ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ




3.1.Организациякоррекционно-развивающейработысдетьмиподготовительноговозрастасОНР(3уровень)

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях программы

 

является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, групповые занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровым упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

 

II период — декабрь, январь, февраль, март; III период — апрель, май.

В сентябре первые две недели и в мае последние две недели отводятся для углубленной диагностики развития детей всеми специалистами, в том числе, логопед обследует речь. Весь учебный год логопед проводит в подготовительной к школе логопедической группе по 5 фронтальных занятий в неделю:

- в I периоде 3 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения;

- во II периоде проводится 2 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения, 1 занятие по обучению грамоте;

- в III периоде 2 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятие по формированию произношения, 2 занятия по обучению грамоте.

Длительность логопедического занятия в подготовительной группе — 30 минут. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная

работа с детьми.

 


В середине учебного года, с 01.01 по 10.01 устраиваются зимние каникулы.

 

 

Подготовительная к школе группа:
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) II период обучения (декабрь, январь, февраль, март) III период обучения (апрель, май)
Фронтальная НОД: - по формированию звуковой культуры речи (2 раза в неделю), -по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи (3 раза в неделю) Фронтальная НОД: - по формированию звуковой культуры речи (2 раза в неделю), - по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи (2 раза в неделю), - подготовке к овладению элементарным навыкам письма и чтения (1 раз в неделю) Фронтальная НОД: - по формированию звуковой культуры речи (1 раз в неделю), - по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи (2 раза в неделю), - по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения (2 раза в неделю)
Продолжительность каждой формы НОД- 30 минут
Индивидуальная НОД – ежедневно. Продолжительность 15-20 минут.

 

 

Примерныйрежимдня

 

Прием детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика___________________7.00-8.30 Подготовка к завтраку, завтрак______________________________________8.30-8.50 Игры___________________________________________________________8.50-9.00 Фронтальное занятие логопеда______________________________________9.00-

9.30

 

Фронтальные занятия воспитателя и индивидуальные занятия логопеда__9.30-10.35 Индивидуальная работа логопеда, игры, подготовка к прогулке, прогулка_10.35-

12.35

 

Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с детьми, чтение художественной литературы____________________________________________12.35-12.45 Подготовка к обеду, обед _________________________________________12.45-

13.15

 

Подготовка ко сну, сон___________________________________________13.15-15.00 Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры________________15.00-

15.15

 

Подготовка к полднику, полдник__________________________________15.15-15.30 Вечерние занятия, индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию

логопеда, игры, самостоятельная деятельность детей_______________________15.30-16.15 20


Чтение художественной литературы_______________________________16.15-16.30 Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой_______________________16.30-18.00

 

3.2.АлгоритмлогопедическойработывгруппедлядетейсОВЗ(ОНР3уровень)

 

Этапы Основное содержание Результат
Организацион ный Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Составление программ групповой(подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.
Основной Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых(подгрупповых) коррекционных программах. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение(при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Заключитель ный Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей). Определение дальнейших образовательных(коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи. Решение о прекращении логопедической работы с ребенком(группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых(подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.

 

3.3.Планированиекоррекционнойработы

Устройство, содержание и организация работы дошкольных

 

образовательных групп компенсирующей и комбинированной направленности должны

 

соответствовать требованиям настоящих санитарных правил и требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ в дошкольных учреждениях".


В дошкольных образовательных организациях, количество детей в группах

 

компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи не должно превышать 10 детей.

В логопедической группе коррекционное направление работы, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Коррекционная программа включает в себя 35 тематических недель, выстроенных в соответствии с тематическим планом ДОУ. На основе этих тем строится календарно-тематическое планирование занятий в течение учебного года с учетом возраста детей.

 

 

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе детей

 

С ОНР (3 уровень)

 

Период обучения Месяц   Недели числа   Тема   Звук-буква
I Сентябрь   Обследование
  Обследование
  Осень У,А
  Овощи И,Э
Октябрь   Фрукты П
  Злаки Т
  Семья К
  Части тела М, Н
  Предметы туалета О
Ноябрь   Моя Родина, мой город Х

 


      Моя улица, мой дом Й
  Посуда Ы
  Продукты питания С
    II Декабрь   Домашние животные СЬ
  Домашние животные В
  Домашние птицы Ф
  Новый год Я
Январь 1-2 Каникулы
  Зима З
  Зимующие птицы Е
  Зимующие птицы Б
Февраль   Дикие животные Ё
  Животные жарких стран Ю
  День защитника Отечества Ь
  Мебель Д
Март   Мамин праздник Г
  Обувь Ш
  Одежда Л
  Профессии Л
    III Апрель   Инструменты Ж
  Весна Р
  Перелетные птицы Рь
  Транспорт Ч
  Лес Ц
Май   День победы Щ
  Насекомые Разделит. Ь
  Лето Разделит. Ъ
  До свиданья, детский сад Разделит. Ь-Ъ

 

Индивидуальная коррекционная работа составляет существенную часть работы

 

учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Она направлена на

 

осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков

 

психофизического развития воспитанников, создающие определѐнные трудности в

 

овладении программой. Продолжительность 15-20 минут.

 

 

План индивидуальной коррекционной работы составляется учителем-логопедом на

 

основе анализа речевой карты ребѐнка с ОВЗ (сентябрь). В индивидуальном плане

 

отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные 23


в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в

 

знаниях, умениях, навыках ребенка с ОВЗ. Это позволяет повысить эффективность работы

 

и осуществлять личностно–ориентированный подход в обучении и воспитании детей

 

дошкольного возраста.

 

На основании индивидуального плана коррекционной работы учитель-логопед

 

составляет индивидуальный маршрут развития ребенка. При планировании учитываются

 

возраст ребѐнка, структура речевого дефекта, его индивидуально–личностные

 

особенности.

 

Коррекционно–логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно.

 

Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальной логопедической НОД,

 

закрепляются воспитателями ДОУ и родителями. На каждого ребенка компенсирующей

 

группы оформляется индивидуальная тетрадь. В нее записываются рекомендации для

 

закрепления знаний, умений и навыков, полученных во время проведения НОД. Учитывая,

 

что ребенок занимается под руководством родителей, воспитателей, учитель-логопед в

 

тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В

 

рабочие дни воспитатели работают с ребенком по тетради, в конце недели тетрадь

 

передается родителям с рекомендациями по самостоятельной работе дома.

 

3.4.Взаимодействиевкоррекционно-развивающейработепедагоговДОУ

 

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется организацией

 

детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя, специалистов ДОУ.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников во всех пяти образовательных областях.

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» 24


выдвинута в программе на первый план, так как овладение родным языком является одним

 

из основных элементов формирования личности.

 

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, а также имея в виду принцип интеграции образовательных областей, мы включаем задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие, но и в другие области.

Образовательная область «Речевое развитие» Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

 

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

Развитие связной речи.

 

Формирование коммуникативных навыков. Обучение элементам грамоты.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед

подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и 25


приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка

 

с ОНР и этапа коррекционной работы.

 

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед.

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляет инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников во всех пяти образовательных областях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются корреционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Учитель-логопед осуществляет:

 

- фронтальную (подгрупповую) коррекционную непосредственно-образовательную деятельность (НОД),

- индивидуальную коррекционную непосредственно-образовательную деятельность. Воспитатель осуществляет:

- фронтальные, подгрупповые НОД по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

- экскурсии, наблюдения, экспериментальную деятельность;

 

- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы. Музыкальный руководитель:

- музыкально-ритмические игры;

 

- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

 

- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

 

- игры-драматизации.

 


Специалист по ФИЗО:

 

- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

 

- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

 

- игры на развитие пространственной ориентации. Родители обеспечивают:

- содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

 

- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

 

- выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

 

 

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе

 

прежде всего зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателей. Взаимодействие осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, задания учителя-логопеда воспитателям. Логопед указывает последовательность прохождения лексических тем, примерный лексикон по темам, формируемые грамматические категории, виды работы по развитию связной речи, последовательность работы над произношением, последовательность усвоения букв, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет имена детей, коррекции развития которых воспитатели в данных отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических

представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных 27


навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми

 

логопедом.

 

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика используются воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Логопедические пятиминутки и физминутки обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Логопед планирует индивидуальную работу воспитателя с детьми (2-3 ребенка в день) по тем разделам программы, при усвоении которых они испытывают наибольшие затруднения, прежде всего по автоматизации и дифференциации звуков.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: