Перечень экзаменационных вопросов. 1. Основные Подходы и сущность корпоративного управления




 

 

1. Основные Подходы и сущность корпоративного управления. Основные элементы (содержание корпоративного управления).

2. Сущность агентской теории и основные задачи корпоративного управления.

3. Основные принципы корпоративного управления.

4. Англо-американская модель корпоративного управления. Ее основные положения.

5. Немецкая модель корпоративного управления. Ее сущность и отличие от англо-американской модели.

6. Японская модель корпоративного управления. Ее принципиальные особенности и отличие от англо-американской и немецкой модели.

7. Роль информации в корпоративном управлении. Система раскрытия информации. Конфиденциальная информация.

8. Понятие корпорации, признаки корпоративной структуры.

9. Основные преимущества корпоративных структур перед автономными субъектами хозяйствования.

10. Основные принципы и типы корпоративных объединений.

11. Механизм функционирования корпорации.

12. Краткая характеристика товариществ как организационно-правовых форм корпоративного строительства.

13. Краткая характеристика обществ как организационно-правовых форм корпоративного строительства.

14. Унитарное предприятие, производственный кооператив. Дочерние и зависимые предприятия – возможные звенья корпоративной структуры.

15. Картель и синдикат. Основные черты. Виды картельных объединений.

16. Консорциум как мягкая форма объединения предприятий для решения локальных научно-технических, финансовых и других операций.

17. Характеристики треста, концерна и конгломерата. Их принципиальные отличия по сути корпоративного строительства.

18. Сущность холдинга, его типовая структура. Финансово-промышленная группа, ее преимущества перед другими корпоративными структурами.

19. Транснациональные корпорации и совместные предприятия – особые виды корпоративных структур, перерастающие национальные рамки хозяйственной деятельности.

20. Сетевые корпоративные структуры и их преимущества перед сложными иерархическими корпорациями. Виды сетей.

21. «Виртуальное» предприятие как новая форма организации «подвижного» производства в корпорациях.

22. Концепция CALS-технологий и области их применения в управлении корпорациями.

23. Гибкие производственные системы (ГПС), основные элементы гибкости, достоинства и недостатки.

24. Белорусская перспективная модель корпоративного строительства, ее основные элементы. Направления повышения народно-хозяйственного эффекта.

25. Практика государственного регулирования и государственной поддержки корпоративных структур.

26. Акционеры: статус, права, обязанности.

27. Группы акционеров и их участие в управлении корпорацией.

28. Контрольный пакет акций и контроль над деятельностью корпораций.

29. Совершенствование отношений между основными участниками корпоративных отношений.

30. Конфликт интересов в корпоративном управлении.

31. Использование механизмов социального менеджмента в диверсификации корпоративных отношений.

32. Формирование корпоративной культуры.

33. Общая характеристика органов управления акционерным обществом корпорации.

34. Наблюдательный совет: компетенция, порядок создания и работы.

35. Правление акционерного общества корпорации: компетенция, порядок создания и работы.

36. Ревизионная комиссия акционерного общества: компетенция, порядок создания и работы.

37. Формирование органов управления корпорацией. Требования к кандидатам в органы управления.

38. Акции, типы и категории.

39. Формы выпуска акций. Эмиссия.

40. Первичный и вторичный рынки акций. Фондовые биржи и внебиржевой оборот акций.

41. Капитал корпорации: формирование, изменение.

42. Анализ эмитента акций.

43. Анализ прибыльности акционерного капитала. Формирование и использование прибыли корпорации.

44. Сущность стратегического управления корпорацией.

45. Этапы стратегического управления корпорацией.

46. Характеристика общих корпоративных стратегий.

47. Характеристика эталонных стратегий развития корпорации.

48. Стратегический контроллинг и его взаимосвязь с системой принятия управленческих решений.

49. Корпоративная реструктуризация как метод стратегического управления.

50. Общие характеристики обеспечения экономической безопасности корпорации. Принципы построения системы экономической безопасности.

51. Инструменты экономической безопасности корпорации: управление рисками, техническая защита, финансовая защита.

52. Субъекты экономической безопасности корпорации.

53. Этапы мониторинга экономической безопасности корпорации. Уровни экономической безопасности.

54. Концепции экономической безопасности корпорации: методы, задачи.

55. Этапы создания системы экономической безопасности корпорации.

 

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

 

Глоссарий

 

АВАЛЬ — поручительство по векселю, по которому представившая его личность берет на себя ответственность перед собственником векселя за выполнение обязательств любым из лиц, которые взяли обязательства: акцептантом, векселедателем, индоссантом.

АДАПТАЦИЯ — приспособление к определенным условиям деятельности.

АДВАЛОРНЫЕ ПОШЛИНЫопределяются в процентах от цены товара, взятой за основу при начислении размера пошлины.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО — организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов, имеющая собственное юридическое лицо. Члены акционерного общества участвуют вкладами в разделенном на акции уставном капитале. Акционеры не несут ответственности за обязательства акционерного общества. Акционеры рискуют только своим вкладом.

АССОЦИАЦИЯ — объединение для достижения каких-либо целей, защиты интересов, получения преимуществ.

АУКЦИОН — продажа товаров, имущества покупателю, который предложил самую высокую цену.

БИЗНЕС — организация выгодного дела, являющегося источником получения прибыли.

БИРЖА — рынок, на котором в определенное время встречаются имеющие туда допуск коммерсанты, обладающие всеми правами и атрибутами согласно торговому кодексу, с целью заключения торговых сделок на отсутствующие взаимозаменяемые товары по особым правилам совершения сделок.

ВАЛЮТНАЯ БИРЖА является рынком для иностранных платежных средств, на котором курсы валют определяются по соотношению предложения и спроса.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ — товарообмен с экономическими партнерами других стран, включая ввоз и вывоз товаров. Понятие "внешнеэкономическая деятельность" наряду с внешней торговлей включает в себя и оборот услуг, капитала, платежей, другие хозяйственные отношения с экономическими районами за рубежом.

ГАРАНТ — лицо, организация, государство, которое дает определенные гарантии и следит за их выполнением.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ — передача прав для принятия решения другому лицу или звену системы управления.

ДЕЛОВОЙ ДОГОВОР — сделка, по которой производитель обязуется изготовить обещанный товар, а заказчик обязуется оплатить договорную цену.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — совершенствование механизмов учета интересов человека в процессах управления с целью реализации власти большинства.

ДИСКОНТ - 1) учетный процент в банковской практике, который изымается при учете векселей; 2) в практике валютного и товарного рынков — снижение курса валюты при срочных операциях с наличной валютой.

ДИСПОНЕНТ — уполномоченный в делах фирмы.

ДОГОВОР — соглашение между лицами или организациями о взаимных правах и обязанностях при выполнении общей работы.

ЕДИНОНАЧАЛИЕ — распределение ответственности в системе управления, при котором руководитель несет всю полноту ответственности за состояние дел.

ИМИДЖ — образ менеджера (фирмы в целом), возникающий при восприятии его (ее) деятельности и оцениваемый относительно господствующих в обществе интересов и ценностей.

ИННОВАЦИЯ — изменения, ведущие к улучшению работы, повышению эффективности; деятельность по разработке и реализации нововведений.

ИНФРАСТРУКТУРА — совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих окружающую среду.

ИНФРАМЕНЕДЖМЕНТ — управление внешними процессами в той мере, в какой это оказывается возможным, т.е. внимание к внешним процессам и попытки управления ими.

КАРТЕЛЬ — договорное горизонтальное объединение предприятий, остающихся в правовом отношении юридически независимыми, но лишенных части собственной экономической самостоятельности.

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ — комплекс характеристик, отражающих потребность и возможность высокой социально-экономической эффективности управления.

КОММАНДИТ — лицо, несущее ограниченную ответственность.

КОМПРОМИСС — соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.

КОНСЕНСУС — достижение согласия по спорным вопросам.

КОНСОРЦИУМ — горизонтальное объединение предприятий для проведения определенных заданий в ограниченное время.

КОНЦЕРН — горизонтально-вертикальное и неограниченное объединение предприятий, которые, оставаясь в правовом отношении самостоятельными, отказались от своей экономической самостоятельности в пользу единого руководства.

КОММИВОЯЖЕР (РАЗЪЕЗДНОЙ АГЕНТ) — служащий, обладающий полномочиями способствовать заключению сделок или заключать сделки от имени хозяина за пределами предприятия (фирмы).

КОРПОРАЦИЯ — объединение или сообщество, созданное для реализации специфических интересов, которые отражены в нормах и принципах совместной деятельности.

ЛИДЕР — менеджер или любой член группы, оказывающий значительное влияние на поведение людей, формально или неформально выполняющий функции управления, пользующийся уважением и авторитетом.

МАРКЕТИНГ — вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей с помощью обмена на рынке. М. можно рассматривать как систему организации и управления хозяйственной деятельностью, которая максимально ориентирована на удовлетворение потребностей и запросов потребителей через рыночную конкуренцию.

МЕНЕДЖМЕНТ — совокупность принципов, методов, способов и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

МОНИТОРИНГ — систематическое отслеживание процессов или тенденций, постоянное наблюдение с целью своевременной оценки возникших ситуаций.

НОВАЦИЯ — прекращение обязательства по соглашению сторон путем замены его новым обязательством.

ОПЦИОН — право выбора альтернативных валютных условий контракта, которое обусловлено в договоре и предоставляется соответствующей стороне соглашения на определенный срок или при определенных обстоятельствах, что создает возможности для валютного арбитража.

ПРЕДВИДЕНИЕ — способность человека предугадывать будущее, результат деятельности, возможное состояние.

ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ — совокупность деловых качеств человека, характеризующих его способность к инициативной и рискованной деятельности, принятию нестандартных решений, определению условий и возможностей успеха.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ — представление фирмы, товара и др. с целью ознакомления или рекламы.

ПРОТЕКЦИОНИЗМ — экономическая политика государства, которая имеет цель защитить национальную экономику от иностранной конкуренции введением высокого таможенного сбора на ввозимые в страну товары, ограничением или полным запретом ввоза некоторых товаров. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ — экономический показатель эффективности работы предприятия за определенный период, который характеризует его прибыльность.

РИСК — принятие решений, вероятность успеха которых недостаточно высока.

РОЯЛТИ — вид лицензионного вознаграждения, который представляет собой ежегодные проценты или текущие отчисления, устанавливаемые в виде фиксированных ставок (в процентах) на основании расчета фактического экономического результата от использования лицензии.

САНКЦИЯ — 1) часть закона, правовой нормы, где указываются правовые последствия нарушения этого закона; 2) меры воздействия (экономические, финансовые) против государства, которое нарушило международные соглашения.

СИНДИКАТ — объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности при сохранении юридической и производственной самостоятельности предприятий, входящих в него.

СИТУАЦИЯ — состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели.

ТЕСТ — метод диагностики проблем, связанных с деятельностью человека; используется в исследовании проблем менеджмента.

ТРАНСФЕР (Т) — 1) перевод соглашения с одного счета на другой; 2) перевод иностранной валюты, ценных бумаг или золота из одной страны в другую.

ТРЕСТ — объединение предпринимателей, в котором входящие в него предприятия теряют свою хозяйственную, юридическую и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому решению.

УНИФИКАЦИЯ — приведение чего-либо к единой форме, системе.

УПРАВЛЕНИЕ — целенаправленное воздействие, согласующее совместный труд людей.

ФАКТОРИНГ — разновидность торгово-коммерческой операции, объединенной с кредитованием оборотного капитала клиента.

ХОЛДИНГ — вид предпринимательства, суть которого заключается в приобретении контрольного пакета акций различных компаний с целью контроля за их деятельностью и получения дивидендов.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — процесс распределения полномочий в направлении их концентрации на вышестоящих уровнях системы управления.

ШТАБНОЙ ПЕРСОНАЛ В ОРГАНИЗАЦИИ — специалисты, призванные повышать эффективность работы менеджеров линейных подразделений.

ЭКСПЕРТ — специалист, обладающий знаниями, опытом в определенной области деятельности, на основе которых он может дать обоснованное заключение по той или иной проблеме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: