АСКЕТИЗМ И НЕВОЗДЕРЖАНИЕ




Человек состоит из духа и тела. В праведнике они составляют стройное целое потому, что стоят на своих местах - дух на первом месте, плоть - на втором, исполняя таким образом закон мира и гармонии.

Совместная жизнь не терпит равенства, напротив, во всяком прочном соединении, нужен господствующий элемент, держащий прочих.

Над всем царствует Господь Вседержитель. Несмотря на тщательные изыскания анатомии, мы мало знаем живую плоть. Живая плоть нам не известна, да и мало доступна нашим наблюдениям.

Что бы исследовать жизнь, нужно прежде её разобрать и вместо чудной машины, по которой пробегают быстрые токи разнообразных сил, рассматривать обломки колёс и пружин.

Мы видим только, что в плоти вместе с семенем тления скрыт и чудный зародыш нетления, развитие которого может сделать тело благоуханным, производящим вместо зловонных истечений мертвеца - благовонное миро.

Знаем так же, что во плоти, по мере подчинения её духу, является и целительная сила.

Одно прикосновение к костям пророка Елисея, воскресило мёртвого.

По учению святого Писания, жизнь или душа живая обитает в крови, и греховная жизнь более всего повреждает кровь и кости, на которые современная медицина обращает мало внимания. «Моль костям, - говорит Соломон, - сердце чувственное».

По наблюдениям Афонских отшельников отрывающих кости умерших через три года, у людей проводивших целомудренную и благочестивую жизнь они жёлтые, не редко ароматические, но всегда без дурного запаха. У людей, впавших в плотские, тяжкие грехи - кости чёрные, зловонные. У людей, у которых жизнь была среднею, между праведною и самою грешною, кости бывают белые, с лёгким запахом.

Мы не в состоянии определять достоинство и чистоту крови, но видим, что у людей, чрезмерно предающихся чувственным удовольствиям, она испорчена и при малейшем неблагоприятном влиянии извне производит тяжкие болезни.

В нашем веке, живущем преимущественно плотским умом утопающем в чувственных удовольствиях, ослабление костей и порча крови распространены повсюду. Малейшие ушибы сопровождаются переломами, лёгкие раны трудно залечиваются. Врачи наши заботятся о количестве, а не о качестве крови, о костях же вовсе не думают.

С другой стороны мы знаем, что плоть победившая дух, повергает человека в тяжкие страсти, заставляя его работать и день и ночь и навязывая ему своё мудрование. Ум становится плотским, лживым страстей. Имеющие такой ум воображают себя свободными. Это состояние самообольщения, апостол Павел выражает так: «Проповедуют свободу, будучи рабами тления.» Таких проповедников особенно размножилось в последнее время. Они обещают свободу, а на деле, извращая естественное положение вещества, делают для его членов невозможным всякое свободное движение. Плотские люди приняли мудрование плоти за мудрость, привели её в систему и образовали Богоборную науку, которую Св. Писание называет земною, душевною и бесовскою.

Эта наука состоит из металлических теорий и положений, временем поражаемых и со временем исчезающих, ибо не имеют в самих себе условия прочности.

Современная Богоборная наука не хочет знать, что плоть должна быть покорена духу, что называется на аскетическом языке умерщвлением, т.е. уничтожение её вредного влияния на дух. Для одержания победы над плотью, нужны аскетические подвиги, очень трудные: строгий пост, бдение, и особенно частая, усердная молитва.

Власть плоти над духом так сильна, так тяжка лежащая на нём цепь чувственности, что только всесильная помощь Божья может освободить его. «Аще Сын освободит вы, - говорит Спаситель, - воистину свободны будете». В плоти, не покоряющейся духу, развиваются страсти и ненасытное стремление к чувственным удовольствиям, за которыми следуют страдания телесные. Сила этих страданий соответствует степени предшествовавших удовольствий. Список болезней растёт с ужасающей быстротою. Медицина не знает, как уже называть новорожденных.

Мне кажется, сущность страданий, символически сокращённо выражена огнём и червём, прообразами будущих мучений грешников. «Иже червь не умирает и огонь не угасает».

Одна часть болезней производится воспалениями, другая - червивостью, разными родами инфузорий, тлением.

Средства, ведущие к освобождению духа, называют обыкновенноподвижническими или аскетическими. Пользу их признавала не только ветхозаветная церковь, но и языческие философы. Вся мудрость, - говорит Эпиктет, - в двух словах: «Умеряй себя и воздерживайся».

Не было, и нет ни одного народа, который бы неимел своих подвижников и отшельников. В Японии открыли столпников, стоявших на столбах. Христианство присоединило к посту телесному, пост духовный. Вот что слышим при начале святой четыредесятницы: постящиеся телесно, постятся и духовно, разрушим всякий союз неправды. Постимся постом приятным, благоугодным Господу. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похоти отлучение.

Сих отчуждение есть пост истинный и благоприятный,

Стремление к освобождению духа, благодательно отразилось на всех отраслях человеческой деятельности.

Великие учёные держали себя как отшельники. Они видели, что знание не даётся при плотских удовольствиях и чрево подавляет ум, развивая страсти. Великий Ньютон, когда писал свою оптику, не употреблял ничего, кроме хлеба и воды. А Кеплер, после созерцания неба, в уединении и посте, вдруг написал чудные законы. Пред учением об этих законах и о тяготении, все открытия нового времени кажутся маловажными.

Рабство духа перед плотью, усиливает до бесконечности её требования. Ей не достаёт богатств целого мира. Если человек свободный от рабства плоти, имеющий утешение Святого Духа, всегда доволен своею участью и требует очень малого, то плотской человек ничем не доволен и всегда нуждается. Он желает невозможного - удовлетворить ненасытную плоть. Оставшаяся без света духовного, с одним своим мудрованием, плоть разрушает себя преждевременно.

Сколько страшных болезней возникает у невоздержанных людей и как часто случается с ними внезапная смерть.

Господство плоти над духом в государстве, обществе и в семьях производит господство невежественного и чувственного над разумным и просвещённым меньшинством.

Порабощение мужчины женщиной, поклонение актрисам и разного рода скоморохам, прекращение всякого порядка, есть плод господства плоти над духом.

Подобное положение предшествует обыкновенно гибельным переворотом в мире политическом, а так же в мире вещественном.

Мы читаем у Моисея, что всемирный потоп был исполнением угрозы Вседержителя («Не может Дух Мой пребывать в людях, которые угождают плоти»).

Для освобождения духа от господства плоти, святые отцы постановили посты. Против этого благодетельного учреждения сильно восстает плотское мудрование, но не сказало до сих пор ничего дельного.

С мудростью духа не может бороться плотское мудрование.

Часто говорят, что пост вреден для здоровья. Трудно сказать более лжи. Посмотрите на постящихся и на не постящихся, кто из них свежее, крепче и красивее? Разумеется - первые. Спросите у наших рабочих, менее ли они делают в пост? Они ответят вам, нисколько! И посмотрите на постоянных мясоедов. Большая часть из них страдает хроническим катаром и воспалением. Бледные, чахлые, безногие. Они на каждых водах напоминают купель Силоамскую и среди сонма врачей не находят человека, который помог бы им омыться в струях живой воды.

Плотское мудрование проповедует необходимость мяса для поддержания сил и огромное преимущество мясной пищи перед растительной. Но эта проповедь не на чём прочном не основана и ясно опровергается практикою.

Были ли сделаны опыты удовлетворительные? Кормите человека растениями, а потом мясом, и тогда силомером, весом и способностью к трудам определите, что первая пища лучше последней. Наиболее число добросовестных опытов явно показывает, что мясная пища хуже растительной. И что такое мясо? Как не растение, переваренное в желудке животного? Откуда же тут взяться усиленной питательности и силомерности? Доктор Белявцев делал опыты над двумя щенками, из которых одного кормил бульоном, а другого одною водою. Из них прежде умер бульонный, после него водяной жил пять дней. Вот отсюда видно, что мясной бульон без хлеба и растений вовсе не питателен. Вот знаменитый врач говорил, что если кормить человека обильно одним бульоном, то он умрёт со всеми признаками голодной смерти. Никто не станет оспаривать, что человек, да и все животные могут жить одними растениями, но исключительно животная пища переносится только небольшое время. Вот в Пензенской губернии трём человекам присоветовали питаться одним мясом. Все они ели много, но никогда не были сыты вполне. Наконец «Антонов огонь» в конечностях и смерть поразила их прежде достижения сорокалетнего возраста. Статистика доказывает, что в мире нет довольно мяса для питания или всех обитателей земного шара. На человека, питающегося мясом, нужно по крайней мере 1 фунт (400 грамм) в день, что составляет 30 фунтов в месяц, 9 пудов в год, т.е. 2 коровы на душу, а у нас приходится 1 корова на две души. Отсюда следует, что если бы наши крестьяне не держали постов и ели всякий день мясо, то менее чем в три года истребился бы весь скот рогатый русской земли и тогда волей-неволей всем пришлось бы питаться одной растительной пищей. За границей ещё менее скота, чем у нас. Во Франции большинство питается растениями, а в Италии и Испании мяса почти вовсе не употребляют. В Англии недавно составилось общество вегетарианцев ревнителей растительной пищи, которые не употребляют в пищу ничего, кроме растений. Из отчётов этого общества видно, что здоровье его членов значительно улучшилось и что многие болезни, удручающие жителей Великобритании, им вовсе не известны.

Гуфеланд в своей микробиотике утверждает, что пища людей долгоживущих состояла преимущественно из растений и если они употребляли мясо, то в малом количестве и как бы для приправы.

Мясо пжугрядных животных очень дурно и невозможно питаться им. Если это мясо переварится в желудке человека, то дает ему плоть самого дурного качества, весьма склонную к гниению и всякого рода болезням. Во время последней войны англичан с китайцами, один джентльмен, видя, что сыны небесной империи едят собак, решился сделать и он то же, но на другой же день занемог гнилою горячкою и едва не умер. По выздоровлению джентльмена, его навестил приятель китаец и спросил от чего он заболел? Он ответил: «От проклятого собачьего мяса, которое вы едите ежедневно». Китаец покачал головой и сказал: «Удивляюсь, как ты не умер? Рыжие варвары ничего не умеют сделать толком! Как можно есть всяких собак? Мы едим только таких, которые с весьма давнего времени, а именно с царствования такого-то богдыхана выдержаны на растительной пище».

Таким образом, из трёх условий православного поста - качество, количество, время - качество постной пищи, т.е. употребление растений, оказывается не только безвредным, но и весьма полезным.

Перейдём ко второму условию, к количеству пищи, которое должно быть только необходимо. Ещё Гиппократ сказал: «Не то питает, что мы едим, но то,что перевариваем». Лучше малое количество, всё обращенное в плоть и кровь, нежели огромное, но извергнутое в не переваренном виде. По тяжести, долго ощущаемой после сытного обеда, можно судить о количестве силы, нужной для освобождения организма от этой тяжести, Трудное переваривание истощает тело и ускоряет приближение старения. В одинаковом возрасте, тот будет старее, кто в продолжении своей жизни истребил более пищи. Трудно определить количество пищи необходимой для человека. По всему видно, однако, что оно очень не велико.

Антоний Великий и многие подвижники горы Нитрийской употребляли в сутки 12 унций хлеба и 12 унций воды, а в посты - целые недели оставались без пищи. При таком ограниченном питании они много трудились и нередко проходили большие расстояния. Жизнь их продолжалась нередко более сто лет.

Дело в том, что человек не животное. При недостатке корма, во время походов лошади, волы и верблюды мрут, как мухи, но люди долго обходятся без пищи, совершая долгие переходы и тяжкие работы при возведении и укреплении.

Поучительная история Корнаро, который страдая в 30 лет сильным изнеможением, решился уморить себя голодом, но вместо того, через несколько дней строго поста, почувствовал значительное облегчение и решился ничего не употреблять кроме 12 унций твёрдой пищи и 12 унций воды. Воздержание произвело чудо. Корнаро прожил до 80 лет, был женат и оставил по себе большое семейство.

Медицина признаёт пользу лечения голодом и вставания после обеда с остаткам аппетита.

Из всего выше изложенного следует, что второе условие православного поста, малое количество пищи, не вредит, а приносит пользу здоровью.

Полезное влияние воздержания в пище на ум, мы уже видели на примере сильных мыслителей. Все они были постниками. Напротив, все чревоугодники оказались не только не способными к помышлению, но и склонными к помешательству. Здесь можно указать на многих римских императоров, известных объедением: Галиобала, Нерона, и особенно Виталия, обедавшего семь раз в сутки. Галиобал дошёл до такого безумия, что велел женить солнце на Луне; а Нерон вышел замуж за юношу. Сочетание солнца с луною пышно праздновалось во всей империи и Нерона с гнусным браком приходил поздравить сенат в полном составе.

Целомудрие, столь необходимое для силы ума, невозможно при употреблении большого количества пищи. Воздержанные Ньютон и Кант умерли девственниками.

Перейдём теперь к третьему условию поста - времени. По принятым в монастырях правилам, вкушение пищи после всенощной, запрещается и вообще после 12 часов ночи, а утром прежде обедни. Эти правила вполне согласны со здоровою гигиеною. Пища принятая поздно вечером возмущает сон, производит сновидения и отнимает утренний аппетит.

Дело в том, что не все часы равны для пищеварения. То, что можно вкушать в час или два по полудни, много вредит, приняв после полуночи. Нет сомнения, что наши поздние ужины на балах полагают зародыши многих болезней.

И так, каждое из условий православного поста - качество, количество и время совпадает с условием здоровой и постоянной гигиеной, совершенно противоположной гигиене, беспрестанно изменяющейся по мечтательным теориям.

Гуфеланд и почти все современные ему врачи, превозносили пользу растительной пищи, доказывали вред мяса и спиртных напитков. С другой стороны, недавно доказывали с бешенством, что всё спасение для рабочего класса в мясе и водке. Советовали всем даже есть сырое мясо и особенно свиное, а так же просто-напросто пить кровь. Теперь мания на мясо и кровавые бифштексы утихает, оказалось, что забыли стрихнин и других червей, производимых мясом и особенно свиным и не доваренным. Принц Альберт сделался жертвою предписанной ему мясо водочной диеты.

Аскетизм и отшельничество не отжили своего века, как теперь многие утверждают, но остаются могущественным средством для освобождения духаот плоти и для помещения каждого из них на своё место. Через что весь состав человека выправляется.

Аскетизм принадлежит всем векам и народам и составляет потребность человечества, которому тяжко под гнётом плоти.

Употреблять аскетизм правильным и успешным образом учит одно христианство.

Вот любезные братья и сестры, напомнила я вам из книги учёных мира сего, а теперь напомню из сочинения святых отцов, как они нас через Писание предупреждали и здоровья нам желали и желают.

Какие бы не были причины наших болезней, но они всегда напоминают нам о наших грехах перед Богом и внушают нам искреннее раскаяние и сокрушение о них перед Богом. Но как часто мы во время здоровья беспечно предаёмся грехам и не страшась гнева Божия, не заботимся об уврачевании своих греховных болезней. Вот за то и несём наказание.

Но святые отцы для нас и установили посты, что бы в продолжении их„ тело наше облегчилось воздержанием, а душа тем удобнее возвышалась к духовной деятельности и благоговейно бы размышляла о Боге и о делах Его.

Так бодрствуйте, по Заповеди Господа, ибо не знаете, когда придёт последний час, вечером, или в полночь, или по утру. Бодрствуйте, что бы Господь внезапно пришедши, не застал бы нас во грехах спящими сном нерадения и сном беспечности. Помните всегда Христовы Заповеди и следуйте им. Взирайте на учение Слова Божия, как на Свет Божий, который показывает тебе прямой путь к истинному счастью и вечному блаженству.

Отвергните ложные понятия, худые желания и порочные привычки и страсти.

Спаси вас и сохрани вас Бог на веки. Аминь.

Привет мой всем от души.

Сестра ваша Агриппина Смирнова

1925 год.

 

 

ЖИТИЕ И СТРАДАНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: