Структура урока производственного обучения




Общие положения.При обучении в мастерских и на производстве мастер использует основную форму учебного процесса - урок. Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения продолжительностью и составляет 6 ч. За это время проходят отдельную тему или часть ее. На уроках производственного обучения применяют разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся. Ввиду большой продолжительности урока производственного обучения важное значение имеют положительные взаимоотношения между мастером и учащимся, а также между учащимися в процессе производительного труда.

Структура урока производственного обучения включает: вводный инструктаж; самостоятельную работу (упражнения) учащихся; текущий и заключительный инструктажи.

Вводный инструктаж. При проведении вводного инструктажа можно руководствоваться следующей типовой структурой:

сообщение темы и цели урока;

проверка знаний учащихся по материалу теоретического обучения и предыдущих уроков производственного обучения, связанному с содержанием данного урока;

ознакомление учащихся с материалами, инструментами, приспособлениями, используемыми на уроке;

объяснение и показ рациональных приемов, способов и последовательности выполнения заданий;

демонстрация эталонов для предстоящих учебно-производственных работ;

рассмотрение типичных ошибок, их предупреждение и устранение, а также пооперационный контроль качества работы;

показ и объяснение рациональных форм и методов организации труда, организации рабочего места;

показ безопасных приемов труда;

закрепление и проверка усвоения учащимися материала вводного инструктажа; при необходимости дополнительный показ приемов и способов работы;

выдача заданий и распределение учащихся по рабочим местам.

Структура вводного инструктажа может видоизменяться в зависимости от цели и особенностей урока, но должна сохранять все перечисленные элементы.

Тему урока мастер записывает на доске. Очень важно раскрыть цель урока, не просто дать информацию о том, что должны сделать учащиеся, но разъяснить, для чего они будут это делать, чему научатся и как это поможет в успешном овладении профессией. От мастера требуется четкое представление, какие воспитательные и развивающие цели возможно осуществить на данном уроке.

Нет необходимости информировать учащихся о воспитательной и развивающей целях урока, которые мастер ставит перед собой и реализует в процессе обучения,

Для взаимосвязи производственного и теоретического обучения мастеру необходимо знать содержание учебных программ по специальным, общетехническим и другим дисциплинам, чтобы определить их межпредметные связи и увязать с содержанием производственного обучения. Для этой цели мастер использует наглядные пособия, техническую и учебно-технологическую документацию.

Основу вводного инструктажа составляют объяснение и показ приемов и способов выполнения учебно-производственных заданий. Здесь задача мастера - заложить в сознание учащихся прочную основу для рационального выполнения предстоящих упражнений.

Готовясь к показу приемов, важно правильно наметить, что и как демонстрировать учащимся, показывать только те приемы и способы работы, которые для учащихся являются новыми. Ранее изученные приемы и способы, которые будут применяться в процессе упражнений, показывать нет необходимости, однако следует убедиться, что учащиеся овладели ими.

Приемы работы мастер демонстрирует сначала в нормальном рабочем темпе, затем в замедленном, с расчленением на элементы и показом отдельных трудовых движений, и затем вновь в нормальном рабочем темпе.

Результативность демонстрации приемов состоит в том, что учащиеся убеждаются в их практической значимости, поэтому нужно обеспечить хорошую видимость показываемых приемов. Не последнюю роль при этом играет сочетание демонстрации и слов мастера. Слова помогают объяснить задачу, значение изучаемых приемов, сделать попутные пояснения, акцентируют внимание на наиболее важном. Показу и усвоению приемов учащимися в значительной мере помогают инструкционно-технологические карты (ИТК).

ИТК разрабатывают на рабочие операции, используя данные научных исследований, передовой опыт новаторов строительного производства.

Рабочая операция - это простейший технологически однородный производственный процесс с неизменным составом звена, рабочего места, материалов и средств труда. Рабочие операции выполняются индивидуально - одним рабочим или совместно - звеном из нескольких рабочих.

Рабочий производственный процесс - это несколько рабочих операций, объединенных в определенной организационно-технологической последовательности, с неизменным составом звена и рабочего места.

Закрепление и проверка усвоения - важный элемент вводного инструктажа. Это - опрос, носящий прикладной и практический характер и завершающий инструкционно-технологические карты.

При этом мастер предлагает учащимся воспроизвести изученные приемы, повторить их выполнение, продемонстрировать способы контроля работы, рассказать о правилах организации труда, рабочего места, требованиях техники безопасности и т.п.

Вопросы для закрепления и проверки усвоения материала вводного инструктажа должны быть отражены мастером в плане урока.

Самостоятельные упражнения и текущее инструктирование учащихся мастером - центральная часть урока производственного обучения.

Основная цель производственного обучения - формирование у учащихся умений и навыков - реализуется после вводного инструктажа, когда учащиеся на своих рабочих местах выполняют учебно-производственные задания.

Самостоятельность, а это главное в выполнении производственных заданий, проявляется в умении преодолевать трудности, работать в определенном темпе, используя прогрессивную технологию и рациональные приемы труда. При проведении текущего инструктажа мастер должен обращать внимание на темп и качество работ, на выполнение технических требований, умение производить операции в различных сочетаниях и разнообразными приемами.

Текущий инструктаж проводят индивидуально с каждым учащимся. При подведении итогов целесообразен коллективный инструктаж. Здесь необходимо рассмотреть типичные ошибки, дать практические советы, проанализировать причины допущенного брака и т.д.

Во время текущего инструктажа должно оставаться под контролем мастера выполнение каждым учащимся правил безопасности труда.

Основная форма текущего инструктажа - целевые обходы. Их намечают заранее, чтобы не отвлекаться на второстепенное и не упустить главного.

В ходе текущего инструктажа учащихся рациональны следующие приемы:

вмешательство в работу учащегося, когда его действия могут привести к браку или нарушению правил безопасности труда;

разъяснения, замечания, советы для корректировки действий;

указания, воспитывающие у учащихся аккуратность, внимание, самостоятельность, настойчивость, ответственность, бережливость и т.д.

Контроль за учебно-производственной деятельностью учащихся - составная часть текущего инструктирования. Мастер осуществляет его проверкой хода и результатов учебно-производственных работ и текущим наблюдением за процессом работы учащихся.

Результат проверки выполненной работы - заключение о ее качестве, т.е. соответствии техническим требованиям, а также о производительности труда учащегося.

Оценивая работу, мастер должен стремиться к тому, чтобы сами учащиеся учились определять соответствие работы техническим требованиям и находили ошибки и способы их устранения и предупреждения.

Такая методика итогового контроля приучает учащихся осуществлять самоанализ, самоконтроль за ходом работы, воспитывая у них сознательность и самостоятельность.

Заключительный инструктаж. Выполненное задание мастер должен принять, оценить работу учащегося в целом и по отдельным операциям. Это происходит при проведении заключительного инструктажа. Оценка выполненных заданий и результатов наблюдений за их выполнением включает трудовые качества личности учащегося, его знания и умения, сознательность и поведение.

В облицовочных и мозаичных работах большую роль играют качество работы, технологическая последовательность, рациональное и самостоятельное выполнение работы, отношение к ней. Здесь важно обучение самоконтролю; следует постоянно привлекать учащихся к самостоятельному анализу выполненных работ.

Заключительный инструктаж включает следующие этапы: анализ выполнения задания - сравнение цели и результата; оценка результатов; обобщение полученных учащимися знаний; анализ допущенных учащимися ошибок и причин их возникновения; изложение методов устранения и предупреждения ошибок; оценка поведения и отношения к обучению; рассмотрение перспектив применения изученного в будущем.

Заключительный инструктаж проходит обычно в форме беседы, часто с показом лучших работ.

Роль заключительного инструктажа возрастает, если в ходе обучения усваиваются не только основные практические умения и навыки, но и обобщающие опыт новаторов строительного производства. Мастер должен поддерживать желание учащихся рационализировать выполняемую работу, по-новому организовывать рабочее место и т.д.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!