В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ.
Защита гражданских прав осуществляется путем:
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- самозащиты права;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренными законом.
Статья 14 ГК РФ допускает самозащиту гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Следует иметь в виду, что самозащита не может быть признана правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения и причиненный (возможный) вред является более значительным, чем предотвращенный (Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
|
Наиболее распространенными являются административная и судебная формы защиты.
Судебная форма защиты реализуется посредством обращения с исковыми заявлениями, заявлениями в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд.
Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46, ч. 1). Право на судебную защиту относится к основным правам и свободам человека, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ и не подлежит ограничению (ст. 17 (ч. 1 и 2) и 56 (ч. 3) Конституции РФ). Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, данное право предполагает наличие таких конкретных правовых гарантий, которые позволяют реализовать его в полном объеме и обеспечивать эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего общеправовым требованиям справедливости и равенства (Постановления от 14 июля 2005 г. N 9-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П и от 25 марта 2008 г. N 6-П).
Административная форма защиты состоит в обращении инвестора в различные государственные и муниципальные органы (например, Федеральную налоговую службу, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по финансовым рынкам и др.) с жалобами и заявлениями.
Отдельного внимания заслуживает нарушение прав иностранного инвестора государственными и муниципальными органами и их служащими, учитывая закрепленное в п. 2 комментируемой статьи право иностранного инвестора на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Права иностранного инвестора государственными и муниципальными органами и их служащими могут быть нарушены путем действия либо бездействия. К действиям можно отнести принятие нормативных и ненормативных актов.
|
Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" закрепляет право каждого гражданина обратиться с жалобой в суд, если гражданин считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
|
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Следует различать обжалование нормативных и ненормативных актов.
Разъяснение о том, что правовые акты могут иметь нормативный и индивидуальный характер, содержалось в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 (в настоящее время утратило силу). Под нормативным правовым актом в нем понимался изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Под правовым актом индивидуального характера понимался акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.
Право на обжалование ненормативных актов различных государственных и муниципальных органов предусмотрено в законодательстве. Так, ст. 137 НК РФ закрепляет право на обжалование, в соответствии с которым каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
При этом ст. 138 НК РФ регламентирует порядок обжалования: "Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц".
Разъяснения по поводу оспаривания актов государственных и муниципальных органов, а также возмещения убытков, причиненных этими действиями, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ":
"При рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием гражданином или юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"), также и нормативного акта, необходимо учитывать, что в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст. 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
В таком же порядке должны признаваться недействительными акты, содержащие ограничения перемещения товаров, услуг и финансовых средств, имея в виду, что указанные ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п. 3 ст. 1 ГК РФ).
2. В случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством".
Так как ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, в указанном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняется, что при удовлетворении требований названных лиц о возврате из соответствующего бюджета этих сумм не подлежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства.
В названных случаях гражданами и юридическими лицами на основании ст. 15 и 16 ГК РФ могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, вызванных в том числе необоснованным взиманием экономических (финансовых) санкций.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Причем в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено.
Также разъясняется, что ответчиком по делу о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. В то же время предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.
Отдельно оговаривается право обращения в суд по данным вопросам иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
3. Следует отдельно выделить "специфические" методы защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Построение системы защиты прав инвесторов являлось приоритетной задачей государственного, и в частности правового, регулирования данной сферы деятельности. Такая задача заявлялась неоднократно в самых различных программных документах.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг осуществляется путем установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. Создание системы защиты прав и законных интересов инвесторов является одним из приоритетных направлений финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг, оказывающим влияние на доверие инвесторов и, как следствие, инвестиционную активность.
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, был принят Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Созданный в соответствии с указанным Законом механизм защиты прав инвестора направлен на обеспечение стабильности рынка в целом. Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов. Для этого создан компенсационный фонд, являющийся некоммерческой организацией, который осуществляет выплаты компенсаций инвесторам - физическим лицам, которые не могут получить возмещение по судебным решениям и приказам ввиду отсутствия у должника денежных средств или иного имущества.
Указом Президента РФ от 11 сентября 1997 г. N 1009 "О региональных и местных фондах по защите прав вкладчиков и акционеров" была одобрена инициатива органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также общественных объединений по защите прав вкладчиков и акционеров, направленная на создание региональных (в субъектах РФ) и местных (в муниципальных образованиях) фондов по защите прав вкладчиков и акционеров, и определен порядок создания региональных и местных фондов по защите прав вкладчиков и акционеров. Согласно данному Указу, фонды являются некоммерческими организациями, учредителями которых выступают органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения по защите прав вкладчиков и акционеров. Средства фондов формируются за счет взносов учредителей, добровольных взносов и отчислений организаций и граждан, доходов, полученных от использования средств фондов, а также за счет осуществления фондами предпринимательской и иной деятельности.
Кроме того, предусмотрена возможность создания инвесторами общественных объединений, которые в порядке, установленном законодательством РФ, могут обращаться в суд с заявлением о защите прав инвесторов - физических лиц; осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований; создавать собственные компенсационные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов. Также возможно осуществление функций по защите прав инвесторов саморегулируемыми организациями путем осуществления контроля за деятельностью участников саморегулируемой организации, рассмотрения жалоб и заявлений либо создания собственных компенсационных фондов.
В этой связи необходимо коротко остановиться на правовом статусе саморегулируемых организаций на российском рынке ценных бумаг.
Российский рынок ценных бумаг характеризуется двухуровневым регулированием - государственным и саморегулированием. Такая система регулирования свойственна многим странам.
Предметом саморегулирования является профессиональная деятельность. Институт саморегулирования в Российской Федерации получил законодательное закрепление в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Данный Закон не распространяет свое действие на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, однако определяет концепцию саморегулирования в России.
Под саморегулированием в указанном Законе понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.
Профессиональные объединения в сфере рынка ценных бумаг начали создаваться еще до законодательного определения статуса саморегулируемых организаций, что было вызвано низким уровнем регламентации деятельности на рынке ценных бумаг, противоречивостью требований многочисленных подзаконных актов, недостаточностью мер финансового контроля и другими факторами. Целью объединения было достижение взаимных договоренностей о стандартах деятельности на рынке ценных бумаг, установление единого документооборота.
На рынке ценных бумаг был воспринят добровольный принцип объединения в саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг как наиболее приемлемый для всего профессионального сообщества.
Добровольность членства в саморегулируемых организациях можно считать одним из базовых принципов саморегулирования в сфере рынка ценных бумаг, который следует из ст. 48 Закона о рынке ценных бумаг. Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг и функционирующее на принципах некоммерческой организации.
Также выделяют следующие принципы, на которых строится институт саморегулирования в сфере рынка ценных бумаг:
- базой саморегулирования является действующее законодательство;
- оно направлено на частичное замещение государственного регулирования в определенных областях экономики;
- правила поведения, выработанные в саморегулируемых организациях, дополняют и конкретизируют соответствующие нормы законодательства;
- нормы саморегулируемых организаций, как правило, ужесточают требования к участникам рыночных отношений <12>.
--------------------------------
<12> Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации: мода или тенденции // Право и экономика. 2003. N 3. С. 46 - 48.
Очевидно, что принятие инвестиционных решений должно базироваться на определенной информации о финансово-хозяйственной деятельности эмитента. В связи с этим необходимость раскрытия информации как один из основных элементов обеспечения прав инвестора на рынке ценных бумаг получила нормативно-правовое закрепление.
Помимо указанных целей, система раскрытия информации служит также повышению эффективности государственного контроля за субъектами рынка ценных бумаг. Кроме того, необходимость публичного освещения результатов своей деятельности служит стимулом к добросовестности и прозрачности деятельности организации-эмитента.
Требования раскрытия информации содержатся в Законе о рынке ценных бумаг, Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральных законах "Об инвестиционных фондах", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг раскрытие информации на рынке ценных бумаг - это обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Необходимость раскрытия информации связывается с различными факторами: публичным размещением ценных бумаг, определенными существенными фактами в деятельности эмитента (реорганизацией эмитента, фактах, повлекших за собой разовое увеличение или уменьшение стоимости активов более чем на 10 процентов, и другими).
Развитие информационных технологий и сети Интернет повлекло необходимость правового закрепления использования данных ресурсов для раскрытия информации на рынке ценных бумаг (см., например, Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"). Обязанность по раскрытию информации лежит не только на эмитентах, но и на профессиональных участниках, инфраструктурных организациях. Состав такой информации и порядок ее доведения до заинтересованных лиц определяются нормативными правовыми актами Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).
Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" также содержит указание на обязанность эмитента и профессионального участника предоставлять инвестору определенную законом информацию.
Таким образом, система раскрытия информации на рынке ценных бумаг включает в себя несколько основных методов:
1) публикация в средствах массовой информации;
2) раскрытие полученной отчетности органом, осуществляющим регулирование и контроль в сфере финансовых рынков;
3) представление информации по запросу.
Стратегия развития финансового рынка РФ на 2006 - 2008 гг. и План мероприятий по реализации Стратегии, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2006 г. N 793-р, среди наиболее актуальных проблем правового регулирования рынка ценных бумаг указывали: недостаточную сформированность правовой базы, регулирующей различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке (по оценке Международной организации комиссий по ценным бумагам, применяемое в РФ регулирование в этой сфере лишь частично соответствует принципам этой организации); неурегулированность воспрепятствования использования инсайдерской информации и манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, вопросов проведения сделок с производными финансовыми инструментами и др. Также определялись основные задачи развития финансового рынка, в том числе связанные со снижением рыночных, инвестиционных рисков; содействием формированию российских розничных инвесторов путем коллективных форм сбережений и обеспечения должных принципов их инвестирования; ликвидацией экономически не обоснованных регулятивных препятствий в сфере развития рынка и созданием условий для учета интересов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов при формировании политики регулирования финансового рынка и др. К сожалению, далеко не все предусмотренные указанной Стратегией меры реализованы.
В настоящее время Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг обозначает как одну из важнейших задач, реализуемых для развития финансового рынка. Здесь необходимо отметить, что отсутствие долгосрочных планов развития являлось большим минусом для инвестиционной привлекательности рынка ценных бумаг России, так как стабильность и предсказуемость развития рынка в целом и правового регулирования в частности являются важнейшими составляющими благоприятного инвестиционного климата. В этой связи принятие долгосрочной, до 2020 г., Стратегии развития рынка является положительным фактором.
Система защиты прав и законных интересов инвесторов является актуальной на протяжении многих лет; нормативная база по данному вопросу постоянно совершенствуется. Одним из элементов данной системы является раскрытие информации. Уровень прозрачности российских компаний неуклонно повышается, и требования к раскрытию информации соответствуют международным стандартам, сформулированным в документах Международной организации комиссий по ценным бумагам и директивах Европейского союза.
Статья 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации
Комментарий к статье 6
1. Прежде всего, комментируемая статья закрепляет свободу выбора инвестором форм осуществления инвестиционной деятельности. В каких формах возможно осуществление инвестиционной деятельности, законодатель не раскрывает.
Если взять инвестиционное законодательство в целом, то можно выделить инвестиционную деятельность, осуществляемую в форме капитальных вложений. О существовании такой формы инвестиционной деятельности говорится в Законе РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"; отношения, связанные с ее реализацией, составляют предмет регулирования Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Причем из анализа определений, используемых в указанном Законе, также не явствует, что такое инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений. Инвестиционная деятельность определяется как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
В то же время в экономической и правовой литературе получило распространение классифицирование видов инвестиций (см. комментарий к ст. 3).
Представляется, что формы инвестиционной деятельности будут обусловлены видом инвестиций. Комментируемый Закон упоминает о прямых инвестициях и устанавливает их критерии.
Наиболее соответствующими инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений являются прямые инвестиции, направляемые в производственный сектор экономики для приобретения средств производства, зданий и на аналогичные цели (о понятии основных производственных фондов см. в комментарии к ст. 16). Определяющим фактором в данном случае будет являться объект инвестиционной деятельности.
Комментируемый Закон закрепляет гарантию права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг российских эмитентов. В то же время ценные бумаги могут быть инструментом как прямых, так и портфельных инвестиций. Формальным критерием для их разделения является количество (доля) таких ценных бумаг в уставном капитале эмитента.
Приобретение ценных бумаг, составляющих менее 10 процентов уставного (складочного) капитала российской организации - эмитента данных ценных бумаг, относится к портфельному инвестированию, направленному на формирование "портфеля" различных ценных бумаг со спекулятивной целью.
Теоретически портфель может состоять только из одного вида финансового актива, однако наиболее приемлемое соотношение риска и доходности достигается путем диверсификации, то есть "смешения и рассеивания" - принцип, согласно которому один вид вложения не должен превалировать над другими.
Несмотря на ориентированность комментируемого Закона на регламентацию прямых инвестиций, инвестиции иностранных инвесторов в ценные бумаги, совершаемые на российском фондовом рынке, также важны для экономики нашей страны.
Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, в числе других предусматривает меры, направленные на повышение привлекательности российского фондового рынка для иностранных инвесторов. В частности, указывается на необходимость устранить правовую неопределенность в отношении порядка налогообложения операций иностранных организаций с ценными бумагами в зависимости от структуры активов эмитента ценных бумаг. В соответствии с требованиями НК РФ доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от акций (долей), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. При этом доходы от реализации ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов на иностранных биржах не признаются доходами от источников в Российской Федерации, что стимулирует обращение российских ценных бумаг за рубежом.
В качестве дополнительного стимула для привлечения инвесторов, в том числе иностранных, на российский организованный рынок рассматривается перспектива отмены для иностранных организаций, имеющих постоянное представительство в Российской Федерации, правил об удержании налога на доход по ценным бумагам у источника выплаты в отношении ценных бумаг, которые обращаются на российских фондовых биржах. Однако отмечается, что эта мера потребует внесения изменений в НК РФ.
Одновременно очевидным направлением развития правового регулирования рынка ценных бумаг является либерализация системы выдачи разрешений на выпуск и обращение российских ценных бумаг за пределами Российской Федерации. В Стратегии развития финансового рынка на период до 2020 г. развитие признается целесообразным вместо административно устанавливаемых пределов доли выпуска, которая может быть предложена на иностранном рынке, и доли выпуска, которая может обращаться на иностранных рынках, предусмотреть зависимость данных долей от размера части выпуска, имеющей свободное обращение на российском рынке (т.е. тех акций выпуска, которыми владеют широкие слои инвесторов, за исключением пакетов, находящихся в собственности аффилированных лиц и стратегических инвесторов). Такой переход позволит более эффективно защищать права российских инвесторов, предоставляя эмитентам с емким свободным рынком своих акций максимальные возможности по привлечению капитала иностранных инвесторов.
Следует подчеркнуть, что, исходя из прогнозов, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться и в ближайшее десятилетие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо приобретать форму мировых финансовых центров, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров, общей целью указанной Стратегии является формирование в России мирового финансового центра.
Комментируемый Закон не упоминает о портфельных инвестициях.
Помимо прямых и портфельных инвестиций существуют и иные формы инвестиционной деятельности. В.В. Гущин и А.А. Овчинников отмечают, что в первых проектах Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" как отдельные формы инвестирования специально определялись, например, строительная деятельность, покупка предприятия, займы российским компаниям, в том числе целевые. В окончательном тексте Закона важнейшие вопросы, связанные с осуществлением таких и некоторых других форм инвестиций, остаются неурегулированными <13>.
--------------------------------
<13> См.: Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. М.: Эксмо, 2006.
Требования об оценке вклада в уставный капитал общества независимым оценщиком содержатся в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком) и Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком).
2. Оценка вложения иностранного капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с международными договорами, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", иными нормативными актами, в том числе, Федеральными стандартами оценки, утвержденными Приказами Минэкономразвития (Приказ Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 256 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)"; Приказ Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 255 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)"; Приказ Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 254 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3)").
3. Оценка вложения иностранного капитала осуществляется в валюте РФ.
Основным элементом денежной системы РФ является официальная денежная единица, то есть установленная правовыми нормами система денежных знаков, применяемых в государстве <14>.
--------------------------------
<14> См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. Изд-е 4-е, перераб. и доп. М.: НОРМА, 2008.
Согласно ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" официальной денежной единицей (валютой) РФ также признан рубль и устанавливается запрет введения на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов.