БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА




Учебно-методический комплекс

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Корпоративное управление»

(электронная версия)

для специальностей:

1-026 01 02 «Бизнес-администрирование», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

 

Составил:

Симанович В.Л., кандидат экономических наук, доцент;

 

Рассмотрен и утвержден на заседании Совета ИПП

_________________ 2014 г., протокол № ____ от _________ 2014 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Базовая учебная программа

2. Теоретический раздел

3. Практический раздел

4. Контроль знаний

5.Вспомогательный раздел

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящий учебно-методический комплекс (УМК) представляет собой совокупность учебно-методических материалов по дисциплине «Корпоративное управление», способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, а также правильной организации самостоятельной работы студентов и обеспечивающих методическое сопровождение и дополнительную поддержку процесса обучения информационно-справочными материалами по данной дисциплине.

Такими информационно-справочными материалами являются основные разделы УМК, включающие: базовую учебную программу как основу для разработки рабочей учебной программы по данной дисциплине; теоретический раздел, включающий базовый учебник (в данном случае – конспект лекций); практический раздел, в котором находится тематика проведения семинарских занятий с перечнем вопросов и заданий по соответствующим темам дисциплины, тематика докладов и рефератов, основная и дополнительная литература, а также литература для подготовки рефератов; раздел контроля знаний, включающей перечень вопросов для самопроверки знаний, промежуточные тесты, а также перечень экзаменационных вопросов; вспомогательный раздел, включающий глоссарий, критерии оценки результатов учебной деятельности студентов, учебную программу по дисциплине для студентов очного и заочного обучения.

Организация работы с УМК включает знакомство студента с основными темами дисциплины, вопросами по темам в рабочей учебной программе, по которым сформированы экзаменационные тесты. Конспект лекций содержит в сжатом виде все ответы на поставленные вопросы и вместе с основной и дополнительной литературой, указанной в практическом разделе, позволяет в полном объеме получить студенту знания по данной дисциплине, а также сдать экзамен (зачет). И если студент затрудняется с пониманием терминов, он может обратиться в глоссарий, который является самостоятельным подразделом вспомогательного раздела УМК. Ориентиром для студента является также система оценки знаний, содержащая требования к объему знаний для получения оценки в диапазоне 1 – 10 баллов при сдаче экзамена (зачета).

Глобализация мировой экономики выдвигает повышенные требования к производителям продукции с точки зрения потребности рынка, темпов научно-технического прогресса. Поэтому в мировой экономике, с одной стороны, наблюдается тенденция к разукрупнению предприятий на относительно небольшие и более адаптивные к требованиям рынка, а с другой – тенденция к их объединению в сложные структуры – корпорации, позволяющие решать сложные и затратные задачи ускорения научно-технического прогресса, совершенствования продукции, роста производительности труда.

Корпоративное строительство в промышленно передовых странах идет, во-первых, по пути их укрупнения. Это дает возможность усиливать общий капитал и направлять его на развитие наиболее приоритетных и наукоемких направлений развития. Во-вторых, развитие корпоративных объединений требует использования современных направлений их структурирования за счет развития сетевого управления дочерними предприятиями, насыщения их гибкими производственными системами, позволяющими в кратчайшие сроки и с минимальными затратами переходить на выпуск новой продукции и одновременно повышать производительность труда на принципах сознания безлюдных технологий. В-третьих, развитие идет повышения гибкости корпораций использованием «подвижных» производств, позволяющих решать локальные задачи повышения эффективности производства без формирования дополнительных структур. В-четвертых, укрупнение корпоративных объединений требует постоянного совершенствования системы управления дочерними предприятиями через ее автоматизацию, насыщения CALS-технологиями как системами поддержки принятия управленческих решений по ускорению процессов совершенствования продукции и развития производства. Это подчеркивает актуальность изучения данного курса в системе высшего образования в области управления, а также высвечивает цель изучения данной дисциплины – подготовка менеджеров и предпринимателей, которые должны быть эффективными участниками корпоративных отношений в условиях усложняющегося корпоративного строительства, внедрения новых и более эффективных технологий производства и управления. Изучение данной дисциплины позволит более безболезненно включаться студенту как будущему специалисту в систему акционерного управления корпорациями. Система акционерного управления требует такой подготовки специалиста, которая позволяет последнему более эффективно и комфортно чувствовать себя в системе обращения ценных бумаг как во внебиржевом, так и в биржевом обороте.

Предметная область дисциплины охватывает: теоретические основы корпоративного управления, уже действующие в мировой практике модели корпоративного управления, основные преимущества корпоративных структур, типы корпоративных объединений с точки зрения используемых в отечественной и зарубежной практике организационно-правовых и организационно-экономических форм структурирования корпораций. Корпоративные объединения рассматриваются в развитии с использованием современных элементов гибкого корпоративного строительства (сетевые структуры, виртуальные предприятия, подвижное производство, CALS-технологии, гибкие производственные системы). В курсе рассматривается перспективная Белорусская модель корпоративного строительства, которая включает все вышеперечисленные элементы гибкости, но на качественно более высоком уровне, чем те, которые используются в зарубежных ТНК. Значительное внимание в курсе уделяется основным участникам корпоративных отношений, конфликтам интересов, способам их разрешения, а также основным органам управления. Финансовая политика корпоративных структур охватывает: движение ценных бумаг на первичном и вторичном рынках биржевого и внебиржевого оборота, капитала корпорации в целом; основы экономического анализа и дивидендной политики, а также управления процессом формирования и использования прибыли корпорации. Стратегическое управление корпорацией – это основа получения конкурентного преимущества. Оно позволяет выбирать цели, миссию, стратегии, осуществлять их регулирование на основе анализа фактической реализации. И при необходимости позволяет осуществлять корпоративную реструктуризацию в целях повышения рыночной стоимости корпорации. Стратегическое управление корпорацией нуждается в обеспечении экономической безопасности. В связи с этим в курсе рассматриваются основные инструменты, уровни безопасности, субъекты и объекты экономической безопасности, методы, задачи и основные этапы создания системы экономической безопасности корпорации.

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов знаний, а также приобретение способностей и навыков корпоративного строительства.

Задачами изучения дисциплины являются:

- познать сущность корпоративного управления, его основные принципы и модели, осознать роль информации в повышении эффективности корпоративного управления;

- углубить знания по основным субъектам корпоративного управления – корпоративным структурам (организационно-правовым и организационно-экономическим);

- освоить основные приемы и способы современного и перспективного корпоративного строительства;

- уметь организовать основных участников корпоративных отношений и изучить основные механизмы соблюдения баланса интересов участников корпораций;

- изучить финансовую политику корпоративных структур;

- изучить сущность стратегического управления корпорацией, виды корпоративных стратегий, роль контроллинга в управлении;

- освоить инструменты экономической безопасности системы корпоративного управления.

В результате обучения студент должен знать:

- теоретические и методические основы корпоративного строительства;

- методы и средства решения задач в области корпоративного управления;

- методы моделирования и экономического анализа с помощью современных информационных технологий.

В результате обучения студент должен уметь:

- исследовать роль информационных технологий в повышении эффективности корпоративного управления;

- использовать существующее законодательство в корпоративном строительстве;

- применять современные приемы и способы перспективного корпоративного строительства;

- использовать механизмы соблюдения баланса интересов участников корпорации;

- применять корпоративные стратегии, элементы контроллинга, методы реструктуризации в корпоративном управлении;

- пользоваться инструментами экономической безопасности системы корпоративного управления.

Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами.

Изучение дисциплины «Корпоративное управление» базируется на основе изучения дисциплин: «Организация предпринимательской деятельности», «менеджмент», «экономика предприятия», «финансы». В свою очередь, на основе изучения дисциплины «Корпоративное управление» изучается дисциплина «Международный менеджмент».

 

БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

Частное учреждение образования

«Институт парламентаризма и предпринимательства"

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Института

парламентаризма и

предпринимательства

_____________А.В. Горелик

____________________ 2012 г.

Регистрационный № _______

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: