Уровень развития | Звукопроизноше ние | Развитие фонематических процессов | Словарный запас и навыки словообразования | Сформированность грамматического строя речи | Развитие связной речи | |||||
IX | V | IX | V | IX | V | IX | V | IX | V | |
В | ||||||||||
С | ||||||||||
Н |
3.7.Организацияпредметно-развивающейсреды
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с программой обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с пеком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, актикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,
преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои
способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режиме группы и в утренний, и в вечерний отрезки времени.
|
Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Максимально приближенная к домашней обстановка снимает стрессообразующий фактор. Групповое помещение и кабинет не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей, мебель закреплена, острые углы закруглены. Наполнение развивающих центров в кабинете логопеда и в групповой комнате соответствует изучаемой лексической теме, что обозначает их постоянное обновление. Особое внимание уделено оформлению предметно-пространственной среды на прогулочном участке логопедической группы. Предметно-пространственная среда прогулочного участка обеспечивает возможности для развития, познавательной, игровой, двигательной активности детей.
В соответствии с программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых по всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию программы, учет возрастных и индивидуальных
|
особенностей детей.
В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом,
чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В кабинете логопеда должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т.п. Для развития связной речи логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда постоянно находятся две-три серии картинок или две-три сюжетных картины.
|
Оборудование и технические средства обучения. 1. Настенная доска.
2. Настенное зеркало (1 шт.).
3. Зеркала для индивидуальной работы 9х12 по количеству детей. 4. Шкафы для пособий – 2 шт.
5. Детские ростовые столы – 2 шт. 6. Стулья детские – 6 шт.
7. Часы – 1шт.
8. Шпатели (индивидуальные), зонды для постановки звуков и массажа, трубочки одноразовые, бутылочки для дутья, вертушки, дудочки.
9. Компьютер. 10. Принтер.
11. Интерактивный стол.
Организацияпредметно-пространственнойразвивающейсредыкабинеталогопеда
Центрречевогоикреативногоразвития 1. Зеркало.
2. Стол и стулья для занятий у зеркала.
3. Комплект зондов для постановки звуков.
4. Соски, шпателя, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
5. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, 39
свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри»,
перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).
6. Картотека материалов для автоматизации и и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
7. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
8. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.
9. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
11. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
12. Лото, домино по изучаемым лексическим темам.
13. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
15. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
16. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
17. Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи. 18. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию
навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений (семафоры, светофорчики для определения места звука в слове, звуковые фишки и т. п.).
19. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты» и т. п.).
20. Разрезной алфавит. 21. Слоговые таблицы.
22. Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений. 23. «Буквоград».
24. Геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино (для формирования и активизации математического словаря).
25. Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.
26. Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе
(«Город звуков», «Составь слова», «Как звуки дружили», «Буква потерялась», «Поймай 40
звук», «Собери портфель» и т.п.
27. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы №1, №2.
Центрсенсорногоразвитиявкабинетелогопеда
1. Звучащие игрушки (свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы). 2. Звучащие игрушки-заместители.
3. Маленькая настольная ширма.
4. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы».
5. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по лексическим темам. Центрмоторногоиконструктивногоразвитиявкабинетелогопеда
1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки.
2. Разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам (8-12 частей). 3. Мячи.
4. Игрушки-шнуровки.
11. Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.
ЛитературалогопедическогокабинетаУчебно–методическаяисправочнаялитература
Словари
№ | Название | Автор | Издательство | Год издания | Кол-во экземпляров |
Словарь русских пословиц и поговорок | В.П.Жукова | Москва «Русский язык» | 1993г | ||
Словарь | Ярославль «Академия развития | 1999г |
Справочники
№ | Название | Автор | Издательство | Год издания | Кол-во экземпляров |
1. | Справочник логопеда. | Поваляева М. А. | Ростов – на – Дону: «Феникс» |
Программы
№ | Название | Автор | Издательство | Год издания | Кол -во |
1. | Программа воспитания и | Т.Б.Филичева | Минестерство | Москва, 1987г |
обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) | Г.В.Чиркина | просвещения СССР Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР | |||
2. | Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. | Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова | М.: Просвещение, | 2008г. | |
3. | От рождение до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. | Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, | 2014г. | |
4. | Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада) | Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина | Министерство образования РФ Московский государственный открытый педагогический институт | Москва 1993г. | |
5. | Формирование звукопроизношения у дошкольников. | Т.Б.Филичева Т.В.Туманова | Министерство образования РФ Московский государственный открытый педагогический институт | Москва 1993г. | |
6. | Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием. (старшая группа) | Т.Б.Филичева Т.В.Туманова | Министерство образования РФ | Москва 2002г. | |
7. | Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. 2 период. | В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Москва 2000г. | ||
8. | Фронтальные логопедические занятия в | В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Москва 2000г. |
подготовительной группе для детей с ФФН. 3 период. | |||||
9. | Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. | Т.Б.Филичева Т.В.Туманова | Рекомендовано управлением специального образования министерства общего и профессионального образования РФ в в качестве учебно-методического пособия | Москва 2000г. | |
Логопедическая зарядка в коррекционно- воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи. | Т.В.Кисилева А.И.Остенина | Главное управление народного образования Свердловской области. Свердловская специальная школа-интернат №58 для детей с тяжелыми нарушениями речи. | Екатерин-бург 1992г. | ||
Коррекционное обучение и воспитание с ОНР. Программа и методические рекомендации для дошкольного бразовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) | Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина | Москва 1991г. | |||
Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного | Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина | Москва 1993г. |
учреждения (подготовительная группа) | |||||
Коррекционно- педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса. Методические рекомендации. | Министерство здравоохранения РСФСР | Москва 1990г. |
4. Методическая литература
№ | Название | Автор | Издательство | Год издания | Кол -во |
1. | «Уроки логопедии» | З.А.Репина, В.И.Буйко | «Литур». Екатеренбург | 2005г | |
2. | Дидактический материал по обследованию речи детей. | Москва | 2000г | ||
3. | Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. | Сборник методических пособий | «Детство-Пресс» Санкт-Петербург» | 2002г | |
4. | Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. | Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова | «Книголюб» Москва | 2004г | |
5. | Фронтальные логопедические занятия. 1 период | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко | «Гном и Д» Москва | 2002г | |
6. | Фронтальные логопедические занятия. 2 период | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко | «Гном и Д» Москва | 2002г | |
7. | Фронтальные логопедические занятия. 3 период | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко | «Гном и Д» Москва | 2002г | |
8. | Логопедия. | Л. С.Волкова | М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС | ||
9. | Логопедическая гимнастика. | Т. В.Будѐнная | СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС | ||
10. | Играем пальчиками и развиваем речь. | В. В.Цвынтарный | СПб.: Лань |
11. | В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи. | З.Е.Агранович | СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС | 2005г | |
12. | Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. | Санкт-Петербург | 2002г | ||
13. | Волшебный мир звуков и слов. | Е. А.Пожиленко | Москва: Владос | 1999г | |
14. | Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. | В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | М.; Издательство ГНОМ и Д | 2001г | |
15. | Фонематика. Методическое пособие. | Н.В.Дурова | Москва Мозаика-синтез | 1998г. | |
16. | Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексическо-семантической теме «Весна» | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко | «Гном и Д» Москва | 2002г | |
17. | Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексическо-семантической теме «Осень» | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко | «Гном и Д» Москва | 2002г | |
18. | Практикум по детской логопедии. | В. И.Селивѐрстов | Москва: Владос | 1997г | |
19. | Звуки и знаки. Гласные. | Т.А.Ткаченко | Юнвес Москва | 2001г | |
20. | Звуки и знаки. Легко произносимые согласные. | Т.А.Ткаченко | Юнвес Москва | 2001г | |
21. | Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные. | Т.А.Ткаченко | Юнвес Москва | 2001г | |
22. | Логопедическое пособие | Л.М.Козырева | Москва «Издат-школа» | 2000г | |
23. | Речевые ошибки и их предупреждение. | С.Н.Цейтлин | Издательский Дом МиМ | 1997г | |
24. | Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. | Айрис Пресс, Москва | 2005г | ||
25. | Уроки для дошколят для детей 4-5 лет. | Москва «РОСМЕН» | 2003г |
26. | Посмотри и назови. Пособие для логопедов. звукиЛ,Р. | Москва | 1997г. | ||
27. | Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. | Н.В.Нищева | «Детство-ПРЕСС»СанктПетербу рг | 2004г | |
28. | Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. | В. В.Цвынтарный | СПб | 1999г | |
29. | Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. | Т.А.Матросова | Творческий ценр «Сфера» Москва | 2005г | |
30. | Основы теории и практики логопедии | Под редакцией Р.Е.Левиной | «Просвещение» Моск ва | 1968г | |
31. | Воспитание у детей правильного произношения | М.Ф.Фомичева | Москва «Просвещение» | ||
32. | Играем со звуками | Л.Н.Смирнова | Мозаика-синтез | 2006г | |
33. | Основы логопедии | Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина | Москва «Просвещение» | 1989г | |
34. | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки С, З, Ц. | Н. В.Новоторцева | Ярославль: «Академия развития» | ||
35. | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Л, Л’. | Н. В.Новоторцева | Ярославль: «Академия развития» | 1999г | |
36. | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, Р’. | Н. В.Новоторцева | Ярославль: «Академия развития» | 1999г | |
37. | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ч,Щ | Н. В.Новоторцева | Ярославль: «Академия развития» | 1999г | |
38. | Звуки и буквы русского языка. | Н. Г.Агаркова | М.: «АРКТИ» | 1996г | |
39. | Журналы «Логопедия в детском саду» | Л.Н.Смирнова | Москва | 2007г. | |
40. | Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. | Н.В.Микляева | Москва «Айрис» -пресс | 2006г | |
41. | Технология организации логопедического обследования. | О.Е.Грибова | Москва «Айрис» -пресс | 2005г | |
42. | Конспекты | Н.В.Нищева | «Д-Пресс» С- | 2006г |
логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. | Петербург. | ||||
43. | Альбом для логопеда. | О. Б.Иншакова | Москва: ВЛАДОС | 1998г | |
44. | Подборка журнала «Логопед» | ||||
46. | Подборка журнала «Конфетка» | ||||
47. | Подборка «Самые нужные игры» | ||||
48. | Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению | Н.С. Жукова | М.: ЗАО ЭКСМО-ПРЕСС | ||
49. | 500 игр для коррекционно-развивающего обучения (дети 3-7 лет). Учебно-методическое пособие для игдивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями. | Е.В. Колесникова | Ярославль | ||
50. | Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко | М.: Издательство ГНОМ и Д | ||
51. | Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов | В.В. Коноваленко, С.В. Коновалено | М., | ||
52. | Стихи и упражнения для развития ребенка | И. Лопухина | СПб.: ДЕЛЬТА | ||
53. | Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания, голоса у детей дошкольного возраста | Е.А. Пожиленко | СПб | ||
54. | Формирование лесико-грамматических представлений. Сборник упражнений и | Т.А. Ткоченко | М.: «Издательство ГНОМ и Д» |
методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. Серия «Учим говорить правильно». Практическая логопедия | |||||
55. | Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей | Т.А. Ткаченко | М.: «Издательство ГНОМ и Д» | ||
56. | Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей | Т.А. Ткаченко | М.: «Издательство ГНОМ и Д» | ||
57. | Исправление звукопроизношения у детей. Дидактический материал. Под ред. Т.Б. Филичевой. | Т.В. Туманова | М.: Издательство «ГНОМ и Д» | ||
58. | Логопедические занятия в детском саду ля детей с нарушениями речи. В 2-х частях | С.Н. Шаховская, Е.Л. Худенко | М. |