Вербально-коммуникативные методы




Вербально-коммуникативные методы – опросные методы, проводимые в различных формах – анкетирование, интервью, беседа.

Анкета (от фр. enqukte — расследование, дознание, анкета; англ. questionnare)- разрабатываемый исследователем инструментарий анкетного опроса,включающий: инструкцию по заполнению анкеты, вопросы и (если это требуется по замыслу исследователя) возможные варианты ответов, из которых опрашиваемыйдолжен выбрать наиболее подходящий. В зависимости от количества участников опроса анкетирование может быть групповым или индивидуальным. Анкетирование можно проводить анонимно или персонифицировано.

Надежность данных анкетирования зависит от множества факторов: выбор опрашиваемых, соответствия анкетных вопросов цели и задачам исследования, соблюдение правил построения анкет, понятности указаний и формулировок вопросов и ответов, использования разных типов вопросов — открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, вопросов-фильтров, контрольных, отсутствие намеков на желаемый ответ.

К достоинствам анкетирования относят: сравнительную экономичность, возможность охвата больших групп людей, применимость к самым различным сторонам жизни людей.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных, полученных в живом двустороннем общении. Беседа планируется заранее, но протекает свободно, как обмен мнениями. В беседе очень важно установление контакта с испытуемым для создания психологически комфортной обстановки.

Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными методами.

Интервью – представляет собой в большей степени формализованную беседу, в которой общение строго определяется рамками заранее подготовленных вопросов.

Тестирование

Тесты разделяются на 2 основных типа: собственно психологические тесты и тесты достижений (испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки).

Психологический тест (от англ. test)— стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний. Тест представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Результаты выполнения тестовых заданий показывают выраженность психических свойств или состояний.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тест можно определить как систему специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида.

Самые существенные признаки тестов:

1) стандартизованность предъявления и обработки результатов;

2) независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;

3) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными — полученными в тех же условиях в достаточно репрезентативной группе.

Стандартизированность – важнейшая характеристика тестов - позволяет получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств, количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества. Результаты измерений переводятся в нормированные значения на основе межиндивидуальных различий. К тестам применяются строгие требования относительно валидности, надежности, точности и однозначности.

Существуют три основные сферы применения тестирования:

1) образование - в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ;

2) подготовка профессиональная и отбор профессиональный - в связи с увеличением темпа роста и усложнением производства;

3) психологическое консультирование - в связи с ускорением социодинамических процессов.

При проведении тестирования особое значение имеет соблюдение техники и этики психологического тестирования.

Процесс тестирования можно разделить на три этапа:

1) выбор теста — определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста;

2) его проведение — определяется инструкцией к тесту;

3) интерпретация результатов — определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования.

Правила, определяющие процедуры тестирования, обработки и интерпретации результатов:

1. Перед применением теста диагносту нужно с ним познакомиться и испытать его на себе или другом субъекте. Это позволит избежать возможных ошибок, обусловленных недостаточным знанием нюансов тестирования.

2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом тестирования испытуемые хорошо поняли задания тестовые и инструкции к тесту.

3. При проведении тестирования нужно следить, чтобы все испытуемые работали самостоятельно и не влияли друг на друга, что может изменить результаты тестирования.

4. Каждый тест должен иметь обоснованную и выверенную процедуру обработки и интерпретации результатов, позволяющую избежать ошибок, возникающих на этапе тестирования.

Перед выполнением практического тестирования нужно провести определенную подготовку:

1) испытуемым представляют тест и объясняют его предназначение, цель тестирования, какие данные получаются в результате и как их можно использовать в жизни;

2) испытуемым дают инструкцию и добиваются ее верного понимания всеми;

3) диагност приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех названных условий.

Психологические тесты весьма разнообразны. Есть множество их классификаций по различным основаниям — в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения:

1) по предмету тестирования - качеству, оцениваемому тестом - различаются тесты интеллекта, тесты личностные и тесты межличностные;

2) по особенностям используемых задач - различаются тесты практические, тесты образные и тесты словесные;

3) по характеру материала для испытуемых - различаются тесты бланковые и тесты аппаратурные;

4) по объекту оценивания - различаются тесты процессуальные, тесты способностей, тесты состояний и свойств.

5) по способу проведения выделяются тесты групповые и индивидуальные.

Тесты интеллекта часто выделяются в отдельную группу: к ним обращаются, когда нужно точно определить общий уровень интеллектуального развития.

Особую группу составляют проективные тесты, основанные не на прямой, но косвенной оценке качеств испытуемого. Оценка получается путем анализа того, как испытуемый воспринимает и интерпретирует некие многозначные объекты: сюжетно-неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные фразы и пр. Предполагается, что в ходе тестирования он неосознанно «вкладывает» - «проецирует» самого себя.

Хотя проективные тесты считаются особенно ценными в психологической диагностике, поскольку выявляют содержание внутреннего мира, в котором исследуемый зачастую сам не отдает отчета, считается, что достаточная квалификация для работы обретается продолжительной практикой, иногда многолетней, под руководством опытного специалиста.

Проективные тесты сложны в использовании. Интерпретация результатов во многом зависит от квалификации и опыта диагноста; хотя обычно существуют указания на основные принципы интерпретации и диагностическое значение тех или иных проявлений обследуемого, сами по себе они недостаточны для полноценной работы с тестом в силу многообразия реальных ситуаций. Возможность субъективности интерпретации - одна из проблем проективного тестирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: