Лекция 1 (2 ч.)
Теория и методика обучения русскому языку как наука
1. Науки о языке как основа методики преподавания русского языка.
2. Психолого-дидактические аспекты методики.
3. Русский язык как учебный предмет.
4. Очерк истории методики русского языка как науки.
Лекция 2 (2 ч.)
Методика обучения грамоте
1. Исторический очерк методики обучения грамоте: от буквослагательных к звуковым методам.
2. Ступени обучения чтению и письму: выбор методики, работа со слогом, слогоделением, изучение звуков, знакомство с буквами, обучение письму.
Краткое содержание лекций:
Предмет и задачи методики как педагогической науки
Методика обучения русскому языку как педагогическая наука ведет свое начало с середины 19 в. В 1861 году был издан первый учебник по методике –книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка». У истоков методики стояли такие известные ученые, мыслители, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, А.М. Пешковский, В.П. Шереметьевский и др. Методика –самостоятельная наука. Она относится к педагогическим наукам. Особенно тесно связана с дидактикой. Как известно, дидактика рассматривает общие проблемы теории обучения: цели и задачи обучения, средства, методы, формы, приёмы, современные образовательные технологии и др. Дидактика–это общая теория обучения. Методика же –частная теория обучения, теория обучения какому-либо конкретному предмету (русскому языку, математике и др.). Все проблемы дидактики в методике, например, русского языка рассматриваются применительно к обучению русскому языку. Предмет методики обучения русскому языку и литературе –процесс обучения русскому языку в начальной школе.
|
Что понимают под процессом обучения? Сущность понятия «процесс обучения» в настоящее время трактуется как единство четырех компонентов: целей обучения, содержания обучения, преподавания и учения. М.Р. Львов включает в это понятие еще один компонент: результаты обучения. Как, по-вашему, правомерно ли это? Эти компоненты тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.
Отграничим один компонент процесса обучения от другого и рассмотрим в отдельности. Цели обучения. Цель –это ожидаемый результат, то, чего хочется добиться, четкое описание желаемого состояния, которое предполагается достигнуть. Цель обучения –это четко прорисованные результаты обучения, которые продумываются и прописываются изначально. В педагогике и методиках принято говорить о триединой цели (обучения, воспитания и развития). Понятие «цели обучения» -систематизирующий компонент процесса обучения. Именно цели в значительной степени влияют на содержание обучения, деятельность учителя и ученика. Цели могут быть определены по отношению к процессу обучения в целом, а также к каждому конкретному уроку. Цели реализуются через систему конкретных задач. Цели и задачи обучения прописываются в государственных стандартах и образовательных программах, методических рекомендациях к изучаемым курсам, в конспектах уроков. В последнее время в контексте целей и задач обучения употребляется также термин «учебная задача». Учебная задача –это цель, уточненная в конкретных условиях урока. Например, на конкретном уроке русского языка или литературного чтения может быть поставлена одна образовательная цель и множество учебных задач, которые сопровождают каждый этап урока, каждое задание или вид работы.
|
Что значит –поставить перед ребенком учебную задачу урока? Ее недостаточно просто сформулировать учителю, задача должна быть принята учеником, то есть стать его собственной задачей. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально новыми открытиями, которые совершает ученик: 1) он должен обнаружить, что что-то не знает; 2) он должен захотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению. Задание для самостоятельной работы. Познакомьтесь с фрагментами конспекта урока по русскому языку во 2 классе и выделите в нем формулировки образовательной цели урока и учебных задач. Как они соотносятся друг с другом? Тема урока. Знакомство с понятием «родственные слова», «корень» (Учебник М.С. Соловейчик и др. «К тайнам нашего языка») Цель (образования): 1) помочь детям осмыслить опознавательные признаки родственных слов; 2) учить выявлению этих признаков; 3) познакомить с понятием «корень» слова и способом его нахождения; 4) начать сопоставление звучания и написания корней родственных слов.1.Введение в тему урока.-Сегодня на уроке мы будет открывать новые секреты слов. А какие –подскажет заголовок следующейчасти учебника. Прочитайте его. (Собираем «родственников»). -Вместе с нами этот заголовок прочитал Антон и очень удивился, что нужно было привести на урок бабушку, дедушку, маму, папу и сестру. Как вы думаете, так ли он понял заголовок? А вы догадались, каких «родственников» мы будет собирать на уроке? (Наверное, слова). - Да. Мы будет открывать тайны «родственных» слов. II. Знакомство с признаками родственных слов. -Понаблюдаем за словами. Например, было слово «сахар». Появилась посуда для сахара. Как её назвали? (Сахарница.) Почему именно так? -А когда люди научились мелко дробить сахар и получили из сахара песок. Как его назвали? (Сахарный.) Почему? А известно ли вам слово «посахарить»? Можете ли вы объяснить его значение? -Вот как интересно: все слова разные, а объяснили мы их с помощью одного и того же слова. Можем ли мы эти слова назвать родственниками? Почему? - Сравните свой вывод с выводом авторов учебника. Попробуйте теперь ответить на вопросы: какие слова называются родственниками? Почему их так назвали? Содержанием обучения называют то, чему обучают на уроках русского языка и литературного чтения. Оно находит свое отражение в программах и учебниках для начальной школы. До 80-х годов 20 в. все школы РФ работали по единой программе и единым учебникам. В последние десятилетия 20 в. ситуация резко изменилась. И в настоящее время мы имеем большое разнообразие учебно-методических комплектов, утвержденных Министерством образования РФ («Школа России», «Школа –2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 в.» и др.). Кроме программ и учебников, содержание обучения раскрывается также в Федеральных государственных образовательных стандартах. Они регулируют содержание образовательных программ, не допускают слишком большого разброса в объеме изучаемого материала и распределении его по годам обучения. Задания для самостоятельной работы: «ФГОСООО второго поколения», «Примерные программы начального общего образования», «Примерная программа по русскому языку». Прочитайте главу «Содержание курса». Охарактеризуйте основные понятия фонетики, графики, лексики, морфологии и синтаксиса, которые изучаются в начальной школе. Преподавание–это деятельность учителя в процессе обучения. Она может быть разнообразной: постановка целей обучения, отбор содержания, планирование материала, разработка структуры и содержания урока, обдумывание каждого его этапа и вида работы, организация взаимодействия с детьми и др. В современной школе педагог в своей деятельности по обучению и воспитанию учащихся руководствуется принципами гуманной педагогики, личностно-ориентированного подхода в обучении, системно-деятельностного подхода в обучении и др. Учение–это деятельность учащихся в процессе обучения. Она также может быть очень разной по своему содержанию: участие в осмыслении поставленной учителем учебной задачи, участие в исследовании с целью получения новых знаний, анализ изучаемого материала, обобщение, формулирование выводов, определений и правил, выполнение практических работ на основе изучаемого материала, рефлексия и др. Учащиеся –активные субъекты процесса обучения. Они обладают устойчивым познавательным интересом к процессу обучения, отличаются активностью, инициативностью, самостоятельностью и другими качествами, необходимыми в учебном процессе.
|
Анализ записей уроков:
Миасс https://www.youtube.com/watch?v=j5NvA32ac4M
Юргамыш https://www.youtube.com/watch?v=z1KO3nmmgS0
Радужное https://www.youtube.com/watch?v=bhRf9djxsLE
Урай https://www.youtube.com/watch?v=svuFpAse460
Практическое занятие 1-2 (4 ч.)
Методика изучения языковой теории
1. Воспитательные и развивающие возможности предмета русский язык
2. Формирование языковых понятий
3. Методы изучения русского языка в школе:
3.1. Языковой анализ как метод
3.2. Метод конструирования
3.3. Сравнительно-исторический метод
3.4. Наглядные методы
3.5. Метод рассказа учителя
3.6. Эвристические методы
3.7. Игра как метод
3.8. Программированное обучение
4. Учебник русского языка и дополнительные пособия: роль учебника, требования к текстам, типы учебников и пособий
5. Методика изучения фонетики: процесс обучения, методы и приемы, трудности. Работа с терминами раздела.
6. Методика изучения графики: процесс обучения, методы и приемы, трудности. Работа с терминами раздела.
7. Методика изучения лексики: процесс обучения, методы и приемы, трудности. Работа с терминами раздела.
8. Методика изучения морфемики: процесс обучения, методы и приемы, трудности. Работа с терминами раздела.
9. Методика изучения морфологии: процесс обучения, методы и приемы, трудности. Работа с терминами раздела.
10. Методика изучения синтаксиса: процесс обучения, методы и приемы, трудности. Работа с терминами раздела.