Данные мониторинга фиксируются в сводной диагностической таблице по речевому развитию детей




    Уровень развития   Звукопроизноше ние Развитие фонематических процессов Словарный запас и навыки словообразования Сформированность грамматического строя речи   Развитие связной речи
IX V IX V IX V IX V IX V
В                    
С                    
Н                    

 

3.7.Организацияпредметно-развивающейсреды

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,

 

оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с программой обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с пеком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, актикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

 

Предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,


преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои

 

способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режиме группы и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Максимально приближенная к домашней обстановка снимает стрессообразующий фактор. Групповое помещение и кабинет не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей, мебель закреплена, острые углы закруглены. Наполнение развивающих центров в кабинете логопеда и в групповой комнате соответствует изучаемой лексической теме, что обозначает их постоянное обновление. Особое внимание уделено оформлению предметно-пространственной среды на прогулочном участке логопедической группы. Предметно-пространственная среда прогулочного участка обеспечивает возможности для развития, познавательной, игровой, двигательной активности детей.

В соответствии с программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых по всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию программы, учет возрастных и индивидуальных

особенностей детей.


В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом,

 

чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В кабинете логопеда должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т.п. Для развития связной речи логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда постоянно находятся две-три серии картинок или две-три сюжетных картины.

Оборудование и технические средства обучения. 1. Настенная доска.

2. Настенное зеркало (1 шт.).

 

3. Зеркала для индивидуальной работы 9х12 по количеству детей. 4. Шкафы для пособий – 2 шт.

5. Детские ростовые столы – 2 шт. 6. Стулья детские – 6 шт.

7. Часы – 1шт.

 

8. Шпатели (индивидуальные), зонды для постановки звуков и массажа, трубочки одноразовые, бутылочки для дутья, вертушки, дудочки.

9. Компьютер. 10. Принтер.

11. Интерактивный стол.

 

Организацияпредметно-пространственнойразвивающейсредыкабинеталогопеда

Центрречевогоикреативногоразвития 1. Зеркало.

2. Стол и стулья для занятий у зеркала.

 

3. Комплект зондов для постановки звуков.

 

4. Соски, шпателя, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

 

5. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, 39


свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри»,

 

перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).

 

6. Картотека материалов для автоматизации и и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).

7. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

 

8. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.

9. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

11. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

12. Лото, домино по изучаемым лексическим темам.

 

13. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

15. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

16. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

17. Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи. 18. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию

навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений (семафоры, светофорчики для определения места звука в слове, звуковые фишки и т. п.).

19. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты» и т. п.).

20. Разрезной алфавит. 21. Слоговые таблицы.

22. Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений. 23. «Буквоград».

24. Геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино (для формирования и активизации математического словаря).

25. Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.

 

26. Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе

 

(«Город звуков», «Составь слова», «Как звуки дружили», «Буква потерялась», «Поймай 40


звук», «Собери портфель» и т.п.

 

27. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы №1, №2.

 

Центрсенсорногоразвитиявкабинетелогопеда

 

1. Звучащие игрушки (свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы). 2. Звучащие игрушки-заместители.

3. Маленькая настольная ширма.

 

4. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы».

5. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по лексическим темам. Центрмоторногоиконструктивногоразвитиявкабинетелогопеда

1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки.

2. Разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам (8-12 частей). 3. Мячи.

4. Игрушки-шнуровки.

 

11. Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.

 

ЛитературалогопедическогокабинетаУчебно–методическаяисправочнаялитература

Словари

 

Название Автор Издательство Год издания Кол-во экземпляров
  Словарь русских пословиц и поговорок В.П.Жукова Москва «Русский язык» 1993г  
  Словарь   Ярославль «Академия развития 1999г  

 

 

Справочники

 

Название Автор Издательство Год издания Кол-во экземпляров
1. Справочник логопеда. Поваляева М. А. Ростов – на – Дону: «Феникс»    

 

 

Программы

 

Название Автор Издательство Год издания Кол -во
1. Программа воспитания и Т.Б.Филичева Минестерство Москва, 1987г  

 


  обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) Г.В.Чиркина просвещения СССР Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР    
2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова М.: Просвещение, 2008г.  
3. От рождение до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.  
4. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада) Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина Министерство образования РФ Московский государственный открытый педагогический институт Москва 1993г.  
5. Формирование   звукопроизношения у   дошкольников. Т.Б.Филичева Т.В.Туманова Министерство образования РФ Московский государственный открытый педагогический институт Москва 1993г.  
6. Воспитание и обучение   детей дошкольного   возраста с фонетико-   фонематическим   недоразвитием. (старшая   группа) Т.Б.Филичева Т.В.Туманова Министерство образования РФ Москва 2002г.  
7. Фронтальные   логопедические занятия в   подготовительной группе   для детей с ФФН.   2 период. В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко   Москва 2000г.  
8. Фронтальные   логопедические занятия в В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко   Москва 2000г.  

 


  подготовительной группе   для детей с ФФН.   3 период.        
9. Дети с общим   недоразвитием речи.   Воспитание и обучение. Т.Б.Филичева Т.В.Туманова Рекомендовано управлением специального образования министерства общего и профессионального образования РФ в в качестве учебно-методического пособия Москва 2000г.  
  Логопедическая зарядка в   коррекционно-   воспитательной работе с   детьми, имеющими   тяжелые дефекты речи. Т.В.Кисилева А.И.Остенина Главное управление народного образования Свердловской области. Свердловская специальная школа-интернат №58 для детей с тяжелыми нарушениями речи. Екатерин-бург 1992г.  
  Коррекционное обучение и   воспитание с ОНР.   Программа и методические   рекомендации для   дошкольного   бразовательного   учреждения   компенсирующего вида   (старшая группа) Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина   Москва 1991г.  
  Подготовка к школе детей с   ОНР в условиях   специального детского   сада. Программа и   методические   рекомендации для   дошкольного   образовательного Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина   Москва 1993г.  

 


  учреждения   (подготовительная группа)        
  Коррекционно-   педагогическое   воздействие при   функциональных   нарушениях голоса.   Методические   рекомендации.   Министерство здравоохранения РСФСР Москва 1990г.  

4. Методическая литература

 

Название Автор Издательство Год издания Кол -во
1. «Уроки логопедии» З.А.Репина, В.И.Буйко «Литур». Екатеренбург 2005г  
2. Дидактический материал по обследованию речи детей.   Москва 2000г  
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических пособий «Детство-Пресс» Санкт-Петербург» 2002г  
4. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова «Книголюб» Москва 2004г  
5. Фронтальные логопедические занятия. 1 период В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Гном и Д» Москва 2002г  
6. Фронтальные логопедические занятия. 2 период В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Гном и Д» Москва 2002г  
7. Фронтальные логопедические занятия. 3 период В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Гном и Д» Москва 2002г  
8. Логопедия. Л. С.Волкова М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС    
9. Логопедическая гимнастика. Т. В.Будѐнная СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС    
10. Играем пальчиками и развиваем речь. В. В.Цвынтарный СПб.: Лань    

 


           
11. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи. З.Е.Агранович СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2005г  
12. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.   Санкт-Петербург 2002г  
13. Волшебный мир звуков и слов. Е. А.Пожиленко Москва: Владос 1999г  
14. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко М.; Издательство ГНОМ и Д 2001г  
15. Фонематика. Методическое пособие. Н.В.Дурова Москва Мозаика-синтез 1998г.  
16. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексическо-семантической теме «Весна» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Гном и Д» Москва 2002г  
17. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексическо-семантической теме «Осень» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Гном и Д» Москва 2002г  
18. Практикум по детской логопедии. В. И.Селивѐрстов Москва: Владос 1997г  
19. Звуки и знаки. Гласные. Т.А.Ткаченко Юнвес Москва 2001г  
20. Звуки и знаки. Легко произносимые согласные. Т.А.Ткаченко Юнвес Москва 2001г  
21. Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные. Т.А.Ткаченко Юнвес Москва 2001г  
22. Логопедическое пособие Л.М.Козырева Москва «Издат-школа» 2000г  
23. Речевые ошибки и их предупреждение. С.Н.Цейтлин Издательский Дом МиМ 1997г  
24. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте.   Айрис Пресс, Москва 2005г  
25. Уроки для дошколят для детей 4-5 лет.   Москва «РОСМЕН» 2003г  

 


26. Посмотри и назови. Пособие для логопедов. звукиЛ,Р.   Москва 1997г.  
27. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Н.В.Нищева «Детство-ПРЕСС»СанктПетербу рг 2004г  
28. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. В. В.Цвынтарный СПб 1999г  
29. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Т.А.Матросова Творческий ценр «Сфера» Москва 2005г  
30. Основы теории и практики логопедии Под редакцией Р.Е.Левиной «Просвещение» Моск ва 1968г  
31. Воспитание у детей правильного произношения М.Ф.Фомичева Москва «Просвещение»    
32. Играем со звуками Л.Н.Смирнова Мозаика-синтез 2006г  
33. Основы логопедии Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина Москва «Просвещение» 1989г  
34. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки С, З, Ц. Н. В.Новоторцева Ярославль: «Академия развития»    
35. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Л, Л’. Н. В.Новоторцева Ярославль: «Академия развития» 1999г  
36. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, Р’. Н. В.Новоторцева Ярославль: «Академия развития» 1999г  
37. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ч,Щ Н. В.Новоторцева Ярославль: «Академия развития» 1999г  
38. Звуки и буквы русского языка. Н. Г.Агаркова М.: «АРКТИ» 1996г  
39. Журналы «Логопедия в детском саду» Л.Н.Смирнова Москва 2007г.  
40. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Н.В.Микляева Москва «Айрис» -пресс 2006г  
41. Технология организации логопедического обследования. О.Е.Грибова Москва «Айрис» -пресс 2005г  
42. Конспекты Н.В.Нищева «Д-Пресс» С- 2006г  

  логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.   Петербург.    
43. Альбом для логопеда. О. Б.Иншакова Москва: ВЛАДОС 1998г  
44. Подборка журнала «Логопед»        
46. Подборка журнала «Конфетка»        
47. Подборка «Самые нужные игры»        
48. Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению Н.С. Жукова М.: ЗАО ЭКСМО-ПРЕСС    
49. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения (дети 3-7 лет). Учебно-методическое пособие для игдивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Е.В. Колесникова Ярославль    
50. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко М.: Издательство ГНОМ и Д    
51. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов В.В. Коноваленко, С.В. Коновалено М.,    
52. Стихи и упражнения для развития ребенка И. Лопухина СПб.: ДЕЛЬТА    
53. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания, голоса у детей дошкольного возраста Е.А. Пожиленко СПб    
54. Формирование лесико-грамматических представлений. Сборник упражнений и Т.А. Ткоченко М.: «Издательство ГНОМ и Д»    

 


  методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. Серия «Учим говорить правильно». Практическая логопедия        
55. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей Т.А. Ткаченко М.: «Издательство ГНОМ и Д»    
56. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей Т.А. Ткаченко М.: «Издательство ГНОМ и Д»    
57. Исправление звукопроизношения у детей. Дидактический материал. Под ред. Т.Б. Филичевой. Т.В. Туманова М.: Издательство «ГНОМ и Д»    
58. Логопедические занятия в детском саду ля детей с нарушениями речи. В 2-х частях С.Н. Шаховская, Е.Л. Худенко М.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: