Проверка домашнего задания




Введение

Предлагаемая вашему вниманию брошюра является окончанием, третьей частью пособия для подготовки к экзамену по химии (первые две части – занятия 1–6 и 7–9 опубликованы ранее). Третья часть пособия ещё больше напоминает рабочую тетрадь – в ней приведены специальные «трафареты».

Показать «трафарет» для задания №22

 

Основной целью занятий 11 и 12 является не столько объяснение, как решать задачи, сколько предоставление возможности для тренировки навыков решения и закрепления умений грамотного оформления заданий. «Домашние задания» (по 10 вариантов задач в формате ОГЭ) по-возможности максимально раскрывают круг вопросов соответствующего экзаменационного задания.

Занятие 10 несколько отличается от других. Его «теоретическая часть» посвящена актуализации тех знаний по органической химии, которые предположительно должны быть у учеников, заканчивающих 9 класс. На занятии ученики под руководством учителя составляют две «шпаргалки», которые можно распечатать и пользоваться ими не только при решении заданий в формате ОГЭ, но и при дальнейшем изучении органической химии в старших классах.

В пособии предусмотрена возможность проверять правильность выполнения всех заданий по открывающейся информации. Материал рассчитан на учеников, желающих в дальнейшем подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии и имеющих базовые знания.

План занятий

Номер занятия Содержание занятия Номер задания в ОГЭ
  Вычисление массовой доли химического элемента в веществе  
  Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И.Менделеева  
Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева  
Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в ПСХЭ  
  Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая  
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов  
  Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии  
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)  
Реакции ионного обмена и условия их осуществления  
  Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции 14 и 20
  Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)  
  Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений  
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных  
Химические свойства оснований. Химические свойства кислот  
Химические свойства солей (средних)  
  Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов  
Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ  
  Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия  
  Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы  
  Мысленный эксперимент  
  Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции  

Следующая статья

© Издательский дом «Первое сентября»
Цифровые технологии в образовании

Занятие 10

Проверка домашнего задания

Задание Вариант
                   
                     

 

Содержание задания Номер задания в ОГЭ
Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы  

Теоретическая часть

Задание для учащихся. Вам будут предложены текст и таблица-подсказка. Внимательно всё проанализируйте и заполните две «шпаргалки », используя предложенную вам информацию, периодическую систему, учебник, пособия по химии или Интернет.

ТЕКСТ 1

Органическая химия заметно отличается от химии неорганической. Во-первых, большинство объектов её изучения – вещества молекулярного строения. Во-вторых, среди этих веществ в основном присутствуют связи углерод-водород и углерод-углерод. Эти связи малополярны или неполярны из-за близких значений электроотрицательностей водорода и углерода. Неполярное или малополярное соединение плохо смешивается с самым распространённым на Земле полярным растворителем – водой. С другой стороны, наличие в молекулах атомов кислорода, азота и других элементов, позволяет органическим веществам создавать водородные связи и в результате смешиваться с водой в любых соотношениях.

В неорганической химии часто достаточно определить состав вещества, чтобы по справочникам узнать его свойства. В органической химии знания только состава вещества недостаточно. Вещества с одним и тем же составом имеют разные температуры кипения (например, вещества, состав которых C3H6O: аллиловый спирт кипит при +97 °C; пропаналь – при +49 °C, а ацетон – при +56 °C). Также различны их химические свойства: аллиловый спирт и пропаналь реагируют со свежеосаждённым гидроксидом меди(II) при нагревании (правда при этом получаются разные продукты реакций), а ацетон – не реагирует.

Строение вещества приблизительно можно показать на модели молекулы. Ниже вам предложены фотографии моделей нескольких разных молекул. В них черные шарики изображают атомы углерода, оранжевые – атомы водорода, голубые – атомы кислорода. Обратите внимание на угловое строение фрагментов (–O–H) в спиртах и кислотах – эта «угловатость» позволяет атомам кислорода образовывать водородные связи.

Напомним ещё и о некоторых частностях:

· метан является основным компонентом природного газа;

· глицерин используется в парфюмерной промышленности, а также при производстве взрывчатых веществ;

· этанол – главный компонент алкогольных напитков и, одновременно, дезинфицирующее средство;

· уксусная кислота образуется при скисании вина или яблочного сока.

Таблица-подсказка

Увеличить Метан t пл = –182,5 °С, t кип = –161,4 °С Увеличить Метанол t пл = –94 °С, t кип = 65 °С
Увеличить Этан t пл = –172 °С, t кип = –88,6 °С Увеличить Этанол t пл = –113 °С, t кип = 79 °С
Увеличить Этилен (этен) t пл = –169,5 °С, t кип = –103,8 °С Увеличить Уксусная кислота t пл = 17 °С, t кип = 118 °С
Увеличить Ацетилен (этин) t возгонки = –84 °С Увеличить Глицерин t пл = 17,9 °С, t кип = 290 °С, смесь с водой (две трети глицерина) замерзает при –46,5 °С

 

Шпаргалка 1

Метан Этан Этилен Ацетилен
Утверждения о составе и строении молекул органических веществ
1. В состав молекулы входят… атомов углерода и … атомов водорода
       
2. Составу молекулы соответствует общая формула
       
3. Относительная молекулярная масса (Mr) равна
       
4. Атомы углерода в молекуле соединены... связью
       
5. Все атомы в молекуле соединены ковалентными полярными связями
   
Утверждения о принадлежности органического вещества к тому или иному классу углеводородов
   
Утверждения о физических свойствах органического вещества
1. Является... веществом (агрегатное состояние) при н.у. (или при комнатной температуре).
____________________________________
2. Хорошо (или плохо) растворим в воде.
____________________________________
3. Проводит электрический ток.
____________________________________
Утверждения о химических свойствах органического вещества
1. Для вещества характерны реакции:
       
2. Вступает в реакцию:
с кислородом, хлором, бромом. ____________________________________
с хлороводородом и водородом
       
с водой
       
бромную воду, раствор перманганата калия ________ бромную воду, раствор перманганата калия ________
со щелочными металлами ___________ ________ с Na, K
3. Сгорает с образованием
   

 

Показать полный текст

Шпаргалка 1

Метан Этан Этилен Ацетилен
Утверждения о составе и строении молекул органических веществ
1. В состав молекулы входят… атомов углерода и … атомов водорода
1 и 4 (CH4) 2 и 6 (C2H6) 2 и 4 (C2H4) 2 и 2 (C2H2)
2. Составу молекулы соответствует общая формула
C n H2 n +2 C n H2 n +2 C n H2 n C n H2 n –2
3. Относительная молекулярная масса (Mr) равна
       
4. Атомы углерода в молекуле соединены... связью
одинарной двойной тройной
5. Все атомы в молекуле соединены ковалентными полярными связями
Да Нет, связь между атомами углерода неполярная
Утверждения о принадлежности органического вещества к тому или иному классу углеводородов
Предельные (насыщенные) Непредельные (ненасыщенные)
Утверждения о физических свойствах органического вещества
1. Является... веществом (агрегатное состояние) при н.у. (или при комнатной температуре).
И при н.у. и при комнатной температуре эти вещества – газы.
2. Хорошо (или плохо) растворим в воде.
В воде эти вещества растворимы плохо.
3. Проводит электрический ток.
Ток не проводят, электролитами не являются.
Утверждения о химических свойствах органического вещества
1. Для вещества характерны:
только реакции замещения реакции замещения и отщепления реакции присоединения и полимеризации реакции присоединения и замещения
2. Вступает в реакцию:
с кислородом, хлором, бромом. Да, но реагируют все по-разному:
с хлороводородом и водородом
не реагируют не реагируют реагирует реагирует в две стадии
с водой
реагирует (синтез-газ) не реагирует реагирует (этанол) реагирует (ацетальдегид)
бромную воду, раствор перманганата калия не обесцвечивают бромную воду, раствор перманганата калия обесцвечивают
со щелочными металлами не реагируют реагирует с Na, K
3. Сгорает с образованием
углекислого газа и воды углекислого газа, сажи и воды

 

 

 

Шпаргалка 2

Метанол Этанол Глицерин Уксусная кислота
Утверждения о составе и строении молекул органических веществ
1. В состав молекулы входят… атомов углерода, … атомов водорода и... атомов кислорода
       
       
2. Составу молекулы соответствует общая формула
       
       
3. Относительная молекулярная масса (Mr) равна
       
4. Атомы углерода в молекуле соединены... связью
       
Атомы углерода и кислорода в молекуле соединены... связью
       
5. Все атомы в молекуле соединены ковалентными полярными связями
   
Утверждения о принадлежности органического вещества к классу
         
Утверждения о физических свойствах органического вещества
1. Является... веществом (агрегатное состояние) при н.у. (или при комнатной температуре)
           
2. Хорошо (или плохо) растворим в воде
       
3. Проводит электрический ток
         
Утверждения о химических свойствах органического вещества
1. Для вещества характерны реакции
       
2. Вступает в реакцию
с кислородом ________________________________________________________;
c водородом _________________________________________________________;
cо щелочными металлами _____________________________________________;
c оксидом меди(II) ____________________________________________________;
c HCl (конц., нагревание, кат.)
       
c гидроксидом меди(II) при комнатной температуре
       
c карбонатом кальция
       
Окраску лакмуса
       
3. Сгорают с образованием ___________________________________

 

Показать полный текст

Шпаргалка 2

Метанол Этанол Глицерин Уксусная кислота
Утверждения о составе и строении молекул органических веществ
1. В состав молекулы входят… атомов углерода, … атомов водорода,... атомов кислорода
1, 4 и 1 (CH4O) 2, 6 и 1 (C2H6O) 3, 8 и 3 (C3H8O3) 2, 4 и 2 (C2H4O2)
или CH3OH или C2H5OH или CH3COOH
2. Составу молекулы соответствует общая формула
C n H2 n +2O C n H2 n +2O C n H2 n +2O3 C n H2 n O2
C n H2 n +1OH C n H2 n +1OH C n H2 n –1(OH)3 C n –1H2 n –1COOH
3. Относительная молекулярная масса (Mr) равна
       
4. Атомы углерода в молекуле соединены... связью
одинарной одинарной одинарной
Атомы углерода и кислорода в молекуле соединены... связью
одинарной одинарной одинарной с одним атомом – одинарной, с другим – двойной
5. Все атомы в молекуле соединены ковалентными полярными связями
Да Нет, связь между атомами углерода неполярная
Утверждения о принадлежности органического вещества к классу
Одноатомные спирты Одноатомные спирты Многоатомные спирты Одноосновные карбоновые кислоты
Утверждения о физических свойствах органического вещества
1. Является... веществом (агрегатное состояние) при н.у. (или при комнатной температуре)
И при н.у., и при комнатной температуре – это жидкости И при н.у., и при комнатной температуре – это жидкости Чистое вещество (100 %) при н.у. – твёрдое, при 20–25 °С – жидкость Чистое вещество (100 %) при н.у. – твёрдое, при 20–25 °С – жидкость
2. Хорошо (или плохо) растворим в воде
хорошо хорошо хорошо хорошо
3. Проводит электрический ток
Ток не проводят, электролитами не являются Ток не проводят, электролитами не являются Ток не проводят, электролитами не являются Слабый электролит*
*Уксусная кислота проводит электрический ток только в виде разбавленного раствора.
Утверждения о химических свойствах органического вещества
1. Для вещества характерны реакции
замещения замещения и отщепления замещения и отщепления замещения
2. Вступает в реакцию
с кислородом реагируют все – горят (даже безводная уксусная кислота);
с водородом не реагируют;
со щелочными металлами реагируют с выделением водорода;
с оксидом меди(II) реагируют при нагревании, продукты разные;
с HCl (конц., нагревание, кат.)
реагируeт реагируeт реагируeт не реагируeт
с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре
не реагируют не реагируют ярко-синий раствор голубой раствор**
с карбонатом кальция
не реагируют не реагируют не реагируют реагирует (раствор)
Окраска лакмуса
не изменяется не изменяется не изменяется становится краснее
**С оксидом и гидроксидом меди(II) реагирует водный раствор кислоты.
3. Сгорают с образованием углекислого газа и воды

 

Задание для учащихся. Внимательно прочтите предложенный ниже текст, заполните пропуски и рассмотрите фотографии.

ТЕКСТ 2

Стеариновая кислота СН3(СН2)16СООН (C__H__COOH или C__H__O2): t пл = 69,6 °С, t кип = 376,1 °С; растворимость в воде: 0,03 г (M (C__H__O2) = ___ г/моль; 0,03 г – это _______ моль) на 100 г воды. Из-за низкой растворимости в воде она не вступает во многие реакции с неорганическими веществами, в которые вступает кислота уксусная.

Производными этой кислоты и глицерина являются природные соединения – жиры.

Соли стеариновой кислоты являются главным компонентом любого твёрдого мыла, потому что обладают моющим действием – способствуют удалению загрязнений с кожи и тканей.

Показать полный текст

 

На рисунках ниже шаростержневая модель не стеариновой, а всего лишь октановой кислоты «в профиль» и «анфас».

Её формула C7H14COOH или C8H15O2. Молекула стеариновой кислоты в два раза длиннее.

Дополнительная информация

Классификации и названия органических соединений

· Али фати ческие (ациклические) – углеводороды и их производные (в том числе спирты, кислоты и т.п.) нециклического строения.

· Али цикли ческие (циклоалифатические) – углеводороды и их производные (в том числе спирты, кислоты и т.п.), содержащие в молекулах один или несколько циклов из атомов углерода.

Классификация и названия углеводородов

· Насыщенные или предельные, или алк ан ы – углеводороды, не содержащие кратных связей.

· Не насыщенные или непредельные – углеводороды, с кратными связями. К ним относятся:

o алк ен ы (или олефины, или этиленовые углеводороды) – имеют одну двойную связь;

o алк ин ы (или ацетиленовые углеводороды) – имеют одну тройную связь;

o алка диен ы (или диеновые углеводороды) – имеют две двойные связи.

· Ароматические или арены – углеводороды, содержащие одно или несколько бензольных колец, гомологи бензола.

Классификация и названия кислородсодержащих соединений

· Спирты:

o одноатомные (метанол, этанол, пропанолы и др);

o многоатомные (этиленгликоль, глицерин).

· Фенолы.

· Альдегиды и кетоны.

· Карбоновые кислоты:

o одноосновные (уксусная, пропановая, стеариновая);

o многоосновные (щавелевая, янтарная).

· Эфиры:

o простые (диметиловый, диэтиловый);

o сложные (метилформиат, этилацетат).

Некоторые понятия

Функциональная группа – это атом или группа атомов, которая определяет характерные химические свойства вещества, поскольку является реакционным центром молекулы.

Радикал в органической химии – это группа атомов, соединённая с функциональной группой молекулы. Обычно при химических реакциях радикал переходит из одного соединения в другое без изменений. Радикал может содержать функциональные группы, которые не принимают участия в конкретной реакции. Иногда углеводородные радикалы могут, в свою очередь, превратиться в «функциональную группу» (например, при хлорировании уксусной кислоты в присутствии красного фосфора).

В химии существует также понятие «свободные радикалы» – это реальные частицы, «способные к независимому существованию» (хотя многие из них неустойчивые), они содержат один или несколько неспаренных электронов.

Гомологи – это вещества одного класса, отличающиеся друг от друга по составу на целое число групп CH2.

Изомеры – это вещества, имеющие одинаковую молекулярную формулу, но разное строение или расположение в пространстве, а, следовательно, и разные свойства.

· Структурная изомерия вызвана разным порядком соединения атомов в молекуле. Она подразделяется на изомерию углеродного скелета, изомерию положения функциональной группы и межклассовую изомерию.

· Пространственная изомерия возможна для веществ, молекулы которых различаются не порядком соединения атомов, а их расположением в пространстве. Все биологически важные соединения имеют этот вид изомерии.

Гибридизация атомных орбиталей

У атомов на каждом слое, начиная со 2-го, есть одна шарообразная s -орбиталь и три вытянутых вдоль координатных осей p -орбитали.

Суть гибридизации заключается в изменении формы орбитали – она становится «целенаправленной» – основная часть электронной плотности находится «с одной стороны» от атома, обычно такая орбиталь направлена на связь с другим атомом.

В гибридизации всегда участвует одна s -орбиталь и одна, две или все три p -орбитали. На рисунке показано взаимодействие одной s - и одной p -орбиталей.

Молекула метана своей формой – треугольная пирамида с атомом углерода в центре – обязана гибридизации всех четырех орбиталей атома углерода

Домашнее задание

Таблица для записи ответов

Задание Вариант
                   
                     

Задание 17

1. Для метана верны следующие утверждения:
1) относительная молекулярная масса равна 26;
2) является жидким веществом при комнатной температуре;
3) составу молекулы соответствует общая формула C n H2 n;
4) вступает в реакцию с кислородом и хлором;
5) сгорает с образованием углекислого газа и воды.

2. Для этана верны следующие утверждения:
1) относится к непредельным углеводородам;
2) плохо растворим в воде;
3) в состав молекулы входят 1 атом углерода и 4 атома водорода;
4) атомы углерода в молекуле соединены тройной связью;
5) вступает в реакции замещения.

3. Для этилена верны следующие утверждения:
1) является газообразным веществом при комнатной температуре;
2) в состав молекулы входят 3 атома углерода, 8 атомов водорода и 3 атома кислорода;
3) атомы углерода в молекуле соединены двойной связью;
4) вступает в реакции замещения;
5) вступает в реакцию с натрием и карбонатом кальция.

4. Для ацетилена верны следующие утверждения:
1) относительная молекулярная масса равна 30;
2) плохо растворим в воде;
3) проводит электрический ток (является электролитом);
4) составу молекулы соответствует общая формула C n H2 n –2;
5) не вступает в реакцию с хлором и раствором перманганата калия.

5. Для метанола верны следующие утверждения:
1) относится к предельным углеводородам;
2) является газообразным веществом при комнатной температуре;
3) в состав молекулы входят один атом углерода, четыре атома водорода и один атом кислорода;
4) атомы углерода в молекуле соединены одинарной связью;
5) сгорает с образованием углекислого газа и воды.

6. Для этанола верны следующие утверждения:
1) относительная молекулярная масса равна 46;
2) плохо растворим в воде;
3) проводит электрический ток (является электролитом);
4) составу молекулы соответствует общая формула C n H2 n O2;
5) вступает в реакцию с кислородом и натрием.

7. Для глицерина верны следующие утверждения:
1) является многоатомным спиртом;
2) проводит электрический ток (является электролитом);
3) составу молекулы соответствует общая формула C n H2 n O2;
4) вступает в реакцию с кислородом и гидроксидом меди(II);
5) все атомы в молекуле соединены ковалентными полярными связями.

8. Для уксусной кислоты верны следующие утверждения:
1) относительная молекулярная масса равна 46;
2) хорошо растворима в воде;
3) составу молекулы соответствует общая формула C n H2 n O2;
4) вступает в реакцию с медью и гидроксидом меди(II);
5) сгорает с образованием угарного газа и водорода.

9. Для стеариновой кислоты верны следующие утверждения:
1) относится к многоосновным карбоновым кислотам;
2) является жидким веществом при комнатной температуре;
3) из стеариновой кислоты и глицерина можно синтезировать твёрдые жиры;
4) в состав молекулы входят 18 атомов углерода, 36 атомов водорода и 2 атома кислорода;
5) все атомы в молекуле соединены одинарной связью.

10. Для белков верны следующие утверждения:
1) могут быть гидролизованы до аминокислот при длительном нагревании с концентрированной соляной кислотой;
2) являются жизненно важной частью продуктов питания;
3) не меняют своих свойств при денатурации;
4) в состав молекулы белка входят только атомы углерода, водорода и кислорода;
5) все атомы в молекуле соединены одинарной связью.

Предыдущая статья

Следующая статья

© Издательский дом «Первое сентября»
Цифровые технологии в образовании

Занятие 11

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Задание Вариант
                   
                     

 

Содержание задания Номер задания в ОГЭ
Мысленный эксперимент  

Теоретическая часть

Задание для учащихся. Прочтите предложенные ниже задачи. Для первой задачи уже дано решение, прочтите его, заполните пропуски. Постепенно решайте задачи, заполняя пропуски самостоятельно, или, если не получается, «подсматривая» в ответ.

Задача 1

Даны вещества: железо, сульфат железа(II), растворы гидроксида натрия, азотной кислоты (60 %), хлороводорода.

Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций гидроксид железа(II).

Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.

Решение

1. Выпишите формулы данных вам веществ:

Fe, FeSO4, NaOH (р-р), HNO3 (60%-й р-р), HCl;

и формулу вещества, которое надо получить – Fe(OH)2.

2. Перечитайте условие – краткое ионное уравнение надо написать для второй реакции – именно для той, в которой будет получено нужное нам вещество. Можно сразу написать краткое ионное уравнение. Гидроксид железа(II) – это нерастворимое в воде вещество, он образуется из ионов Fe2+ и OH: Fe2+ + 2OH = Fe(OH)2↓.

3. Какие вещества нужно взять, чтобы в их растворах были необходимые ионы? Очевидно, что одно из них – раствор гидроксида натрия NaOH (поскольку среди данных нам веществ нет другого источника ионов OH). Вторым веществом не может быть сульфат железа(II) FeSO4, иначе гидроксид железа(II) получится в результате одной-единственной реакции, что не соответствует условию задачи. Следовательно, надо получить сначала другое соединение железа, растворив металл в кислоте.

4. Предложены две кислоты. При растворении железа в азотной кислоте такой концентрации образуется нитрат железа(III); при растворении железа в соляной кислоте получается хлорид железа(II) – то, что и нужно – он растворим в воде и предоставит необходимые ионы Fe2+.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: