Выбор темы и определение научного аппарата исследования




Студент может и сам предложить тему работы, это вполне допустимо и даже желательно. Результат тесно связан с интересом, увлеченностью, поэтому важно, чтобы тема была привлекательной. Способность самостоятельно сформулировать тему и разработать программу собственной исследовательской деятельности является важным показателем интеллектуальной зрелости и научной эрудиции.

Чаще всего студент может лишь достаточно определенно обозначить только сферу интересов, без выделения исследовательских компонентов. При этом, как правило, интересы связаны с проблематикой собственной профессиональной деятельности. Собственные наблюдения и затруднения могут стать важным стимулом исследовательской активности. Допустим, студенту лично для себя важно разобраться «как правильно разрешать конфликты», вот он и предлагает тему «Причины конфликтов и способы их разрешения». По этой проблематике имеется огромное количество работ. Ставшие классическими схемы протекания конфликтов изложены в учебниках. Что может стать предметом собственного исследования при такой формулировке темы? Заняться можно лишь переписыванием чужих работ.

Допустим, предлагается тема «Способности и их развитие». По проблематике способностей написаны многие тома и философского, и психологического, и педагогического характера. Какие стороны данной проблемы могут стать предметом студенческой научной работы?

Не случайно предложения студентов, как правило, подвергаются обработке научным руководителем, для ограничения объекта исследования и уточнения предмета.

Обязанность определить тему курсовой и дипломной работы лежит на научном руководителе. Его профессиональная компетентность позволяет ориентироваться в степени изученности практически любой проблемы. Он в состоянии предложить такую программу работы, которая отвечает возможностям студента, требованиям к курсовым и дипломным работам и может быть успешно выполнена в установленные сроки. Не стоит расширять предложенную программу и абсолютно недопустимо ее сужать.

В формулировке темы содержатся все ключевые понятия, с которыми предстоит работать студенту, в ней не бывает ни одного лишнего слова.

Рассмотрим это на примере конкретного и реально выполненного курсового исследования, впоследствии расширенного до дипломной работы.

Тема «Структура саморегуляции у неуспевающих школьников в подростковом возрасте».

Ключевые понятия «саморегуляция» и «неуспеваемость», дополнительное уточнение: привязка исследования к определенному возрасту – подростковому. Следовательно, необходимо изучить научную литературу по проблемам саморегуляции и успеваемости, обращая внимание на исследования, которые посвящены возрастным особенностям.

По мере вхождения в проблематику, Вы постепенно начинаете схватывать основную идею собственной работы.

Вы уже обнаружили, что в основном успеваемость связана со способностями и мотивацией, но, описывая неуспевающих школьников, исследователи отмечают их недостаточную саморегуляцию. Более конкретно суть этого явления не описана. Что значит «достаточная саморегуляция», в чем конкретно это выражается? Появившиеся вопросы – это проблема, с которой предстоит работать.

Вы обнаруживаете, что в одном из последних психологических журналов («Вопросы психологии») представлена новая теоретическая модель саморегуляции, описана ее структура, т.е. компоненты, из которых она складывается. Автор модели представляет тест, для изучения саморегуляции.

Таким образом, именно сейчас появилась возможность уточнить, какие дефекты саморегуляции типичны для неуспевающих школьников.

Для ориентировки в характере предстоящей работы большое значение имеет разработка научного аппарата исследования. Ключевыми для понимания являются следующие категории: объект и предмет исследования, гипотеза, цель, задачи и используемые методы.

Специфика психологического исследования состоит в изучении взаимосвязи отдельных психических явлений, их влиянии друг на друга, обнаружении причин, установлении закономерностей. Т.е. центром исследования всегда является какое-то личностное свойство, психический процесс или состояние, какая-то форма поведения, отношение (например, агрессивность, память, скука, лживость, дружба) и т.п. Это объект исследования. В качестве объекта в психологических исследованиях никогда не выступают люди. Человек во всей совокупности его свойств, процессов, состояний и отношений – слишком широкая категория. Объектом может выступать только одна из сторон внутреннего мира человека. Поэтому выделение в качестве объекта «учеников 6-го А класса Камышинской средней школы» будет в психологическом исследовании грубой ошибкой.

Предмет исследования более узкая категория – это часть объекта или какие-то его стороны, взаимосвязи, подвергшиеся детальному изучению в работе.

В формулировке темы отражаются объект и предмет исследования. Их не надо мучительно придумывать, они просто вычленяются из названия работы. Например, тема «Гендерные различия в учебной мотивации студентов». В качестве центральной категории выступает отношение к учению, учебная мотивация – это и есть объект данного исследования. Как предмет выступает влияние пола на специфику этого отношения.

Объект и предмет задают формулировку цели работы, определение задач, выбор испытуемых и методов исследования.

Под целью понимается конечный результат работы, итог, к которому нужно прийти. В качестве цели может выступать установление связи, обнаружение причин, описание процесса, анализ различий и т.п.

На пути к цели исследователь должен решить ряд задач. При формулировке задач (не менее трех) детально расписывается последовательность движения к цели. Они обычно формулируются при помощи глаголов: установить…, провести диагностику…, проанализировать…, сопоставить и т.п. Формулируя задачи, вы одновременно отвечаете на вопрос, какими методами будете пользоваться для достижения цели. Может быть, Вам будет необходимо наблюдение, беседы или анкетирование. Вполне вероятно использование тестов-опросников, проективных методик. Важно, чтобы Вы указывали используемые методы не для количества, а реально оценив возможности и необходимость их использования.

Цель тесно связана с выдвигаемой гипотезой. В самом общем виде цель всегда состоит в проверке гипотезы.

Гипотеза – предположение о связи, закономерностях, причинах и т.п., которое Вы будете проверять в своем исследовании.

Она должна быть сформулирована из вопросов, возникших в процессе постановки проблемы при изучении научных источников или из практики педагогической деятельности.

Допустим, у Вас возник вопрос: «Не являются ли умные дети в большей степени не поддающимися педагогическому влиянию»? В исследовании вопрос трансформируется в гипотезу, сформулированную в утвердительной форме. Свое утверждение Вы и будете доказывать научными средствами. В научном исследовании нельзя что-то утверждать, используя формулировки «Как показал мой личный опыт, с отличниками бесполезно спорить, все равно дураком окажешься». Формулировка гипотезы может выглядеть таким образом: «Возможность педагогического воздействия на ребенка определяется его умственными способностями. Дети с высоким уровнем интеллекта более независимы, самостоятельны и менее внушаемы, чем дети с низкими показателями интеллекта».

Гипотеза охватывает определенные категории детей, задавая выбор испытуемых для проводимого исследования.

Кроме этого, выбор с самого начала задавался целью работы. Для выбора испытуемых необходимо ответить на вопросы: чего Вы хотите добиться, какие взаимосвязи установить, на кого распространить свои выводы.

В исследовании любого уровня – будь это курсовая или дипломная работа, кандидатская или докторская диссертация – невозможно обследовать всех представителей какой-то категории (например, всех женщин или всех сангвиников). Испытуемые, участвующие в исследовании носят название «выборка » - часть людей определенной категории. Часть «двоечников», часть девочек-подростков, холериков и т.п. Таким образом, заранее предполагается, что работа позволит сделать выводы обо всех вообще двоечниках, холериках и т.п. Выборка, состоящая из 30 и более испытуемых, считается репрезентативной, то есть показательной, достаточной для широких обобщений. Данные о группе из 30 человек подчиняются статистическим закономерностям.

Обобщенность – важное требование к исследовательской работе. Порой студенты предлагают: «А давайте я проведу социометрию» или «изучу темперамент». Простота использования психологических методик обманчива. Сразу возникает вопрос: «Ну и что?» Мы узнали, кто в классе «звезда», а кто «отверженный», или обнаружили, что в классе 5 меланхоликов, 14 холериков, 7 сангвиников и ни одного флегматика. А зачем нам это нужно? Для практической педагогической работы знать это нужно. Если педагог хорошо представляет себе, о чем свидетельствуют данные социометрического опроса, он сможет построить грамотную программу улучшения психологического климата. Зная, как сказывается на деятельности темперамент, постарается для детей с ярко выраженными типами, создать благоприятными условия.

Но научной ценности сведения о количестве холериков 6 «А» класса Камышинской средней школы не имеют. Любая психологическая методика – не самоцель, а средство для достижения цели.

Если цель работы – описать различия в саморегуляции успевающих и неуспевающих школьников, то нужно у названных категорий – «отличников» и «двоечников» диагностировать особенности саморегуляции, используя опросник «Стиль саморегуляции», дополнительно используя наблюдение.

Разработанный научный аппарат в процессе работы может быть пересмотрен и изменен. Может быть уточнена или сужена цель, переформулирована гипотеза, расширены задачи и т.п. Но в любом случае, останется ли он неизменным или будет пересмотрен, научный аппарат делает работу осмысленной и цельной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: