3.1.Организациякоррекционно-развивающейработысдетьмиподготовительноговозрастасОНР(3уровень)
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях программы
является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, групповые занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровым упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.
Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль, март; III период — апрель, май.
В сентябре первые две недели и в мае последние две недели отводятся для углубленной диагностики развития детей всеми специалистами, в том числе, логопед обследует речь. Весь учебный год логопед проводит в подготовительной к школе логопедической группе по 5 фронтальных занятий в неделю:
- в I периоде 3 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения;
- во II периоде проводится 2 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения, 1 занятие по обучению грамоте;
- в III периоде 2 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятие по формированию произношения, 2 занятия по обучению грамоте.
Длительность логопедического занятия в подготовительной группе — 30 минут. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная
|
работа с детьми.
В середине учебного года, с 01.01 по 10.01 устраиваются зимние каникулы.
Подготовительная к школе группа: | ||
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период обучения (декабрь, январь, февраль, март) | III период обучения (апрель, май) |
Фронтальная НОД: - по формированию звуковой культуры речи (2 раза в неделю), -по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи (3 раза в неделю) | Фронтальная НОД: - по формированию звуковой культуры речи (2 раза в неделю), - по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи (2 раза в неделю), - подготовке к овладению элементарным навыкам письма и чтения (1 раз в неделю) | Фронтальная НОД: - по формированию звуковой культуры речи (1 раз в неделю), - по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи (2 раза в неделю), - по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения (2 раза в неделю) |
Продолжительность каждой формы НОД- 30 минут | ||
Индивидуальная НОД – ежедневно. Продолжительность 15-20 минут. |
Примерныйрежимдня
Прием детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика___________________7.00-8.30 Подготовка к завтраку, завтрак______________________________________8.30-8.50 Игры___________________________________________________________8.50-9.00 Фронтальное занятие логопеда______________________________________9.00-
9.30
Фронтальные занятия воспитателя и индивидуальные занятия логопеда__9.30-10.35 Индивидуальная работа логопеда, игры, подготовка к прогулке, прогулка_10.35-
12.35
|
Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с детьми, чтение художественной литературы____________________________________________12.35-12.45 Подготовка к обеду, обед _________________________________________12.45-
13.15
Подготовка ко сну, сон___________________________________________13.15-15.00 Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры________________15.00-
15.15
Подготовка к полднику, полдник__________________________________15.15-15.30 Вечерние занятия, индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию
логопеда, игры, самостоятельная деятельность детей_______________________15.30-16.15 20
Чтение художественной литературы_______________________________16.15-16.30 Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой_______________________16.30-18.00
3.2.АлгоритмлогопедическойработывгруппедлядетейсОВЗ(ОНР3уровень)
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организацион ный | Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. | Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Составление программ групповой(подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых(подгрупповых) коррекционных программах. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение(при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. |
Заключитель ный | Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей). Определение дальнейших образовательных(коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи. | Решение о прекращении логопедической работы с ребенком(группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых(подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы. |
|
3.3.Планированиекоррекционнойработы
Устройство, содержание и организация работы дошкольных
образовательных групп компенсирующей и комбинированной направленности должны
соответствовать требованиям настоящих санитарных правил и требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ в дошкольных учреждениях".
В дошкольных образовательных организациях, количество детей в группах
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи не должно превышать 10 детей.
В логопедической группе коррекционное направление работы, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Коррекционная программа включает в себя 35 тематических недель, выстроенных в соответствии с тематическим планом ДОУ. На основе этих тем строится календарно-тематическое планирование занятий в течение учебного года с учетом возраста детей.
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе детей
С ОНР (3 уровень)
Период обучения | Месяц | Недели числа | Тема | Звук-буква |
I | Сентябрь | Обследование | ||
Обследование | ||||
Осень | У,А | |||
Овощи | И,Э | |||
Октябрь | Фрукты | П | ||
Злаки | Т | |||
Семья | К | |||
Части тела | М, Н | |||
Предметы туалета | О | |||
Ноябрь | Моя Родина, мой город | Х |
Моя улица, мой дом | Й | |||
Посуда | Ы | |||
Продукты питания | С | |||
II | Декабрь | Домашние животные | СЬ | |
Домашние животные | В | |||
Домашние птицы | Ф | |||
Новый год | Я | |||
Январь | 1-2 | Каникулы | ||
Зима | З | |||
Зимующие птицы | Е | |||
Зимующие птицы | Б | |||
Февраль | Дикие животные | Ё | ||
Животные жарких стран | Ю | |||
День защитника Отечества | Ь | |||
Мебель | Д | |||
Март | Мамин праздник | Г | ||
Обувь | Ш | |||
Одежда | Л | |||
Профессии | Л | |||
III | Апрель | Инструменты | Ж | |
Весна | Р | |||
Перелетные птицы | Рь | |||
Транспорт | Ч | |||
Лес | Ц | |||
Май | День победы | Щ | ||
Насекомые | Разделит. Ь | |||
Лето | Разделит. Ъ | |||
До свиданья, детский сад | Разделит. Ь-Ъ |
Индивидуальная коррекционная работа составляет существенную часть работы
учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Она направлена на
осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков
психофизического развития воспитанников, создающие определѐнные трудности в
овладении программой. Продолжительность 15-20 минут.
План индивидуальной коррекционной работы составляется учителем-логопедом на
основе анализа речевой карты ребѐнка с ОВЗ (сентябрь). В индивидуальном плане
отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные 23
в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в
знаниях, умениях, навыках ребенка с ОВЗ. Это позволяет повысить эффективность работы
и осуществлять личностно–ориентированный подход в обучении и воспитании детей
дошкольного возраста.
На основании индивидуального плана коррекционной работы учитель-логопед
составляет индивидуальный маршрут развития ребенка. При планировании учитываются
возраст ребѐнка, структура речевого дефекта, его индивидуально–личностные
особенности.
Коррекционно–логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно.
Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальной логопедической НОД,
закрепляются воспитателями ДОУ и родителями. На каждого ребенка компенсирующей
группы оформляется индивидуальная тетрадь. В нее записываются рекомендации для
закрепления знаний, умений и навыков, полученных во время проведения НОД. Учитывая,
что ребенок занимается под руководством родителей, воспитателей, учитель-логопед в
тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В
рабочие дни воспитатели работают с ребенком по тетради, в конце недели тетрадь
передается родителям с рекомендациями по самостоятельной работе дома.
3.4.Взаимодействиевкоррекционно-развивающейработепедагоговДОУ
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется организацией
детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя, специалистов ДОУ.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников во всех пяти образовательных областях.
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» 24
выдвинута в программе на первый план, так как овладение родным языком является одним
из основных элементов формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.
Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, а также имея в виду принцип интеграции образовательных областей, мы включаем задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие, но и в другие области.
Образовательная область «Речевое развитие» Развитие словаря.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
Развитие связной речи.
Формирование коммуникативных навыков. Обучение элементам грамоты.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед
подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и 25
приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка
с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед.
Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляет инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.
Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников во всех пяти образовательных областях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются корреционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Учитель-логопед осуществляет:
- фронтальную (подгрупповую) коррекционную непосредственно-образовательную деятельность (НОД),
- индивидуальную коррекционную непосредственно-образовательную деятельность. Воспитатель осуществляет:
- фронтальные, подгрупповые НОД по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальную деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы. Музыкальный руководитель:
- музыкально-ритмические игры;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- игры-драматизации.
Специалист по ФИЗО:
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентации. Родители обеспечивают:
- содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
прежде всего зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателей. Взаимодействие осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, задания учителя-логопеда воспитателям. Логопед указывает последовательность прохождения лексических тем, примерный лексикон по темам, формируемые грамматические категории, виды работы по развитию связной речи, последовательность работы над произношением, последовательность усвоения букв, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет имена детей, коррекции развития которых воспитатели в данных отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических
представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных 27
навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми
логопедом.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика используются воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Логопедические пятиминутки и физминутки обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Логопед планирует индивидуальную работу воспитателя с детьми (2-3 ребенка в день) по тем разделам программы, при усвоении которых они испытывают наибольшие затруднения, прежде всего по автоматизации и дифференциации звуков.