Эмиссия. Первичные и вторичные акции




Акции удостоверяют участие в долевой собственности корпорации, право на участие в управлении корпорацией, а также право получения дохода в виде дивиденда. Владелец не может возвратить акции, он может только продать их на вторичном рынке ценных бумаг. Корпорация может приобретать собственные акции в качестве инструмента приведения в порядок финансовой структуры. Эмиссия акций -- это действие эмитента по размещению акций, которые могут осуществляться:

1. При учреждении корпорации и формировании первоначального капитала.

2. При преобразовании государственного предприятия в акционерное.

 

3. При дополнительной мобилизации капитала с целью увеличения существующего уставного фонда.

Акция – это денежный документ, который имеет определенную стоимость (номинальную, эмиссионную и рыночную). Корпорация может изменить номинальную стоимость акции. Процедура изменения номинальной стоимости акции в рамках уставного фонда называется деноминацией акций и может быть связана как с увеличением, так и с уменьшением их стоимости. Эмиссионная стоимость акций – это цена, по которой акции предлагаются первым собственникам. Причем эмиссионная стоимость может быть равна или быть больше номинальной. Разница между номнальной и эмиссионной стоимостью составляет эмиссионный доход корпорации, не включаемый в валовый доход корпорации. Рыночная стоимость акций – это стоимость акций, формирующаяся под влиянием спроса и предложения на вторичном рынке ценных бумаг. Она может быть больше, ниже или равна номинальной стоимости акций.

По форме акции могут выпускаться в документарном и бездокументарном виде. Выпуск акций в документарной форме осуществляется способом изготовления и выдачи акционерам сертификатов акций. Акции, выпускаемые в бездокументарной форме, существуют только на счете хранителя в виде учетных записей. Подтверждаются права на них выпиской со счета держателю акций. Форма выпуска утверждается Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку РБ.

По типу акции могут быть именными и на предявителя. Именная акция – паевая ценная бумага с указанием собственника. Информация о собсвенниках именных акций представляется в форме реестра акционеров (при документарной форме) или учетного реестра счетов акционеров (при бездокументарной форме). Акция на предъявителя – это паевая ценная бумага без указания собственника.

Среди категорий акций выделяются две: обычные (простые) и привилигированные. Основные права и полномочия владельцев простых акций:

1. Право голоса на выборах Совета директоров и право быть избранным в Совет директоров.

2. Право получать дивиденды, выплата которых, как правило осуществляется по истечении финансового года в зависимости от доходности корпорации.

3. Право переуступать собственность посредством продажи, дарения или завещания. Акции также могут выполнять функции залога.

4. Право голосовать по вопросам имущественных интересов акционеров.

5. Право проверять отчеты корпорации.

6. Право на ограниченную ответственность по взятым обязательствам.

7. Право на получение части активов при ликвидации корпорации.

Привилигированные акции занимают промежуточное положение между облигациями и простыми акциями, так как, с одной стороны, владельцы этих акций получают фиксированный дивиденд, а с другой – выплата дивидендов осуществляется по решению Совета директоров. Количество привилигированных акций не должно превышать 25% размера уставного фонда. Владельцы этих акций не участвуют в управлении корпорацией, но их вклады позволяют мобилизовать дополнительный капитал, не меняя количественных пропорций голосов владельцев простых акций.

Владельцы облигаций имеют полную гарантию получения дивиденда и по этой причине облигации получили статус старших ценных бумаг. Корпорация имеет право выпускать в оборот облигаций общей стоимостью не более размера уставного фонда.

На первичном рынке акций ценная бумага переходит к первому покупателю. В результате эмитент получает необходимый капитал. Дальнейшее движение акций происходит на вторичном рынке, который не является источником для эмитента. Этот рынок может быть биржевым и внебиржевым. Однако именно биржевой рынок, где сосредоточены найболее качественные ценные бумаги, определяет конъюнктуру и процесс развития фондового рынка. Если на фондовой бирже брокер, выполняя распоряжение клиента, выступает как посредник и получает за это комиссионное вознаграждение, то на внебиржевом рынке дилеры получают доход в виде разницы между суммой, которую один дилер заплатил другому за акции, и той которую он взял с покупателя акций, и наоборот. Для внесения в списки биржи корпорация должна соответствовать определенным рыночным стандартам (численность акционеров, количество акций, ежегодный доход, доля рынка и др.). Процедура выполнения этих условий называется листингом. В случае потери рыночных стандартов корпорация исключается из биржевого списка (делистинг). На бирже осущесвляется котировка курса акций, то есть установление их стоимости в зависимости от цен заключенных сделок.

 

4.2. Капитал корпорации: формирование, изменение.

 

Уставной фонд корпорации создается за счет взносов учредителей (акционеров) в обмен на акции. Его размер равен сумме стоимостей выпущенных акций. Номинальная стоимость уставного фонда устанавливается учредительными документами. Оплату акций можно осуществлять денежными средствами, материальными ценностями, имущесвенными правами. Форма оплаты определяется уставом.

Сущесвуют следующие варианты учета уставного капитала:

1. Учет уставного капитала как акций, находящихся в обращении из числа объявленных акций. В результате размер уставного каптала в этом случае равен стоимости выпущенных акций, находящихся в обороте.

2. Учет уставного капитала как суммы выпущенных акций независимо от того, находятся эти акции в обороте или нет.

3. Учет уставного капитала, сформированного путем выпуска акций с установленным номиналом, а любая разница между ценой реализации и их номинальной стоимостью отражает дополнительно внесенный капитал (эмиссионный капитал).

Корпорация имеет право увеличивать уставный капитал, если ранее выпущенные акции полностью оплачены не ниже номинальной стоимости. Пути:

1. Выпуск новых акций (дополнительная эмиссия акций);

2. Обмен облигаций на акции (конвертация облигаций в акции);

3. Увеличение номинальной стоимости акций. Оно вызывается необходимостью привлечения дополнительных средств акционеров в уставный капитал без изменения числа акционеров.

Корпорация имеет право уменьшать уставный капитал через:

1. Уменьшение количества акций путем выкупа части этих акций у их собсвенников с целью аннулирования.

2. Уменьшение номинальной стоимости акций (деноминация акций).

 

4.3. Анализ эмитента акций.

 

Он предполагает:

1. Анализ общего состояния эмитента.

2. Анализ финансовой отчетности.

Анализ общего состояния эмитента заключается в оценке акционерного капитала, его роли и места в акционерном управлении. При этом применяется следующая классификация акций:

1. Акции нарождающихся сфер деятельности, которые характерны для корпораций, приступивших к практическому использованию научных открытий (например, нанотехнологий). Дивидендов практически нет.

2. Акции растущих предприятий – это акции корпораций, чьи доходы достигли среднего уровня. Дивиденды невелики, так как идет финансирование расширения производства.

3. Доходные акции, когда дивиденды превышают средний уровень, так как корпорации имеют хорошо прогнозируемые источники дохода (добыча ресурсов, ресурсопереработка).

4. Акции «Голубая фишка», которые выпускают найболее мощные корпорации, определяющие деловой климат в стране и мировой экономике (Боинг, Дженерал электрик и др.).

5. Акции циклических сфер деятельности, конъюнктура на которые колеблется в соответствии с ритмом деловой активности (автомобильная, тракторная и подобные сферы деятельности).

6. «Униженные» акции, чье название означает, что они отражают молодость и неизвестность компании и в силу этого стоят гораздо меньше чем у известных.

После общей оценки акционерного капитала осуществляется анализ финансовой отчетности, с одной стороны, для внутренних пользователей, разрабатывающих прогнозы и планы хозяйственной деятельности корпорации, а с другой – для внешних пользователей – потенциальных инвесторов.

В финансовом анализе используются следующие методы:

1. Вертикальный анализ (определение удельного веса отдельных статей финансовых отчетов).

2. Горизонтальный анализ (анализ трендов, то есть тенденций изменения отдельных финансовых показателей за определенный период времени).

3. Метод коэффициентов, предполагающий расчет относительных показателей рентабельности, ликвидности, стабильности акционерного капитала и др.

Найболее важные направления финансового анализа:

1. Анализ текущей платежеспособности, который предполагает возможность погашения краткосрочной задолженности через разницу между оборотными (текущими) активами и краткосрочной задолженностью.

2. Оценка финансовой независимости эмитента, которая означает насколько корпорация независима от заемного капитала и насколько велика гарантия погашения ею своих долгов через:

А) Коэффициент собственности (отношение собственных средств к общей величине средств корпорации);

Б) Размер долга на одну акцию (отношение общего долга к акционерному капиталу);

В) Отношение собственных средств к текущим активам;

Г) Отношение текущих активов ко всему заемному капиталу (означает, что сколько раз текщие активы погасят заемный капитал).

 

4.4. Анализ прибыльности акционерного капитала.

 

Он проводится корпорацией в определенной последовательности:

А) Оценка степени прибыльности корпорации.

Б) Определение прибыльности ценных бумаг.

В) Оценка финансовой устойчивости корпорации.

При оценке степени прибыльности корпорации рассматривается ряд показателей:

1. Рентабельность продаж как отношение чистой прибыли к объему продаж (его надо анализировать в динамике за ряд лет и если он ниже среднеотраслевого, то это неблагоприятный сигнал для инвестора).

2. Коэффициент себестоимости как разница между единицей и рентабельностью продаж:

 

3. Прибыль на акционерный капитал:

Ппа

------------100%

Спа

 

Ппа=ЧП-ДП-ДО, где: Ппа-прибыль на простые акции;Ппа-стоимость простых акций; ЧП-чистая прибыль; ДП-дивиденды на привилигированные акции; ДО-дивиденды на облигации.

Для выяснения прибыльности ценных бумаг как стоимости чистых активов корпорации на одну ценную бумагу. Для этого рассмотрим следующие показатели:

1. Расчет чистых активов на одну облигацию:

ЧА-КО

ЧАо = ------------, где: ЧА-размер чистых активов; КО-краткосрочные

СО

обязателства;

; СО-количество выпущенных облигаций.

2) Расчет чистых активов на одну привилегированную акцию.

Привилигированные акции получают свое покрытие только после обеспечения обязательств по облигациям:

ЧА-КО-ОО

ЧАп = -----------, где: ОО-обязательства по облигациям; СП-количество привили-

СП

гированных акций.

3. Расчет чистых активов на одну простую акцию:

ЧА-КО-ОО-ОП

ЧАа=--------------------, где: ОП-обязательства по привилегированным

СА

Акциям; ОП-количество простых акций.

Оценка финансовой устойчивости осуществляется по показателям финансовой независимости, рассмотренным выше.

 

4.5. Управление процессом формирования и использования прибыли корпорации. Дивидендная политика.

 

Неотъемлемым признаком хозяйственной деятельности корпорации является появление консолидированной прибыли от деятельности материнской и дочерних предприятий. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью, так как в этом случае достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала. В зависимости от рыночной конъюнктуры и направления развития компании степень консолидации корпоративной прибыли может бать разной: от полной консолидации в головной компании до частичного или полного распределения среди дочерних предприятий.

Основу формирования собственных финансовых ресурсов, направляемых на различные нужды компании, составляет балансовая прибыль. Она представляет собой сумму следующих видов прибыли:

1. Прибыль от реализации продукции (операционная прибыль);

2. Прибыль от реализации имущества;

3. Прибыль от внереализационных операций.

сасписаны. Кроме этого предметом внимания участников корпоративных отношений является резервный фонд, который формируется для самострахования от малых рисков.

Корпорация имеет право выкупить у акционеров оплаченные ими акции, но только за счёт сумм превышающих уставный фонд.

Корпорация имеет право увеличивать уставный фонд, если ранее выплаченные акции полностью оплачены не ниже номинальной стоимости.

Пути увеличения уставного фонда:

1) Выпуск новых акций (дополнительная эмиссия).

2) Обмен облигаций на акции (конвертация облигаций в акции).

3) Увеличение номинальной стоимости акции.

Корпорация имеет право уменьшать уставный фонд через:

- уменьшение количества акций путём выкупа корпорации с последующим их аннулированием;

- уменьшение номинальной стоимости акции.

Помимо уставного фонда одной из важнейших составляющей корпорации является нераспределённая прибыль, которая представляет собой часть чистой прибыли корпорации, не выплаченной в виде дивидендов. Она делится:

1) на ассигнованную часть, которая идет на развитие корпорации;

2) не ассигнованную часть.

В мировой практике имеют место ограничения на величину нераспределённой прибыли, на величину акционеров, в одних случаях эти ограничения закрепляются законодательно, а в других оговариваются в учредительных документах, при этом важное значение имеют ограничения в учредительских документах, то есть в какой форме эти ограничения расписаны. Кроме этого, предметом внимания участников корпоративных отношений является резервный фонд, который формируется для самострахования от малых рисков.

Корпорация имеет право выкупить у акционеров оплаченные ими акции, но только за счёт сумм, превышающих уставный фонд.

Корпорация имеет право увеличивать уставный фонд, если ранее выплаченные акции полностью оплачены не ниже номинальной стоимости.

Пути увеличения уставного фонда:

1) Выпуск новых акций (дополнительная эмиссия).

2) Обмен облигаций на акции (конвертация облигаций в акции).

3) Увеличение номинальной стоимости акции).

Корпорация имеет право уменьшать уставный фонд через:

- уменьшение количества акций путём выкупа корпорации с последующим их аннулированием;

- уменьшение номинальной стоимости акции.

Анализ эмитента акции.

Анализ общего состояния эмитента начинают с общей оценки его акционерного капитала. При этом применяться следующая отраслевая классификация акций:

1) Акции нарождающихся отраслей, которые приступили открытие, дивидендов практически нет.

2) Акции растущих корпораций -- это акции таких корпораций, чьи доходы достигли среднего уровня (дивиденды не велики, так как в этот момент финансируется расширение производства.

3) доходные акции, когда дивиденды превышают средний уровень (то есть корпорации имеют хорошо прогнозируемые источники дохода).

4) Акции (голубая фишка) -- акции которые выпускают более мощные предприятия и которые являются основными игроками биржевой деятельности (боинг, дженерал электрик и др.).

5) Акции циклических отраслей, цены которых изменяются в соответствии с изменением деловой активности (станкостроительные, тракторные корпорации и др.).

6) Униженные акции -- чьё название означает, что они отражают молодость и неизвестность корпорации, и в силу этого они стоят гораздо ниже, чем у известных корпораций при равенстве стоимости активов.

После общей оценки акционерного капитала осуществляется анализ финансовой отчётности:

а) для внутренних пользователей с целью прогнозирования и планирования деятельности;

б) для внешних пользователей -- потенциальных инвесторов.

В финансовом анализе используются следующие методы:

1) вертикальный анализ (определение удельного веса финансовой отчётности);

2) горизонтальный анализ (анализ трендов), то есть тенденций изменения финансовых показателей во времени;

3) метод коэффициентов -- предполагающий расчёт относительных показателей эффективности (прибыли, ликвидности и т.д.).

Наиболее важные направления финансового анализа:

1 Анализ текущей платёжеспособности, который предполагает выявление платёжеспособности погашения краткосрочной задолженности (определяется размер мобильных средств через разницу между оборотными активами и краткосрочной задолженностью).

2 Оценка финансовой независимости эмитента, которая означает на сколько корпорация не зависима от заёмного капитала и на сколько велика гарантия погашения ею её долгов, для этого определяется:

а) коэффициент собственности (отношение собственных средств к общей величине средств корпорации);

б) размер долга на акцию отношения общего долга к размеру акционерного капитала;

в) отношение собственных средств к текущим активам;

г) отношение заёмных средств ко всему капиталу.

Анализ прибыльности акционерного капитала.

Анализ прибыльности корпорации осуществляется в следующей последовательности:

а) оценка степени прибыльности корпорации

б) определение прибыльности ценных бумаг

в) оценка устойчивости ценных бумаг

При оценке степени прибыльности корпорации, рассматривается ряд показателей:

1. рентабельность продаж как отношение балансовой прибыли к объёму продаж (анализируется в динамике по отношению к среднеотраслевому уровню и если он его ниже, то это не благоприятный сигнал для инвестора).

2. коэффициент себестоимости, который определяется как разница между единицей и рентабельностью продаж. Это даёт возможность определить долю себестоимости в продаже.

3. коэффициент чистой прибыльности как отношение чистой прибыли к объёму продаж -- это соотношение означает, что в каждом рубле продаж содержится столько рублей чистой прибыли.

4. прибыль на акционерный капитал как отношение прибыли на простые акции к общей стоимости простых акций, при этом прибыль на простые акции определяется как разница между чистой прибылью и дивидендами привилегированных акций и облигаций.

Для выяснения прибыльности ценных бумаг, как стоимость чистых активов корпорации на одну ценную бумагу, рассмотрим следующие показатели:

1. расчёт чистых активов на одну облигацию. Для этого от общих материальных активов отнимаются краткосрочные обязательства и полученный результат делят на количество выпущенных облигаций;

2. расчёт чистых активов на одну привилегированную акцию -- для этого необходимо от величины чистых активов корпорации отнимать краткосрочные обязательства и обязательства по облигациям, полученный результат делится на количество привилегированных акций.

3. расчет чистых активов на одну простую акцию -- для этого из размера материальных активов отнимается размер краткосрочных облигаций и обязательство по облигациям и привилегированным акциям. Полученный результат делится на количество полученных акций.

Для оценки устойчивости корпорации следует рассмотреть в первую очередь эффективность использования ею заёмных средств. В ходе анализа, проверяется, на сколько целесообразно были проведены займы и сможет ли корпорация регулярно обслуживать долг по процентам.

Управление процессом. Управление процессом формирования и использования прибыли корпорации. Дивидендная политика.

Необходимость консолидирования прибыли определяется экономической целесообразностью, так как достигается большая мобильность в использовании полученных средств и использовании их на наиболее приоритетных направлениях хозяйственной деятельности корпорации. Основу консолидированной прибыли, направляемую на развитие, составляет общую балансовую прибыль корпорации, которая включает:

1. Операционную прибыль (прибыль от реализации).

2. Прибыль от реализации имущества.

3. Прибыль от внереализационных операций.

Среди всех видов прибыли главная роль принадлежит операционной прибыли (90--95% балансовой прибыли). Она и является объектом внимания с позиции управления процессом её формирования и использования. Для того чтобы управлять прибылью, необходимо рассмотреть основные факторы прибыли и основные факторы хозяйственной деятельности, которые оказывают влияние на фактор прибыли.

Основные факторы прибыли:

- объем реализации продукции в стоимостном и натуральном выражениях;

- уровень чистой прибыли;

- уровень переменных издержек;

- уровень постоянных издержек;

- соотношение постоянных и переменных издержек;

- сумма налоговых платежей, выплачиваемых из прибыли.

Для улучшения факторов прибыли осуществляется факторный анализ элементов хозяйственной деятельности, оказывающих влияние на фактор прибыли. Факторный анализ элементов хозяйственной деятельности позволяет определить наиболее чувствительные факторы (слабые факторы), которые являются объектом внимания менеджмента корпорации и по которому осуществляется мероприятия, усиливающие данные факторы и позволяющие снижать издержки.

От эффективного воздействия на факторы прибыли зависит дивидендная политика корпорации: надо ли выплачивать дивиденды и в каком количестве. По этому поводу существует 2-е точки зрения:

1. Согласно ей дивиденды должны выплачиваться тогда, когда удовлетворены все потребности по развитию производства и реализации инвестиционных проектов.

2. Согласно ей приоритет в любом случае отдаётся выплате дивидендов.

Главный аргумент первой точки зрения связан с тем, что реинвестированная прибыль увеличивает имущество и чистые активы корпорации, а, следовательно, балансовую стоимость акций. В этом случае акционеры получают свой доход с определенным временным разрывом и риском.

Реально дивидендная политика заключается в том, что бы принимать такие решения, которые балансировали бы интересы участников корпоративных отношений и темпы развития корпорации, поэтому корпорации в большинстве случаев удовлетворяет обе точки зрения, кроме этого в дивидендной политике можно использовать метод получения дохода акционеров дополнительными акциями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: