Формирование корпоративной культуры




 

Исследованиями Хей-рипорт в США было доказано, что быстро растущие корпорации обладают высокой корпоративной культурой. Корпоративная культура -- это система духовных и материальных ценностей, проявлений работников, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации и отражающих ее индивидуальность.

Основные принципы корпоративной культуры:

1) современность по всем духовным и материальным факторам культуры (стиль управления, модель профилактики конфликтов, модель материального стимулирования и др.);

2) гармония отдельных элементов культуры по уровню развития, направленности, целям и способам достижения целей;

3) функционирование по писанным и не писанным законам;

4) опора на современные достижения различных наук;

5) восприятие людей как главной ценности корпорации;

6) стремление к получению знаний о деловых партнерах и своих сотрудниках для их лучшего понимания

Степень работы принципов зависит от вида деятельности. Р. Рюттенгер приводит классификацию культур корпорации по видам деятельности:

1) Культура торговли, которая характерна для предприятий торговли и сбытовых контор корпорации. Эта культура связана: а) с максимизацией личных связей и количества деловых контактов с клиентами, их однообразием, настойчивостью в поиске выгодных сделок, минимизации духовности человека; б) с погоней за количеством в ущерб качеству, ориентацией на краткосрочность успеха.

В результате вырабатывается склонность к смене места работы, порождающая текучесть кадров корпорации.

2)Спекулятивная культура (культура выгодных сделок) -- присуща корпорациям, производящим сделки с ценными бумагами, денежными средствами и сырьевыми товарами. Доходы здесь, как правило, не соизмеримы с произведенными затратами. Такая культура требует быстрого использования представляющих возможностей людям, обладающим бойцовскими и агрессивными качествами. Для этих людей характерна не способность к коллективному сотрудничеству и вкладыванию сверх прибыли в наукоёмкие бизнес-проекты.

3) Инвестиционная культура -- присуща корпорациям, ориентированным на будущее, она развивает в работниках основательность осмотрительность, терпеливость, настойчивость, способность к коллективным решениям и демократическому стилю управления, так как высока степень ответственности и риска, а отдача от вклада инвестиций разделяется во времени получения результата. Эта культура -- культура людей экономики развития.

4) Административная культура. Она развивается в механистических (бюрократических) оргструктурах управления корпорацией, где первоочередность форма, а не результат деятельности, соблюдение правил и распорядка на всех уровнях управления. В таких корпорациях доминирует авторитарный стиль управления и длительный цикл принятия решений. Связь между результатом и вознаграждением слабая. В результате корпорация теряет гибкость и быстроту реакции на требования рынка и научно-технического прогресса.

В целом корпоративная культура, формирует взаимосвязи между внутренними субъектами ( личность -- группа -- персонал корпорации), а также между акционерами, клиентами и сотрудниками корпорации. Причём последняя взаимосвязь представляет собой многообразие ролей и статусов:

- клиент может стать акционером и сотрудником, а сотрудник акционером. Это приводит к развитию комплекса культур. Превращение сотрудника в акционеры (например, повышает у него культуру преданности корпорации, причастности к её делам, стимулирует рост отдачи).

Кроме этого формирование и совершенствование корпоративной культуры связано с её структуризацией: культурой условий труда и производства, культурой применяемых средств труда, культурой межличностных отношений, культурой управления, культурой самих работников, культурой взаимоотношения с внешней средой.

 

3.5. Формирование органов управления. Требования к кандидатам в органы управления.

 

Систему органов управления корпорации составляют: общее собрание акционеров, наблюдательный совет (совет директоров), правление и ревизионная комиссия.

Создание системы управленческих органов преследует 2 цели:

1) обеспечение прав акционеров при принятии решения относительно стратегии и тактики развития корпорации;

2) обеспечение эффективного развития корпорации.

Высший орган управления -- общее собрание акционеров. Наблюдательный совет контролирует и регулирует деятельность как правления, так и в целом корпорации. Правление представляет собой коллегиальный исполнительный орган управления, который руководит всей текущей деятельностью корпорации. Ревизионная комиссия является контролирующим органом корпорации и непосредственного участия в принятии управленческих решений не принимает.

Структура управления корпорации может быть 3-х уровневой (собрание акционеров -- наблюдательный совет -- правление), или двухуровневой (собрание акционеров -- правление), в последнем случае управление осуществляется без участия наблюдательного совета, так как законодательство Республика Беларусь не требует его создания при числе акционеров менее 50-ти.

а) Общее собрание акционеров: компетенция, порядок созыва и проведения.

Право акционера на участие в управлении реализуется возможностью учувствовать в работе общего собрания. Посещаемость акционеров зависит от структуры капитала. Высокая степень распылённости капитала, как правило, способствует низкой степени заинтересованности в реализации прав акционеров. В этом случае акционеры, как правило, передают свои голоса по доверенности членам наблюдательного совета. Если капитал концентрируется главным образом у крупных акционеров, то степень их заинтересованности в управлении корпорации очень высока. Согласно законодательству Республики Беларусь общее собрание акционеров может быть первым, очередным и внеочередным.

Первое собрание отличается от других тем, что на нём рассматриваются стартовые вопросы начала функционирования корпорации:

1) утверждение регламента собрания;

2) выборы в основные органы управления;

3) определение стратегии развития корпорации;

4) определение финансовой политики.

Очередное собрание -- проводится, как правило, один раз в год, после завершения финансового года, когда необходимо утверждать годовой баланс корпорации. Это собрание начинает функционировать по решению правления, которое должно быть принято не позднее 2-ух месяцев от запланированной даты. Правление назначает место и дату собрания, определяет повестку дня, а также назначает членов мандатной и счётной комиссии. Создается организационный комитет по подготовке общего собрания.

Компетенция общего собрания акционеров может быть общей и исключительной. Общая компетенция собрания рассматривает следующие вопросы:

- избрание и отзыв членов наблюдательного совета, а также членов правления и ревизионной комиссии;

- определение основных направлений деятельности и утверждение планов;

- определение и реорганизация организационной структуры корпорации;

- решение вопросов по приобретению акций и других ценных бумаг.

К исключительной компетенции общего собрания относят:

- внесение изменения в устав корпорации;

- создание и приостановление деятельности дочерних предприятий и корпорации в целом;

- утверждение годовых результатов деятельности корпораций;

- определение порядка распределения прибыли;

- установления сроков и порядка выплаты дивидендов.

Исключительная компетенция исключает возможность делегирования полномочий.

Внеочередное собрание акционеров созывается по требованию наблюдательного совета, ревизионной комиссии, акционеров, владеющих 10 и более %-ми акций. Кроме этого, собрание может быть организовано из-за неплатёжеспособности корпорации.

Своё право акционеры могут реализовать не позднее 30 дней до созыва общего собрания.

Каждый акционер может предлогать, а акционер, владеющий больше 10% акций, требовать включения в повестку дня любых вопросов, относящихся к деятельности корпорации.

Порядок проведения общего собрания условно разделяется на этапы:

1. определения кворума;

2. открытие собрание;

3. обсуждение вопросов включенных в собрание;

4. голосование;

5. подведение итогов;

6. протоколирование хода обсуждения и принятых решений;

7. закрытие собрания.

Акционеры принимают участие в собрании лично или через своих представителей по доверенности.

Б) Наблюдательный совет: компетенция, порядок создания и работы. Наблюдательный совет является как контролирующим так и регулирующим органом корпорации. Он представляет собой мини-собрание акционеров. Форма его работы имеет сезонный характер и заключается в организации заседаний с определённой периодичностью, но не реже 1-го раза в квартал. Выделяются заседания:

Текущие;

Годовые;

Внеочередные.

Проведение годового заседания является обязательным, так как на нём рассматривается финансовая отчётность.

Компетенция наблюдательного совета:

1) контроль за разработкой стратегического плана;

2) оценка эффективности правления и при необходимости смены руководства;

3) инициирование проведения проверок ревизионной комиссией результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

4) защита прав акционеров;

5) решения по направлению финансовых потоков корпорации.

Работа наблюдательного совета включает организацию различных комитетов, которые разрабатывают решения по актуальным проблемам.

В) Правление: компетенция, порядок создания и работы.

Осуществляет управление текущей деятельностью предприятия.

Компетенция правления:

1. Утверждение текущих планов, бизнес-планов и иных планов хозяйственной деятельности;

2. Распоряжение имуществом, а также денежными средствами в рамках оговоренных уставом;

3. Утверждение ежегодных смет, штатного расписания и должностных окладов работников (кроме членов правления);

4. Предоставление ежегодного отчёта и баланса корпорации на утверждение общего собрания акционеров;

5. Принятие и увольнение работников, учёт движения кадров.

Решения должны приниматься коллегиально на заседаниях путём голосования.

Состав правления:

1. Председатель правления;

2. Первый заместитель (технический директор), главный инженер;

3. Заместитель по экономике (по финансам);

4. Заместитель по производству;

5. Юрист;

6. Руководители структурных подразделений, дочерних предприятий.

Г) Ревизионная комиссия: компетенция, порядок создания и работа.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия путём осуществления проверок. На рассмотрение наблюдательного совета представляются результаты проверок, которые позволяют принимать решения по расшивке узких мест.

Во время выполнения своих функций ревизионная комиссия проверяет:

1. Финансовую документацию предприятия.

2. Соблюдение правлением нормативов и правил в решениях по финансам.

3. Своевременность и правильность платежей по всем видам финансовой деятельности.

4. Правильность составления баланса и всей документальной отчётности.

5. Контроль использования средств из фондов прибыли, порядка оплаты акций.

Кроме этого ревизионная комиссия анализирует финансовое состояние корпорации, её платёжеспособность, ликвидность, резервы для улучшения экономического положения корпорации.

Ревизионная комиссия выполняет свои функции путём текущих и внеочередных проверок финансово-хозяйственной деятельности.

д) Формирование органов управления, требования к кандидатам органов управления.

Акционерами могут быть физические и юридические лица.

Членами наблюдательного совета могут быть: представители профсоюзного комитета, члены трудового коллектива.

Членами наблюдательного комитета не могут быть:

1. Лица, имеющие ограничения в соответствии с уставом (возраст, опыт работы, специальность);

2. Члены ревизионной комиссии;

3. Государственные служащие.

Членами правления могут быть как акционеры, так и не акционеры:

Членами правления не могут быть:

1. Лица, на которые распространяются ограничения, предусмотренные уставом (возраст, образование и др.).

2. Государственные служащие.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!