Образы произведений В.М. Васнецова как образцы в декоративном убранстве храмовых интерьеров Вятки




Образы В.М. Васнецова, знаменитого земляка, созданные в области монументального религиозного искусства, были необычайно популярны на рубеже XIX-XX вв. и многократно цитировались и повторялись в декорации храмовых интерьеров. Г.В. Максимова в статье «Иконописание: столичная мода в провинции» (М., 2003) отмечает о схожих тенденциях в Урало-Сибирском регионе и позиционирует понятие «мода» применительно к имени В.М. Васнецова. Для более полного понимания и раскрытия данного аспекта были изучены следующие искусствоведческие исследования: диссертация Н.А. Ярославцевой «Творчество В.М. Васнецова в 70-90-е годы XIX в. Формирование и развитие стиля» (М., 1987); статья Н.С. Кутейниковой «Религиозная живопись В.М. Васнецова» (Киров, 1993). В.О. Гусакова в диссертации и книге «Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX - начала XX века» (СПб., 2008) определяет и позиционирует вышеназванное направление, посвящает исследование творчеству художников, работавших в указанный период в области монументальной церковной живописи: В.М. Васнецову, М.В. Нестерову, М.А. Врубелю, Н.Н. Харламову, Ф.Р. Райляну, В.О. Отмару.

Артели Трубниковых известны на Костромской и Ярославской земле с 1799 года. Сохранились подрядные договоры на выполнение кровельных работ, изготовление проектов, выполнение столярной и резных иконостасных работ, написания икон для иконостасов мастеров трех поколений разветвленной семьи Трубниковых. В 20-30-е годы XIX в. деятельность Трубниковых на Костромской и Ярославской земле становится менее активной, вероятно, вследствие большой профессиональной конкуренции.

На Вятке росписи Иосифа Ивановича Трубникова известны по письменным источникам 1913-1915 гг. Интерьеры церквей им расписанные визуально узнаваемы, помимо этого, сохранился договор по росписи церкви в селе Каринка и частные объявления художника в газетах. В Вятских епархиальных ведомостях за 1915 г. Иосиф Трубников дал объявление, в котором позиционировал себя как «мастер церковной живописи, иконостасных и позолотных дел». Далее, он сообщает о себе: «Мои работы удостоены Высочайших наград: в 1909 г. получена большая серебряная медаль на Казанской промышленной выставке; в 1913 г. получена большая бронзовая медаль на выставке под Высочайшем покровительством Государыни императрицы Александры Федоровны в г. Петрограде (Петербурге) и много благодарных отзывов от о. настоятелей и церковных старост нескольких епархий. За весьма недорогую цену против других мастеров, исполню художественные работы. По требованию могу выехать с планами и образцами. В Вятской епархии мои работы можно видеть: с. Кстинино Вятского уезда (стенная живопись), с. Березник Вятского уезда (стенная живопись), с. Каринка Вятского уезда (золочение новых иконостасов и стенная живопись), с. Воскресенское Вятского уезда (золочение иконостаса и новые иконы), с. Рябиново Вятского уезда (золочение иконостаса и стенная живопись), с. Волма Вятского уезда (стенная живопись двух храмов, новая резьба и золочение иконостасов), с. Большая Суна Нолинского уезда (стенная живопись в холодном храме), с. Колобово Нолинского уезда (стенная живопись, новые киоты, наружная живопись на цинке), с. Суна Нолинского уезда (стенная живопись ), с. Сосновка Глазовского уезда (стенная живопись двух храмов), с. Юкаменское Глазовского уезда (стенная живопись и новые иконы), с. Ежово Глазовского уезда (стенная живопись), с. Верхпарзинское Глазовского уезда (стенная живопись и новые иконы) и много работ в Костромской, Ярославской, Тверской и других епархиях». В конце объявления Трубников сообщает, что ему следует писать по адресу: «г. Вятка, Кстининская почт, ст.». Трубников принимал заказы на «стенную церковную живопись с художественным орнаментом, написание икон на полотне, дереве и цинке, создание новых иконостасов, а также киотов всевозможных рисунков дубовых, сосновых и липовых; золочение новых и перезолочение старых» [18].

И.И. Трубников проживал в с. Кстинино, расписал местный храм, о чем сообщает Вятский епархиальный вестник за 1913 г.: «Обширный трехпридельный Кстининский храм летом 1912 г. был заново украшен изящною стенною живописью с роскошными орнаментами мастером художественных работ Иосифом Ивановичем Трубниковым, которым также были поновлены все три иконостаса. По произведенным им живописным работам можно судить о знании им своего дела и добросовестности исправления работ. Он, как отличный мастер, заслуживает внимания духовенства Вятской епархии» [19].

Трубников работал на Вятке в период массового расширения трапезных и оформления их декоративного убранства. Трапезные им расписанные дошли в различной степени сохранности. Так в церкви Вознесения Господня (1812-1814) села Каринка Кирово-Чепецкого района, его росписи в трапезной части храма были поновлены в конце 80-х гг. В селе Березник Куменского района живопись дошла в сильно выцветшем состоянии, т.к. долгое время недействующий храм был открыт. В открытой недействующей церкви

Богоявления (1758-1769, 1862, 1871, 1876) села Рябиново Куменского р-на в трапезной части храма росписи сохранились частично на сводах. В церкви Вознесения (1754-1830) села Суна Сунского р-на до сих пор находится маслозавод, от прежнего убранства сохранились лишь фрагменты живописи, находящиеся под потолочным перекрытием [49]. В действующей церкви Св. Троицы села Кстинино (1756, 1856-1860) - первом сельской каменном храме Вятки - живопись И.И. Трубникова сохранились в трапезной части под записью 1976 г., в авторской версии дошли лишь в изображениях евангелистов на боковых поверхностях аналоя. Росписи Трубникова характеризуются использованием декора в виде «писаной» лепнины, тонированной в сдержанной благородной сине-фиолетовой и красно-фиолетовой цветовой гамме, ему свойственно размещение сюжетов в сложных рамах объемного «писаного» багета, расположение отдельных сюжетов в членения распалубок с применением овальных и треугольных клейм, наличие палеографического компонента в виде обозначения сюжетов и написания посвящений.

Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. на Вятке, наряду с местными художниками, активно работали артели мастеров исторических художественных центров - села Палех Владимирской губернии и посада Большие Соли (Соль Большая) Костромской губернии. Это было время предпоследнего и последнего периодов, «заката» существования исторических художественных мастерских, когда, в силу большой конкуренции, мастера были вынуждены искать заказы в провинции и менять места жительства. С 1917 г. начинается тяжелейший период невостребованности художников церковной живописи [18].

На Вятке, в период массовой перестройки храмов, была большая потребность в специалистах по внутреннему убранству интерьеров. Мастера исторических художественных центров считались большими профессионалами, им доверяли самые важные объекты; так, единственный монументальный житийный цикл св. преп. Трифона Вятского в Успенском соборе Трифонова монастыря выполнен не местными художниками, а палешанами. О деятельности палешан на Вятке имеется уже достаточно целостное впечатление, в отличие от фрагментарных сведений о работах болынесольского мастера Иосифа Трубникова. При явно большом количестве расписанных им храмов - пятнадцать - отсутствуют на сегодняшний день сведения о составе его мастерской. Росписи и иконостасы болыпесольских мастеров на Вятке -отдельная интересная тема, требующая целенаправленного исследования. «Погружение в глубину» предполагает дальнейшее выявление памятников, анализ их содержательной части и художественно-стилевых решений, установление состава мастерской, поиск договоров и т.д.

История иконописи на Уржумской земле ведет начинается чуть ли не с основания Уржума. Уже в документах XVII столетия среди жителей города упоминаются иконописец и продавец икон. В 1871 году на территории уезда жило 3 мастера-иконописца, занимавшихся, видимо, писанием икон. Возможно, одним из них был сам Виктор Михайлович Васнецов, побывавший в том 1871 году в с. Пустополье. В церкви долгое время хранились 2 иконы его руки – «Христос в терновом венце» и «Богоматерь с младенцем». А в церкви с. Буйского и по сей день сохранилась великолепная настенная репродукция его картины «Явление Христа народу». Правда неизвестно, творение ли это самого Васнецова или талантливая копия другого иконописца.

В 1900 году появилась иконописная мастерская Георгия Платунова в селе Русский Турек, в которой работало 40 человек (столяры, резчики, маляры, художники). Можно сказать, это было первое объединение иконописцев на уржумской земле. Иконописцы работали не только в мастерской, но и за ее пределами, расписывали церкви иконостасы. Сам Егор Платунов слыл одаренным человеком, но художественного образования не имел, был талантливым самоучкой. Это не мешало ему иногда получать серьезнейшие заказы. В 1884 году он расписывал средний придел Уржумской Воскресенской церкви.

Мастерская Платунова работала до 1916 года. Впоследствии сын владельца мастерской стал профессиональным живописцем, заслуженным деятелем искусств РСФСР. Иначе и быть не могло, ведь, когда он появился на свет, отец твердо решил – быть ему художником. Так и вышло. Во время выполнения заказов, отец почти всегда брал с собой сына и тот, помогая отцу (например, чистил стены под роспись), постигал трудное ремесло иконописца.

В церквах самой Вятки и уездных городах губернии росписи выполняли, художники, получившие профессиональное образование. Например, польский художник Эльвиро Францевич Андриолли (1836-1893), сосланный в Вятку в 1868 г. Он был выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преподавал в Вятском епархиальном женском училище, выполнял художественные работы для храмов городов Слободского и Яранска. Дмитрий Федорович Богословский (1870-1939), воспитанник Саратовской духовной семинарии живописец-реставратор, выпускник Петербургской академии художеств, украшал храм Стахеевского епархиального училища в г. Елабуге. Дмитрий Андреевич Власов, вятский живописец и иконописец, закончил Петербургскую академию художеств, выполнял иконописную и стенную живопись во многих храмах Вятской епархии; Николай Андреевич Храмцов, вятский живописец, выпускник Петербургской академии художеств, преподаватель рисования в Вятском Александровском реальном училище и Мариинской женской гимназии, «принимал заказы на церковную живопись масляными красками». В вятских храмах работали как местные, так и приезжие художники, 58 живописцев, занимающихся «стенным письмом» во второй половине XIX - начале XXI вв. в границе Вятской епархии - 48 художников были местными [18].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: