ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ, ВОТ МОЙ ДОМ РОДНОЙ




В первых строках своего изложения о нашем родном Золотарёвском поселении должен выразить благодарную память жившим и создававшим историю нашего замечательного края во все времена.

Начало этому произошло в III - V веках н. э. в верховьях р. Суры, вдоль Кудеярова оврага, по которому течет р. Медоевка. Золотарёвское городище было ранее расположено на высоком мысу, образованном двумя оврагами, и огорожено со всех сторон валом со рвом. В те времена это городище имело название СЕРЬНЯ.

О земляках древних времён мы можем узнать по археологическим находкам. Судя по ним, представленными исключительно лепной «рогожной» керамикой городецкой культуры, в III - IV веках н.э. у нас жили волжские финны (предки мордвы и марийцев). Более разнообразные находки посуды, украшений, орудий труда, оружия VIII - X веков связывается с мордовским населением.

Благодаря тому, что Золотарёвское городище имело обширные связи как с южными племенами, так и с восточными, с XI по XIII вв. здесь жили буртасы, мордва, булгары, русские, аскизы, позже новоявленные чуваши, татары, в том числе потомки буртасов: татары-мишари.

Далее документальная история прекращается в связи с уничтожением исторических материалов до ХVII века.

Позже, судя по церковным архивам, в мордовском крае, в который входило и наше Золотарёвское поселение, уже в ХV веке появилось русское православное духовенство по мере включения территории в число областей с христианским населением и развития миссионерской деятельности священнослужителей. Распространение православного духовенства шло параллельно с освоением мордовского края русскими крестьянами и служилыми людьми, строительством крепостей на 1-й (ХVI век) и 2-й (ХVII век) засечных чертах.

В архивном документе, представленным мне Российским государственным архивом древних актов (печатается впервые): «Сказки и перечневые выписки о помещичьих, государственных (отписных), монастырских крестьянах, сказки однодворцев Узинского стана Пензенского уезда» 1719-1720 гг., «Именные росписи о помещичьих и монастырских крестьянах Узинского стана Пензенского уезда.» 1723г. и Книга переписная, окладная разночинцев г. Пензы и пригорода Мокшанска; податного населении Завального, Засурского, Шукшенского, Узинского станов Пензенского уезда» (РГДА.Ф.350.ОП.2.Д.2538 Л.1488-1490; Д.2531. Л. 511-513 об.) имеется перепись сельца «Богороцкого, что на речке Медоевка». Его владельцами называются саранский подьяческий сын Федор Иванович Полянский, пензенский подьячий Григорий Иванович Полянский, Яков Никитич Подбельский, а также Алексей и Федор Ларионовичи Безобразовы (РГАДА.Ф.350.Оп.2.Д.2513.Л.82,547, 508;Д.1620 1623; Д. 2531. Л.805-814 об.) Не на голом месте это сельцо образовалось.

ЭТО И ЕСТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ КРЕПОСТИ СЕРЬНЯ И БУДУЩЕЕ СЕЛА БОГОЛЮБОВКА ТОЖ СЕЛЬЦО ЗОЛОТАРЁВКА.

В период проведения 3-й ревизии (1760-е гг.) территории будущего Городи-щенского уезда, которая относилась к Узинскому стану Пензенского у. в «Сказках о помещичьих крестьянах Узинского стана Пензенского у.» 1762-1764 гг. имеется упоминание о СЕЛЬЦЕ ЗОЛОТАРЁВКА (д. Золотарека, что на речке Ардым, упомянута отдельно).

ЭТО И БЫЛА НАША ЗОЛОТАРЁВКА.

В выписке из Гербовника 111, 106 сказано, что потомство Степана Золотарева жалованы поместными землями в 1647 году (Герб 8, 90), а род Золотаревых и в 1692 г.

 

- 15 -

жалованы поместьями (Герб. 2, 106). Не голой же землёй царь жаловал поместья, а с людьми.

А по сведениям главного специалиста Пензенского государственного краевого музея Тюстина Александра Васильевича, в конце ХVII века в 25 км от Пензы, на речке Медаевка, была основана Золотарёвка.

***

Продолжу изложение истории нашего родного Золотаревского поселения с названий, которые он носил и носит. Первое известное нам название – Серня. Что по-мордовски обозначает ЗОЛОТО (есть другие варианты, но о них ниже).

Далее, после разгрома крепости Серня в ХIII веке, мы находим новые названия нашего поселения, относящиеся к освоению этих краёв Православием, - сельцо Бого-родское (1722г.), село Боголюбовка (1782). И здесь же опять появляется в названии одной из части нашего поселения слово ЗОЛОТО – то ж дер. Золотарёвка. И сейчас мы имеем рабочий поселок городского типа Золотарёвка. Итак, слова БОГ и ЗОЛОТО были заложены в основу названий во времена существования нашего поселения.

А характеристикой населявших наше поселение людей в древние времена было их высокопрофессиональное мастерство в труде, последующее время характеризует редкая запись о крепостных земляках: «крестьяне на оброке и изделию». Значит, прекрасными мастеровыми они продолжали быть и слово МАСТЕР, также присутствует в нашем поселке с древних времен.

Итак: БОГ, МАСТЕР, ЗОЛОТО.

Ко времени уничтожения города-крепости Сырне – «Золотарёвского городища» прошло почти тысячу лет существования нашего родного поселения близ речек Сура и Медо(а)евка. Как объяснить столь долгое существование нашего поселения, которое по некоторым источникам поначалу имело название Сырне (по мордовски – золото) или как не исключает Михаил Сергеевич Полубояров - Сернярь («окликивать» пасеку, отпугивая нечистую силу. Не исключено, что в названии отражён этот обычай. Сравните мордовскую основу серьге (демс) – «крикнуть» и существительное няр – «поляна».). Значит, эти места крепко привязывали людей для поселения и жита-быта.

Церковь в Золотарёвке

Городище открыто в 1882 году Ф.Ф. Чекалиным, который считал его крепостью засечной черты XVII века. С 1952 года началось изучение Золотарёвского городища археологической экспедицией под руководством М.Р. Полесских. В 1952, 1953, 1957 годах это были разведки, а в 1959, 1965, 1976 и 1977 годах проводились раскопки. Не зная, мы с Василием Кулагиным в 1958 году поучаствовали в этом деле и передали в школьный краеведческий музей свои находки. Серьёзные изыскания были проведены позже и сейчас продолжаются под руководством профессора Г.Н. Белорыбкина.

- 16 -

***

А теперь перейдём к ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ нашего поселения с тех древних времён.

По свидетельству средневекового автора Джейхани, через Верхнее Посурье проходил торговый путь из Булгара в Киев, который можно считать ответвлением Великого Шёлкового Пути. Здесь, рядом с бродом через р. Суру, располагалась одна из остановок этого пути, торговым центром для проезжающих и местных обитателей. Это и было Золотарёвское городище, в то время, которое называлось городом – крепостью Серьня.

А теперь немного истории.

На р.Сура наиболее выгодным местом для переправы был брод в районе слияния рек Уза и Сура, чуть ниже по течению, где глубина Суры была лишь 0,8 м. О том как осуществлялась переправа довольно подробно писали в своих трудах Ибн Хордадбех и Плано Карпини (Ибн Хордадбех, 1986. С. 138; Плано Карпини, 1958. С. 52).

В районе переправы через Суру на рубеже X-XI веков возникают поселения буртас, которые держали брод под контролем и использовали путь для развития собственной торговли. Это в свою очередь способствовало развитию ремесла и притоку людей на поселения Верхнего Посурья, о чём можно судить по мощности культурного слоя и обилию вещей особенно тех городищ, через которые проходил сухопутный торговый путь. Его маршрут в Посурье проходил следующим образом: Юловское – Садовские I, II – Селиксенское или Николо-Райское – Балабанов Родник – Золотаревское городища и переправа через р.Сура. Кроме этого пути, между поселениями существовали и другие пути, как сухопутные, так и водные, которые тяготели к основному торговому пути:

1. Сухопутные: с востока на запад – Нижнекатмисское, Юловское, Садовские I и II городища, Селиксенские городище и селища, городище Балабанов Родник, Золотаревское городище; с севера на юг Садовские городища и селища, Мордовскоишимское городище, Сундровское, Трескинское, Новомачимское, Неклюдовское городища и другие пути.
2. Водные: вдоль р.Сура – Русскотруевское городище, Саловские селища, Чаадаевское, Канаевское городища; вдоль р.Вад от селища Попова поляна до Серго-Поливанова.

С середины II-ого тысячелетия до н.э. до XI века на землях этого района появляются городища и селения булгарского типа, которые ряд исследователей связывают с легендарными буртасами.

Буртасы являются одним из булгарских племён. Пришли на территорию Посурья со Средней Волги.

После нашествия монголо-татар в 1236-1237 г.г., жизнь на многих городищах остановилась. Кого-то взяли в плен, часть истребили, городища были разграблены и сожжены. Уцелевшее население, вероятно, переместилось в более безопасные места.

Однако буртасы не исчезли бесследно, утверждается мнение, что они дали жизнь современным татарам-мишарям.

***

Итак, возвращаясь к нашему городу-крепости Серня (Золотарёвскому городищу), нужно сказать, что свидетельством активной торговли здесь служат находки торгового инструментария (весы, гирьки, грузики) и слитков серебра, олово-свинца и бронзы. Все они в основном ориентированы на денежно-весовую систему Волжской Булгарии. Но поселение было не только участником и посредником в международной торговле. Здесь активно развивалось и собственное производство, уровень которого практически не уступал Древней Руси или Волжской Булгарии. Такого обилия найденных в Золотарёвском городище матриц и ювелирных молоточков, пожалуй, нет нигде, что явно свидетельствует о существовании у стен крепости крупного ремесленного центра, в том

- 17 -

числе и по золоту. И хотя основа производства была булгарская, местные ремесленники внесли множество своих новшеств и особенностей, как в сами изделия, так и в технологию их изготовления. Особенно это касалось производства украшений. Здесь встречается множество уникальных изделий, что свидетельствует о высоком уровне мастерства местных ремесленников.

Не менее развита была и обработка железа, о чем свидетельствует множество железных инструментов и изделий от простых кресал до замков со сложными механизмами.

Здесь часто находят железные предметы, на которых нет ржавчины. Значит, местные жители знали какой-то секрет изготовления стали? Ещё более загадочный экспонат – литая железная булава. Но лить железо научились толком только в XX-м веке, используя колоссальные температуры и давления.

Ещё одна загадка – позолоченный амулет, который стал символом городища. Человек с рогами. Рогам аналогии в искусстве есть. Человек больше всего похож на белокаменные фигуры собора в Юрьеве Польском.

Деревообрабатывающие ремёсла представлены большим числом топоров самых разных типов, а также теслами, долотами, гвоздями и скобами, скобелями и свёрлами.

В области сельского хозяйства можно отметить разнообразие зерновых культур (овёс, рожь, ячмень, просо) и использование плуга. Урожай убирали косами и серпами, на которых часто встречаются долы, а мололи зерно на ручных мельницах из двух каменных жерновов. Пшеница, которую нашли в большом количестве в руинах городища, может относиться к запасам, захваченным княгиней Нарчаткой у монгол. В нашем крае пшеница плохо росла.

Земля здесь предполагала хорошие урожаи растениеводства, да и луговины, богатые травой лесные поляны – на руку тем, кто занимался разведением скота и птицы.

Речушка Медаевка была помощницей в этом деле, да и в домашнем быту от неё только подмога.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: