Студент может и сам предложить тему работы, это вполне допустимо и даже желательно. Результат тесно связан с интересом, увлеченностью, поэтому важно, чтобы тема была привлекательной. Способность самостоятельно сформулировать тему и разработать программу собственной исследовательской деятельности является важным показателем интеллектуальной зрелости и научной эрудиции.
Чаще всего студент может лишь достаточно определенно обозначить только сферу интересов, без выделения исследовательских компонентов. При этом, как правило, интересы связаны с проблематикой собственной профессиональной деятельности. Собственные наблюдения и затруднения могут стать важным стимулом исследовательской активности. Допустим, студенту лично для себя важно разобраться «как правильно разрешать конфликты», вот он и предлагает тему «Причины конфликтов и способы их разрешения». По этой проблематике имеется огромное количество работ. Ставшие классическими схемы протекания конфликтов изложены в учебниках. Что может стать предметом собственного исследования при такой формулировке темы? Заняться можно лишь переписыванием чужих работ.
Допустим, предлагается тема «Способности и их развитие». По проблематике способностей написаны многие тома и философского, и психологического, и педагогического характера. Какие стороны данной проблемы могут стать предметом студенческой научной работы?
Не случайно предложения студентов, как правило, подвергаются обработке научным руководителем, для ограничения объекта исследования и уточнения предмета.
Обязанность определить тему курсовой и дипломной работы лежит на научном руководителе. Его профессиональная компетентность позволяет ориентироваться в степени изученности практически любой проблемы. Он в состоянии предложить такую программу работы, которая отвечает возможностям студента, требованиям к курсовым и дипломным работам и может быть успешно выполнена в установленные сроки. Не стоит расширять предложенную программу и абсолютно недопустимо ее сужать.
|
В формулировке темы содержатся все ключевые понятия, с которыми предстоит работать студенту, в ней не бывает ни одного лишнего слова.
Рассмотрим это на примере конкретного и реально выполненного курсового исследования, впоследствии расширенного до дипломной работы.
Тема «Структура саморегуляции у неуспевающих школьников в подростковом возрасте».
Ключевые понятия «саморегуляция» и «неуспеваемость», дополнительное уточнение: привязка исследования к определенному возрасту – подростковому. Следовательно, необходимо изучить научную литературу по проблемам саморегуляции и успеваемости, обращая внимание на исследования, которые посвящены возрастным особенностям.
По мере вхождения в проблематику, Вы постепенно начинаете схватывать основную идею собственной работы.
Вы уже обнаружили, что в основном успеваемость связана со способностями и мотивацией, но, описывая неуспевающих школьников, исследователи отмечают их недостаточную саморегуляцию. Более конкретно суть этого явления не описана. Что значит «достаточная саморегуляция», в чем конкретно это выражается? Появившиеся вопросы – это проблема, с которой предстоит работать.
Вы обнаруживаете, что в одном из последних психологических журналов («Вопросы психологии») представлена новая теоретическая модель саморегуляции, описана ее структура, т.е. компоненты, из которых она складывается. Автор модели представляет тест, для изучения саморегуляции.
|
Таким образом, именно сейчас появилась возможность уточнить, какие дефекты саморегуляции типичны для неуспевающих школьников.
Для ориентировки в характере предстоящей работы большое значение имеет разработка научного аппарата исследования. Ключевыми для понимания являются следующие категории: объект и предмет исследования, гипотеза, цель, задачи и используемые методы.
Специфика психологического исследования состоит в изучении взаимосвязи отдельных психических явлений, их влиянии друг на друга, обнаружении причин, установлении закономерностей. Т.е. центром исследования всегда является какое-то личностное свойство, психический процесс или состояние, какая-то форма поведения, отношение (например, агрессивность, память, скука, лживость, дружба) и т.п. Это объект исследования. В качестве объекта в психологических исследованиях никогда не выступают люди. Человек во всей совокупности его свойств, процессов, состояний и отношений – слишком широкая категория. Объектом может выступать только одна из сторон внутреннего мира человека. Поэтому выделение в качестве объекта «учеников 6-го А класса Камышинской средней школы» будет в психологическом исследовании грубой ошибкой.
Предмет исследования более узкая категория – это часть объекта или какие-то его стороны, взаимосвязи, подвергшиеся детальному изучению в работе.
|
В формулировке темы отражаются объект и предмет исследования. Их не надо мучительно придумывать, они просто вычленяются из названия работы. Например, тема «Гендерные различия в учебной мотивации студентов». В качестве центральной категории выступает отношение к учению, учебная мотивация – это и есть объект данного исследования. Как предмет выступает влияние пола на специфику этого отношения.
Объект и предмет задают формулировку цели работы, определение задач, выбор испытуемых и методов исследования.
Под целью понимается конечный результат работы, итог, к которому нужно прийти. В качестве цели может выступать установление связи, обнаружение причин, описание процесса, анализ различий и т.п.
На пути к цели исследователь должен решить ряд задач. При формулировке задач (не менее трех) детально расписывается последовательность движения к цели. Они обычно формулируются при помощи глаголов: установить…, провести диагностику…, проанализировать…, сопоставить и т.п. Формулируя задачи, вы одновременно отвечаете на вопрос, какими методами будете пользоваться для достижения цели. Может быть, Вам будет необходимо наблюдение, беседы или анкетирование. Вполне вероятно использование тестов-опросников, проективных методик. Важно, чтобы Вы указывали используемые методы не для количества, а реально оценив возможности и необходимость их использования.
Цель тесно связана с выдвигаемой гипотезой. В самом общем виде цель всегда состоит в проверке гипотезы.
Гипотеза – предположение о связи, закономерностях, причинах и т.п., которое Вы будете проверять в своем исследовании.
Она должна быть сформулирована из вопросов, возникших в процессе постановки проблемы при изучении научных источников или из практики педагогической деятельности.
Допустим, у Вас возник вопрос: «Не являются ли умные дети в большей степени не поддающимися педагогическому влиянию»? В исследовании вопрос трансформируется в гипотезу, сформулированную в утвердительной форме. Свое утверждение Вы и будете доказывать научными средствами. В научном исследовании нельзя что-то утверждать, используя формулировки «Как показал мой личный опыт, с отличниками бесполезно спорить, все равно дураком окажешься». Формулировка гипотезы может выглядеть таким образом: «Возможность педагогического воздействия на ребенка определяется его умственными способностями. Дети с высоким уровнем интеллекта более независимы, самостоятельны и менее внушаемы, чем дети с низкими показателями интеллекта».
Гипотеза охватывает определенные категории детей, задавая выбор испытуемых для проводимого исследования.
Кроме этого, выбор с самого начала задавался целью работы. Для выбора испытуемых необходимо ответить на вопросы: чего Вы хотите добиться, какие взаимосвязи установить, на кого распространить свои выводы.
В исследовании любого уровня – будь это курсовая или дипломная работа, кандидатская или докторская диссертация – невозможно обследовать всех представителей какой-то категории (например, всех женщин или всех сангвиников). Испытуемые, участвующие в исследовании носят название «выборка » - часть людей определенной категории. Часть «двоечников», часть девочек-подростков, холериков и т.п. Таким образом, заранее предполагается, что работа позволит сделать выводы обо всех вообще двоечниках, холериках и т.п. Выборка, состоящая из 30 и более испытуемых, считается репрезентативной, то есть показательной, достаточной для широких обобщений. Данные о группе из 30 человек подчиняются статистическим закономерностям.
Обобщенность – важное требование к исследовательской работе. Порой студенты предлагают: «А давайте я проведу социометрию» или «изучу темперамент». Простота использования психологических методик обманчива. Сразу возникает вопрос: «Ну и что?» Мы узнали, кто в классе «звезда», а кто «отверженный», или обнаружили, что в классе 5 меланхоликов, 14 холериков, 7 сангвиников и ни одного флегматика. А зачем нам это нужно? Для практической педагогической работы знать это нужно. Если педагог хорошо представляет себе, о чем свидетельствуют данные социометрического опроса, он сможет построить грамотную программу улучшения психологического климата. Зная, как сказывается на деятельности темперамент, постарается для детей с ярко выраженными типами, создать благоприятными условия.
Но научной ценности сведения о количестве холериков 6 «А» класса Камышинской средней школы не имеют. Любая психологическая методика – не самоцель, а средство для достижения цели.
Если цель работы – описать различия в саморегуляции успевающих и неуспевающих школьников, то нужно у названных категорий – «отличников» и «двоечников» диагностировать особенности саморегуляции, используя опросник «Стиль саморегуляции», дополнительно используя наблюдение.
Разработанный научный аппарат в процессе работы может быть пересмотрен и изменен. Может быть уточнена или сужена цель, переформулирована гипотеза, расширены задачи и т.п. Но в любом случае, останется ли он неизменным или будет пересмотрен, научный аппарат делает работу осмысленной и цельной.