№
раз-дела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материаль-ное обеспе-чение занятия
| Лите-ратура
| Форма контроля занятий
|
лекции
| практи-ческие (семи-нарские занятия)
| лабора-торные занятия
| управляе-мая само-стоятель-ная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Сущность и содержание корпоративного управления.
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.
| Понятие корпоративного управления. Корпоративное управление с позиции различных подходов: балансового, отношений корпорации и общества, нормативного, экономического, организационного. Обобщенное определение корпоративного управления. Основные элементы корпоративного управления. Задачи корпоративного управления. Основные классы участников корпоративного управления. Агентская теория корпоративного управления.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[3]
[4]
|
|
1.2.
| Основные принципы корпоративного управления. Базовые принципы корпоративного управления: отчетность, установление процедуры голосования, прозрачность, кодекс правил поведения участников, справедливость, стратегическое планирование. Раскрытие сущности.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[3]
[4]
| Деловое обсуждение
|
1.3.
| Модели корпоративного управления:
Англо-американская, Немецкая, Японская. Их особенности и отличия. Роль информации в корпоративном управлении. Участники корпоративных отношений. Условия предоставления информации. Разделение функции владения и управления. Конфликт интересов, его разрешение.
|
|
|
|
|
| [1]
[3]
[4]
| Опрос
|
1.4.
| Роль информации в корпоративном управлении.
Обеспечение доступа. Режим, раскрытие различных видов информации. Уровни раскрытия информации. Формы предоставления информации акционерам. Доступная информация и информация с ограниченным доступом. Ранги инициаторов доступа к информации с ограниченным доступом.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[3]
[4]
| Деловое
обсуждение
|
2.
| Характеристика корпоративных структур, направления их развития.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.
| Сущность понятия «Корпорация». Основные преимущества корпораций. Принципы корпоратизации. Типы корпоративных объединений. Система участия. Формы контроля: полный, основанный на владении 51% акций, основанный на владении от 10 до 50% акций, на основе соподчинения, взаимный контроль.
|
|
|
|
| Компью-терная презентация
| [1]
[2]
[4]
| Опрос
|
2.2.
| Механизм функционирования корпораций.
Сущность понятия механизма функционирования корпорации. Системы коммуникаций. Планирование управленческих, информационных, технологических и производственных цепочек. Этапы планирования цепочек. Организационный план.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[2]
[4]
|
|
2.3.
| Краткая характеристика организационно-правовых форм корпоративных структур.
Основополагающая организационно-правовая форма корпораций – акционерное общество, особенности, типы. Общества с ограниченной (ООО) и дополнительной (ОДО) ответственностью. Возможности создания корпоративных объединений на базе ООО и ОДО. Полное и коммандитное товарищества. Унитарное предприятие, кооператив, зависимое и дочернее общество как структурные составляющие корпоративного объединения, их роль и место.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[2]
[4]
| Опрос
|
2.4.
| Организационно-экономические формы корпораций. Характеристики, отличия. Выбор корпоративной структуры. Сущность организационно-экономического объединения предприятий в корпорации. Мягкие и жесткие формы объединений.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[2]
[4]
|
|
2.5.
| Современные элементы гибкого корпоративного строительства: сетевые структуры (виды, источники перспективности, особенности управления, преимущества); виртуальные предприятия: CALS-технологии как технологии инновационного развития продукта; гибкие производственные системы (сущность, структура, источники роста производительности труда и гибкости). Белорусская перспективная модель корпоративного строительства и ее отличие от современных (западных) моделей.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[2]
[4]
|
|
2.6.
| Государственное регулирование и государственная поддержка корпораций.
Централизованная поддержка процесса формирования крупных объединений (организационная, финансовая) с учетом государственной программы Республики Беларусь по развитию малых и средних городов. Содействие в развитии совместных производств. Акционирование крупных корпоративных объединений. Мировой опыт государственной поддержки корпоративных объединений.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[2]
[4]
| Деловая игра
|
3.
| Участники корпоративных отношений и основные органы управления
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.
| Основные участники корпоративных отношений – акционеры, их статус, права, обязанности. Группы акционеров и их участие в управлении корпорацией. Контрольный пакет акций и контроль над деятельностью корпорации. Факторы акционерного управления.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[3]
|
|
3.2.
| Совершенствование отношений между основными участниками корпоративных отношений. Сущности конфликта интересов между основными участниками корпоративных отношений: акционерами, менеджерами, кредиторами, поставщиками, потребителями, профсоюзами, общественными и государственными организациями. Рычаги воздействия акционеров на менеджерский корпус с целью сохранения своих интересов. Задача государственных и общественных организаций по балансированию отношений различных участников. Формы контроля соблюдения баланса интересов основных участников корпоративных отношений.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[3]
|
|
3.3.
| Механизм социального менеджмента в диверсификации корпоративных отношений.
Роль социального менеджмента как учета в корпоративных отношениях человеческого фактора. Методики социального мониторинга коллектива корпорации. Выявление слабых звеньев корпоративных отношений с целью их усиления и оптимизации баланса интересов.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[3]
| Деловая игра
|
3.4.
| Формирование корпоративной культуры. Сущность и содержание корпоративной культуры.
Основные принципы. Классификация культур Р. Рютингера по видам деятельности корпорации: торговли, спекулятивная, административная, инвестиционная. Культура взаимосвязей между внутренними и внешними субъектами корпорации. Общая структура корпоративной культуры и ее развитие.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[3]
| Деловая игра
|
3.5.
| Формирование органов управления. Цели создания основных органов управления корпорацией: Общего собрания акционеров, наблюдательного совета, Правления, Ревизионной комиссии. Их компетенция, порядок работы. Требования к кандидатам основных органов управления.
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Финансовая политика корпоративных структур.
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.
| Акции, типы и категории. Формы выпуска. Эмиссия. Первичный и вторичный рынки акций.
Сущность акции как основной ценной бумаги корпорации. Основные пути эмиссии акций. Номинальная, эмиссионная и рыночная стоимость акции. Деноминация акций. Документарная и бездокументарная форма выпуска акций. Прибыльность акций. Типы акций: именная и на предъявителя. Контроль движения акционерного капитала. Категории акций: простые, привилегированные. Основные права собственников простых и привилегированных акций. Первичный и вторичный рынки акций. Биржевой и внебиржевой оборот акций. Котировка курса акций.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[3]
|
|
4.2.
| Капитал корпорации: формирование, изменение.
Основные элементы формирования уставного фонда корпорации. Варианты учета уставного капитала корпорации. Распределенная и нераспределенная прибыль корпорации. Ассигнованная и неассигнованная часть нераспределенной прибыли. Ограничения на нераспределенную часть прибыли. Пути увеличения и уменьшения уставного фонда.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[3]
| Деловое обсуждение
|
4.3.
| Анализ элемента акций:
Оценка акционерного капитала с точки зрения отраслевой классификации акций: акции нарождающихся отраслей, акции растущих предприятий, доходные акции, акции «Голубая фишка», акции циклических отраслей, униженные акции. Анализ финансовой отчетности: вертикальный, горизонтальный, методом коэффициентов. Направления финансового анализа: текущей платежеспособности, оценка финансовой независимости эмитента.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[3]
| Опрос
|
4.4.
| Анализ прибыльности акционерного капитала.
Последовательность анализа: оценка степени прибыльности корпорации, оценка прибыльности ценных бумаг, оценка устойчивости корпорации. Основные показатели и их значимость.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[3]
| Деловое обсуждение
|
4.5.
| Управление процессом формирования и использования прибыли корпорации. Дивидендная политика. Консолидированная прибыль и ее формирование. Виды прибыли: операционная, от реализации имущества, от внереализационных операций. Факторы роста прибыли. Суть факторного анализа. Воздействие на факторы прибыли. Две точки зрения на дивидендную политику корпорации.
|
|
|
|
| УМК
| [1]
[3]
| Деловое обсуждение
|
5.
| Стратегическое управление корпорацией.
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1.
| Сущность стратегического управления корпорацией. Определение стратегического управления корпорацией. Основные вопросы. Корпоративный, деловой, функциональный и операционный уровни управления корпорацией. Ответственные за разработку стратегии на каждом уровне.
|
|
|
|
| УМК
| [2]
[5]
[6]
|
|
5.2.
| Основные этапы стратегического управления. Определение миссии и целей. Анализ и оценка внешней среды. Исследование сильных и слабых сторон корпорации. Выбор корпоративных стратегий из числа общих, эталонных, развития и специфических, связанных с международной средой бизнеса. Реализация стратегии. Мониторинг и оценка процесса реализации стратегии с целью ее регулирования.
|
|
|
|
| УМК
| [2]
[5]
[6]
| Опрос
|
5.3.
| Виды корпоративных стратегий. Увязка выбора стратегии с ответами на три вопроса: какой бизнес прекратить, какой бизнес продолжить, в какой бизнес перейти. Три общие стратегии: лидерство в минимизации издержек, совершенствование качественных характеристик, смешанная стратегия.
Базовые (эталонные) стратегии развития концентрированного роста, интегрированного роста, диверсифицированного роста, целенаправленного сокращения бизнеса. Их разновидности.
|
|
|
|
| УМК
| [2]
[5]
[6]
| Опрос
|
5.4.
| Стратегический контроллинг и его взаимосвязи с системой принятия управленческих решений.
Сущность корпоративного контроллинга. Методическая база. Главное отличие от традиционных систем управления. Функциональная схема системы корпоративного контроллинга. Основные стадии: прогнозирование, планирование, мониторинг, контроль отклонений, анализ, корректирующие решения. Основной индикатор контроллинга: коэффициент покрытия затрат.
|
|
|
|
| УМК
| [2]
[5]
[6]
| Деловое обсуждение
|
5.5.
| Корпоративная реструктуризация как метод стратегического управления. Определение сущности реструктуризации корпорации. Особенности реструктуризации. Направления реструктуризации: по отраслям деятельности, по видам ресурсов, по видам продукции, по видам клиентов. Объекты и субъекты реструктуризации. Реструктуризация активов корпорации.
|
|
|
|
| УМК
| [2]
[5]
[6]
| Деловое обсуждение
|
6.
| Экономическая безопасность системы стратегического управления корпорацией.
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1.
| Общие характеристики обеспечения экономической безопасности корпорации. Инструменты экономической безопасности. Принципы построения системы экономической безопасности. Основные меры усиления экономической безопасности корпорации.
|
|
|
|
| УМК
| [2]
[4]
|
|
6.2.
| Субъекты и объекты экономической безопасности. Цели и последовательность мониторинга экономической безопасности корпорации. Этапы мониторинга экономической безопасности.
|
|
|
|
| УМК
| [2]
[4]
| Опрос
|
6.3.
| Концепция экономической безопасности корпорации: методы, задачи, этапы создания системы экономической безопасности корпорации. Этапы создания системы экономической безопасности корпорации
|
|
|
|
| УМК
| [2]
[4]
| Деловое обсуждение
|