Организация проведения занятий по служебной подготовке




ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации служебной подготовки в органах и подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики

 

1. Общие положения

1.1 Настоящее Временное положение об организации служебной подготовки в органах и подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики (далее – Положение) определяет порядок планирования, организации, учета процесса служебной подготовки, проведения контроля знаний, умений и навыков лиц рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты, работников подразделений пожарно-спасательной службы гражданской защиты, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

1.2. Служебная подготовка лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений Министерства (далее - Служебная подготовка личного состава) состоит в проведении комплекса организационных, дидактических, технических, оперативно-тактических мероприятий, направленных на повышение уровня знаний, умений, навыков и профессиональных качеств личного состава для обеспечения успешного выполнения задач по предназначению.

1.3. Служебная подготовка личного состава осуществляется путем теоретических и практических занятий, индивидуального обучения по месту службы.

1.4. Основными задачами служебной подготовки личного состава являются:

улучшение знаний, необходимых для занимаемой должности;

усовершенствование навыков управления подразделениями по выполнению задач по предназначению;

умелое выполнение действий во время тушения пожаров, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в строгом соответствии с требованиями соответствующих нормативных правовых актов;

 

эффективное использование техники и средств малой механизации во время выполнения задач по предназначению;

воспитание самообладания, выдержки и психологической стойкости личного состава к работе в сложных и экстремальных условиях;

формирование личных высоких моральных качеств, чувства совместной деятельности, взаимопомощи, ответственности за выполнение служебного долга спасателя.

1.5. Сроки и содержание служебной подготовки определяются планами и программами подготовки, которые разрабатываются, рецензируются, согласовываются и утверждаются в установленном порядке.

1.6. Руководители органов и подразделений несут персональную ответственность за организацию и проведение служебной подготовки с подчиненным личным составом.

1.7. Организационное и методическое руководство служебной подготовкой, оказание помощи и контроль за ее проведением осуществляется соответствующими структурными подразделениями аппарата Министерства и его территориальных органов.

Планирование, организация проведения мероприятий по служебной подготовке в территориальных органах и структурных подразделениях Министерства возлагается на ответственных лиц этих подразделений.

Контроль за проведением в подразделениях практических занятий (тренировок, учений и т.д.) осуществляется Центром управления в кризисных ситуациях Министерства.

1.8. Требования служебной подготовки не распространяются на:

Министра чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной республики и его заместителей;

личный состав органов и подразделений Министерства, который находится в командировке;

аспирантов (адъюнктов), докторантов и соискателей научной степени кандидата наук, курсантов (слушателей) профильных учебных заведений.

 

Планирование служебной подготовки

2.1. Планирование занятий по служебной подготовке проводится согласно установленным распределением часов по видам служебной подготовки (приложение № 1).

2.2. Основными документами по планированию служебной подготовки являются:

приказ Министерства, руководителей органов и подразделений о порядке организации и проведения служебной подготовки на учебный год (приказами об организации служебной подготовки определяются количество учебных групп, их руководители, порядок организации и проведения занятий, определяются лица, которые отвечают за организацию занятий, подготовку и ведение планирующей, учетной и отчетной документации).

 

календарный план распределения учебного времени по видам служебной подготовки и месяцами обучения (приложение № 2);

тематический план проведения занятий по служебной подготовке (приложение № 3);

расписание занятий, которое предусматривает теоретические и практические занятия индивидуально и в группах на каждый день. В расписании должно быть определено время, место, название определенного вида подготовки, фамилии руководителей проведения занятий. Расписание занятий устанавливает общий режим обучения: начало и конец каждого занятия (приложение № 4).

2.3. Расписание занятий составляется на месяц (квартал) и утверждается руководителем подразделения не позднее, чем за пять дней до начала занятий.

Расписание занятий должно обеспечивать равномерное распределение учебной нагрузки личного состава на протяжении рабочего дня, недели, учебного периода.

2.4. Кроме того, на учебный год составляются:

в территориальных органах (в пожарно-спасательных отрядах) – графики организации и проведения тактико-специальных учений руководством территориального органа, тренировок на полосах с препятствиями, тренировок в средствах защиты органов дыхания на свежем воздухе и загазованной среде;

в подразделениях (для оперативных единиц подразделений, находящихся на дежурстве):

план-график проведения ночных проверочных практических занятий;

планы-графики отработки документов оперативного реагирования (планы, карточки).

2.5. Основными документами планирования подготовки методом индивидуального обучения по месту службы являются:

план индивидуальных учебных заданий;

график консультаций, который содержит сведения о предмете, дате, время и места проведения консультаций, фамилии консультантов.

2.6. Основными документами планирования курсов целевого назначения (изучение характеристик и принципов работы новой техники, оборудования, средств защиты, связи, которые поступили на оснащение и т.п.) являются учебная программа курсов целевого назначения и расписание занятий.

Учебная программа курсов целевого назначения разрабатывается Министерством, или по поручению - подчиненными подразделениями, согласно целям и задачам повышения уровня знаний и навыков личного состава и может предусматривать теоретическую и практическую подготовку.

2.7. Учебная программа определяет перечень тем с указанием количества часов, отведенных на их изучение, содержание учебного материала.

2.8. Руководители органов и подразделений при планировании служебной подготовки могут менять темы с учетом задач, стоящих перед подразделениями, специфики наиболее важных и потенциально опасных объектов района обслуживания, анализа состояния служебной подготовки.

 

 

Разрешается самостоятельное перераспределение до 40 % времени по всем видам рекомендованной тематики занятий, предметами и темами обучения.

Руководители органов и подразделений не имеют права самостоятельно уменьшать общее количество учебных часов, установленных учебными планами и программами, тематическими планами.

2.9. Изучение приказов, распоряжений, наставлений, инструкций и других документов, которые поступают в органы и подразделения, осуществляется на занятиях по служебной подготовке по мере их поступления, а также во время самостоятельной подготовки личного состава.

2.10. Руководители органов и подразделений обязаны перерывать учебный процесс в связи с привлечением личного состава к ликвидации пожаров, чрезвычайных ситуаций и их последствий. Пропущенные за это время занятия проводятся в дополнительно определенное руководителем время.

Организация проведения занятий по служебной подготовке

3.1. Организация проведения занятий по служебной подготовке органов и подразделений Министерства осуществляется согласно требований действующего законодательства Луганской Народной Республики, нормативных правовых актов и учебно-методических документов Министерства.

3.2. Форма организации, средства и методы служебной подготовки определяются органами и подразделениями Министерства в пределах, определенных действующим законодательством Луганской Народной Республики, нормативными правовыми и учебно-методическими документами Министерства, территориальных органов, с учетом особенностей должности, характера выполнения задач по предназначению, системы организации службы.

Последовательность изучения тем и количество часов на их отработку определяются в зависимости от задач и назначения органа или подразделения.

Виды подготовки, объемы знаний и умений специалистов, основной перечень учебных вопросов по каждой из учебных дисциплин раскрыты в Методических рекомендациях по служебной подготовке сотрудников органов и подразделений Министерства (приложение № 5).

3.3. Служебная подготовка включает в себя:

функциональную подготовку;

профильную подготовку;

тактическую подготовку;

специальную физическую подготовку;

общую физическую подготовку;

психологическую подготовку.

Служебная подготовка может включать в себя и другие виды в зависимости от специфики и вида деятельности подразделения.

 

3.4. Служебная подготовка проводится:

в аппарате Министерства – в системе самостоятельной подготовки путем ознакомления с новыми нормативными правовыми актами в сфере гражданской защиты и углубленного изучения нормативных правовых актов, необходимых для выполнения должностных обязанностей;

с руководителями территориальных органов, центров, отрядов и подразделений центрального подчинения Министерства по планам и программам семинаров, сборов, учений которые проводит руководство Министерства;

с начальствующим составом структурных подразделений территориального органа, центров и отрядов центрального подчинения, другого органа управления в полном объеме программы служебной подготовки по направлению деятельности по 268 часов в течении учебного года;

с начальствующим составом подразделений территориального органа, руководителями оперативных единиц подразделений (части, смены (караула), группы, отделения) в полном объеме программы служебной подготовки (268 часов в течении учебного года);

с личным составом части, смены (караула), группы, отделения территориального органа, центра и отряда центрального подчинения в объеме программы служебной подготовки (238 часов в течении учебного года).

3.5. Занятия начинаются с 1 сентября и завершаются 20 мая следующего года. Занятия не планируются и не проводятся в выходные и праздничные дни.

Отработка упражнений и нормативов, занятия в средствах индивидуальной защиты органов дыхания, практические занятия (тренировки) проводятся в течении всего календарного года.

3.6. На время, которое отводится для проведения занятий, привлекать личный состав к выполнению хозяйственных работ запрещается.

3.7. В органах управления проведение занятий возлагается на наиболее подготовленных специалистов, а в подразделениях - на руководителей (заместителей руководителей) этих подразделений. К проведению занятий могут привлекаться представители предприятий, организаций и учреждений.

3.8. В течении учебного года начальники (руководители) органов управления (подразделений) и лица, которые проводят занятия, должны систематически осуществлять проверку знаний личного состава в объеме программы служебной подготовки и конспектирование тем личным составом в специальных тетрадях.

3.9. Личный состав, который отсутствует на занятиях, должен самостоятельно овладеть пропущенным материалом в течении одного месяца.

3.10. Занятия по служебной подготовке включают теоретическую и практическую подготовку личного состава. Методы обучения: индивидуальный и групповой.

 

3.11. Теоретическая подготовка предусматривает овладение специальными знаниями по профессии, должности, основами знаний по безопасности труда, предметам профильной подготовки и т.д.

Теоретическая подготовка осуществляется в специальных учебных кабинетах, аудиториях. Учебные группы формируются численностью до 30 человек.

3.12. Основными формами теоретической подготовки являются:

классно-групповое занятие;

лекция;

теоретический семинар;

выполнение индивидуальных теоретических задач;

консультация;

самостоятельная работа над усвоением учебного материала;

разбор пожаров и чрезвычайных ситуаций;

учебная экскурсия;

другие формы.

3.13. Практическая подготовка осуществляется в таких формах:

практическое занятие;

практическая отработка упражнений и нормативов индивидуально и в составе подразделения;

тактико-специальные учения;

групповые упражнения;

другие формы.

3.14. Практическое занятие, отработка упражнений и нормативов проводится в группах численностью до 15 человек.

Они могут осуществляться в сочетании с практической отработкой документов оперативного реагирования, изучением характеристики и инспектированием объектов района обслуживания, оказанием платных услуг.

3.15. Практическая подготовка включает:

индивидуальные практические занятия на спортивных площадках, полосах с препятствиями, полигонах, рабочих местах, во время которых последовательно приобретаются, закрепляются и совершенствуются первичные профессиональные умения и навыки самостоятельного выполнения работ, нарабатываются навыки в использовании современной техники, механизмов и оборудования;

практическая отработка упражнений и нормативов, практические занятия в составе подразделения, во время которого совершенствуются полученные профессиональные умения и навыки по применению техники, механизмов и оборудования, приобретаются необходимые практические навыки качественного выполнения работ в составе подразделения;

тактико-специальные учения силами гарнизона на территории объектов обслуживания, во время которых приобретаются необходимые практические навыки качественного выполнения работ во взаимодействии с другими подразделениями гарнизона, совершенствуется методика тушения масштабных (больших) пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

3.16. Во время проведения практической подготовки личный состав обеспечивается необходимой техникой, оборудованием, инструментами, приспособлениями, планами, технологическими картами, инструкциями, вспомогательными материалами и т.д.

3.17. Руководитель оперативной единицы подразделения (части, смены (караула), группы, отделения) организовывает и лично проводит занятия с подчиненными согласно расписания занятий, отвечает за них обучение и воспитание.

3.18. С целью подготовки руководителей дежурных оперативных единиц подразделений (частей, смен (караулов), групп, отделений) руководителем подразделения (заместителем) ежеквартально проводятся ночные проверочные практические занятия (отработка упражнений и нормативов) с каждой дежурной сменой.

3.19. Все чрезвычайные ситуации, в ликвидации последствий которых принимало участие подразделение (в том числе и тушении пожаров), должны быть разобраны со всем личным составом в течении 10 дней с регистрацией в журнале учета занятий по служебной подготовке.

3.20. Личный состав подразделений, которые имеют на оснащении средства индивидуальной защиты органов дыхания, обязан проходить тренировки в соответствии с наставлением по организации газодымозащитной службы.

3.21. Отработка и корректировка документов оперативного реагирования (оперативных планов и карточек), как правило, организовывается при проведении занятий таким образом, чтобы весь личный состав дежурных смен (караулов) подразделения знал оперативно-тактические особенности наиболее важных и потенциально опасных объектов, расположенных в районе обслуживания.

3.22. Отработка упражнений (нормативов) по специальной физической подготовке осуществляется согласно тематическому плану и расписанию занятий и проводится в отведенные распорядком дня часы.

3.23. При подготовке к проведению лекции по любому виду служебной подготовки руководитель занятий должен подготовить конспект лекции, при подготовке к проведению классно-группового занятия – план-конспект проведения занятия (приложение № 6), при подготовке к проведению практического занятия – методическую разработку на проведение практического занятия (приложение № 7), при подготовке к проведению семинара – план семинарского занятия в произвольной форме. Указанные учебно-методические документы утверждаются непосредственным руководителем.

3.24. Разрешается не разрабатывать учебно-методические документы для проведения занятий:

при изучении нормативных правовых актов Луганской Народной Республики, Министерства и т.д., а также документов которые имеют информационно-оперативное содержание;

 

 

по отдельным темам (видам подготовки), если в органах или подразделениях разработаны и утверждены методические пособия, которые отображают их полное содержание (методические пособия не разрабатываются для проведения практических занятий);

по отдельным темам при их повторном планировании на последующие года и наличии учебно-методических документов по ним, если не изменилось лицо, которое их составило, и они не несут устаревшей информации.

3.25. В процессе проведения занятий необходимо применять соответствующие дидактические средства (фильмы, схемы, рисунки и т.д.).

На всех практических занятиях и учениях (тренировках) создается обстановка, максимально приближенная к реальной. Практические занятия необходимо начинать вступительным инструктажем с объявлением темы и цели данного занятия.

3.26. Тактико-специальные учения.

3.26.1. Тактико-специальные учения являются высшей формой тактической подготовки начальствующего состава органов и подразделений Министерства, и проводятся с целью достижения высокого уровня готовности подразделений к реагированию и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3.26.2. Тактико-специальные учения на объектах и территориях районов обслуживания проводятся с привлечением сил и средств, предусмотренных соответствующими документами оперативного реагирования (оперативными планами, карточками), планами учений.

3.26.3. Тактико-специальные учения на объектах (территориях) района обслуживания проводят:

начальники Государственных пожарно-спасательных отрядов – не менее 2-х раз в год;

заместители начальников Государственных пожарно-спасательных отрядов (по реагированию на чрезвычайные ситуации) – не менее 2-х раз в год;

в Луганском гарнизоне пожарно-спасательной службы гражданской защиты – не менее 4-х раз в год по отдельному графику;

руководящий состав Министерства – по отдельному плану Министерства.

3.26.4. По целевому назначению тактико-специальные учения разделяются на: тренировочные, проверочные и комплексные.

3.26.5.Тактико-специальные учения проводятся в дневное и ночное время, с привлечением всех сил и средств, предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств).

3.26.6. Тренировочные тактико-специальные учения проводятся из расчета, чтобы каждое подразделение не менее 2-х раз на год принимало в них участие.

3.26.7. Во время инспекторских проверок территориальных органов и подразделений Министерства проводятся проверочные тактико-специальные учения.

 

3.26.8. Комплексные тактико-специальные учения проводятся с привлечением сил и средств других министерств и ведомств с целью практической отработки вопросов их взаимодействия и комплексной оценки уровня готовности объектов и населенных пунктов к реагированию на чрезвычайные ситуации.

Допускается проводить комплексные тактико-специальные учения за счет тренировочных тактико-специальных учений.

3.26.9. По результатам тактико-специальных учений руководитель органа управления (подразделения) определяет степень наработки практических навыков личным составом, тактической подготовленности подразделений к реагированию на чрезвычайные ситуации.

3.27. Содержание психологической подготовки определяется отдельными планами и программами.

Строевая подготовка проводится во время строевых смотров, перед началом служебных совещаний, нарядов на службу и других мероприятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: