Указатель ручья Акулька Родник Акулька




***

Теперь опять вернёмся к древним судьбоносным, трагическим событиям начала ХIII века. Итак, всё вышесказанное предполагало, что и в то время, и после трагических событий, дальнейшее присутствие здесь предприимчивых и мастеровых людей, обогащённых житейской мудростью для выживания в любых условиях.

Я думаю, что к началу трагических событий начала ХIII века он познал жестокий и коварный нрав монгольских орд. И если этот фактор проявился тогда в поведении воинов и посадских, то часть населения должна была заранее переместиться в безопасное место перед началом кровавой бойни. А большие леса вокруг были этому порука. Тем более, что монгольские войска не были любителями лазить по лесам. Можно и обозначить эти места, где вероятно было надёжно укрыться, это район села Боголюбовки, Куриловки (Польшовки) и Какушкино, надо иметь виду и кордон Печарка, что на правой стороне реки Сура и напротив Старой Яксарки (кордон - это место расположения загранотряда). Печа(о)рка – «лодка», как бы получается на языке енисейских киргизов – «Лодочная застава». И это было возможно при любых сценариях прохождения этой битвы. Этим можно объяснить и отсутствие каких-либо древних письменных документов на месте раскопок Золотарёвского городища. Вывезли их заранее или же, как будет ниже рассказано, при отступлении войска Нарчатки с остатками жителей и гарнизона города – крепости Серня. В любом случае – поиск документов, что искать иголку в стоге сена.

Ну, и закончилось всё это, как утверждает профессор Геннадий Николаевич Белорыбкин, Золотарёвским побоищем в середине ХIII века. По его мнению, сражение с татарами на Золотарёвском городище состоялось в октябре-ноябре месяце 1227 г.

А, вот у посланцев Папы Римского Плано Карпини и Рашида-ад-Дина к монгольским правителям, известных путешественников ХIII века, было другое мнение. Некоторые исследователи на основании труда Плано Карпини «Historia Mongalorum quos nos Tartarosappellamus» относят окончательное покорение полуразорённой мордовской земли, важным эпизодом которого было Золотарёвское сражение, к 1238-1239 гг., другие — к 1242 году.

- 22 -

«По одной из легенд, бой в крепости Серня состоялся через 5 лет после прихода монгол. Выходит, в 1242-м, а не в 1237 году и происходило сражение между монгольским войском во главе с Субедеем и мордовским, возглавляемым царицей-оцязором Нарчаткой, дочерью мокшанского оцязора Пуреша…» (Н.Крюков, газета «Наша Пенза «, № 30 (1004), 2008 г.); (Серня город ювелиров «Эрзянь Мастор», №18 (290), 2008 г.).

Существенно иную трактовку сражения предложил д.и.н. И.Л.Измайлов. Он предположил, что археологические находки отражают события 1223 года, когда монгольские войска Джебе и Субэдэя после битвы на Калке двинулись против булгар, но при осаде Золотарёвского городища были разбиты.

Расхождения малые, но они меняют утверждения профессора Белорыбкина и тем самым по-другому рисуют картину, мотивы и участников битвы. Такое представление даёт возможность утверждать о выходе немалой части жителей крепости, а тем более посадских за пределы предполагавшейся битвы и своего спасения. А главное то, что жизнь-то продолжалась в этих местах. Значит, житие местных жителей не прерывалось, а продолжалось до наших времён.

А вариантов, как мы видим, было несколько. Это и разрушительные походы монголов, суздальских, муромских князей (о каком стремлении жителей города-крепости Сернярь защищать этих князей от нашествия монгол на тот момент можно говорить, как настаивает профессор Г.Н. Белорыбкин), и вдобавок последующее губительное нашествие чумы.

А теперь рассмотрим более правдоподобный, на мой взгляд, и подтверждённый народными сказаниями, вариант разгрома города-крепости Серня.

Практика захвата городов и селений монголами в те времена показывала, что только 7- 25 процентов местного населения подлежала уничтожению. И города после этого использовались в собственных нуждах. В нашем же случае этот процент был намного больше, и город-крепость Серня был полностью разрушен.

В данном случае не могу согласиться с профессором Геннадием Николаевичем Белорыбкиным, который довольно просто объяснил отсутствие письменных свидетельств и воспоминаний о битве в наших местах в ХIII веке, что никто не вернулся после сражения в эти места, а все остальные погибли.

Я могу предположить другой вариант. Оставшиеся в живых люди и те, кто заранее покинул поселение и крепость, не стали трогать это место побоища и не предавали трупы земле, признав его то ли проклятым, то ли святым. Это было сделано по старой традиции Городецкой культуры - оставлять трупы на месте смерти.

Более того, после этого монголы запрещали оборонительные сооружения в городах и поселениях, а свои войска содержали в 4-5 милях от городов. И тем самым имели возможность свободно войти в любой населённый пункт в любое время. По видимому, этому была веская причина. Итак, всё по-порядку.

(Продолжение следует)

Борис Ананичев.

Редакция газеты не несёт ответственности за достоверность информации, предоставляемой для публикации. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Учредитель, редактор и компьютерный дизайнер Александр Митрофанов Адрес редакции: г.Пенза, ул. Суворова д.44 кв.45 Телефоны: (8412)55-26-17; 89273928462 Электронная почта: bwm86@yandex.ru bwm86@.mail.ru Номер подписан в печать 7 марта 2020 года

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: