Структура производства определяется в конечном итоге составом совокупных потребностей, выдвигаемых данным обществом. Состав потребностей общественного организма (жизненных благ, необходимых для существования и развития каждого о индивидуума, тех или иных социальных групп, а также общества в целом) включает в себя создание материальных благ и услуг. Производство материальных благ и производство материальных услуг представляют собой крупные сферы общественного производства. Здравоохранение — это одна из ведущих отраслей сферы производства услуг.
Содержательно сфера услуг в целом и здравоохранение в их числе относятся к разряду потребительского производства: там происходит потребление материальных благ, созданных в отраслях соответствующей сферы. Одновременно в здравоохранении происходит создание физической и психологической основы деятельности, трудового потенциала, производство личного фактора жизни общества.
С точки зрения функционирования предприятий (фирм) и лиц, действующих за пределами сферы производства материальных благ, сфера услуг не имеет принципиальных отличий. Родовые особенности производства в данной сфере определяются лишь характером самих создаваемых услуг.
Услуга, наряду с материальным благом, рассматривается, таким образом, как одна из разновидностей проявления результата конкретной профессиональной деятельности. При этом необходимо отметить, что сфера производства услуг чрезвычайно разнообразна по своему отраслевому составу. Сфера услуг — это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в создании и реализации той части комплекса жизненных благ, предназначенных для совокупного потребителя, которая выходит за рамки продукции, изготовляемой сферой материального производства. К сфере услуг относятся жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение, спорт и туризм, культура и искусство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, государственное управление.
В зависимости от роли услуг в процессе непрерывного и логически обусловленного производственного процесса (т.е. воспроизводства), а также от характера удовлетворяемых теми или иными услугами потребностей отрасли сферы услуг можно объединить в две информационно-статистические группы. Одна из этих групп представляет отрасли, деятельность которых направлена на удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности. К ней относятся образование, здравоохранение спорт и туризм, социальное обеспечение, культура,
искусство и др. Другая группа охватывает отрасли бытового обслуживания, транспорта, связи, торговли и т.п. Эти отрасли призваны способствовать сокращению затрат совокупного труда, расширению возможностей для достижения большей профессиональной специализации.
Несколько иной квалификационный подход позволяет разделить все услуги на услуги производственного и личного назначения, исходя из различий в потребителях, пользователях.
Далее, как среди производственных, так и среди личных ус-Чуг правомерно выделить материальные (материализованные) и чистые услуги. В чем смысл этого последнего способа классификации? Дело заключается в том, что любая услуга связана с получением, производством определенного, скажем, полезного результата, выступающего в форме (или получающего «экономическую маску») полезного эффекта. Однако материальные услуги используются потребителем через какой-либо вещественный объект — например произведение искусства, а чистые услуги воплощают свой результат непосредственно в самом человеке.
Основная масса услуг, предлагаемых здравоохранением, относится к категории личных услуг. Вместе с тем услуги здравоохранения относятся по большей части к чистым услугам, не имеющим самостоятельно существующего материального объекта-носителя.
Необходимо отметить, что здравоохранение как отрасль народного хозяйства очень неоднородна и разнообразна. В составе современного здравоохранения, относимого статистиками к категории так называемых больших отраслей, выделяется масса довольно-таки самостоятельных и одновременно чрезвычайно тесно взаимодействующих между собой структурных элементов, которые определяются как подотрасли специализации и производства. В качестве иллюстрации достаточно указать лишь некоторые из них: терапия, хирургия, педиатрия и санитария; рентгенология, радиология, иммунология, диетология и др.; клиническая, медико-профилактическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая специализации; стационарная, диспансерная, санаторно-курортная, амбулаторно-поликлиническая, хосписная и другие виды медицинской помощи; дерматология, гистология, микробиология, нейрофизиология, психиатрия, стоматология, онкология, кардиология, диабетология, отоларингология, гастрология, эндокринология, цитология и многие другие виды специализированной помощи имеют свою специфику.
Таким образом, услуги здравоохранения столь же разнообразны по своему проявлению, сколь многопланова и сложна сама отрасль здравоохранения.