УСЛУГА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ




Структура производства определяется в конечном итоге составом совокупных потребностей, выдвигаемых данным об­ществом. Состав потребностей общественного организма (жиз­ненных благ, необходимых для существования и развития каждого о индивидуума, тех или иных социальных групп, а также об­щества в целом) включает в себя создание материальных благ и услуг. Производство материальных благ и производство мате­риальных услуг представляют собой крупные сферы обществен­ного производства. Здравоохранение — это одна из ведущих отраслей сферы производства услуг.

Содержательно сфера услуг в целом и здравоохранение в их числе относятся к разряду потребительского производства: там происходит потребление материальных благ, созданных в от­раслях соответствующей сферы. Одновременно в здравоохра­нении происходит создание физической и психологической ос­новы деятельности, трудового потенциала, производство лич­ного фактора жизни общества.

С точки зрения функционирования предприятий (фирм) и лиц, действующих за пределами сферы производства материальных благ, сфера услуг не имеет принципиальных отличий. Родовые особенности производства в данной сфере определяются лишь характером самих создаваемых услуг.

Услуга, наряду с материальным благом, рассматривается, таким образом, как одна из разновидностей проявления резуль­тата конкретной профессиональной деятельности. При этом необходимо отметить, что сфера производства услуг чрезвычайно разнообразна по своему отраслевому составу. Сфера услуг — это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в создании и реализации той части комплекса жизненных благ, предназначенных для совокупного потребителя, которая выходит за рамки продукции, изготовляе­мой сферой материального производства. К сфере услуг отно­сятся жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслужива­ние населения, народное образование, здравоохранение, соци­альное обеспечение, спорт и туризм, культура и искусство, транс­порт, связь, торговля и общественное питание, государственное управление.

В зависимости от роли услуг в процессе непрерывного и ло­гически обусловленного производственного процесса (т.е. вос­производства), а также от характера удовлетворяемых теми или иными услугами потребностей отрасли сферы услуг можно объ­единить в две информационно-статистические группы. Одна из этих групп представляет отрасли, деятельность которых направ­лена на удовлетворение социально-культурных, духовных, ин­теллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности. К ней относятся образование, здравоохранение спорт и туризм, социальное обеспечение, культура,

искусство и др. Другая группа охватывает отрасли бытового обслуживания, транспорта, связи, торговли и т.п. Эти отрасли призваны способствовать сокращению затрат совокупного труда, расширению возможностей для достижения большей профессиональной специализации.

Несколько иной квалификационный подход позволяет раз­делить все услуги на услуги производственного и личного назначения, исходя из различий в потребителях, пользователях.

Далее, как среди производственных, так и среди личных ус-Чуг правомерно выделить материальные (материализован­ные) и чистые услуги. В чем смысл этого последнего способа классификации? Дело заключается в том, что любая услуга связана с получением, производством определенного, скажем, полезного результата, выступающего в форме (или получаю­щего «экономическую маску») полезного эффекта. Однако ма­териальные услуги используются потребителем через какой-либо вещественный объект — например произведение искусст­ва, а чистые услуги воплощают свой результат непосредствен­но в самом человеке.

Основная масса услуг, предлагаемых здравоохранением, от­носится к категории личных услуг. Вместе с тем услуги здраво­охранения относятся по большей части к чистым услугам, не имеющим самостоятельно существующего материального объек­та-носителя.

Необходимо отметить, что здравоохранение как отрасль на­родного хозяйства очень неоднородна и разнообразна. В соста­ве современного здравоохранения, относимого статистиками к категории так называемых больших отраслей, выделяется мас­са довольно-таки самостоятельных и одновременно чрезвычай­но тесно взаимодействующих между собой структурных элемен­тов, которые определяются как подотрасли специализации и про­изводства. В качестве иллюстрации достаточно указать лишь некоторые из них: терапия, хирургия, педиатрия и санитария; рентгенология, радиология, иммунология, диетология и др.; кли­ническая, медико-профилактическая, научно-исследовательс­кая, организационно-управленческая специализации; стационар­ная, диспансерная, санаторно-курортная, амбулаторно-поликлиническая, хосписная и другие виды медицинской помощи; дер­матология, гистология, микробиология, нейрофизиология, пси­хиатрия, стоматология, онкология, кардиология, диабетология, отоларингология, гастрология, эндокринология, цитология и многие другие виды специализированной помощи имеют свою специфику.

Таким образом, услуги здравоохранения столь же разнооб­разны по своему проявлению, сколь многопланова и сложна сама отрасль здравоохранения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: