Предмет экономической теории




экономике - рациональное ведением своего хозяйства. с греческого - хозяйством, домом. более широкое представление - состояние дел в народном хозяйстве, уровень цен, доходы, бюджет, налоги и т.д.Участники эк.жизни (субъекты экономики) м.б. производителями благ и их потребителями, получателями доходов и плательщиками налогов. Для экономической науки важно увидеть устойчивые тенденции, взаимосвязи, определить закономерности и сделать теоретически обоснованные выводы, а задача практиков на основе теории принять правильные решения. Чел. Общество не может существовать без удовлетворения своих потребностей. Потребности динамичны, т.е. с развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей. Они удовлетворяются с помощью благ, кот. создаются человеком или даются природой. Для получ. Благ необх опр. ресурсы. Удовлетворение потребностей связано с произв-вом. Простейший подход к эк-ке - процесс преобразования имеющихся в распоряжении общества ресурсов в продукты, кот. удовлетворяют производственнные и личные потребности граждан. Произведенные блага поступают в потребление отдельных субъектов эк-ки ч/з распределение и обмен. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – опред-е доли и объема продукта, поступающего в потребление участниками эк-ой деят-ти (первичное распределение и вторичное (перераспре-е)). ОБМЕН – это та стадия движ-я общ-ного продукта, кот. доставляет производственые продукты и усл-я их производства субъектам эк-ки(в усл-ях рынка- форма обмена товарами). посредником выступают деньги. Отношения субъектов эк-ки по поводу производства, распр-я, обмена и потребления благ образуют единую систему эк-их отношений. Эти отнош-я повторяется постоянно в виде воспр-ва, т.е. имеет место ЭК. КРУГОВОРОТ. Чел. Потребности не ограничены, ресурсы носят ограниченный характер. В этих усл-ях общ-во и отдельный чел. Должны принимать решение, для произв-ва какого товара можно потратить ресурсы. Древесину можно исп для произв-ва бумаги или мебели. Чем больше ее пойдет на произв-во бумаги, тем меньше останется на др.товары. В этой связи необходимо подчеркнуть, что исп-е любых ресурсов носит АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ХАР-Р. Общество и отдельный чел-к вынуждены постоянно выбирать что произв-ть, как исп-ть время и капитал.

 

 

2. границы произ-х возможн

эк-ая наука – это наука об упр-ии редкими ресурсами; наука, изуч. Отнош-я людей в усл-ях ограниченных сред-в, ресурсов, стремящихся удовлетворить свои потребности оптимальным способом. В таких обстоятельствах эк-ая наука ставит вопрос о произв-ных возможностях эк-ой системы. Необх. Выбрать приоритетное напр-е произв-ва товаров и услуг. Можно подсчитать произв-ные возможности по выпуску мах объемов произв-ва при полном исп всех имеющихся ресурсов. Для этого построим график произв-х возможностей эк системы, где на оси абсцисс будем откладывать кол-во предметов потребления (х), а на оси ординат – кол-во сред-в произв-ва (y).

На графике кривая АВСД будет границей произв-х возможностей эк. сист. Каждая точка на этой кривой есть опр-ная комбинация товаров Х и У. Н-р: Вариант Х точки В и У точки В показывает опр-ное произв-во ед-ц параметров потребления и сред-в произв-ва. Любая точка внутри или вне кривой произв-х возможностей будет показывать либо неэффективность (Е), либо недостижимость (F) выпуска продукции. В точке В отдается предпочтение выпуску большего кол-ва ср-в произв-ва, а точка С свидетельствует о преимущ выпуске предметов потребления. В эк-ой теории в ситуации, когда выпуск одного товара увеличивается за счет недовыпуска другого возникает понятие АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЗАТРАТ. В усл-ях рынка альтернативные затраты будут возрастать по мере увеличения выпуска любого из альтернативных видов товара. Задача роста произв-ва возможностей решается за счет увеличения ресурсов или технологии и это обеспечивает сдвиг кривой АВСД вверх и вправо. Если расширение границ произв-ых возможностей происходит за счет эффективного технологич. Исп-я имеющихся ресурсов, то говорят об интенсивном пути развития эк-ки. Если же оно идет за счет привлечения доп. ресурсов, то действуют экстенсивные формы расширения произв-ва. Их возможности ограничены. Используемые в процессе произв-ва ресурсы наз. Факторами пр-ва. Это земля и все прир.ресурсы, труд, капитал и предпр-во.


3 Методы исследования экономической теории.

Всякая наука, в том числе и эк-ая, пользуется опр-ной совокупностью методов исследования. Выделяют всеобщий (философский) метод, вооружающий все области познания; общенаучный метод, обеспеч. Исторический, логический, математический и др. подходы в исследовании явлений. Для каждой науки сущ и свои специфич. Методы. Для эк-ой теории важно исп два философских метода – метафизику и диалектику. Метафизика рассматривает все явления как неизменные в состоянии покоя фрагментами. Применительно к эк-ке это касается классификации типов собственности, форм орг-ции хоз-ва, ф-ции денег и т.д. диалектика позволяет отражать действительность в целом. Это наука о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явл. природы, общ-ва и мышления. Центральное место в теории отводится противоречию. Противоречие рассматривается как единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих др.др. противоположностей. Диалектика позволила представить эк-ку как органическую систему опр-ных категорий и знаков, опред-их эк-ую жизнь общ-ва. Диалектика позволяет соединить такие противоположности в эк-ой науке, как спрос и предложение, конкуренция и монополия, рыночный и гос-ный регуляторы. Общенаучные методы предполагают исп-е исторического подхода в изучении науки. В эк-ке с его помощью можно выяснить как возникают, развиваются и исчезают различные хоз-ные системы,м. наглядно представить особенности каждой системы на разных исторических этапах в том числе отличит. Черты совр. Эк-ки. Типичные черты системы произв-ва помогает распознать логический метод, включающий формальную логику, позволяет применять законы и формы правильномышления. Анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза, док-ва позволяют глубже понять причинно-следственные связи в эк-ке. Хоз процессы и взаимосвязи м/у ними изм-ся в произв-ве и во времени с ест-ной послед-тью - объективной логикой. Эк-ая наука стремится полнее и глубже понять объективную логику хоз-ного развития как в масштабе отдельного предпр-я, так и в масштабе отдельной страны и всего мира. Теор.и практич. Выводы м.б. исп-ны для эк-их прогнозов и улучшения управ-я хоз-вом.


4 Предмет и метод микроэк-ки

В самом общем виде микроэк предст. Собой науку о принятии решений в сфере эк-ой деят-ти отдельного чел-ка или фирмы. Ограниченность ресурсов есть постоянная составляющая всех эк-их отношений и она вносит дисбаланс м/у потребителями в товарах и услугах и ср-вами удовл-я этих потребностей. Этот дисбаланс м. корректироваться в какой-то мере с помощью усовершенствования технологий произв-ва и роста кол-ва и кач-ва ресурсов, но полностью эта проблема не м.б. решена. Ограниченность ресурсов заставляет людей делать выбор в пользу их оптимального варианта исп-я, кот. возможен только на альтернативной основе; остальными вариантами приходится жертвовать. В любом общ-ве проблема ограниченности ресурсов в более конкретном плане связ. с решением таких эк-их проблем, как «Что произв-ть?», «Как произв-ть?» и «Для кого произв-ть?». Микроэк-ка особое внимание уделяет ценам, кот. в ряду обстоятельств, влияющих на решение эк-их агентов, занимают главное место. Цены должны содействовать правильному распред-ю товаров, услуг, прир. ресурсов м/у альтернативными вариантами исп-я. Главная цель микроэк-ого анализа – выяснить, как цены опр-ся, как влияют на эк-ие решения. микроанализу присущи некот. фундаментальные основы, без кот. он не м.б. продуктивным. Предполагается, что любой эк-ий субъект при любых обстоятельствах действ. рацион. образом. Он должен иметь цель, связ. с получ-ем эк-их выгод, сопоставлять затраты и рез-ты, чтобы максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Методика изуч-я микроэк-их процессов широко исп-ет предельный анализ, позволяющий на основе категорий предельной выгоды и предельных затрат опр-ть, насколько рац-но действует эк-ий агент. Также важно исп-ть в микроэк-ке функциональный анализ. Любое эк-ое явл. Испытывает на себе влияние некот. Сил или факторов. Это влияние м. опр-ть с пом. Ф-ции. Функц-ый анализ позволяет формализовать и, тем самым, упростить любое эк-ое явление. Совр. Микроэк-ка не может обойтись без такого методологич. признака, как равновесный подход в исслед-ии эк-их явл-й. Любая эк-ая сист. стремится к равновесию. На ее уст-ть возд-ют внутр. И внешн. Силы и задача микроанализа найти способы устойчивого функционирования взаимоуравновешивающихся эк-их сил. Широкое прим-е в микроэк-ке нашло эк-е моделирование. Оно позволяет делать многие упрощения, чтобы выявить и исследовать главные причины, влияющие на эк-ий выбор. В построении эк-их моделей исп-ся имеющиеся предпосылки, служащие установлению взаимосвязей м/у зависимыми и независимыми эк-ми переменными. Модели исп для получ выводов из теории. Эти выводы позволяют опр-ть последствия действия того явления, кот. теория стремится объяснить. Эк-ие переменные – это измеряемые натуральные величины (объем блага, издержки, цены), кот. могут принимать ряд возможных значений. С помощью моделей можно объяснить, как на ключевые эк-ие переменные влияют эк-ие усл-я. Модели м.б. представлены в различной форме. В конечном счете модели – это такие упрощения, кот. Не могут в полной мере отражать состояние дел, но без них нельзя опр-ть самое главное и существенное в эк-ом явлении.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: