Тема: ПРОФЕССИИ
Тема: Обучение творческому рассказыванию по картине «КОШКА С КОТЯТАМИ»
Тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Тема: Пересказсказки Л.Толстого «БЕЛКА ПРЫГАЛА С ВЕТКИ НА ВЕТКУ»
Тема: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»
Тема: Составление рассказа по картине «НА ГРАНИЦЕ»
Тема: Составление рассказа по картине «ОХРАНА ГРАНИЦЫ»
Тема: «О ТЕХ, КТО ХЛЕБ РАСТИТ»
Тема: «ХЛЕБ»
Тема: «ПРОДУКТЫПИТАНИЯ»
Тема: «ЗИМА»
Тема: «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму»
Тема: «РЫБЫ»
Тема: «Составление рассказа-описания с использованием опорных картинок «Продукты питания».
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: ИГРУШКИ
Программное содержание: уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными; развивать зрительную и слуховую память, активизировать словарь.
Активизация словаря: названия частей игрушек, материалов, числительные.
Оборудование: пирамидка, мяч, машина, медвежонок, кукла, матрешка, картинки с изображением разного кол-ва игрушек (от 1 до 5), мелкие игрушки на каждого ребенка.
1. Организационный момент (расширение объема словаря) | Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов: - кукла, мяч, танк; - матрешка, собака, ведро; - машина, кубики, юла; - неваляшка, пирамидка, мозаика; - домино, лото, ракетка; - велосипед, дудочка, самокат. | |
2.Классификация предметного словаря | Игровое упр. «Из чего это?» Выставить пирамидку. Из каких частей состоит пирамидка? Каких цветов части пирамидки? Из какого материала она сделана? Как с ней можно играть? И/у «Что изменилось?» (мяч, пирамидка, машина) Загадка о медведе: Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, А когда придет весна, просыпается от сна. - Что есть у игрушечного медвежонка? Из какого материала он сделан? Какого он цвета? Как с ним можно играть? | |
3. Словоизменение | Д/и «Игрушки-малютки» Кукла-куколка, матрешка – матрешечка, и т.д. | |
4. Физминутка | «Игрушки» | |
5. Словоизменение | И/у «Сосчитай» По картинкам с изображением игрушек. | |
6. Развитие связной речи. | Раздать детям по одной игрушке, попросить поиграть с ними, потом спрятать. Спросить, с какой игрушкой ребенок играл. - Я играл с мишкой. - Я играла с куклой. И т.п. | |
ФИЗМИНУТКА «ИГРУШКИ»
На большом ковре и в ряд Куклы Танины стоят. Два медведя, Буратино И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок 1,2,3,4,5 – Вместе мы идем гулять | Дети маршируют на месте, Останавливаются Изображают персонажей Прыгают Маршируют, уходят с ковра. |
Игровое упражнение «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»
МАТРЕШКА | ПИРАМИДКА | МЯЧ |
ПИРАМИДКА | МЯЧ | МАТРЕШКА |
МЯЧ | МАТРЕШКА | ? |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: ПРОФЕССИИ
Программное содержание: продолжать учить составлять предложения, рассказывать о том, где и кем работают родители (по вопросам); упражнять в словообразовании; воспитывать уважение к труду взрослых.
Активизация словаря: названия профессий, глаголы, обозначающие действия представителей разных профессий, определения.
Оборудование: картинки с изображение людей разных профессий,
Классификация предметного словаря | Организационный момент. «Назови профессию» (показ картинок) | |
Образование существительных от глаголов | И/у «Кто что делает?» Учит – учитель, строит – строитель, воспитывает – воспитатель, водит – водитель, грузит – грузчик, продает – продавец, варит – повар, убирает – уборщица, танцует – танцовщица, летает- летчик. | |
Расширение объема словаря (подбор определений) | И/у «Подбери слово» Летчик какой? – храбрый, смелый. Учитель какой? – умный, добрый. Водитель – внимательный, осторожный. Грузчик – сильный, могучий. Строитель – умелый, ловкий. Врач – старательный, добрый. Танцовщица – талантливая, изящная, красивая. Воспитательница – добрая, веселая, умная. | |
Развитие связной речи (составление предложений) | Дид. игра «Кем я буду?» У детей открытки с изображением детей в одежде представителей разных профессий. Пример: «Когда я вырасту, я стану врачом и буду лечить людей». | |
Физминутка | «Почтальон» (см. картотеку) | |
Словообразование | И/у «Кто работает на машинах?» На тракторе работает тракторист. На поезде – машинист. На машине – шофер. На корабле – капитан. На самолете – летчик. На экскаваторе – экскаваторщик. На трамвае = водитель. На кране – крановщик. На ракете – космонавт. | |
Расширение объема словаря | И/у «Разгадай слово» Хлебороб, рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод. | |
Развитие связной речи | Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам: Фамилия, имя, отчество мамы (папы) Где работает мама (папа) и кем? Это профессия мужская или женская? Что маме (папе) нужно для работы? Где работает мам (папа) – на улице или в помещении? С кем (с чем) работает мама (папа) (с людьми, с животными, с техникой, с книгами). |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной
Логопедической группе
Тема: Обучение творческому рассказыванию по картине «КОШКА С КОТЯТАМИ»
Программное содержание: Учить детей составлять творческий рассказ по картине, в том числе от имени разных объектов, придумывать загадки; закреплять умение выделять объекты и предметы, изображенные на картине, устанавливать взаимосвязи между ними; активизировать использование в речи качественных прилагательных.
Активизация словаря: усатая, мягкая, ласковая, чистоплотная, игривая, ловкая,
Оборудование: картина «Кошка с котятами», картинки с изображением дедушки, тигра, мышки, снега, ваты, меха, мамы, нот, человека, ребенка, щенка, акробата, обезьяны.
1.Организационный момент | Сегодня мы совершим путешествие в картину. Если отгадаете загадку, узнаете, кто нарисован на ней. Мохнатенька, усатенька, Сядет – песенки поет. О ком говорят: «Он родился с усами»? (о котенке) Действительно, эти загадки о звере зубастом, мохнатом, у которого лапка мягонька, а коготок востер, который, как есть начинает, - песенку поет. Зверь этот – кошка. И картина, в которую мы совершим путешествие, называется «Кошка с котятами». | |
2. Определение состава картины | Выделите предметы и объекты, изображенные на картине (кошка, котенок серый, тарелка, молоко, коврик, спящий котенок, клубок, корзинка, полка, пол.) | Предметы, обозначаются кружочками. |
3. Установление связей между объектами | Игра «Ищу друзей» Кошка – котенок, тарелка – молоко; молоко – котенок. Игра «Хорошо - плохо» Корзинка – клубки – беспорядок – это плохо, но это и хорошо, т.к. котенок играет и катает клубок, ему весело. Игра «Живые картинки» Распределяются роли, и каждый ребенок должен найти свое место относительно других объектов. | |
4. Представление объектов | К нам пришел гость Я Только Слышу.Как вы думаете, что он может услышать на нашей картине? (как пищат котята, как дышит кошка, как мама кошка разговаривает со своими котятами). К нам пришел гость Я Ощущаю Запах. Что он может ощутить? (запах свежего молока). К нам пришел гость Я Ощущаю Лицом И Руками.Что он сможет ощутить? (что шерстка мягкая, пушистая и гладкая. Язычок шершавый и теплый. Нос холодный. Молоко в миске теплое. В доме тепло и сухо) Что может почувствовать гость Я Пробую На Вкус? Что вкусно, а что нет?(молоко вкусное, а клубок - невкусный). Какое время года и суток на картине? Что было с котятами раньше? Что будет завтра? А через месяц? | |
5. Составление загадок (на доске картинки) | Кошка (какая?) Усатая дедушка, тигр, мышь… Мягкая но не снег, вата, мех… Ласковая мама, песенка… Чистоплотная человек… Игривая как ребенок, щенок… Ловкая акробат, обезьяна… Например: Усатая, но не дед. Ловкая, но не акробат Мягкая, но не вата. | |
6.Физминутка. | См. картотеку | |
7. Составление рассказов от имени разных объектов. | Я – миска с молоком. Хозяйка знает, что кошка Машка и ее маленькие котята очень любят молоко, поэтому ранним утром, когда подоит корову, наливает в меня теплое молочко. Как приятно, когда котята лакают из меня молоко! Оно капает с их холодных носиков, а язычки у них шершавые и теплые. Я счастлива, что от меня такая польза! Я – глаза мамы- кошки. У меня целый день много работы. котята маленькие, шустрые, за ними нужен глаз да глаз. Смотри, как играет мой белый котенок! Он запутался, ему нужно срочно помочь. А серый котенок лакает молоко – пусть наедается. А где третий котенок? Да вот же он здесь, под боком лежит, тепленький такой, и урчит: «Мр-мр». |
Дополнительные сведения для углубления и расширения знаний детей (можно использовать во время предварительных бесед)
1. У кошек очень тонкий слух: они слышат самый тихий шорох, который производят мыши, и могут не обращать внимания на громкую музыку, которая играет под ухом.
2. Кошки очень чистоплотны и часто умываются. Они слизывают с шерсти не только грязь, но и собственный запах. Все кошки – охотники. Охотятся они из засады. Если добыча почует опасность, то кошка останется голодной.
3. У кошек очень острое зрение. В полутьме их глаза отражают самый слабый свет и светятся зеленоватым светом.
4. С помощью усов кошки точно определяют расстояние до предмета, поэтому спокойно ходят в темноте.
5. Ходят кошки бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками. Они ловко лазают и умеют прыгать с высоты. Один кот выпал из окна 20-тиэтажного дома – и хоть бы что.
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: « ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Программное содержание: уточнить названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; подобрать слова-действия и слова-признаки; образовывать притяжательные прилагательные, существительные множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных; работа над предложением; упражнять в составлении описательных рассказов; развивать внимание и память.
Активизация словаря: названия дом.птиц, глаголы: расхаживала, разбежались, определения: медлительный, заботливая, игривые, притяжательные прилагательные.
Оборудование: демонстрационный мат-л – картинки с изображением домашних птиц; раздаточный - карточки с изображением домашних птиц.
1. Организационный момент | Отгадайте загадки: Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко – ребятишек покормлю. (курица) Звонко время отмечает, утром солнышко встречает. Вот последний луч потух. «Спать пора!» - поет… (петух) По лужку он важно ходит, из воды сухим выходит. Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки (гусь) Явился в желтой шубке: прощайте вы, скорлупки! (цыпленок) Пестрая крякуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку – спотыкалочку. (утка) Тело перьями покрыто, борода висит сердито. Хвост почти как у павлина, когти остры, ноги длинны. - Разгоню я всех вокруг. А зовут меня…(индюк) Удивительный ребенок: только вышел из пеленок, Может плавать и нырять как его родная мать. (утенок) | |
2.Расширение, уточнение, систематизация словаря | Работа с картинками. -Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? - Как можно назвать их одним словом? - Что есть только у птиц? - Какие это птицы? (домашние). Почему? Выставить картинку с изображение курицы, петуха, цыплят. - Кто здесь изображен? Назовите тех, кто изображен рядом. - Кто как голос подает? - Что есть у курицы? (голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы, клюв…) - Где она живет? - Чем питается? - Какую пользу приносит? | Аналогично рассмотреть индюка. |
3. Словообразование (притяжательные прилагательные) | Дид. упражнение «Скажи по-другому» Яйцо курицы – куриное яйцо, пух курицы - …, мясо курицы - …, лапы курицы - …. Дом курицы - курятник | |
4. Расширение объема словаря. | Игровое упражнение «Подбери слова - действия» Курица – квохчет, кудахчет, ходит, клюет, смотрит, оберегает. Индюк – болбочет, шипит, надувается. Индюшка – расхаживает. Индюшата – разбежались. Игровое упр. «Подбери слова-признаки» Индюк – злой, сердитый, грустный, медлительный. Индюшка – заботливая, быстрая. Индюшата – веселые, игривые, быстрые, пушистые. | |
5. Словооизменение. | Дид игра «Сосчитай»(согласование существительных с числительными) | |
6. Развитие связной речи. | Игровое упражнение «Составь предложение» Придумай, какой характер у вашей птицы. | |
7. Физминутка. | Дид игра «Скажи ласково», «Один - много». | |
8. Развитие связной речи | Составление описательных рассказов по плану - Кто это? (назвать внешние признаки) - Чем питается? - Как голос подает? - Где живет? - Какую пользу приносит? | |
9. Итог занятия |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе