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); - с полным пониманием содержания (изучающее чтение); - с извлечением нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Чтение с пониманием основного содержания текста. Этот вид чтения как наиболее распространенный во всех сферах повседневной жизни осуществляется на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.

Чтение с полным пониманием текста. Обучение чтению с полным пониманием содержания строится преимущественно на несложных аутентичных адаптированных текстах разных жанров: художественных (сказки, стихи, короткие рассказы, комиксы), публицистических и научно-популярных (преимущественно сообщения информационного характера типа инструкций, проспектов), эпистолярных (личные письма).

Чтение с выборочным извлечением нужной или интересующей информации. Этот вид чтения предполагает умение просмотреть текст (статью или несколько статей из газеты, журнала) и выбрать информацию, указанную учителем или представляющую интерес для учащихся.

Письменная речь. Владение письменной речью предполагает развитие следующих умений: - делать выписки из текста; - писать короткие поздравления, выражать пожелания; - заполнять формуляр; - писать личное письмо по образцу/без опоры на образец, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Практическая часть. Алгоритм ознакомительного чтения:

1. Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему, используя английскую лексику.

2. Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, которые несут главную информацию, постарайтесь их сформулировать на английском языке, обращая внимание на предложения, в которых содержится дополняющая, второстепенная информация.

3. Определите степень важности абзацев, отметьте обзацы, которые содержат более важную информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.

4. Постарайтесь сформулировать на английском языке используя Вашу активную лексику основные тезисы текста.

5. Обобщите информацию, выраженную в абзацах, в одно целое. Сформулируйте на английском языке, используя ваш лексический запас, основной тезис текста.

n Различают:

1. Предтекстовый этап (Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему; Выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста; Составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу; Назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста; Прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря; Разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку); Попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу); Скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению

n 2. Текстовый этап (.Прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию; Назовите основные проблемы, затронутые в тексте; Озаглавьте главные смысловые части текста;Найдите главные факты текста; Перечислите последовательно всех действующих лиц;Расположите следующие предложения текста в логической последовательности; Составьте список вопросов к тексту; Подготовьте план пересказа текста; Подтвердите достоверность суждений о …; Поясните главную мысль текста своими словами;

n 3. Послетекстовый этап (Прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями; Ответьте на вопросы по тексту; Перескажите текст на родном языке; Выразите свое отношение к прочитанному; Скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте. 6. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ для средней (полной) общей ступени образования. Возрастные особенности изучения иностранного языка на старшей ступени обучения.


 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения иностранного языка ученик должен

Знать и понимать:

╥ основные значения изученных лексических единиц: слов, словосочетаний; основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

╥ основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

╥ признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

╥ особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;

╥ роль иностранного языка в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

╥ ориентироваться в письменном и аудиотексте: определять его содержание по заглавию, выделять основную информацию, составлять план, использовать различные опоры (сноски, комментарии к тексту и др.), двуязычный словарь;

╥ использовать перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке;

╥ осуществлять проектную деятельность, в том числе межпредметного характера, пользоваться информационными технологиями.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

В области говорения

╥ начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, прося уточнить;

╥ расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свое мнение, просьбу, ответить на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

╥ рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщить краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка;

╥ делать краткие сообщения, описывать (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, кратко характеризовать персонаж.

 

В области аудирования

╥ понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (например, прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя отдельную значимую информацию;

╥ понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определить тему текста, выбрать главные факты в тексте, опуская второстепенные.

В области чтения

╥ читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

╥ читать несложные аутентичные адаптированные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

╥ читать текст с выборочным извлечением нужной или интересующей информации.

В области письменной речи

╥ заполнять анкеты и формуляры;

╥ писать поздравления, личные письма с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность и др.), употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

Старший школьный возраст – время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Важнейшим предметом общения с окружающими в ранней юности является человек с его свойствами и возможностями, достоинствами и недостатками и, в частности, собственное Я учащегося. В связи с этим на уроке живейшую реакцию вызывает проблематика нравственных ценностей и нравственного мира личности, человеческих отношении, чувств, в особенности те моменты, когда необходимо осмыслить и оценить нравственную позицию личности. Старшеклассники с их возросшей умственной пытливостью питают отвращение к информационно обедненным формам работы (сюда относится многократное повторение уже известного, чисто формальные преобразования содержания и т. п.). Им импонирует такая организация общения на уроке, когда происходит выбор между различными точками зрения, сопоставление альтернативных подходов, отстаивание своей точки зрения, спор. Единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростка, юноши – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: