Практическое занятие 1-2 (4 ч.)




Лекция 1 (2 ч.)

Теория и методика обучения русскому языку как наука

1. Науки о языке как основа методики преподавания русского языка.

2. Психолого-дидактические аспекты методики.

3. Русский язык как учебный предмет.

4. Очерк истории методики русского языка как науки.

Лекция 2 (2 ч.)

Методика обучения грамоте

1. Исторический очерк методики обучения грамоте: от буквослагательных к звуковым методам.

2. Ступени обучения чтению и письму: выбор методики, работа со слогом, слогоделением, изучение звуков, знакомство с буквами, обучение письму.

 

Краткое содержание лекций:

Предмет и задачи методики как педагогической науки

Методика обучения русскому языку как педагогическая наука ведет свое начало с середины 19 в. В 1861 году был издан первый учебник по методике –книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка». У истоков методики стояли такие известные ученые, мыслители, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, А.М. Пешковский, В.П. Шереметьевский и др. Методика –самостоятельная наука. Она относится к педагогическим наукам. Особенно тесно связана с дидактикой. Как известно, дидактика рассматривает общие проблемы теории обучения: цели и задачи обучения, средства, методы, формы, приёмы, современные образовательные технологии и др. Дидактика–это общая теория обучения. Методика же –частная теория обучения, теория обучения какому-либо конкретному предмету (русскому языку, математике и др.). Все проблемы дидактики в методике, например, русского языка рассматриваются применительно к обучению русскому языку. Предмет методики обучения русскому языку и литературе –процесс обучения русскому языку в начальной школе.

Что понимают под процессом обучения? Сущность понятия «процесс обучения» в настоящее время трактуется как единство четырех компонентов: целей обучения, содержания обучения, преподавания и учения. М.Р. Львов включает в это понятие еще один компонент: результаты обучения. Как, по-вашему, правомерно ли это? Эти компоненты тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Отграничим один компонент процесса обучения от другого и рассмотрим в отдельности. Цели обучения. Цель –это ожидаемый результат, то, чего хочется добиться, четкое описание желаемого состояния, которое предполагается достигнуть. Цель обучения –это четко прорисованные результаты обучения, которые продумываются и прописываются изначально. В педагогике и методиках принято говорить о триединой цели (обучения, воспитания и развития). Понятие «цели обучения» -систематизирующий компонент процесса обучения. Именно цели в значительной степени влияют на содержание обучения, деятельность учителя и ученика. Цели могут быть определены по отношению к процессу обучения в целом, а также к каждому конкретному уроку. Цели реализуются через систему конкретных задач. Цели и задачи обучения прописываются в государственных стандартах и образовательных программах, методических рекомендациях к изучаемым курсам, в конспектах уроков. В последнее время в контексте целей и задач обучения употребляется также термин «учебная задача». Учебная задача –это цель, уточненная в конкретных условиях урока. Например, на конкретном уроке русского языка или литературного чтения может быть поставлена одна образовательная цель и множество учебных задач, которые сопровождают каждый этап урока, каждое задание или вид работы.

Что значит –поставить перед ребенком учебную задачу урока? Ее недостаточно просто сформулировать учителю, задача должна быть принята учеником, то есть стать его собственной задачей. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально новыми открытиями, которые совершает ученик: 1) он должен обнаружить, что что-то не знает; 2) он должен захотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению. Задание для самостоятельной работы. Познакомьтесь с фрагментами конспекта урока по русскому языку во 2 классе и выделите в нем формулировки образовательной цели урока и учебных задач. Как они соотносятся друг с другом? Тема урока. Знакомство с понятием «родственные слова», «корень» (Учебник М.С. Соловейчик и др. «К тайнам нашего языка») Цель (образования): 1) помочь детям осмыслить опознавательные признаки родственных слов; 2) учить выявлению этих признаков; 3) познакомить с понятием «корень» слова и способом его нахождения; 4) начать сопоставление звучания и написания корней родственных слов.1.Введение в тему урока.-Сегодня на уроке мы будет открывать новые секреты слов. А какие –подскажет заголовок следующейчасти учебника. Прочитайте его. (Собираем «родственников»). -Вместе с нами этот заголовок прочитал Антон и очень удивился, что нужно было привести на урок бабушку, дедушку, маму, папу и сестру. Как вы думаете, так ли он понял заголовок? А вы догадались, каких «родственников» мы будет собирать на уроке? (Наверное, слова). - Да. Мы будет открывать тайны «родственных» слов. II. Знакомство с признаками родственных слов. -Понаблюдаем за словами. Например, было слово «сахар». Появилась посуда для сахара. Как её назвали? (Сахарница.) Почему именно так? -А когда люди научились мелко дробить сахар и получили из сахара песок. Как его назвали? (Сахарный.) Почему? А известно ли вам слово «посахарить»? Можете ли вы объяснить его значение? -Вот как интересно: все слова разные, а объяснили мы их с помощью одного и того же слова. Можем ли мы эти слова назвать родственниками? Почему? - Сравните свой вывод с выводом авторов учебника. Попробуйте теперь ответить на вопросы: какие слова называются родственниками? Почему их так назвали? Содержанием обучения называют то, чему обучают на уроках русского языка и литературного чтения. Оно находит свое отражение в программах и учебниках для начальной школы. До 80-х годов 20 в. все школы РФ работали по единой программе и единым учебникам. В последние десятилетия 20 в. ситуация резко изменилась. И в настоящее время мы имеем большое разнообразие учебно-методических комплектов, утвержденных Министерством образования РФ («Школа России», «Школа –2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 в.» и др.). Кроме программ и учебников, содержание обучения раскрывается также в Федеральных государственных образовательных стандартах. Они регулируют содержание образовательных программ, не допускают слишком большого разброса в объеме изучаемого материала и распределении его по годам обучения. Задания для самостоятельной работы: «ФГОСООО второго поколения», «Примерные программы начального общего образования», «Примерная программа по русскому языку». Прочитайте главу «Содержание курса». Охарактеризуйте основные понятия фонетики, графики, лексики, морфологии и синтаксиса, которые изучаются в начальной школе. Преподавание–это деятельность учителя в процессе обучения. Она может быть разнообразной: постановка целей обучения, отбор содержания, планирование материала, разработка структуры и содержания урока, обдумывание каждого его этапа и вида работы, организация взаимодействия с детьми и др. В современной школе педагог в своей деятельности по обучению и воспитанию учащихся руководствуется принципами гуманной педагогики, личностно-ориентированного подхода в обучении, системно-деятельностного подхода в обучении и др. Учение–это деятельность учащихся в процессе обучения. Она также может быть очень разной по своему содержанию: участие в осмыслении поставленной учителем учебной задачи, участие в исследовании с целью получения новых знаний, анализ изучаемого материала, обобщение, формулирование выводов, определений и правил, выполнение практических работ на основе изучаемого материала, рефлексия и др. Учащиеся –активные субъекты процесса обучения. Они обладают устойчивым познавательным интересом к процессу обучения, отличаются активностью, инициативностью, самостоятельностью и другими качествами, необходимыми в учебном процессе.

Анализ записей уроков:

Миасс https://www.youtube.com/watch?v=j5NvA32ac4M

Юргамыш https://www.youtube.com/watch?v=z1KO3nmmgS0

Радужное https://www.youtube.com/watch?v=bhRf9djxsLE

Урай https://www.youtube.com/watch?v=svuFpAse460

 

Практическое занятие 1-2 (4 ч.)

Методика изучения языковой теории

1. Воспитательные и развивающие возможности предмета русский язык

2. Формирование языковых понятий

3. Методы изучения русского языка в школе:

3.1. Языковой анализ как метод

3.2. Метод конструирования

3.3. Сравнительно-исторический метод

3.4. Наглядные методы

3.5. Метод рассказа учителя

3.6. Эвристические методы

3.7. Игра как метод

3.8. Программированное обучение

4. Учебник русского языка и дополнительные пособия: роль учебника, требования к текстам, типы учебников и пособий

5. Методика изучения фонетики: процесс обучения, методы и приемы, трудности. Работа с терминами раздела.

6. Методика изучения графики: процесс обучения, методы и приемы, трудности. Работа с терминами раздела.

7. Методика изучения лексики: процесс обучения, методы и приемы, трудности. Работа с терминами раздела.

8. Методика изучения морфемики: процесс обучения, методы и приемы, трудности. Работа с терминами раздела.

9. Методика изучения морфологии: процесс обучения, методы и приемы, трудности. Работа с терминами раздела.

10. Методика изучения синтаксиса: процесс обучения, методы и приемы, трудности. Работа с терминами раздела.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: