Подведомственность дел об административных правонарушениях определяется как установление и разграничение компетенции между различными государственными органами, наделенными соответствующими юрисдикционными полномочиями по возбуждению и разрешению дел об административных правонарушениях. Понятие подведомственности имеет важное значение в двух аспектах материальном и процессуальном. материальный аспект заключается в том что вопросы подведомственности составляют часть компетенции органа. процессуальная же сторона имеет решающее значение как для возникновения административно-юрисдикционного отношения так и для всего процесса в целом. 4 группы. 1) судебные органы, исполнительные органы государственной власти, комиссии.
2) судебные органы, органы исполнительной власти, комиссии, иные коллегиальные органы
3) исполнительные органы государственной власти РФ и субъектов РФ и их должностные лица
4) органы прокуратуры, уполномоченные возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Вопрос 123
Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
|
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Вопрос № 124
Рассмотрение дел об административный правонарушениях уполномоченными органами.
Федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами, уполномоченными в соответствии с гл. 23 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, являются:
органы внутренних дел (милиция);
органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
налоговые органы; таможенные органы; пограничные органы; федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда; органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ; органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов; органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда; органы рыбоохраны; органы государственного энергетического надзора;
органы государственного горного и промышленного надзора; органы, осуществляющие государственный пожарный надзор; органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органы российской транспортной инспекции;
|
органы автомобильного транспорта; органы морского транспорта;
органы внутреннего водного транспорта; органы железнодорожного транспорта; органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации; органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг; федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы; органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; органы стандартизации, метрологии и сертификации; органы государственной жилищной инспекции; органы государственного архитектурно-строительного надзора; органы регулирования естественных монополий; органы валютного контроля;
органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и ряд других органов.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами. Всего помимо судей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав гл. 23 КоАП РФ предусмотрено 60 федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов — субъектов административной юрисдикции.
От имени этих органов, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов дела об административных правонарушениях рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в гл. 23 КоАП РФ. К ним относятся: а) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; Глава 24. Дела об административных правонарушениях 619 б) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; в) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции. Правом рассматривать дела об административных правонарушениях пользуются лишь те должностные лица органов внутренних дел (милиции), которые перечислены в ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ. Рассматривать дела от имени органов внутренних дел (милиции), в зависимости от состава правонарушения, вправе: начальники и заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, начальники и заместители начальников территориальных отделов (отделений) милиции; начальники и заместители начальников линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте; начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции; начальники подразделений ГИБДД и их заместители, командиры полков, батальонов, рот дорожно-патрульной службы и их заместители; государственные инспекторы безопасности дорожного движения; государственные инспекторы дорожного надзора; некоторые другие сотрудники милиции.
|
Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних. 1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса. 2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.
127 Производство по делам об административных правонарушениях. понятие, задачи, принципы. Под производством по делам об административных правонарушениях понимают процессуальную деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц, судей, прокуроров по возбуждении и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Это то определение, которое связывается с учебным, догматическим определением. Признаки: 1) Данная деятельность носит процессуальный характер, осуществляется органами государства. 2)Данную процессуальную деятельность осуществляют судьи судов общей юрисдикции, мировые судьи, судьи арбитражных судов (глава 29 Арбитражно-процессуального кодекса), судьи военных судов. Всё это связано с тем, что когда осуществляются контрольно-надзорные полномочия, то, соответственно, в ходе выявления нарушений эти органы вправе привлекать. По данным судебной практики, около 98% административных дел рассматриваются мировыми судьями. 7 из 9 наказаний назначаются судьями (только предупреждения и административный штраф могут выноситься и судьями, и должностными лицами, остальное – только судьями). 4)Данная процессуальная деятельность имеет свои стадии, среди которых выделяется четыре (среди этих стадий выделим четыре): возбуждение дела, рассмотрение дела, вынесение и исполнения постановления и, соответственно, обжалование (обжалование является факультативной стадией). Задачи производства по делам об административных правонарушениях:1. Всестороннее объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.2 Обеспечение исполнения вынесенного постановления.3.Выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Принципы:1)Одним из важных принципов производства по делам об административных правонарушениях является принцип законности. Трактовать его можно следующим образом: каждое лицо подлежит административной ответственности в порядке и на основаниях, предусмотренных КоАП РФ (статья 1.6 КоАПа РФ).2)Упрощённость, быстрота, оперативность. Сроки – где-то два дня на отправление постановления судье, 15 дней там… В общем, оперативность выше, чем в тех же гражданском (где-то месяца два минимум) или в уголовном (а там вообще иногда годами…) процессах.3)Принцип национального языка. Это тот принцип, что производство ведётся на русском языке, а если лицо не владеет русским языком, то ему могут предоставить переводчика.4)Открытость в рассмотрении дел об административных правонарушениях. Любой, кто может придти в суд или в орган, где рассматривается дело, вправе присутствовать. Есть исключения: дела, связанные с государственной тайной, а также в том случае, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве об административных правонарушениях.5)Принцип презумпции невиновности. Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.
Участники производства по делам об административных правонарушениях и их процессуальное правовое положение.В производстве по делам об административных правонарушениях выделяют три категории участников:1. Лица, осуществляющие производство по делу и имеющие процессуальный интерес.2. Лица, в отношении которых ведётся производство по делу, а также их законные представители, в том числе и опекуны и попечители, защитники, имеющие процессуальный интерес, связанный с производством по делам об административных правонарушениях.3. Лица, способствующие осуществлению правосудия. К ним относятся: понятой, свидетель, эксперт, специалист и переводчик.
Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях это урегулированные нормами административного права. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях классифицируются по юридическому значению на процессуальные и давностные. Процессуальные сроки – это урегулированные нормами законодательства РФ об административных правонарушения, а по некоторым категориям дел и арбитражно-процессуального законодательства. Давностные сроки – период предусмотренный законодательством РФ об административных правонарушениях, для привлечения к административной ответственности.
Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях. предмет доказывания. доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях. Доказывание это урегулированный нормами административно процессуального права порядок установления объективной истины по делу. процесс доказывания включает выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств посредством совокупности процессуальных действий. приоритетным вопросом подлежащим доказыванию, является вопрос о наличии события административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушение. В зависимости от источника выделяют:1) личные доказательства2) предметные доказательства а) вещественные доказательства б) документы
В зависимости от способа формирования:1)прямые2)косвенныеВ зависимости от значения для обвинения:1) оправдательными2) обвинительными
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:1) доставление;2) административное задержание;3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;4) изъятие вещей и документов;5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;9) привод. 2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.