Ликвидация организации с иностранными инвестициями производится на общих основаниях.




При ликвидации происходит вначале удовлетворение требований кредиторов. Таким образом, иностранный инвестор получает право распоряжаться частью имущества и денежных средств, полученных при распределении между участниками юридического лица пропорционально его доле в уставном (складочном) капитале юридического лица после удовлетворения требований кредиторов.

При рассмотрении данной нормы имеет значение валютное законодательство, главным источником которого в настоящее время является именно Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Данным Законом устанавливаются принципы осуществления валютных операций в РФ, компетенция органов валютного регулирования и контроля, права и обязанности юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению валютными ценностями и др. Законом определяются основные понятия валютного регулирования, в частности "валюта Российской Федерации", "иностранная валюта", "нерезиденты", "валютные операции" и др.

Перевод иностранным инвестором денежных средств для инвестирования на территории РФ будет являться валютной операцией в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

Согласно п. 9 ст. 1 данного Закона валютными операциями являются, в числе других:

1) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

2) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

3) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

2. Требование вышеуказанного Федерального закона об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ утратило силу с 1 января 2007 г. Однако некоторые подзаконные нормативные правовые акты, содержащие подобные положения, продолжали действовать. Так, Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", устанавливающий обязательную продажу 50 процентов валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) предприятий независимо от форм собственности и места регистрации, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, был признан утратившим силу только Указом Президента РФ от 26 мая 2008 г. N 854 "О признании утратившими силу некоторых актов Президента РФ".

 

Статья 12. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции

 

Комментарий к статье 12

 

1. Законодатель допускает вложение в качестве инвестиций не только денежных средств, но также имущества и информации. В этой связи закрепляется гарантия беспрепятственного вывоза за территорию Российской Федерации имущества и информации, которые были ввезены в качестве инвестиции. Факт вложения имущества и информации в качестве инвестиции должен быть подтвержден учредительными документами организации с иностранными инвестициями, иностранной организации, положением о филиале, инвестиционным соглашением либо другими документами.

В комментируемой статье указывается на возможность существования информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

Понятийный аппарат в данной сфере содержится в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Информация понимается как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Как отмечается в литературе, особенностью информации является то, что ее невозможно представить без какой-либо материальной основы, она является атрибутом (свойством) материи и неотделима от нее <20>. По отношению к информации все субъекты делятся на группы:

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Н.Н. Ковалевой, Е.В. Холодной включен в информационный банк.

 

<20> См.: Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". ООО "Новая правовая культура", 2007.

 

1) производители;

2) обладатели, собственники информации;

3) потребители <21>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Н.Н. Ковалевой, Е.В. Холодной включен в информационный банк.

 

<21> Там же.

 

2. В соответствии с указанным Законом информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

В комментируемой статье не говорится об информации и информационных системах, полученных или созданных в ходе инвестиционной деятельности.

Представляется, что в данном случае возможны ограничения, связанные с отнесением информации к сведениям, составляющим государственную тайну, или к сведениям конфиденциального характера.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Данный перечень весьма обширен и включает в себя перечень сведений в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Конкретизируется данный Перечень Указом Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90 "О Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне".

К сведениям конфиденциального характера в соответствии с Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" отнесены: персональные данные, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна.

 

Статья 13. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг

 

Комментарий к статье 13

 

1. Гарантируя иностранному инвестору право приобретения корпоративных и государственных ценных бумаг, государство обеспечивает дополнительный приток инвестиций на российский рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг, являясь частью финансового рынка как определенного институционального устройства, обеспечивающего перераспределение финансовых ресурсов и поступление инвестиций в производственный сектор экономики страны, предоставляет возможность такого перераспределения посредством наиболее гибкого и эффективного финансового инструмента - ценных бумаг. Необходимость обеспечения эффективности рыночных механизмов, обеспечивающих приток финансовых ресурсов и тем самым расширенное производство и национальное благосостояние, влечет за собой регулятивное воздействие на различных субъектов рынка ценных бумаг. Однако государство не только осуществляет регулирование, оно также является участником отношений в сфере рынка ценных бумаг, осуществляя займы путем выпуска государственных (муниципальных) ценных бумаг, выступая в качестве акционера ряда обществ. Следует признать, что рынок ценных бумаг затрагивает интересы значительного круга лиц: от частных инвесторов до государства, и оказывает существенное влияние на экономику страны. С начала рыночных преобразований в России рынок ценных бумаг прошел путь становления и бурного развития. Необходимо подчеркнуть, что рынок ценных бумаг всегда являлся сферой интенсивного государственного регулирования.

Основным документом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере деятельности, является Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг). Государственным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор на финансовом рынке, является Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР).

Следует отметить, что понятие рынка ценных бумаг не получило законодательного закрепления и рассматривается в нескольких аспектах. Наиболее распространенным в экономической литературе является определение рынка ценных бумаг как совокупности экономических отношений между участниками рынка по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, с ним соглашаются и ученые-правоведы, уточняя, что это совокупность экономических и правовых отношений. Основываясь на восприятии ценной бумаги как объекта гражданских прав, цивилисты определяют рынок ценных бумаг как совокупность сделок, совершаемых участниками имущественного оборота по поводу ценных бумаг.

Однако цивилистическое восприятие ценной бумаги не отражает ее инвестиционной сущности.

Ценным бумагам как объектам гражданских прав посвящена гл. 7 ГК РФ, определение ценной бумаги содержится в ст. 142 ГК РФ. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Между тем не все виды ценных бумаг обладают инвестиционными качествами, а в комментируемом Законе ценные бумаги рассматриваются именно как объект инвестирования. Из буквального толкования Закона, несомненно, следует право иностранного инвестора приобретать любые ценные бумаги, однако представляется целесообразным выделить обладающие инвестиционными качествами и не обладающие таковыми.

В российском законодательстве нет понятия инвестиционной ценной бумаги, как в американском (Едином торговом кодексе США) или европейском (Директиве ЕС об инвестиционных услугах); данному понятию наиболее близко понятие эмиссионной ценной бумаги. Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, регулируются Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".

Именно обращение эмиссионных ценных бумаг требует определенных рыночных механизмов, инфраструктуры, и именно в отношении их осуществляется государственное регулирование обращения ценных бумаг.

В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг эмиссионной ценной бумагой признается ценная бумага, которая одновременно характеризуется следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска. Законом определены понятия следующих эмиссионных ценных бумаг: акции, облигации, опциона эмитента, российской депозитарной расписки.

Законодатель определяет акцию как эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. (В соответствии со ст. 816 ГК РФ облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Выпуск и продажу облигаций ГК РФ относит к одной из форм заключения договора займа.)

Также в Законе о рынке ценных бумаг закрепляется понятие опциона эмитента - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента.

Кроме того, Закон о рынке ценных бумаг дает определение российской депозитарной расписки - это именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг) и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами.

Необходимо отметить, что особенности отдельных эмиссионных ценных бумаг, их выпуска и обращения определяются и иными законодательными актами. В настоящее время все большее распространение получают ипотечные ценные бумаги - облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия. В соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" облигация с ипотечным покрытием - облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивается полностью или в части залогом ипотечного покрытия; ипотечный сертификат участия - именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляет ипотечное покрытие, а также иные права, предусмотренные законом. Осуществляется эмиссия в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг. Облигации с ипотечным покрытием могут быть выпущены в одной из форм, предусмотренных Законом о рынке ценных бумаг.

Отношения по выпуску и обращению государственных и муниципальных ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Но в настоящее время на рынке ценных бумаг, помимо ценных бумаг, признанных таковыми в соответствии с законодательством, инвесторами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг используется большое количество правовых форм трансформации денежных средств в капитал, что явилось естественным следствием развития названного рынка. Речь идет о так называемых производных финансовых инструментах (или деривативах), составляющих значительную часть рынка ценных бумаг. Производными данные инструменты называются потому, что в основе их лежит другой инструмент (базисный актив). Такие инструменты являются одновременно срочными контрактами (то есть заключаются сделки на стандартных условиях, иначе - стандартные контракты), в этой связи ранок данных инструментов называется срочным рынком.

Договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, имеют различную правовую природу. Можно выделить два основных их вида: договоры с переходом права собственности на базисный актив - договоры купли-продажи, мены и договоры, исполнение по которым осуществляется исключительно путем выплаты ценовой разницы, - договоры, соответствующие формально признакам сделок пари (расчетные производные финансовые инструменты).

Традиционно к ним относят свопы, фьючерсы, форварды, опционы.

Причем только понятие опциона получило законодательное закрепление в Законе о рынке ценных бумаг в качестве ценной бумаги.

В то же время в Налоговом кодексе РФ для целей налогообложения под финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, понимаются фьючерсные и опционные биржевые сделки (ст. 214.1 НК РФ).

Таким образом, определение и единое нормативно-правовое регулирование производных финансовых инструментов в настоящее время отсутствует (интересно отметить, что в Постановлении Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78 "Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР", в настоящее время утратившем силу, производные ценные бумаги определялись как любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на покупку или продажу акций, облигаций и государственных долговых обязательств).

В Стратегии развития финансового рынка РФ на 2006 - 2008 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2006 г. N 793-р "Стратегия развития финансового рынка на 2006 - 2008 годы", данный факт указывался в качестве одной из причин недостаточного участия институтов финансового рынка в процессе привлечения инвестиций в экономику страны. Меры по реализации данной Стратегии предусматривают принятие закона о производных финансовых инструментах, однако данное положение остается нереализованным. Соответствующий законопроект был разработан, однако до настоящего времени так и не принят. При этом отметим, что в данном проекте предлагается вариант законодательного определения такого понятия, как "производный финансовый инструмент": договор, обязательством по которому является передача определенных в нем активов в определенный срок в будущем и (или) расчеты одной из сторон или обеих сторон в зависимости от изменений стоимости определенных в них активов (базисных активов).

Задачей законопроекта является определение прав сторон договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, установление квалифицирующих признаков производных финансовых инструментов и создание системы защиты от рисков, связанных с такими договорами.

Принятие данного закона необходимо не только для легализации существования указанных инструментов, но и для закрепления единой терминологии применительно к данным инструментам.

2. В общем все ценные бумаги можно разделить на три группы:

1) инвестиционные ценные бумаги, которые составляют предмет массовых эмиссий и обращения на бирже (акции, облигации, производные финансовые инструменты);

2) ценные бумаги, предназначенные для производства расчетов по торговым операциям (вексель, чек и др.);

3) товарораспорядительные ценные бумаги (коносамент, складские свидетельства).

При этом первые используются на рынке капиталов, вторые - на денежном рынке, третьи обеспечивают функцию удостоверения права его владельца на получение определенного груза, товара. Например, коносамент не представляет интереса для большого количества хозяйствующих субъектов, используется только такими организациями, чья деятельность связана с перевозками по морю (экспорт и/или импорт товаров).

Справедливым является мнение о том, что подобная классификация ценных бумаг носит не только экономическое, но и юридическое значение, так как именно инвестиционным характером объясняется особое правовое регулирование рынка эмиссионных ценных бумаг, "предусматривающее практически тотальный государственный контроль за их выпуском и обращением..." <22>.

--------------------------------

<22> Защита прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Издательский дом "Городец", 2009. С. 7.

 

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг осуществляется путем установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Важным элементом регулирования рынка ценных бумаг является государственная регистрация выпусков ценных бумаг и регламентация всего цикла эмиссии ценных бумаг (этапом которой и является государственная регистрация выпусков ценных бумаг). Закон о рынке ценных бумаг устанавливает, что эмиссия - это установленная последовательность действия эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, включающая в себя следующие этапы:

- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

- утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

- государственную регистрацию выпуска; размещение эмиссионных ценных бумаг;

- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска.

Государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании заявления эмитента, причем выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер. Порядок присвоения номеров подлежащим государственной регистрации выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, в том числе выпускам ценных бумаг кредитных и страховых организаций, выпускам иностранных эмитентов, в том числе международных финансовых организаций, определен Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13 марта 2007 г. N 07-23/пз-н "Об утверждении Порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг".

Порядок государственной регистрации выпуска и основания для отказа в регистрации устанавливаются Законом о рынке ценных бумаг.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Следовательно, государственная регистрация выпуска ценных бумаг имеет целью обеспечить "качество" ценных бумаг (в данном случае не имеется в виду качество как инвестиционного инструмента, обеспечивающего доход), их публичную достоверность <23>. Значение данных качеств возрастает при публичном размещении, доступном эмитентам - открытым акционерным обществам. Публичным в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг признается размещение путем открытой подписки, в том числе размещение на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. В данном случае, как и в случае закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, государственная регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, а каждый этап эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.

--------------------------------

<23> В.В. Гущин, А.А. Овчинников понятие публичной достоверности формулируют как свойство ценной бумаги, которое обязывает должника произвести исполнение по ценной бумаге, удостоверившись лишь в наличии в ней необходимых реквизитов, а ее владельца освобождает от проверки оснований выдачи ценной бумаги при условии наличия у нее формальных признаков. См.: Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право: Учебник. М.: Эксмо, 2006.

 

Проспект ценных бумаг представляет собой документ, составленный в соответствии с требованиями Федерального закона "О рынке ценных бумаг", нормативных актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента, органах управления, лицах, входящих в органы управления, аффилированных лицах, финансовую отчетность и другие сведения. Утверждается советом директоров общества, подписывается финансовым консультантом - профессиональным участником рынка ценных бумаг (брокером или дилером), оказывающим услуги эмитенту по подготовке проспекта ценных бумаг. Требования к раскрытию информации на рынке ценных бумаг являются одним из важнейших методов контроля за деятельностью эмитентов ценных бумаг и предусмотрены Законом о рынке ценных бумаг, Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Состав, порядок и сроки раскрываемой информации как на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг, так и в процессе финансово-хозяйственной деятельности определяются Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".

Доступ к информации о финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг всех заинтересованных лиц служит цели защиты прав и законных интересов инвесторов, а также снижения рисков, связанных с приобретением данных ценных бумаг, так как подобное размещение затрагивает публичные интересы. Более подробно содержание каждого этапа процедуры эмиссии ценных бумаг определено Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н. Указанным нормативным актом регулируется эмиссия акций, опционов эмитента и облигаций юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, облигаций Центрального банка РФ (Банка России)), а также порядок регистрации проспектов соответствующих ценных бумаг, особенности эмиссии биржевых облигаций, жилищных сертификатов, ценных бумаг, размещаемых при реорганизации акционерных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, облигаций иностранных государств.

Значительную часть рынка ценных бумаг составляют государственные ценные бумаги. В начале 90-х годов именно государственные ценные бумаги обеспечивали большую часть оборота на российском фондовом рынке.

Обязательства по государственным ценным бумагам входят в структуру долговых обязательств Российской Федерации, в этой связи эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Однако п. 3 ст. 114 Бюджетного кодекса РФ также содержит отсылочную норму, в соответствии с которой порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется Федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Следует иметь в виду, что федеративным устройством Российской Федерации обусловлено существование государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации, субфедеральных государственных ценных бумаг и муниципальных ценных бумаг.

Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" устанавливает, что государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Однако, исходя из сущностных характеристик иных, помимо облигаций, эмиссионных ценных бумаг, можно сделать вывод, что государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены только в виде облигаций. Очевидно, что это не могут быть акции, выпускаемые только акционерными обществами.

Между тем, несмотря на четкое указание законодателя, что государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, известны случаи выпуска государством и иных ценных бумаг, не являющихся эмиссионными.

Таковыми являются казначейские векселя. Они были введены в оборот Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. N 321 "О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов Российской Федерации". Однако по формально-юридическим признакам вряд ли возможно однозначно отнести данные ценные бумаги к векселям, несмотря на их наименование. Правовая природа казначейских векселей противоречива.

Надо иметь в виду, что в 1994 г. не имелось еще законодательного определения эмиссионной ценной бумаги; однако условия выпуска и обслуживания казначейских векселей отвечают признакам эмиссионных ценных бумаг, в настоящее время сформулированным в Законе о рынке ценных бумаг.

Также с августа 1994 г. Российской Федерацией выпускались казначейские обязательства. Правовой основой явилось Постановление Правительства РФ от 9 августа 1994 г. N 906 "О выпуске казначейских обязательств", которым были утверждены Основные условия выпуска казначейских обязательств. Понятие казначейского обязательства не получило нормативно-правового закрепления. Однако суть казначейского обязательства составляют обязательственные долговые отношения, свойственные облигациям.

Не был определен правовой статус как ценной бумаги золотых сертификатов. Данные сертификаты отвечали признакам ценной бумаги, однако в условиях продажи золота путем выпуска Министерством финансов РФ золотых сертификатов 1993 г., утвержденных Постановлением Совета Министров РФ от 25 сентября 1993 г. N 980, не содержалось указания, что такие сертификаты являются ценными бумагами (выпускаемые в настоящее время облигации, погашаемые золотом, являются ценными бумагами в силу прямого указания в нормативных актах, регламентирующих их эмиссию и обращение).

Непосредственно в виде облигации были выпущены:

- облигации государственного внутреннего займа 1991 г.;

- облигации внутреннего выигрышного займа 1992 г.;

- государственные краткосрочные бескупонные облигации 1993 г. (ГКО);

- облигации внутреннего государственного валютного займа 1993 и 1996 гг. (ОВВЗ);

- облигации Золотого федерального займа 1995 г.;

- облигации федеральных займов 1995 г. (ОФЗ);

- облигации государственных нерыночных займов 1996 г. (ОГНЗ);

- облигации государственного сберегательного займа (1995 - 1998 гг.);

- государственные долговые товарные обязательств в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления 1995 г.;

- государственные сберегательные облигации 2001 г. (ГСО);

- облигации государственного сберегательного займа 2001 г.

Эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов РФ. Учитывая, что эмиссия ценных бумаг представляет собой определенную последовательность действий по размещению ценных бумаг, включающую ряд установленных законодательством этапов, к полномочиям Министерства финансов РФ отнесен также ряд полномочий, связанных с эмиссией государственных ценных бумаг. Министерство финансов РФ осуществляет государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг. Также Министерство финансов РФ принимает нормативные правовые акты, утверждающие: порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг и иных долговых обязательств; отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг; стандарты раскрытия информации о ценных бумагах субъектов РФ или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг; форму заявления о государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг, а также форму представления отчетов об итогах эмиссии указанных ценных бумаг; условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг.

Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления утверждают генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований <24>.

--------------------------------

<24> Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

 

Помимо прочего, генеральные условия должны включать указание на ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: