Субъекты рыночного хоз-ва.




Эк-ая теория выделяет 3 группы субъектов рыночного хоз-ва. Это домашнее хоз-во, предпринимательство, гос. органы упр-я. Они связ. м/у собой и находятся в пост. вз-аим-ии. Домашнее хоз-во функционирует в потребит. сфере эк-ки. Это главная структурная единица рынка. Т.к. она представляет потребителей, оно явл. наиб. многочисленным. Самым важным фактором произв-ва явл. рабочая сила, ей владеет и распоряжается также дом. хоз-во. Дохода в дом. хоз-ве идут на удовлетворение личных потребностей граждан. Второй субъект рынка – предпр-во или бизнес. Предст. Собой предпр-е или фирму, организ-ную с целью получ. прибыли. Для этого исп-ся собственный или заемный капитал, приобретается раб. сила, необх оборуд-е, прир. ресурсы и орг-ся дело, эфф-ть кот. тесно связ. с предпр-ми кач-вами организатора. Прибыль в этом случае идет не столько на личное потребление, сколько на дальнейшее развитие произв-ва. Произв-во считается особым видом чел-го ресурса. Талант предпр-ля заключ. в возможности наиб. эфф-ного соед др ресурсов для получ наиб. выгоды. Роль предпринимателя на рынке – поставлять товары и услуги для конечного и промежуточного исп-я потребителями. В совр. усл-ях оч. важна на рынке роль гос-ных органов упр-я или правительства. Последнее ч/з соотв. органы обеспечивает регулир-е эк-ки с целью ее наилучшего функционирования. Для этого гос-во имеет возможность косвенно влиять на сост. рынка с помощью контролируемой денежно-кредитной системы, налоговой сферы, бюджета, таможенной пошлины. Кроме того, гос-во явл. крупным покупателем всевозможных товаров и услуг для обеспечения обороны страны, функц-я гос-ого аппарата и для соц. поддержки малоимущим.


8 Экономическиее и неэк-е блага, товар.

Произв-во – это исх. пункт, в кот. создаются мат. блага. В усл-ях рынка произв-во м.б. осущ-но лишь в случае, когда цена на благо позволяет получ. доход. Благо – это способ-ть предметов удовлетворять те или иные протребности чел-ка. Неоклассич. Школа уделяет особое внимание разграничению эк-их и неэк-их благ. Это разграничение связ. с понятием редкости. отсюда, благо неэк-е имеется в неогранич. Кол-ве. Эк-е благо явл. редким. Соотношение м/у потребностью в благе и его доступностью делают его эк-им или неэк-им. Эк-е блага делятся на долговременные, предполагающие многократное исп-е и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления. Среди благ выделяются взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплиментарные). К субститутам отн. не только многие потребительские товары и произв-ные ресурсы, но и услуги. Примерами комплиментарных товаров явл. Стул и стол, дрожжи и мука и тд.Эк-е блага делятся также на настоящие и будущие, прямые и косвенные. Для получ-я эк-их благ нужны доп. средства – ресурсы. С точки зрения неоклассич. Школы товар – это эк-ое благо, предназнач. для обмена. Товар должен обладать двумя кач-вами: иметь потребительскую и меновую стоимости. Потребит стоимость-полезность блага. Меновая стоимость – это то кол-ное соотнош-е, в кот. потребит. стоимость одного рода обменивается на потребит. стоимость др. рода. Классич. Школа и К.Маркс считали, что в основе обмена товаров лежит принцип трудозатрат. Они утверждали, что стоимость товара опр-ся затратами труда. Большинство совр. эк-тов придерживаются точки зрения неоклассич. школы, утверждающей, что в осн. обмена товаров лежат не трудозатраты, а полезность блага. Сравнение полезностей различных товаров приводит к установлению меновых пропорций. Трудовая теория стоимости не м. ответить на многие вопросы теории обмена, связ-е с опр-ем коэф-та сложности труда, опр-ем средних затрат труда и т.д. Неоклассики считают, что ценность вещи не опр-ся произ-вом, а устан-ся только на рынке в рез. субъективных представлений покупателей о ее полезности в кач-ве потребит. Блага. Произв-ли блага опр-ют его цену с ориентировкой на понесенные затраты, а цена опр-ся взаим-ем рыночного спроса и предложения.


9 Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

Процесс ценообр-я явл. определяющим в сист. Микроэк-их отношений. Ценообр-е зав-т от взаим-я продавцов и покупателей, кот. на рынке предст. предложение и спрос. М/у ценой товара и объемом его продажи сущ-ет опр-ная зав-ть. Чем ниже цена товара, тем большее его кол-во готовы приобрести покупатели (при прочих равных усл-ях). Это означало повышение спроса на товар. Причем речь идет о платежеспособном спросе, т.е. спросе, подкрепленном доходами. Спрос – кол-во товара, кот. потребители готовы приобрести по опр-ной цене в опр-ный период времени. Цена – кол-во денег, кот. продавец намерен получить за единицу своего товара. Изменение цены служит ориентиром как для произв-ля, кот. имеет возм-ть опр-ть объем произв-ва, так и для потребителя, кот. опр-ет объем спроса на какой-либо товар при данных усл-ях продажи. Предложение-кол-во товаров, кот. имеется на рынке по данной цене на опр-ный момент времени. Изменение соотношения м/у спросом и предложением пораждает колебания рыночных цен вокруг опр-ной цены, наз. Ценой равновесия. Функц-е любого рынка связ с 3-мя опр-ными эл-тами: спрос и предложение; цена; конкуренция. Конкурировать могут как продавцы, так и покупатели. Среди продавцов конкурентная борьба идет за наиболее выгодные усл-я сбыта товаров. Среди покупателей возникает конкуренция, если спрос больше предложения. Без конкурентной борьбы рынок сущ-ть не может, она явл. двигателем рыночного мех-ма. Хар-р конкуренции м.б. различен, что сущ-но влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиб. эфф-но рыночный мех-м действ. в усл-ях соверш. конкуренции, когда никто из продавцов и покупателей в отдельности не может влиять на рыночную цену. В чистом виде такая конкуренция никогда не сущ-ла. В усл-ях несоверш. конкуренции, хар-ной для совр. эк-ки, опр-ную часть забот по регулированию рынка берет на себя гос-во. Совр. рынок носит название рынка монополистической конкуренции, когда наряду с монополиями и олигополиями сущ-ет конкуренция между средними и мелкими предпринимателями. Закон спроса означ, что сущ-ет обратная зав-ть м/у ценой товара и вел-ной спроса на него. Эту зав-ть можно изобразить графически.

Если на оси абсцисс обозначить кол-во предложенного товара Q, а на оси ординат движение цены Р, то появится кривая D, наз. кривой спроса. Эта кривая показывает какое кол-во товара готовы приобрести покупатели по той или иной цене в опр-ный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, т.к. потребители увел. спрос по мере уменьш. цены. Кроме цены на спрос оказ. влияние и др. факторы, кот. наз. неценовыми. К ним отн.: вел-на дохода потребителя; вкусы и предпочтения потребителя; ожидания потребителя; цены на товарозаменители и на комплиментарные товары; кол-во покупателей и др. Ф-цию спроса на основе этих вел-н м. записать след. образом:

Qд – объем спроса; Р – цена; Z – вкусы, F – факторы спроса, I – доход; W - ожидание; Psub – цена товаров субститутов; Pcom – цена товаров комплиментарных; N – кол-во покупателей; В – прочие факторы.

Неценовые факторы имеют тенденцию к изменению, что способствует сдвигу кривой спроса вправо или влево. Изм-е объема связ. с изм-ем цены опр-ного товара. При этом все др. факторы остаются неизменными. Это приводит к движению по самой кривой спроса. При изм. др. факторов имеет место сдвиг линии спроса вправо или влево. В данном случае происх. изм-е ф-ции спроса. При сдвиге кривой вправо и вверх происх. увел. спроса. Если кривая перемещается влево и вниз, то это говорит об уменьшении спроса. При этом равным объемам спроса будут соответствовать разные цены спроса.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: