Корпоративное управление с позиции различных подходов: балансового, отношений между корпорацией и обществом, нормативного, экономического, организационного. Консолидированное понятие корпоративного управления. Содержание корпоративного управления. Основные задачи корпоративного управления. Агентская теория корпоративного управления. Основные принципы управления корпорациями. Модели корпоративного управления: Англо-американская, Немецкая, Японская. Их основные отличия. Роль информации в корпоративном управлении. Условия раскрытия информации. Конфиденциальная информация.
Тема 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР, НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЗВИТИЯ
Сущность понятия «Корпорация». Основные признаки корпоративного образования. Преимущества корпоративных структур перед автономными субъектами хозяйственной деятельности. Принципы корпоратизации предпринимательских структур. Типы корпоративных объединений: горизонтальная, вертикальная, конгломеративная. Система участия и формы контроля зависимых и дочерних фирм. Механизм функционирования корпорации: элементы, регуляторы. Характеристика организационно-правовых форм корпоративных структур: товариществ, обществ, унитарного предприятия, кооператива, дочерних и зависимых обществ. Организационно-экономические формы корпоративных объединений: картель, синдикат, консорциум, концерн, конгломерат, холдинг, финансово-промышленная группа, транснациональная корпорация, совместное предприятие. Особенности. Отличия. Выбор. Современные элементы гибкого корпоративного строительства: сетевые структуры управления, виртуальные предприятия и «подвижное» производство, CALS-технологии, гибкие производственные системы. Белорусская перспективная модель корпоративного строительства. Государственное регулирование и государственная поддержка корпораций.
|
Тема 3. УЧАСТНИКИ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫУПРАВЛЕНИЯ
Акционеры: статус, права, обязанности. Группы акционеров и их участие в управлении корпорацией. Контрольный пакет акций и контроль над деятельностью корпорации. Совершенствование отношений между основными участниками корпоративных отношений. Конфликт интересов в корпоративном управлении: диагностика и профилактика. Механизм социального менеджмента в диверсификации корпоративных отношений. Формирование баланса интересов участников. Формирование корпоративной культуры. Формирование органов управления: наблюдательного совета (совета директоров), правления, ревизионной комиссии. Компетенция, порядок создания и работы. Требования к кандидатам в органы управления корпорацией.
Тема 4. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР
Акции, типы и категории. Формы выпуска акций. Эмиссия. Первичный и вторичный рынки акций. Фондовые биржи и внебиржевой оборот акций. Капитал корпорации: формирование, изменение. Анализ эмитента акций. Анализ прибыльности акционерного капитала. Управление процессом формирования и использования прибыли корпорации.
Тема 5. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАЦИЕЙ
И ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Сущность стратегического управления корпорацией. Этапы стратегического управления: анализ внешней и внутренней сред корпорации; выбор миссии и цели; выбор стратегии развития корпорации; выполнение стратегии; контроль и анализ выполнения стратегии; регулирование стратегии. Характеристика общих и эталонных стратегий развития корпорации. Выбор стратегии. Стратегический контроллинг и его взаимосвязь с системой принятия управленческих решений. Корпоративная реструктуризация как метод стратегического управления.
|
Тема 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СИСТЕМЫСТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЕЙ
Общие характеристики обеспечения экономической безопасности корпорации. Принципы построения системы экономической безопасности корпорации. Основные инструменты экономической безопасности корпорации: управление рисками, техническая защита, финансовая защита. Субъекты экономической безопасности корпорации. Этапы мониторинга экономической безопасности корпорации. Уровни экономической безопасности. Концепция экономической безопасности корпорации: методы, задачи. Этапы создания системы экономической безопасности корпорации.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основная
1. Бандурин А.В. Теория и практика корпоративного управления. М.: «Дело», 2006.
2. Клочай В.В. Особенности построения систем корпоративного управления в России. М.: «Анкил», 2007.
3. Казаченко О.В. и др. Корпоративное управление. Киев: ЛАНС, 2004.
4. Орехов С.А. Основы корпоративного управления. М.: ООО «Маркет», 2006.
5. Орехов С.А., Селезнев В.А. Современное корпоративное управление. М.: ООО «Маркет», 2004.
|
6. Тур А.Н. и др. Основы корпоративного управления. Мн.: «Технология», 2000.
7. Чуб Б.А., Курчаков Р.С. Корпоративное управление. М.: «Интел-Синтез», 2000.
Дополнительная
1. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб.: КультИнформПресс, 2001.
2. Дэвид Хасси. Стратегия и планирование. СПб.: Питер, 2001.
3. Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь – 1992 № 35, 1994, № 6, 1995, № 19 // Ведомости национального собрания Республики Беларусь, 1998, № 2.
4. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.
5. Пино Р. Корпоративное айкидо. СПб.: Культ Информ Пресс, 2001.
6. Положение о холдингах, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации республиканской собственности: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 апреля 1993 г. № 250 (с послед. изм. и доп.) // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1993. -- № 13.
7. Спивак В. Корпоративная культура. Ключевые вопросы. СПб.: Питер, 2001.
8. Стратегическое управление корпорациями / Кныш М.И., Пучков В.В., Тютиков Ю.П. – СПб.: КультИнформПресс, 2002.
9. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. – М.: Городец, 2003.
10. Чигир В.Ф. Физические и юридические лица как субъекты гражданского права. – Мн.: Амалфея, 2000.
Теоретический раздел
Базовый учебник
1. Симанович,В.Л. Корпоративное управление (конспект лекций – электронный вариант).-Минск, ИПП, 2014.