Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и




 

воспитателя являются:

 

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. 2. Формирование правильного произношения.

 

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

 

4. Развитие навыка связной речи.

 

Совместнаякоррекционнаядеятельностьлогопедаивоспитателя.

 

 

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 6. Расширение кругозора детей

 


7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
10. Развитие фонематического восприятия детей 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

 

Развивающиезоныкоррекционнойгруппы

 


Уголки Оборудование Цели
Раздевальная комната 1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности, скамейки. 2.Информационные стенды для взрослых (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях, информация о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в группе, «С днѐм рождения!», информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы и объявления), папки –передвижки с консультациями и рекомендациями логопеда и специалистов ДОО. 1.Закрепление навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, желания помогать друг другу.   2.Закрепление коммуникативных навыков, умение приветствовать друг друга, прощаться друг с другом, обращаться друг к другу за помощью.   3.Привлечение родителей к процессу коррекционно-воспитательной работы, создание единого сообщества педагогов и родителей.
Уголок констр уирования 1. Мозаики, конструкторы, пазлы, игры типа «Танграм», различные игрушки со шнуровками и застѐжками, волчки, игрушки-трансформеры, матрѐшки, мешочки с различными наполнителями для перебирания. 1.Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса, пальцевой моторики, творческой инициативы. 2.Совершенствование навыка работы по заданной схеме, модели, чертежу. 3.Создание условий для усвоения пространственной лексики. 4.Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Уголок «Буду говорить правильно» 1.Зеркало, стульчики. 2.Полка для пособий. 3.Игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажѐры, «мыльные пузыри», «вертолет», «мельница», надувные игрушки, бумажные птички-оригами, игрушки из полиэтиленовой плѐнки). 4.Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных звуков, аффрикат. 5.Цветовые сигналы разных цветов. 6.Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений разноцветные фишки, магниты). 7. «Светофоры» для определения 1.Воспитание правильного физиологического дыхания. 2.Формирование мягкой атаки голоса. 3.Закрепление в речи чистого произношения свистящих, шипящих звуков, аффрикат, их дифференциации. 4.Формиррование правильной артикуляции сонорных звуков, аффрикат их дифференциации. 5.Обучение различным способам словообразования. 6.Формирование грамматически правильной речи.

  места звука в слове. 8.Дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, формирование навыков звукового анализа и синтеза, анализа предложений. 9.Картотека словесных игр по обучению словообразованию. Подборка игр по формированию грамматического строя речи: «Один и много», «Бабочка и цветок «, «Найди маму», «У кого кто?» и др. Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении 10. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. 11. Сюжетные картины. 12. Серии сюжетных картин. 13. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы. 13. Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам.  
Уголок библиотеки 1.Стеллаж или открытая витрина для книг, диван, кресла, стол, стульчики. 2.Детские книги по программе и любимые книги детей, два - три меняемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, книги по интересам о достижениях в различных областях. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры. 3.Папки с предметными и сюжетными картинками по двум-трѐм изучаемым лексическим темам. 4.Лото, домино по изучаемым лексическим темам, комплекты дидактических игр. 5.Книжки- раскраски по изучаемым лексическим темам. 1.Освоение родного языка.   2.Приобщение к общечеловеческим ценностям.   3.Воспитание духовной культуры.   4.Формирование представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.   5.Воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу.
Уголок «Играем в театр» 1.Ширма. 2.Костюмы, маски, атрибуты для 1.Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений.

