ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ




 

Экономические особенности медицинских услуг могут быть сведены в три большие взаимообусловленные классификацион­ные группы.

Первую группу составляют особенности услуг здравоохранения, связанные со спецификой проявления самого резуль­тата профессиональной деятельности яиц, занятых в рассматри­ваемой нами области человеческой деятельности. Что это за особенности?

1. Результат профессиональной деятельности в здравоохранении, как правило, воплощен в самом человеке. Матери­альные услуги — скорее исключение для здравоохранения (на­пример, это рентгеновские снимки, электрокардиограммы, ре­цепты, на которых зафиксировано клинико-диагностическое мышление врача и которые, будучи выписаны, начинают, по­добно книгам, жизнь, независимую от воли и сознания автора, и т.д.). При этом стоит обратить внимание на то, что между мате­риальными и чистыми услугами вовсе не лежит непреодолимая грань. Напротив, они во многих случаях взаимопроникают и дополняют друг друга, образуют переходные, пограничные, смешанные формы и модификации.

2. Услуга, как отраслевой результат здравоохранения, всегда носит индивидуальный характер. Хотя само оно имеет дело с миллионами людей, в здравоохранении нет не только массового, но и мелкосерийного производства. Нельзя также произвести (оказать) услуги здравоохранения заранее, так сказать, впрок, а затем дождаться возникновения спроса и реализации этого своеобразного товара. На рынок услуг здравоохранения (и это характерно для многих видов чистых услуг) «выносятся» отнюдь не сами услуги, а лишь информация о тех услугах, которые могут быть оказаны пациентам.

Потребление значительного числа услуг здравоохранения во времени совпадает с их производством. Индивидуальность оказания услуг здравоохранения и творческий характер многих форм медицинской деятельности приводит к тому, что необходимый результат (эффект) зачастую может быть достигнут лишь действиями достаточно ограниченного круга специалистов или даже действиями одного человека. Поэтому данная особенность Проявления результата в здравоохранении приводит к тому, что местный (локальный) рынок услуг здравоохранения гораздо чаще и значительно легче смыкается со своей противоположностью — мировым рынком. Для высоко стандартизированной про­мышленной продукции сферы материального производства та­ков соединение представляется менее вероятным.

3. Рассматриваемый нами результат, несмотря на всю свою индивидуальность, может быть разнообразным по своему физическому объему. В связи с этим в здравоохранении реально осуществление различных вариантов. Мы можем представить себе врача, который имеет дело только с одним пациентом, — личный врач какой-нибудь знаменитости. В этом случае резуль­тат его труда будет индивидуален в буквальном смысле. Впро­чем, для поддержания собственной квалификации и этому вра­чу, очевидно, необходимо будет иметь более обширную прак­тику.

Семейная медицинская сестра, исходя из многопланового характера своих функций, должна добиваться получения адек­ватных потребностям результатов уже в более широком физи­ческом объеме, имея дело с рядом индивидуумов разного возра­ста (как правило, начиная с детей школьных лет) и социального положения. Оказывая помощь каждому члену семьи с учетом конкретных условий, семейная медсестра может добиться жела­емого эффекта, только решая широкий круг профессиональных задач. Она должна быть также компетентна в вопросах плани­рования семьи, воспитания детей, психологии и физиологии раз­вития ребенка, проблем преодоления стрессов и эмоциональных барьеров, сексуального поведения, знаний гериатрии и т.п.

4. Результат здравоохранения имеет сложную структуру и может распадаться на много подрезультатов (или квазире­зультатов). Отсюда следует важность осознания того, что для достижения общего истинного результата — здоровья — необ­ходимы усилия как врачей — узких специалистов, так и врачей общей практики, а также и других категорий работников здра­воохранения.

При этом целесообразно остановиться на самом понятии здо­ровья как результата медицинской деятельности.

Укрепление здоровья населения является не только необхо­димым, но и, быть может, единственно возможным универ­сальным показателем получения определенного положительно­го результата труда работников здравоохранения в форме полезного эффекта. Здоровье определяется рядом демографи­ческих и других факторов. Оно характеризуется несколькими основными группами показателей. К первой группе относятся такие демографические показатели, как численность населения, его состав, рождаемость, смертность, естественный прирост и др. Вторую группу составляют показатели заболеваемости на­селения. И в третью группу входят показатели физического раз­вития отдельных групп жителей. Многие конкретные методы оценки результата врачебной деятельности и соответственно здоровья населения основаны на определении ряда показателей лечебно-профилактического характера, которые непосредствен­но и более тесно связаны с трудом медицинских работников.

5. Результативность в здравоохранении напрямую не связа­на с величиной затрат.

6. Результат разнообразен по сроку проявления и необходимости повторного воздействия. Диапазон этого разнообразия
может быть весьма значителен: от мгновенного достижения ре­зультата, как это бывает, например, при снятии болевых ощущений, и до долговременных, зачастую мучительных, повторяющихся с определенной периодичностью врачебных воздействий, которые только в своей совокупности могут привести к достижению поставленной цели.

7. Характер расчетов за достигнутый результат (оказан­ную услугу) также может быть различным. Это и прямая оп­лата, и оплата через бюджетные средства, и оплата из фондов, формирующихся в страховых организациях.

Вторая группа определения особенностей услуг здраво­охранения связана с выражением количественных характерис­тик ее стоимости. Здесь важно выделить несколько моментов:

1. Услуга может предоставляться как в товарной (и имен­но в этом случае она начинает обладать стоимостными пара­метрами), так и внетоварной форме. Товарный характер услуг здравоохранения, а, следовательно, и первоначальный рынок медицинских услуг возник уже в эпоху древних цивили­заций (6—8 тыс. лет назад). С появлением эквивалента стоимос­ти товарные отношения в здравоохранении трансформировались в товарно-нежные, которые являются господствующими в отрасли и сегодня, хотя еще отец медицины Гиппократ советовал врачу чтобы тот «не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание не на обилие средств у больного и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».

2. Исходя из уже приведенных положений, можно отметить, что определение величины стоимости услуг здравоохранения может иметь несколько вариантов, при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплекс­ной клинико-экономической задачи. Далее отметим, что стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда величина. На­оборот, она имеет тенденцию к изменению, причем чаще в сторо­ну увеличения (особенно при длительном лечении).

3. Возможно, несмотря на всю неопределенность и непред­сказуемость лечебно-профилактического процесса, создание эко­номических нормативов, включающих ряд взаимозависимых натуральных, стоимостных и относительных показателей и по­зволяющих, хотя бы ориентировочно, определить, во что обой­дется предполагаемый процесс лечения или охраны здоровья.

Наконец, третья группа особенностей связана с процессом оказания (производства) услуг здравоохранения.

К этим особенностям целесообразно отнести следующие черты:

1. Наличие большого количества инвесторов (пациент, се­мья, предприятие, работодатель, общественные организации, включая конфессии, страховые компании, государство и меж­дународные структуры), оплачивающих процесс оказания ус­луг. Только совместное использование различных инвестицион­ных ресурсов позволяет сделать процесс оказания услуг здраво­охранения непрерывным, качественным и эффективным.

Многообразие хозяйственных связей, которые проявляют­ся в ходе оказания медицинских услуг и без наличия которых не мыслится деятельность современного, подвергшегося значитель­ной индустриализации здравоохранения.

2. Зависимость хода оказания услуги здравоохранения от местных природно-климатических условий, которые могут пре­пятствовать или, наоборот, быть благоприятными для осуще­ствления процесса лечения или профилактики различных забо­леваний.

4. Наличие активной взаимосвязи по линии «врач—пациент».
В процессе оказания услуг здравоохранения используются все известные методы воздействия на предмет труда: механические, физические, химические, биологические, социально-психологические. Пациент же, как объект медицинского воздействия, обладает наибольшей активностью, которая также может быть направлена как во вред ему, так и на благо. При этом в необходимых случаях сознательная активность пациента отклю­чается (наркоз, гипноз).

5. Возможность территориальных перемещений в процес­се оказания услуг здравоохранения также отличает отрасль от многих видов деятельности в сфере материального производства, где процесс создания благ, как правило, территориально проис­ходит в одном определенном месте.

6. В процессе оказания услуг здравоохранения существует возможность ограничения усилий достижением промежуточно­го результата с последующим возобновлением оказания услуги при соответствующем изменении условий осуществления этого процесса.

7. Длительность процесса оказания услуги здравоохранения может быть разной. В целом же она охватывает всю жизнь,
а в определенных случаях даже выходит за рамки пределов жиз­
ни конкретного человека.

Рассмотрев некоторые проблемы, связанные с общей харак­теристикой хозяйственной стороны деятельности в здравоохра­нении, представляется логически возможным перейти к анализу предпосылок формирования структуры и механизма действия рынка услуг здравоохранения, специфические особенности ко­торого определяются своеобразием самого объекта данной груп­пы рыночных отношений — т. е. услуги.

Экономика здравоохранения проводит экономический анализ:

—влияния показателей здоровья населения на общественное
производство;

—экономического эффекта ликвидации определенных забо­леваний;

—стоимости лечебно-профилактической деятельности;

—экономической эффективности профилактических мероп­риятий;

—использования материально-технической базы здраво­охранения и выявления ее внутренних ресурсов.

Различают следующие виды эффективности здравоохранения:

1. Медицинская эффективность — это степень достижения поставленных задач в области-профилактики, диагностики, ле­чения и реабилитации.

2. Социальная эффективность — оценка улучшения здоровья

населения.

3. Экономическая эффективность — прямые и косвенные показатели влияния здравоохранения на экономику страны за счет улучшения показателей здоровья населения и проведения профилактических мероприятий.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Экономика и управление здравоохранением: Учебник/ Л. Ю. Трушкина и др. – Изд. 4 –е. Ростов – на – Дону:Феникс, 2005. – 384с.

2. Лаврова И. Г. Социальная гигиена и организация здравоохранения.М., 1981. 256с.

3. Кохно П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.

4. М.Ф. Гуськова, П.Ф. Стерликов, Ф.Ф. Стерликов «Экономика 100 вопросов» «Владос» М: 1999г.

5. Виноградов В.В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2001. - 398с

6. Минаев В. А., Вишняков Н. И., Юрьев В. К. Лучкевич В. С. Социальная медицина и организация здравоохранения. Т2, С-ПБ.,1997. 443с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: