Этапы производственного обучения. Профессиональные умения и навыки будущих облицовщиков-плиточников и мозаичников формируются в ходе производственного обучения, предусматривающего следующие три этапа, каждый из которых имеет свои дидактические задачи:
обучение в учебных мастерских.На первом этапе формируются общие представления об основных элементах труда облицовщика-плиточника и мозаичника, первоначальных умениях и навыках выполнения приемов плиточных и облицовочных работ;
обучение на строительных объектах. Здесь полученные первоначальные умения и навыки закрепляются, формируются более сложные умения по выполнению комплексов операций и технологических процессов, вырабатывается скорость и ритмичность в работе;
предвыпускная производственная практика. Завершается совершенствование приобретенных умений и навыков, вырабатывается способность переносить умения и знания в другие условия работы, с использованием традиционных материалов, рациональных инструментов, механизмов.
Эффективность урока производственного обучения определяется правильной постановкой цели, подготовкой фронта работы, наличием необходимых инструментов и материалов.
В производственном обучении различают три цели: образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная цель - формирование общетрудовых, общепрофессиональных и специальных умений и навыков для работы по выбранной профессии и практических знаний, требуемых учебной программой.
Образовательные цели мастер формулирует в такой форме: ознакомить учащихся с последовательностью выполнения конкретных работ; обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных профессиональных понятий и продолжить формирование и закрепление ранее изученных профессиональных умений и навыков.
|
Умения и навыки различают организационные и подготовительные, например рационально спланировать работу, организовать рабочее место, выбрать необходимые материалы, оснастку, инструменты, подготовить механизмы к работе и т.д.
Умения и навыки, необходимые для выполнения производственного процесса, включают: выполнение отдельных технологических операций и процесса в целом; управление и регулировку ручных машин; соблюдение техники безопасности. При этом формируются умения контроля и самоконтроля, т.е. умение пользоваться контрольно-измерительными инструментами, поэтапного контроля производственного процесса (отдельных технологических операций) и качества работы.
Образовательные цели урока мастер подчиняет требованиям квалификационной характеристики и содержанию дидактического анализа программы производственного обучения и на этой основе формулирует конкретные задачи урока. Для реализации образовательных целей мастеру необходимо иметь четкое представление о структуре умений и навыков, учебном времени, необходимом для их выработки, а также о критериях их сформированности.
Умение - это способность выполнять практические действия на основе усвоенных знаний в различных производственных условиях.
Навыки - автоматизированные компоненты деятельности, в которых сознание принимает опосредованное участие.
В каждой теме производственного обучения необходимо запланировать время на тренировочные упражнения и производственную деятельность.
|
Основу производственной деятельности плиточника-облицовщика, мозаичника составляют трудовые процессы, состоящие из операций, характерных тем, что применяют однотипные инструменты, приспособления и сходные трудовые приемы. Трудовая операция - это совокупность трудовых приемов, состоящих из рабочих движений.
В ходе упражнений происходит формирование умений и навыков выполнения отдельных рабочих движений, приемов и операций, которые закрепляются и совершенствуются в процессе производственной деятельности.
Продуманная работа мастера в начальной стадии обеспечит выработку умений и прочность их формирования у учащихся в более короткие сроки. В дальнейшем необходим контроль за ходом формирования умений и корректирующая помощь отдельным учащимся. Следует помнить, что исправить ошибки, допущенные при формировании навыков (например, выполнение лишних движений), труднее, чем ошибки, допущенные при формировании умений.
На уроках производственного обучения мастер постоянно демонстрирует рабочие движения, приемы и трудовые операции, показывая трудовой процесс в целом или по частям, в рабочем и замедленном темпе.
Воспитательная цепь. Производительный труд - основа воспитания, гармонического развития физических, умственных и нравственных качеств личности. Целостный подход к определению воспитательных целей предполагает формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Разумеется, не каждый урок позволяет решать эти задачи. Специфика урока, место проведения занятий, использование опыта новаторов производства допускают вычленение тех воспитательных задач, которые могли бы решаться при изучении конкретного материала.
|
Формирование экономического мышления - важный фактор воспитания. Это бережное отношение к общественной собственности, нетерпимость к неорганизованности, высокая сознательная дисциплина и стремление постоянно повышать качество и производительность труда. В этих целях рекомендуется проводить сравнительный анализ технологических операций и процессов по затратам труда и расходу материалов.
Большинство воспитательных задач носит универсальный характер для всех уроков. Например, воспитание сознательной дисциплины, культуры труда и общения и пр. Поэтому нет необходимости их отражать в планах уроков, не забывая о реализации этих задач в повседневной производственной деятельности учащихся. При работе учащихся на строительных объектах мастер учитывает благоприятные условия, чтобы повысить уровень технологической и трудовой дисциплины учащихся, развить их трудовую инициативу, стремление к товарищескому сотрудничеству, взаимопомощи.
Воспитательные цели в производственном обучении можно сформулировать следующим образом:
формировать добросовестное отношение к труду (раскрывая сущность понятий «общественный долг», «коллективизм», «товарищеская взаимопомощь»);
побуждать чувство уважения к результату труда, людям труда;
воспитывать чувство хозяина, сохраняя и умножая общественное достояние;
формировать творческое и ответственное отношение к качеству труда;
способствовать положительной мотивации учебно-производственной и трудовой деятельности.
Воспитательные цели, реализуемые на уроках производственного обучения, увязывают с основными направлениями воспитательной работы в училище.
Развивающая цель. Производственное обучение предусматривает развитие у учащихся профессиональных качеств личности, способствующих успешному овладению профессией.
Это обеспечивается решением задач по развитию на каждом уроке внимания, памяти, мышления и других качеств личности.
Развивающие цели урока предполагают развитие таких профессиональных функций, как мышление, глазомер, скорость, аккуратность, соразмерность и координация движений.
Развивающие цели в производственном обучении можно сформулировать следующим образом:
уметь устанавливать связи и отношения между явлениями действительности;
уметь выделять существенные признаки и свойства явлений;
классифицировать факты и делать обобщенные выводы;
творчески решать производственные задачи;
ориентироваться в нестандартных производственных ситуациях;
проявлять настойчивость в преодолении трудностей при достижении намеченной цели;
уметь владеть собой, сохранять выдержку и самообладание.
В содержании каждого урока выбираются наиболее важные цели, определяемые содержанием учебного материала. При этом цели по функциональному назначению делятся на образовательные, воспитательные, развивающие.
Планирование и подготовка к занятиям
Планирование и подготовка к занятиям - элементы подготовительной деятельности мастера - тесно взаимосвязаны. Подготовка к занятиям включает два этапа: перспективную - подготовку к учебному году и текущую - подготовку к очередному уроку. Каждый этап предусматривает личную подготовку мастера, подготовку учебно-материального оснащения и планирование учебного процесса.
К личной подготовке мастера относятся: изучение квалификационной характеристики, учебного плана и программы, новинок педагогической и технической литературы, участие в педагогических конференциях, работе школ передового опыта, изготовление образцов (эталонов) учебно-производственных работ и т.д.
Подготовка учебно-материального оснащения включает подготовку учебной мастерской, учебных участков и рабочих мест на строительном объекте в соответствии с требованиями учебных программ, норм и правил охраны труда и техники безопасности; подготовку необходимых материалов для учебно-производственных работ; подготовку учебно-технической документации, наглядных пособий, технических средств обучения; подготовку и проверку исправности оборудования, инструментов, приспособлений.
Планирование учебного процесса - это подготовка перечня учебно-производственных работ, разработка перспективных планов учебной и воспитательной работы, разработка учебно-технической документации, критериев оценки, детальной программы производственной практики; распределение учебного материала темы на подтемы и уроки, выявление межпредметных связей, освещение передовых приемов труда по изучаемой теме.
Планирование конкретного урока начинается с анализа итогов предыдущих занятий, уточнения содержания темы, образовательной, воспитательной и развивающей целей предстоящего урока. Заранее определяются структура урока и время каждого элемента, методы проведения вводного инструктажа, система упражнений и самостоятельной работы учащихся, методы текущего инструктажа и меры по предупреждению типичных ошибок учащихся.