После кодирования и записи информации на определенных носителях неизбежно возникает необходимость использования элементарных методов статистического анализа, из которых основными являются следующие:
1) группировка данных в таблицы (простое табулирование);
Пример 1. Ответы на вопрос «Какое значение имеет для Вас месторасположения автосалона?»:
· Очень большое
· Достаточно большое
· Незначительное
· Абсолютно не имеет
Ответы могут быть представлены в таком виде:
Таблица 6 – Простое табулирование
Ответ | Абсолютное количество ответов | Относительное количество ответов, % |
Очень большое | ||
Достаточно большое | ||
Незначительное | ||
Абсолютно не имеет | ||
Всего |
2) Перекрестное табулирование. Это более сложный анализ, который предполагает составление комбинированных таблиц, демонстрирующих зависимость одной переменной от другой.
Пример 2: Ответы на вопрос «Какое значение имеет для Вас месторасположения автосалона?» и «Ваш возраст»:
Таблица 7 – Перекрестное табулирование
Ответ | Возраст | ||||
До 30 лет | 30-50 лет | более 50 лет | Всего ответов | ||
Очень большое | |||||
Достаточно большое | |||||
Незначительное | |||||
Абсолютно не имеет | |||||
Всего | |||||
3) выбор показателя, отражающего общую (центральную) тенденцию и его статистическое оценивание (определение наиболее точного приближенного значения параметра) по выборочным данным;
4) определение диапазона возможных значений переменных и выбор показателей рассеивания;
Для интервальных или пропорциональных переменных при измерении центральной тенденции обычно используется среднее арифметическое значение. Его рассчитывают как средневзвешенное значение с учетом количества наблюдений, имеющихся в каждом интервале.
|
Простой расчет среднего значения может быть обманчивым, поэтому он должен сопровождаться расчетом показателей вариации ( рассеивания ), которые описывают структуру распределения. Поэтому для интервальных и пропорциональных переменных используют следующие показатели рассеивания:
· диапазон наблюдаемых значений ( xmin, xmax );
· коэффициент вариации ( n );
Используется в тех случаях, когда степень рассеивания более естественно описывать, сопоставляя ее со средним значением.
Коэффициент вариации — величина безразмерная. Выборочная характеристика коэффициента вариации рассчитывается по формуле:
Дисперсия. Часто для обозначения теоретической дисперсии используют греческую букву «сигма» и обозначают ее s 2. выборочная дисперсия случайной величины обычно обозначается s2 и рассчитывается по формуле:
где n – количество наблюдений; xi – значение исследуемого признака в i -м наблюдении выборки; – среднее значение в выборке.
Среднее квадратическое отклонение (классический показатель рассеивания случайной величины получается извлечением квадратного корня из дисперсии). Формула расчета выборочного среднеквадратического отклонение имеет вид:
5) оценка представительности и объективности данных и т.д.
Такой простой статистический анализ может помочь сделать выводы об общей структуре данных и предварительные выводы о справедливости некоторых гипотез, выдвинутых на предшествующих этапах исследования.
|
При выполнении данного этапа работы студентам рекомендуется использовать компьютерные программы EXEL, STATISTICA, SPSS и др. Это позволит представить результаты анализа не только в виде таблиц, но и диаграм, которые должны быть представлены в курсовом проекте.
ВЫВОДЫИ РЕКОМЕНДАЦИИ
В заключение курсового проекта студентам следует представить основные результаты маркетингового исследования в виде выводов и рекомендаций по решению выдвинутой проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320с.
2. Голубков Е. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика (2–е изд.). – М.: Финпресс, 2000. – 446 с.
3. Косенков С.І. Маркетинговi дослiдження. – К.: Скарби, 2004. – 464 с.
4. Маркетингові дослідження. Навч.-метод. посіб. /за ред. А. Войчака – Київ.: КНЕУ, 2001. – 106 с.
5. Парсяк В.Н. Маркетинговые исследования. – К.: Наук. думка, 1995. – 145с.
6. Полторак В.А. Маркетинговые исследования: методы и технологии. – Днепропетровск: Арт-Пресс, 1998. – 136 с.
7. Старостіна А.О. Маркетингові дослідження. Практичний аспект. – К.: Наукова думка, 1998. – 256 с.
8. Черчилль Г. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление.................................................................................... 3
1. Структура курсового проекта................................................. 4
2. Содержание курсового проекта 4
2.1. Определение предмета исследования 4
2.2. Постановка проблемы, требующей решения....................... 5
|
2.3. Формулировка гипотез и определение состава собираемой информации 6
2.4. Разработка плана исследования........................................... 8
2.4.1 Определение состава наблюдаемых переменных........ 8
2.4.2 Источники получения информации............................... 8
2.4.3 Выбор метода сбора информации................................. 10
2.4.4 Выбор метода записи и хранения.................................. 10
2.4.5 Выбор метода анализа информации............................ 12
2.5. Организация сбора информации.......................................... 13
2.6. Запись, проверка и первичная обработка информации...... 13
2.7. Анализ и интерпретация информации.................................. 16
2.8. Выводы и рекомендации....................................................... 18
Список литературы...................................................................... 19