 


  постановки сказок.   3.Куклы и игрушки для театра. 2.Формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, голоса, интонации, дикции. 3.Развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей. 4.Работа над интонированием речи закрепление навыка правильного голосоведения. 5.Обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.
Уголок «Учимся строить» 1.Строительный конструктор. 2.Нетрадиционный материал: картонные коробки, контейнеры разных размеров с крышками. 3.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, дорожные знаки). 4. Машины легковые и грузовые. 1.Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса, творческого воображения. 2.Формирование зрительно-двигательной координации. 3.Совершенствование навыков планирования действий. 4.Закрепление умения работать по заданной схеме, модели.
Уголок математики 1.Счетный материал (игрушки, мелкие предметы. Предметные картинки). 2.Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски. 3.Наборы геометрических фигур. 4.Наборы геометрических тел. (объемные). 5.Волшебные часы» (части суток, времена года). 6.Счеты. 7.Счетные палочки. 1.Ознакомление с составом числа. 2.Закрепление навыков счета в пределах десяти. 3.Совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости. 4.Закрепление навыка сравнения множеств, уравнивания множеств, закрепление знаний о частях суток. 5.Обучение составлению геометрических фигур из палочек и их преобразованию.
Уголок художественно го творчества 1.Восковые, акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, пластилин. 2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка. 3.Кисти палочки стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам, клейстер. 1.Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации. 2. Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов. 3.Развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии. 4.Освоение новых способов работы с акварелью (по мокрому,

 


  4.Наборное полотно, доска, магнитная доска. 5.Книжки – раскраски «Городецкая игрушка», «Хохломская игрушка», «Жостовская роспись». по сухому, кляксография, монотипия). 5.Обучение составлению узоров по мотивам городецкой, хохломской, жостовс кой росписи. 6.Обучение различным способам, техникам вырезывания.
Уголок «Наша лаборатория» 1.Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, семена, плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п. 2.Сыпучие материалы: жѐлуди, фасоль, горох, манка, мука, соль. 3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито. 4.Микроскоп, лупы. 5.Передники, нарукавники. 6.Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. 7.Календарь природы. 8. Комнатные растения. 9.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки. 1.Расширение чувственного опыта ребенка.   2.Формирование первичных естественнонаучных представлений.   3.Формирование способов познания путѐм сенсорного анализа.   4.Развитие наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).   5.Формирование измерительных навыков.   6. Формирование комплексного алгоритма обследования предметов
Музыкальный уголок 1.Инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечные пианино, бубен, губная гармошка, гармошка,   2.Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, голосов птиц, звуков природы. 1.Развитие музыкально – сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности. 2.Совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке. 3.Развитие музыкально – ритмического звуковысотного и тембрового слуха слухового внимания, эмоциональной отзывчивости.
Физкультурный уголок 1.Мячи. 2.Обручи. 3.Толстая верѐвка. 4.Флажки. 5.Гимнастические палки. 6.Кольцеброс. 7.Кегли. 1.Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий. 2.Формирование правильной осанки. 3.Обучение согласованным

 


  8.«Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий. 9.Длинная скакалка. действиям. 4.Развитие быстроты, выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости. 5.Закрепление умения бросать и ловить мяч. 6.Развитие умения быть организованными.
Игровой уголок 1.Кукольная мебель. 2.Игрушечная посуда. 3.Куклы. 4.Коляски для кукол. 5.Комплекты одежды для кукол. 6.Атрибуты для игр «Дочки – матери», «Детский сад», «Магазин», «Доктор», «Моряки», «Зоопарк», «Аптека», «Парикмахерская» и др. 7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т. п. 8.Предметы – заместители. 9.Зеркало. 1.Формирование ролевых действий, ролевого перевоплощения, стимуляция сюжетной игры. 2.Воспитание коммуникативных навыков, желание объединяться для совместной игры, соблюдать в игре определѐнные правила. 3.Развитие творческого воображения, фантазии, подражательности, речевого творчества. 4.Закрепление в игре примеров эмоционального, социального, речевого поведения.
Туалетная комната Традиционная обстановка. Развитие опрятности, навыков самообслуживания.

 

3.5.Взаимодействиесродителями(илилицами,ихзаменяющими) Цель:

- выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребенок – родитель», помогающей установить партнерские отношения с семьей ребенка;

- объединить усилия для коррекционного воздействия и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем.

Задачи:

 

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов;

- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;

- привлечь родителей к участию в коррекционном процессе;

 

- подбирать и пополнять практический материал, необходимый родителям при выполнении коррекционной работы в домашних условиях с детьми.

Взаимосвязь детского сада с семьей осуществляется путем создания в учреждении условий, имитирующих домашние, привлечения к образовательно-воспитательному


процессу родителей. В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты

 

привлекаются родителей при помощи методических рекомендаций. Они получают задания в устной форме, на карточках, в специальных тетрадях. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивают его речь, зрительное с слуховое внимание, память и мышление. Иллюстративный материал пособий освобождает родителей от поиска необходимых картинок и помогает сделать занятия более интересными и яркими. Задания подобраны в соответствии с изучаемыми лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создает предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе. Для родителей используются материалы на стенде в раздевальной комнате.

3.6.Организациямониторингаэффективностикоррекциинарушенийречевогоразвитиядетей

Цельмониторинга,принципы,объектизучения

Цель мониторинга: выявление детей с речевой патологией, определение

 

направлений и содержания логопедической работы, создание условий для комплексного

 

подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы по коррекции речевых нарушений в группах комбинированной и компенсирующей направленности, оценке динамики достижений детей в речевом и психо-моторном развитии.

Принципы:

 

1. Принцип комплексного подхода к изучению речи ребенка: всестороннее обследование и оценка развития всех сторон речи ребенка и ее моторно- психологической базы.

2. Принцип целостного системного изучения ребенка: обнаружение связи между отдельными проявлениями нарушений, системы первичных и вторичных нарушений.

3. Принцип динамического изучения: учет зоны актуального и ближайшего развития. 4. Принцип качественного и количественного анализа данных: изучение отношения

испытуемого к заданиям, способов ориентировки в условиях задания, характера ошибок, отношения к результату своей деятельности.

Объект изучения: речь и ее моторно- психологическая база у ребенка дошкольного возраста.

Структура мониторинга:

 

 

этапы форма периодичност ь результат

 


1. Ориентир овочный Экспресс-обследование детей групп общеобразовательной направленности в ДОУ. Наблюдение за детьми во время различных видов деятельности (НОД, СД). 1 раз в год Заполнение журнала первичного логопедического обследования. Выявление детей «группы риска» по речевому развитию, детей с ОВЗ, определение средств и подходов к обеспечению коррекции и предупреждения речевых нарушений. Отбор детей на ПМПК для зачисления в группы компенсирующей направленности. Направление детей с тяжелыми патологиями на ПМПК.
2. Исходн о-диагности ческий Сбор анамнестических данн ых путем изучения медицинской и педагогической документации. Логопедическое обследование всех компонентов речи и ее моторно-психологической базы. При зачислении ребенка в группу компенсирую щей направленнос ти: 1 раз в год с 1 по 15 сентября Заполнение речевых карт. Уточнение структуры речевого дефекта. Составление индивидуального плана логопедической работы. Определение содержания и направлений коррекционно-развивающей работы.
3. Динамиче ский Ведение индивидуальн ой коррекционно-развивающей карты 2 раза в год Определение основных достижений ребенка в период обучения. Выявление проблем и трудностей в коррекционно-образовательном процессе. Уточнение индивидуального образовательного маршрута, логопедического заключения. Определение путей решения возникающих проблем.
4. Итоговый Логопедическое обследование всех компонентов речи и ее моторно-психологической базы по речевой карте детей, зачисленных в группы компенсирующей направленности. 1 раз в год: 15- 31 мая или при отчислении ребенка в те чение учебного года. Решение о прекращении логопедической работы с ребенком, изменении ее содержания или продолжительности. Оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников

 

Используемые технологии обследования речи детей:

Волкова Г.А. «Методика обследования нарушений речи у детей». СПб.- РГПУ им.

 


А.И. Герцена 1993г.

 

Володина В.С. «Альбом по развитию речи». М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младший

школьников». М.: Айрис пресс, 2006.

 

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2006.

Волковская Т.Н. «Иллюстрированная методика логопедического обследования». М.: Изд. Дом «ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС», 2006.

Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи». Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования звукопроизншения». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Ткаченко Т.А. «Альбом индивидуального обследования дошкольника».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: