Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития (ОНР)




 

Период Основное содержание работы
    I   Сентябрь,   октябрь,   ноябрь   Развитие лексико-грамматических средств языка Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (списпит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.   Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «моймоя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-,по-, вы-).   Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: • существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама(папа, брат, сестра, девочка,мальчик) пьет чай (компот,молоко)», «читает книгу (газету)»;   • существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб?Мама режетхлеб ножом».   Формировать навык составления короткого рассказа.   Формирование произносительной стороны речи   Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [и*], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т*], [л], [л'], [ф], [фЧ, [в], [в'], [б], [б']. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к*], [г], [г'], [х], [х'], [л*], [Л, [ы], [с], [с'], [з], [з*], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.   Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа. Лексические темы:

 


  «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Злаки», «Семья», «Части тела», «Предметы туалета», «Моя Родина, мой город», «Моя улица, мой дом», «Посуда», «Продукты питания».
  II   Декабрь,   январь,   февраль,   март Формирование лексико - грамматических средств языка   Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.   Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный»,«яблочный»), растениям («дубовый»,«березовый*), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).   Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой?Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.   Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»). Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет»«иду»«идешь»«идем».   Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.   Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи   Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предожений. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.   Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ. Лексические темы: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Новый год», «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Животные жарких стран», «День защитника Отечества», «Мебель», «Мамин праздник», «Обувь», «Одежда», «Профессии».   Формирование произносительной стороны речи Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

  Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б'], [д], [д’], [г’], [г], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л']   Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения   Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.   Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.
  III   Апрель,   май Формирование лексико-грамматических средств языка   Закреплять навык употребления обиходных глаго, лов с новым лексическим значением, образован- I ным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал»«подъехал» — • «въехал»«съехал» и т. п.). Закреплять навыки образования относительных ' прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ое-, -ин-, -ев-,-ан-, -ян-). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий»,«лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк--оньк-. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — - «злой», «высокий»«низкий» и т. п.). Уточнять значения обобщающих слов.   Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи   Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:   • с основой на твердый согласный («новый», «новаяя», «новое»,«нового» и т. п.); с основой на мягкий согласный («зимний»,«зимняя», «зимнюю» и т.' п.).. Расширять значения предлогов: к употребление с да тельным падежом, от — с родительным падежом, ссо — с винительным и творительным падежами.; Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить составлять разные типы предложений:;   • простые распространенные из 5 — 7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);   • предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противитель-ным союзом «или»;   • сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими

 


  желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).   Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретилбрата»«встретилсяс братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («.мальчик писал письмо»«мальчикнаписал письмо»; «мамаварила суп*«мамасварила суп»).   Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три»«четыре*). Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.   Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Мишавстал, подошел к шкафу, который стоит у окна, Потом он открыл дверцуи достал сверхней полки книги и карандаш. Книги он отнесвоспи-тательнице, а карандаш взял себе"). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).   Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Лексические темы: «Инструменты», «Весна», «Перелетные птицы», «Транспорт», «Лес», «День Победы», «Насекомые», «Лето», «До свиданья, детский сад».   Формирование произносительной стороны речи   Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [а], [р] — [л, [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л'], [т] — [т']), по месту образования ([с] — [ш]).     Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения   Продолжать развивать оптико-пространственные ориентировки. Совершенствовать графо-моторные навыки. Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; введение нового понятия «ударный гласный звук». Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания. Знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам ([с] - [ш], [с] - [з], [п] - [б] и т. д.). Закреплять графические и оптико-пространственные признаки изученных букв, формировать навыки их дифференциации. Продолжать формировать навыки деления слова на слоги.

 

 


  Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (например: вата, кот). Вводить изученные буквы в наглядно-графическую схему слова. Обучать чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом. Формировать навыки написания слогов, слов (например: лапа). Знакомить со словами более сложной слоговой структуры (шапка, кошка), учить их анализировать, выкладывать из букв разрезной азбуки, читать и писать. Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (му — пу,мушка, пушка,колукол и т. д.).   Учить определять количество слов в предложении, их последовательность.   Учить выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения.   Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов.

 

Базовый компонент Расширенное содержание образования
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей ». М.: Просвещение, 2008.   общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М.: МОЗАИКА — Баскакина И.В., Лынская М.И. День рождения Р. Логопедические игры. – М.: Айрис-пресс, 2009. Баскакина И.В., Лынская М.И. Звенелочка. Логопедические игры. – М.: Айрис-пресс, 2009. Баскакина И.В., Лынская М.И. Цоколочка. Логопедические игры. – М.: Айрис-пресс, 2009. Баскакина И.В., Лынская М.И. Чаепитие на даче. Логопедические игры. – М.: Айрис-пресс, 2009. Баскакина И.В., Лынская М.И. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры. – М.: Айрис-пресс, 2009. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 320 с + 8 с. цв. вкл. – (Серия «Популярная логопедия»). З.Е. Агранович Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 160 с. + цв. вкл. 48 с З.Е. Агранович логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2005г. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном – Пресс», «Новая школа», 1998. – 136

 

2.3.Программно-методическоеобеспечениекоррекционно-развивающейработысдетьми,имеющиминарушенияречи

 


СИНТЕЗ, 2014. Л.Я. Гадасина, О.Г. Ивановская. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков Р и Л. СПб.: КАРО 2009 г Л.Я. Гадасина, О.Г. Ивановская, Т.В. Николаева Эффективное поурочное планирование дифференциации букв Ч и Щ. СПб.: КАРО 2009 г– 112с. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2007. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2010. Методическое пособие. Е.В. Новикова Логопедическая азбука (в 2-х книгах). М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 128 В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Альбом для автоматизации произношения С, З, Ш, Ж, Р В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков (С,З,Ц, Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р). – М.: Издательство ООО «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.-48 с Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий (1-3 периоды обучения в подготовительной к школе логогруппе). – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Сюжетные картины для развития связной речи в подготовительной к школе логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы (№ 1, 3). – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе (№ 1-3). – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий (1-3периоды обучения в старшейлогогруппе). – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развитиясвязной речи в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы (№1-2). – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе (№1-3). – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. Е. Косинова. Уроки логопеда. Издательство: Эксмо, Москва. 2010 А.С. Гаврилова Логопедические игры. Обучение с пеленок..

  Изд. Лада. Москва 2010г. Н.М.Савицкая. Логопедические игры и упражнения на каждый день для детей 4-6 лет. СПб.: Литера. 2010г. Формирование лексико-грамматических категорий Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с. – (библиотека логопеда-практика). В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000г. (по периодам) З.Е. Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников ОНР) – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 Т.В. Волосовец Преодоление ОНР у дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 Т.А. Ткаченко Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1998. Т.А. Ткаченко «В первый класс без дефектов речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 112с. С. П. Цуканова, Л.Л.Бец. учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий в 3 частях. Издательство М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 г. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду. Логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет.М.: ТЦ «Сфера», 2010 Формирование связной речи Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с. – (библиотека логопеда-практика). Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательного и сравнительного рассказа Ткаченко Т.А. Картинки с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 40 с. В.П.Глухов. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Библиотека практикующего логопеда. Изд. Аркти 2004г. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Москва серия «Практическая логопедия» 2001 О.С. Гомзяк Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

  О.С. Гомзяк Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 159 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: