Тема: «Натюрморт из 3-4 предметов в теплом колорите»
Лессировка (от немецкого Lassieurung – нанесение тонкого прозрачного слоя краски). Сущность этого приема письма заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски один на другой, с тем, чтобы получить разнообразные цветовые оттенки при лепке объемной формы, обогатить колорит, добиться единства живописного произведения и его гармонии.
Колорит – это гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине.
Закомпоновать – составить целое из отдельных частей.
Ход работы над натюрмортом
Начинаем работу с наброска. Натюрморт нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. Намечаем плоскость, на которой стоят предметы. Затем определяем их месторасположение (1 план, 2 план, 3 план). Задача установить правильные соотношения размеров предметов, их пропорции. Чтобы предметы не были мелкие или слишком крупные по отношению листа. Также вокруг предметов должно быть достаточно свето-воздушной среды. Предметы должны быть сгруппированы, а не растасканы по углам. Намечаем драпировки. (Рис.1)
(Рис.1)
Далее уточняем место каждого из предметов относительно друг друга, определяем их пропорциональные отношения. Решение этих вопросов требует серьезного, внимательного анализа натуры. Нужно учитывать в каком месте находится кувшин по отношению к тарелке и яблокам; на сколько ширина кувшина меньше его высоты; на каком расстоянии от переднего края драпировки стоит кувшин; на сколько кувшин больше, чем тарелка; это позволит более внимательно анализировать натуру, а, следовательно, быстрее понять закономерности ее строения. Для облегчения процесса построения формы предметов рисовать их лучше как бы прозрачными. Чтобы нарисовать что-либо на листе бумаги вначале надо построить изображение. Этим закладывается своеобразный фундамент для всего рисунка. Делаем построение кувшина. Проводим осевую линию по центру. Измеряем пропорции ширины горлышка, самой широкой части, низа кувшина к высоте. Затем определим одинаковые расстояния слева и справа, нарисуем эллипсы. Это, во-первых, это даст возможность почувствовать пространственность формы, во-вторых, правильно изобразить ее на листе бумаги. Все построение нужно выполнять легкими, без нажима линиями, тогда на последующих этапах их не потребуется стирать, они органично войдут в само изображение. Затем строим тарелку. (Рис.2)
|
(Рис.2)
Дорисовываем яблоки и складки на драпировке. Когда натюрморт построен, необходимо уточнить пропорции предметов, их расположение и связи в группе. (Рис.3)
(Рис.3)
Аккуратно стираем линии построения. Дорисовываем рисунок на кувшине. (Рис.4)
(Рис.4)
В работе акварелью будем использовать приём лессировки - это приём наслоения прозрачных красок по высохшему слою. Чтобы накладывать последующий слой, предыдущий слой должен хорошо просохнуть. Для сохранения чистоты цвета следует чаще промывать кисти в чистой воде и избегать смешения больше двух, трех красок. Нанесем тени на драпировках. Цвет в тени всегда холоднее, чем на свету, в полутени. В коричневый цвет можно добавить ультрамарин, фиолетовую краски. (Рис.5)
|
(Рис.5)
Прокладываем основной фон, на свету цвета теплее, чем в тени. Когда акварель просохнет, сверху пишем новый слой, пока драпировки и предметы не станут нужного цвета и тональности.
При работе следует продумывать последовательность наложения цветовых тонов, а также совершенствовать технические приёмы, чтобы добиться хорошего результата в три-четыре прокладки и чтобы акварельный рисунок сохранил прозрачность, сочность и свежесть цвета. Сложный цвет достигается на рисунке путём наложения на светлый цвет более тёмного и соизмерения при этом количественных соотношений красок в каждой прокладке для получения различных оттенков.
Акварельную краску взять кистью большого размера в полную цветовую силу с некоторым запасом на пожухание, с активным набором воды и нанести на поверхность бумаги, заполняя цветом определенный "кусок" и добавляя, где это необходимо, дополнительные цветовые оттенки. К законченному "куску" приписать следующий и так далее до полного заполнения листа. Размеры "кусков" могут быть различными, они определяются характером изображаемого. После того как прописана практически вся поверхность листа, нанести дополнительные цветовые акценты, а также незначительные смягчающие размывки, которые не должны испортить свежесть работы. Кроме того, нужно заполнить цветом мелкие участки бумаги, остающиеся, как правило, между отдельными "кусками" в процессе работы. (Рис.6)
(Рис.6)
Следующий этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. На этом этапе уточняются основные тональные и цветовые отношения (что светлое, что самое темное), выявляется форма предметов. Серьёзное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые, в общем, должны быть противоположны свету. Необходимо следить за цветностью теней, так как в этом, по существу, ключ решения живописных задач. В ходе работы должен проводиться принцип от общего к деталям и от деталей к целому. Весь натюрморт постепенно приобретает свой натуральный цвет, объем и рельефность. На этом этапе важно чаще сравнивать тональные отношения изображения с тональными отношениями натуры в целом. Выделяем переднюю плоскость стола более темным цветом. На горизонтальную плоскость стола падает свет, поэтому она более светлая, чем вертикальная. Делаем свет, полутень, тень, рефлекс на предметах. Уточняем и дорабатываем детали.
|
Проводим окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности. (Рис.7)
(Рис.7)