1. Основные Подходы и сущность корпоративного управления. Основные элементы (содержание корпоративного управления).
2. Сущность агентской теории и основные задачи корпоративного управления.
3. Основные принципы корпоративного управления.
4. Англо-американская модель корпоративного управления. Ее основные положения.
5. Немецкая модель корпоративного управления. Ее сущность и отличие от англо-американской модели.
6. Японская модель корпоративного управления. Ее принципиальные особенности и отличие от англо-американской и немецкой модели.
7. Роль информации в корпоративном управлении. Система раскрытия информации. Конфиденциальная информация.
8. Понятие корпорации, признаки корпоративной структуры.
9. Основные преимущества корпоративных структур перед автономными субъектами хозяйствования.
10. Основные принципы и типы корпоративных объединений.
11. Механизм функционирования корпорации.
12. Краткая характеристика товариществ как организационно-правовых форм корпоративного строительства.
13. Краткая характеристика обществ как организационно-правовых форм корпоративного строительства.
14. Унитарное предприятие, производственный кооператив. Дочерние и зависимые предприятия – возможные звенья корпоративной структуры.
15. Картель и синдикат. Основные черты. Виды картельных объединений.
16. Консорциум как мягкая форма объединения предприятий для решения локальных научно-технических, финансовых и других операций.
17. Характеристики треста, концерна и конгломерата. Их принципиальные отличия по сути корпоративного строительства.
18. Сущность холдинга, его типовая структура. Финансово-промышленная группа, ее преимущества перед другими корпоративными структурами.
|
19. Транснациональные корпорации и совместные предприятия – особые виды корпоративных структур, перерастающие национальные рамки хозяйственной деятельности.
20. Сетевые корпоративные структуры и их преимущества перед сложными иерархическими корпорациями. Виды сетей.
21. «Виртуальное» предприятие как новая форма организации «подвижного» производства в корпорациях.
22. Концепция CALS-технологий и области их применения в управлении корпорациями.
23. Гибкие производственные системы (ГПС), основные элементы гибкости, достоинства и недостатки.
24. Белорусская перспективная модель корпоративного строительства, ее основные элементы. Направления повышения народно-хозяйственного эффекта.
25. Практика государственного регулирования и государственной поддержки корпоративных структур.
26. Акционеры: статус, права, обязанности.
27. Группы акционеров и их участие в управлении корпорацией.
28. Контрольный пакет акций и контроль над деятельностью корпораций.
29. Совершенствование отношений между основными участниками корпоративных отношений.
30. Конфликт интересов в корпоративном управлении.
31. Использование механизмов социального менеджмента в диверсификации корпоративных отношений.
32. Формирование корпоративной культуры.
33. Общая характеристика органов управления акционерным обществом корпорации.
34. Наблюдательный совет: компетенция, порядок создания и работы.
35. Правление акционерного общества корпорации: компетенция, порядок создания и работы.
|
36. Ревизионная комиссия акционерного общества: компетенция, порядок создания и работы.
37. Формирование органов управления корпорацией. Требования к кандидатам в органы управления.
38. Акции, типы и категории.
39. Формы выпуска акций. Эмиссия.
40. Первичный и вторичный рынки акций. Фондовые биржи и внебиржевой оборот акций.
41. Капитал корпорации: формирование, изменение.
42. Анализ эмитента акций.
43. Анализ прибыльности акционерного капитала. Формирование и использование прибыли корпорации.
44. Сущность стратегического управления корпорацией.
45. Этапы стратегического управления корпорацией.
46. Характеристика общих корпоративных стратегий.
47. Характеристика эталонных стратегий развития корпорации.
48. Стратегический контроллинг и его взаимосвязь с системой принятия управленческих решений.
49. Корпоративная реструктуризация как метод стратегического управления.
50. Общие характеристики обеспечения экономической безопасности корпорации. Принципы построения системы экономической безопасности.
51. Инструменты экономической безопасности корпорации: управление рисками, техническая защита, финансовая защита.
52. Субъекты экономической безопасности корпорации.
53. Этапы мониторинга экономической безопасности корпорации. Уровни экономической безопасности.
54. Концепции экономической безопасности корпорации: методы, задачи.
55. Этапы создания системы экономической безопасности корпорации.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Глоссарий
АВАЛЬ — поручительство по векселю, по которому представившая его личность берет на себя ответственность перед собственником векселя за выполнение обязательств любым из лиц, которые взяли обязательства: акцептантом, векселедателем, индоссантом.
|
АДАПТАЦИЯ — приспособление к определенным условиям деятельности.
АДВАЛОРНЫЕ ПОШЛИНЫопределяются в процентах от цены товара, взятой за основу при начислении размера пошлины.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО — организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов, имеющая собственное юридическое лицо. Члены акционерного общества участвуют вкладами в разделенном на акции уставном капитале. Акционеры не несут ответственности за обязательства акционерного общества. Акционеры рискуют только своим вкладом.
АССОЦИАЦИЯ — объединение для достижения каких-либо целей, защиты интересов, получения преимуществ.
АУКЦИОН — продажа товаров, имущества покупателю, который предложил самую высокую цену.
БИЗНЕС — организация выгодного дела, являющегося источником получения прибыли.
БИРЖА — рынок, на котором в определенное время встречаются имеющие туда допуск коммерсанты, обладающие всеми правами и атрибутами согласно торговому кодексу, с целью заключения торговых сделок на отсутствующие взаимозаменяемые товары по особым правилам совершения сделок.
ВАЛЮТНАЯ БИРЖА является рынком для иностранных платежных средств, на котором курсы валют определяются по соотношению предложения и спроса.
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ — товарообмен с экономическими партнерами других стран, включая ввоз и вывоз товаров. Понятие "внешнеэкономическая деятельность" наряду с внешней торговлей включает в себя и оборот услуг, капитала, платежей, другие хозяйственные отношения с экономическими районами за рубежом.
ГАРАНТ — лицо, организация, государство, которое дает определенные гарантии и следит за их выполнением.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ — передача прав для принятия решения другому лицу или звену системы управления.
ДЕЛОВОЙ ДОГОВОР — сделка, по которой производитель обязуется изготовить обещанный товар, а заказчик обязуется оплатить договорную цену.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — совершенствование механизмов учета интересов человека в процессах управления с целью реализации власти большинства.
ДИСКОНТ - 1) учетный процент в банковской практике, который изымается при учете векселей; 2) в практике валютного и товарного рынков — снижение курса валюты при срочных операциях с наличной валютой.
ДИСПОНЕНТ — уполномоченный в делах фирмы.
ДОГОВОР — соглашение между лицами или организациями о взаимных правах и обязанностях при выполнении общей работы.
ЕДИНОНАЧАЛИЕ — распределение ответственности в системе управления, при котором руководитель несет всю полноту ответственности за состояние дел.
ИМИДЖ — образ менеджера (фирмы в целом), возникающий при восприятии его (ее) деятельности и оцениваемый относительно господствующих в обществе интересов и ценностей.
ИННОВАЦИЯ — изменения, ведущие к улучшению работы, повышению эффективности; деятельность по разработке и реализации нововведений.
ИНФРАСТРУКТУРА — совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих окружающую среду.
ИНФРАМЕНЕДЖМЕНТ — управление внешними процессами в той мере, в какой это оказывается возможным, т.е. внимание к внешним процессам и попытки управления ими.
КАРТЕЛЬ — договорное горизонтальное объединение предприятий, остающихся в правовом отношении юридически независимыми, но лишенных части собственной экономической самостоятельности.
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ — комплекс характеристик, отражающих потребность и возможность высокой социально-экономической эффективности управления.
КОММАНДИТ — лицо, несущее ограниченную ответственность.
КОМПРОМИСС — соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.
КОНСЕНСУС — достижение согласия по спорным вопросам.
КОНСОРЦИУМ — горизонтальное объединение предприятий для проведения определенных заданий в ограниченное время.
КОНЦЕРН — горизонтально-вертикальное и неограниченное объединение предприятий, которые, оставаясь в правовом отношении самостоятельными, отказались от своей экономической самостоятельности в пользу единого руководства.
КОММИВОЯЖЕР (РАЗЪЕЗДНОЙ АГЕНТ) — служащий, обладающий полномочиями способствовать заключению сделок или заключать сделки от имени хозяина за пределами предприятия (фирмы).
КОРПОРАЦИЯ — объединение или сообщество, созданное для реализации специфических интересов, которые отражены в нормах и принципах совместной деятельности.
ЛИДЕР — менеджер или любой член группы, оказывающий значительное влияние на поведение людей, формально или неформально выполняющий функции управления, пользующийся уважением и авторитетом.
МАРКЕТИНГ — вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей с помощью обмена на рынке. М. можно рассматривать как систему организации и управления хозяйственной деятельностью, которая максимально ориентирована на удовлетворение потребностей и запросов потребителей через рыночную конкуренцию.
МЕНЕДЖМЕНТ — совокупность принципов, методов, способов и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
МОНИТОРИНГ — систематическое отслеживание процессов или тенденций, постоянное наблюдение с целью своевременной оценки возникших ситуаций.
НОВАЦИЯ — прекращение обязательства по соглашению сторон путем замены его новым обязательством.
ОПЦИОН — право выбора альтернативных валютных условий контракта, которое обусловлено в договоре и предоставляется соответствующей стороне соглашения на определенный срок или при определенных обстоятельствах, что создает возможности для валютного арбитража.
ПРЕДВИДЕНИЕ — способность человека предугадывать будущее, результат деятельности, возможное состояние.
ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ — совокупность деловых качеств человека, характеризующих его способность к инициативной и рискованной деятельности, принятию нестандартных решений, определению условий и возможностей успеха.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ — представление фирмы, товара и др. с целью ознакомления или рекламы.
ПРОТЕКЦИОНИЗМ — экономическая политика государства, которая имеет цель защитить национальную экономику от иностранной конкуренции введением высокого таможенного сбора на ввозимые в страну товары, ограничением или полным запретом ввоза некоторых товаров. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ — экономический показатель эффективности работы предприятия за определенный период, который характеризует его прибыльность.
РИСК — принятие решений, вероятность успеха которых недостаточно высока.
РОЯЛТИ — вид лицензионного вознаграждения, который представляет собой ежегодные проценты или текущие отчисления, устанавливаемые в виде фиксированных ставок (в процентах) на основании расчета фактического экономического результата от использования лицензии.
САНКЦИЯ — 1) часть закона, правовой нормы, где указываются правовые последствия нарушения этого закона; 2) меры воздействия (экономические, финансовые) против государства, которое нарушило международные соглашения.
СИНДИКАТ — объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности при сохранении юридической и производственной самостоятельности предприятий, входящих в него.
СИТУАЦИЯ — состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели.
ТЕСТ — метод диагностики проблем, связанных с деятельностью человека; используется в исследовании проблем менеджмента.
ТРАНСФЕР (Т) — 1) перевод соглашения с одного счета на другой; 2) перевод иностранной валюты, ценных бумаг или золота из одной страны в другую.
ТРЕСТ — объединение предпринимателей, в котором входящие в него предприятия теряют свою хозяйственную, юридическую и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому решению.
УНИФИКАЦИЯ — приведение чего-либо к единой форме, системе.
УПРАВЛЕНИЕ — целенаправленное воздействие, согласующее совместный труд людей.
ФАКТОРИНГ — разновидность торгово-коммерческой операции, объединенной с кредитованием оборотного капитала клиента.
ХОЛДИНГ — вид предпринимательства, суть которого заключается в приобретении контрольного пакета акций различных компаний с целью контроля за их деятельностью и получения дивидендов.
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — процесс распределения полномочий в направлении их концентрации на вышестоящих уровнях системы управления.
ШТАБНОЙ ПЕРСОНАЛ В ОРГАНИЗАЦИИ — специалисты, призванные повышать эффективность работы менеджеров линейных подразделений.
ЭКСПЕРТ — специалист, обладающий знаниями, опытом в определенной области деятельности, на основе которых он может дать обоснованное заключение по той или иной проблеме.