Цели, задачи, материалы, краткое описание




ПЛАНЕТА ТЭК

Методические рекомендации по проведению внеклассного урока (квеста) по популяризации профессий топливно-энергетического комплекса

 

Для детей 3-5-х классов общеобразовательной школы в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче

 

Автор: Бакулина А.А.

2019 г.

Https://вместеярче.рф

Содержание:

Предисловие………………………………………………………….........3

Цели, задачи, материалы, краткое описание…………………………4

Планета ТЭК………………………………………………………………6

Остров Газ…………………………………………………………………7

Остров Уголь……………………………………………………………...9

Остров Нефть…………………………………………………………….11

Материк Энерджи……………………………………………………….12

Прощание с планетой ТЭК……………………………………………..13

Беседа по итогу путешествия……………………………………….….13

Литература……………………………………………………………….15

Приложения:

· раздаточный материал для урока;

· презентация.

 

 

Дополнительную информацию по представленным в методических рекомендациях материалам можно получить, сделав запрос на адрес электронной почты Федерального организационного комитета Всероссийского фестиваля #ВместеЯрче: festival@minenergo.gov.ru. Организационный комитет будет также признателен за комментарии и предложения по корректировке содержания квеста.


 

Предисловие

Всероссийский Фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче проводится с 2016 года при поддержке Минэнерго России, Минпросвещения России, Министерства науки и высшего образования России, Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), Российского движения школьников, Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и открыт для участия в организации федеральных, региональных, муниципальных органов власти, бизнеса, общественных и образовательных организаций.

В 2018 году мероприятия социальной кампании #ВместеЯрче прошли в 76 регионах России, в том числе в 1500 муниципальных районах и городских округах страны. Около 3 500 000 школьников стали участниками фестивальной программы.

Данное методическое пособие рекомендовано в помощь организаторам фестивальных мероприятий для учащихся 3–5-х классов средней общеобразовательной школы в рамках проведения мероприятий по внеурочной деятельности и с целью ознакомления детей с топливно-энергетическим комплексом России. Также пособие может быть использовано для проведения дополнительного урока по предметам «Окружающий мир», «География», «Обществознание».

В пособии с помощью игры и увлекательных заданий рассказывается о непростой работе в нефтяной, газовой и угольной промышленностях, а также в электроэнергетике. Дети узнают о том, где и как добываются полезные ископаемые, каким способом производится электрическая энергия, какие профессии в себе объединяет топливно-энергетический комплекс.


 

Цели, задачи, материалы, краткое описание

 

Цели:

· Расширить запас знаний детей младшего школьного возраста о процессах добычи природных энергоресурсов, производства электроэнергии и тепла.

· Привлечь внимание к профессиям топливно-энергетического комплекса с целью содействия роста уважения к труду энергетиков среди детей и профессиональной ориентации.

· Расширить словарный запас слов детей в области топливно-энергетического комплекса.

· Способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления, а также содействовать развитию навыков школьников работать в команде.

Задачи:

Ознакомить детей:

· с профессиональными словами и терминами;

· с топливными отраслями:

- нефтяная отрасль (добыча, использование, профессии);

- газовая отрасль (добыча, использование, профессии);

- угольная отрасль (добыча, использование, профессии).

· с электроэнергетикой. Производство энергии:

- тепловая электрическая станция (ТЭС);

- гидроэлектростанция (ГЭС);

- атомная электростанция (АЭС);

- ветряная электростанция (ВЭС);

- солнечная электростанция (СЭС);

- приливная электростанция (ПЭС);

- геотермальная электростанция (ГеоТЭС).

· с транспортировкой топлива и электроэнергии:

- нефтепровод;

- газопровод;

- линии электропередачи (ЛЭП).

· газомоторным транспортом.

 

Материалы, необходимые для проведения мероприятия:

· Распечатанные макеты.

· Проектор для демонстрации презентации (либо распечатанные страницы презентации в необходимом формате. Рекомендованный формат страницы, для лучшей визуализации: А1 (4 альбомных листа).

· Презентация.

· Для практического задания «лабораторный анализ» на острове Уголь: кусочки каменного угля по количеству присутствующих детей на уроке, стаканчики с водой, пластиковые ножи, листочки бумаги, деревянные палочки для размешивания угля в воде, лупы.

· Для закрепления материала в конце занятия рекомендуется организовать практическое задание/конкурс «Энергопровод». Для него необходимо подготовить цветную бумагу или старые журналы и клей (по количеству команд) ножницы. Либо на сайте фестиваля https://вместеярче.рф скачать энерговикторину или любую другую настольную игру и провести с детьми.

Врем проведения мероприятия: 45-90 мин.

Краткое описание:

Дети и учитель попадают на планету ТЭК, на которой их встречает робот по имени Тим. Для того, чтобы ребятам вернуться на свою планету Земля, необходимо собрать слова магического заклинания, которые находятся на островах и материках этой загадочной планеты. Тим является проводником и переводчиком для ребят. Дети путешествуют с одного острова на другой, узнают: чем занимаются местные жители, как они выглядят, какие есть у них профессии, что добывают и что делаю с тем, что добыли. На каждом острове/материке местные жители приготовили для путешественников различные задания.

Ну вот, ребята собрали воедино все слова магического заклинания. Они его произносят все вместе и возвращаются обратно в свой класс.

Немного вздохнув от интересного путешествия, учитель и ребята обсуждают, анализируют, сопоставляют жизнь на планете ТЭК и в нашей стране, в своем городе или поселке.


 

Планета ТЭК

В класс входят ученики, присаживаются на свои места, учитель их просит закрыть глаза (или выключает свет) и приготовиться к гимнастике для глаз. Весь класс считает до 10. После истечения этого времени учитель просит открыть глаза (или включает свет).

Перед учащимися появляется герой квеста, похожий на робота. Отличительные элементы костюма героя указаны в Приложении.

Учитель: «Здравствуйте! А вы кто?»

Робот Тим: «Дорогие друзья! Меня зовут Тим. Вы сейчас находитесь на планете ТЭК. А вы кто?»

Учитель: «Мы с планеты Земля, из школы № города (села) ____».

Тим: «Очень приятно, всем привет!!!»

Дети: «Привет!»

Учитель: «Как мы здесь оказались?»

Тим: «Вы попали к нам из-за непредвиденного толчка межгалактической системы планет. Наши ученые проводили опыты, и видимо, что-то у них пошло не так …»

Учитель: «А как нам вернутся обратно на свою планету в свой класс?»

Тим: «Основная проблема в том, что наша планета очень далеко находится от Земли, и для того, чтобы вы вернулись обратно, необходимо волшебное заклинание. Но увы, был огромный взрыв, когда вы телепортировались к нам, и слова магического заклинания разлетелись по разным уголкам нашей планеты».

Учитель: «И что же нам теперь делать? Как нам попасть домой?»

Тим: «Выход есть. Вы должны найти утерянные элементы заклинания. Чтобы собрать слова, вам потребуется побывать на островах и материках нашей планеты».

Учитель обращается к классу: «Мы готовы, ребята?»

Ученики: «Да!»

Тим: «Но я предупреждаю, что жители планеты любят загадки, и вам придется постараться, чтобы они вам отдали то, что вам необходимо. Вы не боитесь?»

Учитель и ученики: «Нет!»

Тим: «Вы такие смелые дети, что я готов сопровождать вас в вашем путешествии и быть вашим переводчиком и проводником на нашей планете».

Тим: «Для того, чтобы вас уберечь от новых межпланетных толчков предлагаю надеть вам всем защитные амулеты». (макеты в Приложении). Амулеты 5 (пяти) разных цветов.

Учитель: «Ребята, предлагаю разбиться на несколько команд». Необходимо разбить детей на команды по 5-6 человек и соответственно надеть на всех разных цветов амулеты.

Тим: «Это хорошо, что вы разбились на группы, так как это вам поможет разделить испытания и одновременно решать несколько задач, и конечно, вы быстрее сможете вернуться домой».

Тим: «Давайте, ребята, я начну. И, наверное, я расскажу с начала о географии нашей планеты»

Включается презентация

Страница №1 презентации: Карта планеты ТЭК

Тим: «Планета ТЭК имеет форму яйца. На нашей планете много островов и материков, но самые главные и на которые попали слова, вот они (указывает на них рукой). Мы побываем с вами на 5 островах и на одном огромном материке, где находятся 7 стран».

Остров Газ

Страницы презентации: Остров Газ, газТЭКи, скважина газа на земле, морская буровая платформа на воде, транспортировка газа – танкер, трубопровод, газомоторная машина.

Тим: «Мы сейчас с вами находимся на острове Газ. Тут живут замечательные люди газТЭКи. Они занимаются тем, что добывают природный газ. Его они добывают из недр планеты. На их острове находятся основные месторождения. Они устанавливают много интересного и сложного оборудования и просто «вынимают» из недр планеты газ. Газ нашим жителям очень нужен. Мы его используем для приготовления пищи, для обогрева помещений, а еще наши автомобили ездят на природном газе, так как мы давно уже поняли, что этот вид топлива гораздо безопаснее для окружающей среды, чем бензин.

Сначала газТЭКи ищут залежи газа, потом они строят промысловые скважины для регулярной добычи. Если месторождение находится под водой, то строят морскую буровую платформу. Если залежи газа глубоко под землей – то газовую скважину.

А еще газ умеет путешествовать. Если его нужно доставить в другие страны через море или океан, то используют танкеры – большие корабли с цистернами для газа. В дома нашей страны газ попадает через газопроводы, это трубы, которые прокладывают под землей и над землей, и даже под водой!

А еще газТЭКи ездят на природном газе. Вы спросите, как? Да очень легко – они устанавливают на свои обычные машины специальные баллоны с газом и ездят. После того, как природный газ добывают на месторождениях, его по трубопроводу транспортируют до заправочных станций. Перед заправкой в автомобиль газ сжимают в компрессоре. Природный газ легче воздуха, поэтому не способен образовать взрывоопасную смесь и использование его в автомобилях безопасно. Это самое экологичное из доступных на сегодняшний день моторных топлив, а еще природный газ дешевле бензина и других видов топлива для машин. Конечно, остались еще автомобилисты, которые используют древние виды топлива типа бензина, но, наверное, им просто нравится антиквариат».

Тим: «А вот ребята и конверт с заданиями от газТЭКов. А какая команда выполнит задание первая, та будет сама открывать и добывать первые утерянные слова из заклинания возвращения домой».

Учитель и Тим раздают задания для команд.

Задания №1 от газТЭКов в приложении.

Тим: «Какие молодцы ребята, такие сообразительные, а вот и еще один конверт с зашифрованными словами, и первым получает этот конверт команда, которая первая справилась с предыдущим заданием».

Учитель: «В зашифрованном заклинании 5 слов. Давайте ребята по командам разделим слова и быстрее отгадаем».

Команды разгадывают шифр и слова отгаданы.

Шифровка №1 от газТЭКков в приложении.

Шифровка разгадана. На доске учитель записывает первые пять слов из магического заклинания.

Тим: «Как здорово, что мы справились! Теперь нам необходимо перелететь с острова Газ на новый остров Уголь. Для этого нам необходимо выполнить следующее магическое действие, следуем инструкции от газТЭКов».

Зачитывать может Тим, учитель или кто-то из команд.

Текст магического действия указан на отдельной карточке в Приложении.

Магическое действие «Перелет от газТЭКов». Необходимо выполнить следующие движения:

 

Подняли правую ногу, согнули в колене, опустили,

Подняли левую ногу, согнули в колени, опустили,

(Повторяем)

Подняли правую ногу, согнули в колене, опустили,

Подняли левую ногу, согнули в колени, опустили,

Голову наклонили, влево, затем в право и опять голову наклонили влево затем в право.

Голову наклонили вперед, затем назад и опять голову наклонили вперед затем назад.

Руки опущены, плечо правое подняли к уху, опустили. Затем плечо левое подняли к уху, опустили.

(Повторяем)

Плечо правое подняли к уху, опустили. Затем плечо левое подняли к уху, опустили.

Вращаем плечами одновременно в разные стороны.

Вытягиваем руки вперед, сгибаем в локтях, дотрагиваемся до плеч, выпрямляем руки.

(Повторяем).

Вытягиваем руки вперед, сгибаем в локтях, дотрагиваемся до плеч, выпрямляем руки.

Руки на поясе, наклоняемся вперед влево, назад, вправо.

(Повторяем)

Наклоняемся вперед влево, назад, вправо.

Закрываем руками глаза и громко произносим (3 раза):

«Летим, летим – к друзьям газтэк!»

 

Остров «Уголь»

Страницы презентации: Остров Уголь, угольТЭКи, шахты, использование

Тим: «Вот мы с вами и попали на остров Уголь, он имеет такой интересный вид. На острове как вы уже, наверное, догадались добывают уголь. Это природное ископаемое тут является настоящим сокровищем, поэтому часто угольТЭКов еще называют кладоискателями. УгольТЭКам приходится спускаться под землю в шахты для поиска и добычи угля. Уголь используется при отоплении жилья и других зданий, для приготовления пищи, а из каменного угля делают резину, пластмассу, краски. Уголь активно используют на многих заводах и фабриках. Это сокровище - самое древнее топливо, которое нашли жители нашей планеты, на нем долгое время даже ездили до изобретения электричества. В основе угля останки древних растений и животных, которые много лет разлагались, превращаясь в торф, а затем в уголь.

«Лабораторный анализ» - практическое задание. Если у учителя есть возможность заранее заготовить кусочки угля, по количеству детей, то можно провести практическое задание «Лабораторный анализ». Для этого всем детям раздается кусочки каменного угля, стаканчики с водой, пластиковые ножи, листочки бумаги, деревянные палочки, лупы. И предлагается провести анализ, ответив на следующие вопросы:

· Какого цвета уголь?

· Уголь твердый или мягкий?

· Уголь гладкий?

· Растворяется в воде уголь или нет?

· Почему, когда уголь опускается в воду, появляются пузырьки?

· Что будет если уронить уголь и наступить на него?

· Можно ли углем рисовать?

Выводы:

· Уголь черный, твердый, но при ударе рассыпается, он бугристый, не растворяется и не тонет в воде. В угле есть воздух и при опускании в воду он выходит в виде пузырьков. Углем рисуют.

Задание № 2 от угольТЭКов в приложении. Учитель и Тим раздают задания для команд.

Тим: «Как здорово и с эти заданием справились».

Учитель: «Вот очередные зашифрованные слова, отгадываем ребята».

Команды разгадывают шифр и слова отгаданы.

Шифровка №2 от угольТЭКов в приложении.

Шифровка разгадана. На доске учитель записывает вторые пять слов из магического заклинания.

Тим: «Теперь нам необходимо перелететь с острова Уголь на новый остров Нефть. Для этого нам необходимо выполнить следующее магическое действие, следуем инструкции от угольТЭКов».

Зачитывать может Тим, учитель или кто-то из команд.

Текст магического действия указан на отдельной карточке в приложении.

Магическое действие «Перелет» от угольТЭКов.

Наклоны вперед, при этом нужно стараться достать руками до пола.

Раз, два, три, четыре (2 раза).

Махи ногами. Совершайте движения прямыми ногами вперед и назад, влево и вправо.

Левая нога: Раз, два, три, четыре (2 раза).

Правая нога: Раз, два, три, четыре (2 раза).

Руки подняли над головой, не сгибаем в локтях. Наклоняем руки в право, затем влево.

Раз, два, три, четыре (2 раза).

Закрываем руками глаза и громко произносим (3 раза):

«Летим, летим – к друзьям угольТЭК».

 

Остров Нефть

Тим: «Мы на острове «Нефть». Этот остров черно-белый. Богат черным золотом – нефтью. Жители острова нефтеТЭКи очень благородный и старательный народ. Днем и ночью они добывают нефть. Добывают нефть с помощью буровых установок. Когда ученые находят место, где есть нефть, они устанавливают оборудование, и нефть начинает бить в буквальном смысле фонтаном. Из нефти делают бензин и солярку, на которых ездят автотехника и летают самолеты, также делают ракетное топливо. На ракетах жители планеты ТЭК изучают новые галактики. Из продуктов нефтепереработки делают удобрения, ткани, лекарства. Нефть присутствует в каждом компьютере и телефоне».

Задание № 3 от нефтеТЭКов в приложении.

Учитель и Тим раздают задания для команд.

Тим: «Мы справились, ура!»

Учитель: «Вот шифр заклинаний от нефтеТЭКов»

Команды разгадывают шифр и слова отгаданы.

Шифровка №3 от нефтеТЭКов в приложении.

Шифровка разгадана. На доске учитель записывает третью строчку из магического заклинания.

Тим: «Теперь нам необходимо перелететь с острова Уголь на материк Энерджи. Для этого нам необходимо выполнить следующее магическое действие, следуем инструкции от нефтеТЭКов».

Зачитывать может Тим, учитель или кто-то из команд.

Текст действия указан на отдельной карточке в приложении.

Магическое действие «Перелет» от нефтеТЭКов:

Встали, сели, встали, сели, встали и сели.

На месте взлетели (прыгнули), приземлились, хлопнули в ладоши перед собой.

На месте взлетели (прыгнули), приземлились, хлопнули в ладоши перед собой.

На месте побежали, бежим, бежим, бежим (несколько секунд).

Остановились, отдышались.

Опять:

На месте взлетели (прыгнули), приземлились, хлопнули в ладоши за спиной.

На месте взлетели (прыгнули), приземлились, хлопнули в ладоши за спиной.

Закрываем руками глаза и громко произносим (3 раза):

«Летим, летим – к друзьям нефтеТЭК».

Материк Энерджи

Тим: «Мы на материке «Энерджи». На материке 7 стран: «ТЭС», «ГЭС», «АЭС», «ВЭС», «СЭС», «ПЭС» и «ГеоТЭС». Соответственно, как вы можете уже догадаться на этих островах живут: тэсТЭКи, гэсТЭКи, аэсТЭКи, вэсТЭКи, сэсТЭКи, пэсТЭКи и геотэсТЭКи.

Жители этих стран занимаются тем, что производят электрическую и тепловую энергию. В каждой стране данного материка энергию получают разными и интересными способами. Но давайте быстренько расскажу вам про каждую страну отдельно и их жителей. Начну, пожалуй, с моей любимой страны СЭС. Здесь всегда солнечно и энергию здесь получают из солнца. Ставят солнечные батареи, они тут по всюду и максимально выжимают из солнечных лучей энергию. СэсТЭКи постоянно ходят здесь в панамках, так как солнце светит и днем, и ночью, и получить солнечный удар можно в любой момент.

Страна ВЭС находится высоко в горах. Тут постоянно дует ветер, от этого, даже летом холодно. Энергию получают в этой стране через ветряные мельницы. ВэсТЭки, чтобы не простудиться, ходят в шарфах.

Страна ПЭС окружена морями и океанами. Энергию тут получают через приливы и волны. Для этого пэсТЭКи устанавливают в воде специальное оборудование с винтами. Когда наступает прилив винты крутятся и вырабатывают энергию.

Страна АЭС получает энергию через атомные станции. Эти станции работают благодаря ядерным реакторам, которые работают на уране. Уран в чистом виде очень даже не полезен для здоровья людей, но когда он находится в закрытых контейнерах, это безопасно и приносит большую пользу для людей.

Страна ГЭС также, как и страна ПЭС, окружена морями и океанами, но тут производство энергии не зависит от приливов, а полностью вода задействована в процессе производства энергии. ГэсТЭКи строят большие плотины на реках и для производства энергии используют силу потока воды.

В стране ТЭС энергию вырабатывают на станциях, которые работают на нескольких видах природного топлива. Это может быть природный газ, уголь, мазут, торф. В результате сжигания топлива получается энергия. На ТЭС вырабатывается не только электрическая энергия, но и тепловая, которая поступает, например, в наши дома в виде горячей воды. ТэсТЭКи самая многочисленная страна, и она производит максимальное количество энергии для всей нашей планеты.

Страна ГеоТЭС полна вулканов. Они тут по всюду. Здесь получают энергию через тепло, которое выделяет земля, то есть вулканы. Тепло от вулканов вырывается наружу, эти места называются гейзерами. На гейзерах устанавливаются станции, которые и производят энергию.

Электрическую энергию передают через линии электропередачи, тут они по всюду. Электрическая энергия планете нужна везде, на ней готовят, ей отапливают помещения, освещают улицы и дома в темное время суток. А тепловую энергию передают по трубам».

Задание № 4 от жителей материка Энерджи в приложении

Шифровка №4 от жителей материка Энерджи в приложении

Прощание с планетой ТЭК

Тим: «Милые друзья, вот и вы собрали все слова заклинания и можете отправляться домой. Так здорово мы с вами провели время.»

Учитель: «Тим, тебе спасибо большое, за такое увлекательное путешествие и за то, что ты нас не бросил, а помог побывать на разных островах и материках. Мы тебя не забудем, правда, ребята?»

Класс: «Да, спасибо!»

Тим: «Вы должны закрыть глаза, произнести магические слова и тогда окажетесь опять дома. Повторяйте за мной:

Петрефикс, легилемс, попитумс, вотосонц, коротос,

Экспектор, патромуто, редукто империус, тарериус,

Сектусемпа, протегого, силицио, венограпи, турипури,

Обливейто, ритурейто, крипурото, мимирото, торцапа».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: