Изменение назначения объекта концессионного соглашения не допускается.




Федеральный закон "О концессионных соглашениях" создал необходимое правовое поле для инвестирования в указанные в нем объекты, однако данного регулирования в некоторых случаях было недостаточно.

Развитию государственно-частного партнерства путем заключения концессионных соглашений в отдельных сферах способствовало принятие Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Деловой активности в данных сферах препятствовало в том числе осуществление регулирования несогласованными между собой подзаконными актами, отсутствие единой терминологии, затруднение идентификации объектов.

Указанные законодательные акты затрагивают в числе других и вопросы заключения и исполнения концессионных соглашений. Основное же положительное воздействие их на привлечение инвестиций состоит в урегулировании отношений, складывающихся при осуществлении деятельности в данных сферах в целом. Так, устанавливается порядок строительства, открытия и закрытия морских портов, определены основы государственного регулирования деятельности в морских портах, дано определение основным терминам (например, объекты инфраструктуры морского порта, портовые гидротехнические сооружения и другим, в соответствии с Законом о концессионных соглашениях отнесенным к объектам данных соглашений, но не определенным в нем). Дана классификация автомобильных дорог, определена компетенция органов власти в данной области, упорядочена система прав и обязанностей организаций и граждан, использующих автомобильные дороги, участвующих в эксплуатации и развитии, в том числе на платной основе, с привлечением частных инвестиций, определены основные понятия (автомобильная дорога, автомобильная дорога общего и необщего пользования и другие).

Также и в отношении других возможных объектов концессионных соглашений условия их передачи инвесторам более детально проработаны в Типовых концессионных соглашениях, утвержденных Постановлениями Правительства РФ (см., например: Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. N 319 "Об утверждении Типового концессионного соглашения в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств"; Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 744 "Об утверждении Типового концессионного соглашения в отношении объектов железнодорожного транспорта"; Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 672 "Об утверждении Типового концессионного соглашения в отношении объектов трубопроводного транспорта" и др., в зависимости от вида объекта концессионного соглашения).

Утверждение типовых соглашений делает заключенное инвестором концессионное соглашение по сути соглашением присоединения.

Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в течение срока действия соглашения в одном из трех предусмотренных Законом вариантов: периодических или единовременных платежей в твердой сумме; части продукции или доходов; передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера. Однако государство заинтересовано при заключении концессионных соглашений не столько в получении концессионной платы или части продукции (в случаях соглашений о разделе продукции), сколько в возложении на инвестора решения определенных государственных задач. В соглашениях устанавливаются обязанности инвестора, воплощающие публичный интерес. Особенностью всех концессионных соглашений является нацеленность на решение определенных социальных задач, создание инвестором инфраструктуры (школ, медицинских учреждений), развитие промышленности или территорий, создание рабочих мест и обучение персонала, поддержка отечественного производителя.

По концессионному соглашению на концессионера возлагается обязанность по обеспечению возможности получения потребителями товаров, работ и услуг, соответствующих передаваемому объекту соглашения. В определенной мере государство делегирует инвестору свои функции по данному объекту.

Обязанности концессионера по соблюдению правил охраны окружающей среды, развитию территорий, очевидно, служат интересам и населения места нахождения объекта инвестиций.

Представляется, что заключение концессионных соглашений должно повышать эффективность эксплуатации таких объектов, так как инвестор заинтересован в успешной реализации своего проекта. Помимо экономического стимула, Законом предусмотрена ответственность инвестора, которая не ограничивается сроком действия договора.

К числу основных проблем правоприменения по данным соглашениям следует отнести прежде всего неоперативность проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов. Данный факт сдерживает инвестиционную активность и повышает экономические и политические риски инвестора.

Кроме того, процедура передачи в аренду земельного участка, на котором расположен объект концессионного соглашения, также является не до конца урегулированной. Федеральным законом "О концессионных соглашениях" не предусмотрена передача участка земли, на котором находится объект концессионного соглашения, при передаче объекта по концессионному соглашению. Законодатель устанавливает, что данный участок передается инвестору в аренду, что вызывает определенные затруднения при реализации проектов с заключением концессионных соглашений.

Известно, что оформление земельных отношений является достаточно длительным и проблематичным процессом и не всегда позволяет выполнить требование данного Закона о заключении концедентом договора с концессионером аренды земельного участка в течение 60 дней после подписания концессионного соглашения. В Законе отсутствует четкое указание на то, должен ли данный договор заключаться по результатам торгов или это возможно и без проведения таковых.

Заключение же самого концессионного соглашения производится по результатам конкурса, который может быть закрытым или открытым. Закрытый конкурс проводится в случае, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта концессионного соглашения, сведения о котором составляют государственную тайну, а также объекта концессионного соглашения, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Федеральный закон "О концессионных соглашениях" определил ряд гарантий концессионера (инвестора). Среди таких гарантий - право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с ГК РФ; гарантии прав концессионера при неблагоприятном для него изменении законодательства.

Что касается гарантий иностранным инвесторам, то концессионерам, в том числе концессионерам - иностранным юридическим лицам, гарантируются равные права, предусмотренные законодательством РФ, правовой режим деятельности, исключающий применение мер дискриминационного характера и иных мер, препятствующих концессионерам свободно распоряжаться инвестициями и полученными в результате осуществления предусмотренной концессионным соглашением деятельности продукцией и доходами <30>.

--------------------------------

<30> Подробнее о концессиях см.: Тагашева О.В. Особенности правового регулирования концессий // Правовое регулирование инвестиционной деятельности: проблемы и перспективы развития / Е.В. Покачалова, Ф.В. Маркелов, С.В. Журавлева, О.В. Тагашева; Под ред. Е.В. Покачаловой; ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права". Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2009.

 

4. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет право организации с иностранными инвестициями на заключение договора аренды земельного участка по результатам торгов (конкурса, аукциона).

Общие правила заключения договора на торгах регламентируются ст. 447 - 449 ГК РФ.

Земельный кодекс РФ закрепляет, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с Кодексом земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством РФ в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым. Торги проводятся в форме конкурса в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка.

 

Статья 16. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей

 

Комментарий к статье 16

 

1. В данной статье, как и во многих статьях комментируемого Закона, содержится отсылочная норма.

Предоставление таможенных льгот регламентируется Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе". Согласно ст. 37 данного Закона, при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины. Такие льготы предоставляются в том числе и в отношении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами РФ, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, определяемом Верховным Советом РФ.

При этом к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" устанавливается, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:

- не являются подакцизными;

- относятся к основным производственным фондам;

- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

Перечень подакцизных товаров содержится в ст. 181 НК РФ.

Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

Не рассматриваются как подакцизные следующие товары:

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

- парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл, с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;

- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. Для целей настоящей главы под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

Условие отнесения ввозимых товаров к основным производственным фондам, несомненно, имеет целью недопущение злоупотреблений льготой при ввозе товаров бытового назначения.

Порядок отнесения предметов к основным производственным фондам, в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", установлен методическими указаниями Министерства финансов Российской Федерации (в том числе Приказами Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н, от 29 июля 1998 г. N 34н, от 30 марта 2001 г. N 26н и др.), а также Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359.

Сроки формирования уставного (складочного) капитала организации определяются учредительными документами организации в соответствии с законодательным регулированием выбранной организационно-правовой формы организации.

При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость предоставляется в соответствии с п. 7 ст. 150 НК РФ в отношении технологического оборудования, ввозимого в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации. Надо сказать, что действие данной нормы не только распространяется на иностранных инвесторов, но и не ограничивает возможность иностранных инвесторов воспользоваться ею.

Сложностью использования данной льготы является отсутствие четкого указания, что является технологическим оборудованием.

2. В целом процедура предоставления таможенных льгот приводит к многочисленным судебным разбирательствам, связанным с основаниями их предоставления, в частности сроком ввоза на таможенную территорию РФ, назначением ввозимых товаров и др.

В качестве примеров можно привести следующие решения арбитражных судов.

Так, Челябинской таможней было отказано в предоставлении льготы по НДС ООО "Адек-Урал". Суд пришел к выводу о том, что обществом соблюдены требования действующего законодательства, необходимые для освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал, и удовлетворил заявленные обществом требования. Судом первой инстанции заявленные требования общества были удовлетворены. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Подробнее см. решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 августа 2009 г. N А60-19914/2009-С9, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 февраля 2010 г. N Ф09-351/10-С2.

В данной связи необходимо отметить, что Федеральный арбитражный суд Уральского округа указал на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций о том, что по смыслу Постановления Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" предоставление льготы поставлено в зависимость только от срока, установленного учредительными документами для формирования уставного капитала, и не связано с другими сроками. Однако для получения льготы по НДС на ввозимое в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями оборудования необходимо не только наличие правовых оснований, но и соблюдение процедуры оформления документов для получения таможенных льгот.

В другом случае Арбитражным судом Алтайского края было рассмотрено дело по заявлению ООО "Чайнатаун" (г. Барнаул) к Алтайской таможне о признании незаконным ее бездействия, выразившего в непредоставлении льготы по уплате НДС по оборудованию, ввозимому с целью увеличения уставного капитала общества. Общество полагает, что несмотря на то, что на момент оформления ГТД уставный капитал общества путем внесения иностранным инвестором двух круглоткацких станков был сформирован, данное оборудование не потеряло статуса вклада иностранного инвестора в уставный капитал общества. В связи с чем у общества имеется льгота по уплате НДС. Получение льготы по НДС напрямую было связано с получением заключения Государственного таможенного комитета, а не с моментом таможенного оформления.

Алтайская таможня в отзыве на заявление указала на отсутствие оснований для его удовлетворения. Считает, что представленные документы к таможенной декларации не подтверждают принадлежность декларированному товару статуса вклада в уставный капитал общества. Уставный капитал на дату оформления по указанной таможенной декларации был сформирован. При фактическом ввозе имущества после внесения его в качестве вклада в уставный капитал общества правовых оснований для предоставления льгот по уплате НДС не имеется. О применении льготы по уплате таможенных платежей общество таможенному органу, путем отражения соответствующих сведений в таможенной декларации, не заявило. В нарушение установленного порядка общество обратилось в таможенные органы для освобождения от обложения таможенными пошлинами после фактического ввоза товара на таможенную территорию РФ и их выпуска таможенными органами. Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС предоставляются в виде освобождения от их уплаты в момент таможенного оформления ввозимых товаров в уставный капитал организаций. Подробнее см. решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 сентября 2009 г. по делу N А03-9767/2009.

Однако следует обратить внимание на выводы, к которым приходит суд в отношении процедуры оформления льготы по НДС. Отмечая в решении, что общество при декларировании товаров не указало на то, что претендует на получение льготы по уплате НДС, так как при заполнении таможенной декларации в соответствующей графе не сделало ссылку на НК РФ и Постановление Правительства РФ N 883, суд сделал вывод о том, что заявитель при декларировании ввозимого товара обязан:

- заявить его статус вклада в уставный капитал общества;

- заявить право на льготу по уплате таможенных платежей и основание ее получение;

- внести обеспечение уплаты таможенных платежей.

3. В силу ст. 124 Таможенного кодекса РФ декларирование производится путем составления заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства.

Согласно п. 2 ст. 127 Таможенного кодекса РФ при декларировании товаров и совершении таможенных операций декларант обязан:

1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (ст. 131);

2) по требованию таможенного органа предъявлять декларируемые товары;

3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III Таможенного кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 131 ТК РФ, если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо уменьшение налоговой базы, он обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 337 ТК РФ обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов применяется в случае условного выпуска товаров.

Согласно п. 1 ст. 151 ТК РФ условному выпуску товары подлежат в случаях, если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ сопряжены с ограничением по использованию и распоряжению товарами. К их числу относятся товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал общества с иностранными инвестициями.

При заполнении грузовой таможенной декларации следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от 4 сентября 2007 г. N 1057.

Ввозимые товары должны быть заявлены обществом как ввозимые в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями в соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 21 августа 2007 г. N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей".

При этом следует иметь в виду, что указанный Классификатор предусматривает разные коды для поставки товаров: поставка товаров при осуществлении инвестиционной деятельности российских юридических лиц за рубежом или иностранных лиц в Российской Федерации в обмен на акции (облигации), получение прав собственности или доли (вклада) в уставном (складочном) капитале (без компенсации стоимости товаров в денежной или иной форме) (50); и товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями (13); и товары, ввозимые в виде отдельных компонентов и оформленные по единому коду ТН ВЭД России, в качестве вклада в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями в случае принятия соответствующего классификационного решения (65).

Также в соответствии с Классификатором указывается код преференций и код документов, подтверждающих наличие таможенных льгот.

Согласно п. 3 ст. 132 Таможенного кодекса РФ с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. В связи с чем декларант возлагает на себя бремя ответственности за все заявленные в декларации сведения и возникшие в результате негативные последствия.

В то же время в Постановлении кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу Федерального арбитражного суда Центрального округа (дело N А23-3974/08А-3-301 от 9 сентября 2009 г.), признается обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что неотражение в грузовых таможенных декларациях таможенных преференций в графе 36, при указании при этом в графе 37 на особенность перемещения товара в качестве вклада в уставный капитал, не может служить основанием для утраты права на получение таможенной льготы в соответствии со ст. 37 Закона РФ N 5003-1 от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе". Рассмотрев кассационную жалобу Калужской таможни на решение Арбитражного суда Калужской области от 28 апреля 2009 г. по заявлению ООО "Аксен-Сити" о признании незаконным бездействия Калужской таможни по невозврату 3 450 000 руб. и об обязании возвратить денежные средства, Федеральный арбитражный суд Центрального округа подтвердил правильность признания судом первой инстанции незаконности решения Калужской таможни об отказе в возврате денежных средств. Подробнее см. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 сентября 2009 г. N А23-3974/08А-3-301.

Заслуживает внимания содержащийся в данном Постановлении вывод суда о том, что нормативные положения не связывают право на льготу только с теми сведениями, которые указаны импортером в грузовой таможенной декларации, и не ограничивают реализацию этого права стадией таможенного оформления.

4. Однако следует обратить внимание, что вышесказанное относится к предоставлению таможенных льгот иностранным инвесторам вообще, в то время как комментируемая статья содержит четкое указание, что иностранным инвесторам предоставляются таможенные льготы при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта.

Критерии приоритетного инвестиционного проекта определяются комментируемым Законом.

По вопросу предоставления предусмотренных данной статьей таможенных льгот имеется письмо Федеральной таможенной службы от 21 октября 2005 г. N 01-06/36775 "О правовых основаниях предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями", в котором разъясняется: "Согласно ст. 16 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах. Указанная норма не является нормой прямого действия, и до внесения соответствующих изменений в вышеназванные нормативные правовые акты РФ сохраняются действующие условия и порядок предоставления указанных льгот для товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями".

Таким образом, комментируемая статья является практически неработающей, так как таможенным законодательством не предусмотрено предоставление таможенных (тарифных) льгот по основаниям, указанным в данной статье.

 

Статья 17. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления

 

Комментарий к статье 17

 

1. Комментируемая статья закрепляет право субъектов РФ и органов местного самоуправления предоставления иностранным инвесторам льгот и гарантий, оказания поддержки инвестиционной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 2.1 ст. 11 Закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" органы государственной власти субъектов РФ для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы:

1) разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов РФ, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ;

2) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;

3) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ;

4) размещение на конкурсной основе средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о бюджете субъекта РФ, либо на условиях закрепления в собственности субъекта РФ соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств бюджетов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ;

5) выпуск облигационных займов субъектов РФ, гарантированных целевых займов;

6) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов РФ.

2. Как уже указывалось в комментарии к ст. 3 настоящего Закона, все субъекты РФ имеют собственное "инвестиционное законодательство". При этом, как правило, в таких региональных законах регламентируется предоставление инвесторам, в том числе и иностранным, льгот.

В настоящее время в соответствии с НК РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Именно по этим налогам устанавливаются налоги для отдельных категорий налогоплательщиков.

Основания предоставления налоговых льгот по региональным налогам устанавливаются региональными нормативными правовыми актами о налогах и сборах. В то же время в качестве распространенного основания можно выделить осуществление инвестором приоритетного инвестиционного проекта.

Причем приоритетным данный инвестиционный проект должен являться для экономики конкретного региона.

Так, например, в Орловской области приоритетным направлением инвестирования является сельское хозяйство.

В Нижегородской области в качестве приоритетных отраслей для привлечения инвестиций рассматриваются промышленное производство, сельское хозяйство, разработка месторождений и глубокая переработка сырья на территории Нижегородской области, а также развитие транспортной и логистической инфраструктуры региона.

С целью повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской области в межрегиональной конкуренции по привлечению инвестиций, создания благоприятных условий для обеспечения защиты прав, интересов и имущества участников инвестиционной деятельности, снижения рисков инвестирования в реальный сектор экономики Нижегородской области, увеличения налоговой базы, сохранения и образования новых рабочих мест, совершенствования нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности разработан и принят Закон от 31 декабря 2004 г. N 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". В соответствии с данным Законом предприятие, реализующее приоритетный инвестиционный проект, может получить следующие виды государственной поддержки:

- налоговые льготы (по налогу на прибыль, на имущество, земельному налогу);

- инвестиционный налоговый кредит;

- установление минимальных ставок арендной платы при аренде земельных участков;

- государственные гарантии Нижегородской области;

- предоставление льгот при аренде объектов недвижимости.

Налоговые льготы предоставляются на срок окупаемости проекта или на 5 лет, если срок окупаемости проекта превышает 5 лет. Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области" также предоставляет инвесторам гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Нижегородской области. Кроме того, в соответствии со ст. 16 указанного Закона инвесторы, арендующие земельные участки на территории Нижегородской области, реализующие приоритетные инвестиционные проекты Нижегородской области и заключившие инвестиционные соглашения с Нижегородской областью, не уплачивают в течение срока действия инвестиционного соглашения арендную плату за земельные участки, используемые в целях осуществления инвестиционной деятельности, в части платежей, зачисляемых в бюджет Нижегородской области. При Губернаторе Нижегородской области создан Инвестиционный совет, который, в числе других функций, по результатам рассмотрения заявок инвесторов принимает решение о возможности и условиях предоставления земельного участка.

Данные меры поддержки не рассчитаны исключительно на иностранных инвесторов, в то время как в отдельных регионах приняты законы, регламентирующие отношения региональных органов власти именно с иностранными инвесторами.

В качестве примера можно привести принятый 10 ноября 2002 г. Закон Ставропольского края "О привлечении иностранных инвестиций в экономику края", который в пределах компетенции Ставропольского края определяет основные льготы и гарантии иностранных инвесторов на территории Ставропольского края.

Государственная поддержка иностранных инвесторов, в соответствии с данным Законом, осуществляется путем предоставления иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями, реализующим инвестиционные проекты на территории Ставропольского края, средств бюджета Ставропольского края, государственных гарантий Ставропольского края для обеспечения исполнения обязательств иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями перед третьими лицами, возникающих в связи с реализацией указанных проектов, а также путем изменения срока уплаты налогов, сборов и иных платежей, поступающих в бюджет Ставропольского края.

Указанным региональным Законом также устанавливается стабильность регионального законодательства, по аналогии с федеральным, на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: