Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»




Программное содержание: закреплять и уточнять знания о домашних животных, знать названия детенышей и семью, образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса –ищ; подобрать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами.

Активизация словаря: названия детенышей животных, притяжательные прилагательные.

Оборудование: демонстрационный мат-л – картинки с изображением домашних животных; раздаточный мат-л – карточки с изображением домашних животных.

 

1. Организационный момент. - Сядет тот, кто стоит за…, перед…, между…, около…, и т.д.  
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. Отгадывание загадок Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь, сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. Берегись мышиный род – на охоту вышел…(кот)   Все следы находит точно. Охраняет склады ночью. Уши чуткие и нос – это друг наш, верный … (пес)   Молоко дает нам кто-то, детям пить его охота. Чтобы были все здоровы, молоко дают… (коровы)   Назовите домашнее животное, у которого тоже есть копыта. (лошадь)   Бежит замарашка в щетинистой рубашке. Хвост крючком, нос пятачком. (свинья)   Бегут по дорожке борода да рожки. (коза)   кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (овца)   - Как можно назвать этих животных одним словом? - Где они живут?   Дети отгадывают, вос-ль выставляет картинки.
2. Словоизменение Дид игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными.)    
3. Словообразование У кошки – усы, у котенка – усики, у кота – усищи.(аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза)      
4. Физминутка Дид игра «Скажи ласково»(с мячом)  
5. Расширение объема словаря Подбор слов – антонимов У коровы хвост длинный, а у свиньи… У козы рога острые, а у барана… У свиньи щетина жесткая, а у кошки шерсть… У свиньи ноги толстые, а у ягненка…  
6. Словообразование Образование притяжательных прилагательных. У коровы длинный хвост. Корова какая? – Длиннохвостая У быка острые рога. Бык какой?… У свиньи короткие ноги. Свинья какая?... У кролика длинные уши. Кролик какой?... У лошади длинная грива. Лошадь какая?...  
7.Словообразование. Образование притяжательных прилагательных Конура собаки. Чья конура? – Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта?... Борода козы. Чья борода?... Грива лошади. Чья грива?... Уши кролика. Чьи уши?... Хвост кошки. Чей хвост?...  
8. Связная речь Составление предложений с предлогами. Использовать сюжетные картинки.  

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в логопедической группе

Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Программное содержание: закрепить и уточнить названия зимующих птиц, знаний о частях тела птицы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать прилагательные к слову «птица», учить объяснять значение сложных слов, развивать навык связной речи; развивать внимание, воспитывать сочувствие к пернатым.

Активизация словаря: названия птиц, сложные слова: длиннохвостая, красногрудая, перелетная, остроклювая и т.п.;

Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал – семена растений, карточки с изображением зимующих птиц.

1. Организационный момент Активизация словаря, вербально-логического мышления Отгадай загадку Спинкою зеленовата, животиком желтовата. Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)   Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)   Черный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)   Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)   Озорной мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крохи собирает. (воробей)   И в лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих мыши – прячется, дрожа! Очень уж суровы филины и … (совы) - Догадались, о ком мы сегодня будем говорить? Дети отгадывают – вос-ль выставляет картинку
2. Развитие мимических мышц  
Злится старуха зима – Хочет заморозить маленького снегиря Но снегирю все нипочем Повесим для него и для других птичек кормушки. А птички с радостью будут к нам прилетать. Сердитое лицо Злость Удивление Улыбка Радость

 

2.. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами Дид игра «Назови ласково» Черное перо – черненькое перышко, серая спина - серенькая спинка, Пестрые крылья – пестренькие крылышки, белая шея – беленькая шейка, Красная грудь – красненькая грудка, милые глаза - миленькие глазки, Острые когти – остренькие коготки, длинный хвост – длинненький хвостик, Белый пух – беленький пушок, круглая голова – кругленькая головка, Шустрые лапы – шустренькие лапки, мягкие перья - мягонькие перышки. .
3. Развитие связной речи, творческого мышления (ТРИЗ) Игра «Хорошо-плохо». Зимой много снега. Для птиц это хорошо. Почему? (снег укрывает землю, корни деревьев не замерзнут, дерево не погибнет, дерево - дом птицы) Зимой много снега. Для птиц это плохо. Почему? (трудно найти корм). Зимой птицы прилетают к жилью человека. Это хорошо. Почему? Зимой птицы прилетают к жилью человека. Это плохо. Почему?  
5. Активизация глаголов по теме Упражнение «Что могут птицы?» Летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать.  
Физминутка  
Физминутка «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Птички прыгают, летают, Птички прыгают, поют, Птички крошки собирают. Зернышки клюют. Перышки почистили. Перышки почистили. Клювики почистили. Клювики почистили. Дальше полетели И на место сели.     Дети прыгают, «летают», «поют», «собирают», «клюют», «чистят». «улетают», Садятся.

 

6. Активизация словаря, вербально-логического мышления Упражнение «Почему так называется?» (учить объяснять сложные слова) Длиннохвостая, сероглазая, красногрудая, черноглазая, пестроголовая, трудолюбивая, перелетная, водоплавающая, сладкоголосая, громкоголосая, быстрокрылая, теплолюбивая, остроклювая, насекомоядная, быстроногая  
7.Развитие связной речи. Составление рассказа-описания «Воробей»по схеме «Воробей – зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серого цвета. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть. Воробей питается насекомыми, крошками, зернами, семенами. Воробей – дру г человека, потому, что он уничтожает вредных насекомых»  
8. Проблемный вопрос. (ТРИЗ) После 2 рассказов предложить детям решить проблему. Зимой у птичек мерзнут лапки. Стоять на одной лапке неудобно, а погреться хочется. Как можно стоять на одной лапке и на двух одновременно? Представьте себе, что вы птички и попробуйте.  

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе

Тема: Пересказсказки Л.Толстого «БЕЛКА ПРЫГАЛА С ВЕТКИ НА ВЕТКУ»

Программное содержание: Учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает). Активизировать в речи детей сложные предложения; упражнять в образовании однокоренных слов, подборе существительных к прилагательным; развивать вербально-логическое мышление.

Активизация словаря: антонимы.

Оборудование: картинки с изображением белки и волка, лист бумаги, ручка, доска, маркер.

Литература: Ф.АСохин, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова. Занятия по развитию речи в детском саду – М., Просвещение. 1993.

 

1. Организационный момент Сядет тот, кто назовет зверя – обитателя зимнего леса. Во время ответов попросить детей уточнить, впадает животное в спячку или нет.    
2. Развитие вербально-логического мышления. Загадки. Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом. (белка)   Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)    
3. Развитие восприятия. Чтение сказки Л.Н.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку».    
4. Развитие связной речи. Беседа по содержанию: · Про кого эта сказка? · Что произошло с героями сказки? · Почему волк отпустил белку? · Почему волк решил, что белки всегда веселы? · Отчего белки всегда веселы, а волку всегда скучно? · Как об этом говорится в сказке? (зачитать) ·  
4. Развитие памяти Повторное чтение сказки.  
5. Развитие связной речи. Пересказ.(Один начинает, следующий продолжает) Воспитатель записывает. После пересказа текст прочитать целиком, внести поправки.    
6. Физминутка. См. картотеку.  
7. Обогащение словаря. Подбор антонимов. - Белка веселая, а волк…; - Белка веселится, а волк…; -Белке весело, а волку…;      
8. Обогащение словаря. Подбор однокоренных слов · Веселый, · Грустный.  
9.Развитие фонематического слуха. Упражнение «Какое слово не подходит?» Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица. Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.    

 

 

Л.Н.Толстой

«Белка прыгала с ветки на ветку »

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе

Тема: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Программное содержание: учить составлять рассказ, закреплять названия военных профессий, военной техники; упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, в подборе синонимов; развивать память, мышление, речь; воспитывать уважение к Защитникам Отечества.

Активизация словаря: названия военных профессий, техники, словаря синонимов.

Оборудование: картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники.

Предварительная работа: заучивание стихов об армии; домашнее задание: попросить пап и дедушек рассказать детям о службе в армии.

1. Организационный момент Сядет тот, кто правильно назовет представителей военных профессий. (по картинкам)  
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. Загадывание загадок. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет)   Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют)   Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет. (самолет)   Ходит город – великан на работу в океан (корабль)    
3. Расширение объема словаря Дид. игра «Кому что нужно?» На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии: Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль.    
4. Развитие связной речи Чтение стихов об Армии (выучить заранее)    
5. Физминутка См. на обороте.    
5.Словоизменение И/упр. «Скажи много» Смелый летчик – смелые летчики; железная каска - …, быстрая ракета - …, боевой корабль - …, военный самолет - …, храбрый танкист - …, пограничная полоса - …, умная собака - …, большой парашют - …, меткий стрелок - …, отважный солдат - …, боевой офицер - …    
6.Активизация словаря. Дид.игра «Скажи по другому»(с мячом) Храбрый – смелый, отважный, бесстрашный; солдат – боец, воин; большой – огромный; сильный – могучий; охранять – беречь, стеречь;  
7. Словоизменение   И/упр. «Сосчитай»(дети передают мяч друг другу) Одна быстрая ракета, две быстрые ракеты, три… - пять быстрых ракет; один тяжелый танк…, один боевой корабль…, один военный вертолет.    
8.Развитие связной речи Дид.игра «Составь рассказ о папе» Дети рассказывают о том, где и кем служили их папы или дедушки.    

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе

Тема: Составление рассказа по картине «НА ГРАНИЦЕ»

Программное содержание: Обеспечение целостного восприятия картины «На границе». Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, памяти, координации речи с движением. Воспитание самостоятельности, активности, любви к Родине.

Активизация словаря: работа, служба, граница, охрана, пограничник, поводок, оружие, рация, бинокль, вышка, столб, охранять, наблюдать, смелый, отважный, важный.

Оборудование: Картина «На границе», картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники, конструктор «Лего».

Литература: Н.В.Нищева. конспекты подгрупповых занятий в старшей группе с ОНР. Стр 454.

1. Организационный момент Сядет тот, кто правильно назовет то, что изображено на картинках(пушка, самолет, автомат, танк, ракета, каска, шинель, корабль, парашют…)  
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. Загадывание загадок. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет)   Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют)   Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет. (самолет)   Ходит город – великан на работу в океан (корабль)   Можно провести перед занятием.
3. Расширение объема словаря Дид. игра «Кому что нужно?» На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии: Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль.  
4. Развитие связной речи     5. Развитие моторики и координации Рассматривание картины, беседа по картине. - Кого вы видите на картине? (пограничников) - Давайте расскажем о каждом из них. Дети: - Один пограничник ведет на поводке собаку. Она учует, если через границу прошел человек. - У другого пограничника рация, он говорит по рации с другими пограничниками. - Третий пограничник стоит и внимательно смотрит в бинокль в сторону границы. Вос-ль: мы видим отряд пограничников: три человека и служебная собака. Они идут вдоль границы. Что мы видим на заднем плане, расскажите. Дети: - Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль всей границы. - Вдалеке мы видим вышку. С нее пограничники ведут наблюдение за границей. Упражнение «Кто скорее?» - Какого цвета пограничный столб (на нем чередуются красные и зеленые полосы). - Давайте проведем соревнование и узнаем, кто скорее соберет пограничный столб из конструктора. (дети собирают столбы из конструктора «Лего»)  
6. Физминутка «Солдатик»    
7. Активизация словаря. Дид.игра «Скажи наоборот»(с мячом) Далеко – близко, высоко - …, легкий - …, медленный - …, кривая - …, толстая - …, чистая-…, громкий-…. Смотреть по времени, можно провести в свободное время.
8.Развитие памяти, мышления.   Составление плана рассказа по картине. 1. Рассказать о том, что мы видим отряд пограничников. 2. Рассказать о каждом пограничнике. 3. Рассказать о том, что мы видим на границе. 4. Рассказать какую важную службу несут пограничники.  
9. Подготовка к рассказыванию. Предложить детям еще раз внимательно посмотреть на картину и подготовиться к составлению рассказа.  
10.Развитие связной речи. Составление рассказа по картине  
11. Итог занятия    

 

На границе

На картине мы видим отряд пограничников. Это три человека и собака. Они идут вдоль границы.

Один пограничник ведет на поводке собаку. Собака учует, если через границу прошел человек. У второго пограничника рация. Он говорит по рации с другими пограничниками. Третий пограничник стоит и внимательно смотрит в бинокль в сторону границы.

Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль границы. Вдалеке мы видим вышку. С нее пограничники ведут наблюдение.

Пограничники несут важную и опасную службу. Они смелые и отважные.

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе

Тема: Составление рассказа по картине «ОХРАНА ГРАНИЦЫ»

Программное содержание: Обеспечение целостного восприятия картины «На границе». Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, памяти, координации речи с движением. Воспитание самостоятельности, активности, любви к Родине.

Активизация словаря: работа, служба, граница, охрана, пограничник, поводок, оружие, рация, бинокль, вышка, столб, охранять, наблюдать, смелый, отважный, важный.

Оборудование: Картина «На границе», картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники, конструктор «Лего».

Литература: Н.В.Нищева. конспекты подгрупповых занятий в старшей группе с ОНР. Стр 454.

1. Организационный момент Сядет тот, кто правильно назовет то, что изображено на картинках(пушка, самолет, автомат, танк, ракета, каска, шинель, корабль, парашют…)  
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. Загадывание загадок. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет)   Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют)   Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет. (самолет)   Ходит город – великан на работу в океан (корабль)   Можно провести перед занятием.
3. Расширение объема словаря Дид. игра «Кому что нужно?» На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии: Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль.  
4. Развитие связной речи     5. Развитие моторики и координации Рассматривание картины, беседа по картине. - Кого вы видите на картине? (пограничников) - Давайте расскажем о каждом из них. Дети: - Один пограничник ведет на поводке собаку. Она учуяла, что через границу прошел человек. - Пограничники увидели следы, значит нарушитель перешел границу. - У пограничников есть оружие - автоматы. - Собака ведет людей по следу. Они поймают нарушителя. Вос-ль: мы видим отряд пограничников: два человека и служебная собака. Они идут вдоль границы. Что мы видим на заднем плане, расскажите. Дети: - Справа мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль всей границы. - Вдоль границы проходит полоса рыхлой земли или песка. На ней хорошо видны следы. Упражнение «Кто скорее?» - Какого цвета пограничный столб (на нем чередуются красные и зеленые полосы). - Давайте проведем соревнование и узнаем, кто скорее соберет пограничный столб из конструктора. (дети собирают столбы из конструктора «Лего»)  
6. Физминутка «Солдатик»    
7. Активизация словаря. Дид.игра «Скажи наоборот»(с мячом) Далеко – близко, высоко - …, легкий - …, медленный - …, кривая - …, толстая - …, чистая-…, громкий-…. Смотреть по времени, можно провести в свободное время.
8.Развитие памяти, мышления.   Составление плана рассказа по картине. 5. Рассказать о том, что мы видим отряд пограничников. 6. Рассказать о каждом пограничнике. 7. Рассказать о том, что мы видим на границе. 8. Рассказать какую важную службу несут пограничники.  
9. Подготовка к рассказыванию. Предложить детям еще раз внимательно посмотреть на картину и подготовиться к составлению рассказа.  
10.Развитие связной речи. Составление рассказа по картине  
11. Итог занятия    

 

На границе

На картине мы видим отряд пограничников. Это два человека и собака. Они идут вдоль границы. У пограничников есть оружие – автоматы.

Один пограничник ведет на поводке собаку. Собака учуяла, что через границу прошел человек. Пограничники увидели его следы. Отряд догонит и задержит нарушителя.

Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль границы.

Пограничники несут важную и опасную службу. Они смелые и отважные.

 

Физминутка «СОЛДАТИК»

 

На одной ноге постой-ка Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди Да смотри, не упади! А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Раз, два – дружно в ногу, Три, четыре – тверже шаг! Маршируют Стоят на правой ноге   Стоят на левой ноге   Маршируют, садятся на места

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе

Тема: «О ТЕХ, КТО ХЛЕБ РАСТИТ»

Программное содержание: учить детей полно и точно отвечать на вопрос; развивать навыки составления рассказа по картине; учить применять в речи образные выражения; развивать фонематический слух.

Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства;

Оборудование: картинки с изображением различных изделий из хлеба, репродукция картины И.И.Шишкина «Рожь», иллюстрации с изображением полевых работ, людей разных профессий, которые выращивают хлеб, разрезные картинки.

 

Введение в занятие Послушайте стихотворение и подумайте, как можно его назвать. Поскорее накрывай стол скатеркой чистой. Перед нами каравай с корочкой душистой! Круглобок и маслян он, в меру крут, посолен – Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем. Режь, да ешь от всей души, силы набирайся. Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся. Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился, Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился.   Как вы думаете, как можно назвать стихотворение? Оно называется «Каравай». Обратите внимание на последние строки: «Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился, Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился». Давайте сегодня побеседуем о тех людях, которые выращивают хлеб.  
Игра «Волшебная палочка» Поиграем в волшебную палочку: палочка идет по кругу, тот, кто взял палочку, говорит слово. Важно, чтобы слова не повторялись. Сначала мы обсудим, какие профессии у людей, которые выращивают хлеб. Ранней весной в поле выходят трактора. Ими управляют… (палочка переходит к другому ребенку). - Какую работу делает тракторист на транспорте? -Какие машины используют для уборки хлеба? (комбайны). Какую работу делает комбайнер? (Жнет, обмолачивает.) Кто вывозит зерно с поля? Как назвать одним словом всех людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) Как вы думаете, почему профессия называется - (хлебороб)? Затем тема для разговора меняется. Итак люди много трудятся, чтобы вырастить хлеб. А как они работают? Люди могут работать быстро (медленно, аккуратно, старательно, лениво, спустя рукава, не покладая рук, не зная отдыха, и т.п.) Как вы понимаете фразу «спустя рукава»? В давние времена самые богатые и знатные люди на Руси – бояре – носили одежду с длинными рукавами. Сами бояре не работали, за них все делали слуги. Вот народ и придумал про этих лентяев выражение «Спустя рукава». Представьте, что у вас длинные рукава, они закрывают всю руку, ладонь, пальцы, свисают до пола, путаются под ногами. Вы сможете с такими рукавами помыть посуду, расставить по местам игрушки, подмести пол? Вот и получается, что работать «спустя рукава» - это значит лентяйничать, ничего не делать.   Как назвать человека, который хорошо работает, любит трудиться? (Трудолюбивый). А как назвать человека, который трудиться не хочет (ленивый, лентяй, лодырь). недаром в народе есть такая пословица: «Не трудиться – хлеба не добиться».    
Игра «Да - нет» Водящий загадывает одно из хлебобулочных изделий, на картинке. Дети должны отгадать какое. Можнозадавать вопросы, на которые водящий может отвечать «да или нет». Например - сухарь. - Этот продукт их пшеничной муки? – Да. - Он мягкий? - Нет. - Он круглый? – нет. -Он мягкий? – да.    
Физминутка См. картотеку.  
Игра «Сложи картинку» Дети складывают разрезные картинки и придумывают по ним рассказы. Чтобы рассказ получился связным, предложения должны соединяться друг с другом, цепляться друг за друга, образуя единую цепь. Например, следующее предложение может начинаться со слова, которым закончилось предыдущее.(Я расскажу о трактористе. Тракторист работает на большом тракторе. Трактор пахал землю.)  
Итог Ваши рассказы получились очень интересными. В них правильно и подробно описан труд хлеборобов. предлагаю вам послушать одно стихотворение. Написал его Я.Аким Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.  
     

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе

Тема: «ХЛЕБ»

Программное содержание: закрепить знания детей о том, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих; продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать слова - антонимы, закрепить словарь по данной теме; закреплять умение составлять предложения по картинкам.

Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства;

Оборудование:: картинки с изображением различных изделий из хлеба, иллюстрации с изображением полевых работ, зерноуборочной техники, разрезные картинки.

Литература: Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова. Развитие и коррекция речи детей; О Скоролупова. Осень.

Организационный момент Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто. В магазине занял место. Вырос он под синим небом, А пришел на стол к нам – хлебом.  
Беседа о хлебе - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о хлебе) - Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине? - Какие вы знаете зерновые культуры? (показать картинки) (Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес) Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (колос) Рассмотреть колос (можно картинку) - Из чего состоит колос? (стебель, зерно, усики) - Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (растут в поле, из них делают хлеб) - Чем отличаются эти колосья? (колос пшеницы толще, чем колос ржи; зерна пшеницы круглые, а зерна ржи длинные; из ржи получают темную муку и пекут ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.) - Где растет хлеб? (в поле) - Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) Рассмотреть картинки. - Какие машины пашут землю? (Трактора) - Кто работает на тракторе? - Кто работает на комбайне? - Куда везут зерно на машинах (на элеватор) - Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно) - С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зерен получают муку. - Куда потом везут муку? (на хлебозавод) - Что выпекают на хлебозаводе из муки? (хлеб, булки...)  
Физминутка
Едем в поле На кочку наехали В яму заехали, Горки объехали, И на поле приехали. «Едут » друг за другом Подпрыгивают Приседают Повороты вправо, влево Останавливаются.

 

Синонимы - На какое огромное поле мы приехали. Много на нем колосьев. - Один колосок высокий (большой, толстый, длинный, прямой), а другой...  
Большой - маленький И/у «Назови ласково» - Поле – полюшко. - Колос - … - Пшеница - …(пшеничка) - Ячмень – ячменёч, - Кукуруза - кукурузка… - Зерно - … - Стебель - …  
Образование прилагательных от существительных - Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? (пшеничный) - Из ржи пекут лепешки, значит лепешка какая? (ржаная) - Из кукурузы делаю масло, значит масло какое? (кукурузное) - Из пшена варят кашу, значит каша какая? (пшенная) - Из риса (гречки) варят кашу, значит каша какая?...  
Составление предложений по картинкам. Соберите разрезные картинки и составьте по ним предложения.  

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе

Тема: «ПРОДУКТЫПИТАНИЯ»

Программное содержание: закреплять и систематизировать знания детей о продуктах питания; упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных;

В составлении предложений с однородными членами, развивать слуховое внимание; учить пересказывать рассказ по ролям; пополнять словарь словами – обобщениями. Воспитывать доброжелательность, умение сотрудничать.

Активизация словаря: продукты – мясные, рыбные, овощные, фруктовые, хлебобулочные, молочные.

Оборудование: предметные картинки – рыба, мясо, курица, хлеб, молоко, сахар, творог, яйца; предметные картинки – блюда из разных продуктов(кефир, творог, сметана, колбаса, сосиски, котлеты, суп, салат, сок томатный, или овощной, яблочный сок, фруктовый сок, компот, батон, торт, пирожное, пирожки,)

 

Организационный. Образование относительных прилагательных от существительных Дид.игра «Что приготовим?» У детей предметные картинки. - Расскажите, что вы приготовите из своего продукта. (мясной фарш, куриный бульон, хлебные сухари, молочный коктейль, овощное пюре, фруктовый сок, сахарный сироп, творожное печенье и т.п.)  
Связная речь. Составление предложений с однородными членами, развитие слухового внимания. И/у «Найди ошибку». - Я пеку чай и кипячу блины. - Я ем сок и пью суп. - Я жарю крем и взбиваю картошку. - Я варю котлеты и жарю суп. - Я пью торт и ем компот. - Я пеку молоко и пью пирог. - Я пью рыбу и жарю молочный коктейль.  
Расширение объема словаря И/у «Какие это продукты?» - Назовите молочные продукты.(кефир, йогурт, творог, сметана) – Какие это продукты? (молочные) - Назовите мясные продукты (колбаса, сосиски, котлеты). – Какие это продукты? - Назовите рыбные продукты (жареная рыба, уха, рыбные котлеты). – Какие это продукты? - Назовите овощные продукты (овощной суп, салат, томатный сок)… - Назовите фруктовые продукты. (сок, компот, начинка для пирога)… - Назовите хлебобулочные продукты (пирожки, батон, пирожное и т.п.)…  
Словообразование И/у «Для чего нужен предмет?» - Для чего нужна хлебница? (Для хранения хлеба). Где храним хлеб? (В хлебнице) Сухарница, сахарница, солонка, конфетница, перечница, салатница, соусник, молочник, чайник.    
Физминутка Проговорить рифмовку, сопровождая речь хлопками (на каждую строчку – 4 хлопка) Жили-были сыр, котлеты, Мармелад, зефир, конфеты, Соки, овощи и фрукты, Называем их – продукты, Называем их – еда, Очень любим их всегда.  
Связная речь. Пересказ рассказа «Что вкуснее?» Прочитать рассказ, распределить роли (раздать картинки). Разыграть сказку. «Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее. Котлета сказала: - Я вкуснее всех, потому я из мяса. Суп сказал: - Я вкуснее всех, потому я из курицы. А салат им в ответ: - Я вкуснее всех, потому я из овощей. -Я вкуснее всех, потому я из фруктов, - возразил компот. - Я вкуснее всех, потому я из творога, - вмешался в спор пирог. - Я вкуснее всех, потому я из рыбы, - крикнула запеканка. Пюре сказало: - Я вкуснее всех, потому я из яблок. Квас закричал: - Я вкуснее всех, потому я хлебный. Кисель не согласился: - Я вкуснее всех, потому я из малины. А каша ему: - Я вкуснее всех, потому я молочная. Таня услышала спор продуктов и сказала: - Не спорьте, вы все очень вкусные. Я всех вас скушаю с удовольствием»  

 

Технологическая карта занятия по развитию речи

в подготовительной логопедической группе

 

Тема: «ЗИМА»

Программное содержание: обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать однокоренные слова, упражнять в составлении предложений; активизировать словарь по денной теме, развивать внимание, мышление.

Активизация словаря: снежок, снежинка, морозец, сугроб, снегопад, морозный, ледяная.

Оборудование: зимние пейзажи, картина «Зимняя прогулка»

1. Организационный момент Сядет тот, кто скажет: какая бывает зима (холодная, морозная, суровая…)  
2. Расширение объема словаря д/ и «Подбери слово» снег какой? -…; лед - …; ночь зимой - …; день зимой - ….  
3. Классификация предметного словаря Какие слова зимние? - снег, почки, куст; - цветы, снежинка, мороз; - дождь, капель, сосулька; - снегопад, дождь, листопад; - оттепель, ягоды, грибы, снеговик; - листья, цветы, метель.  
4. Классификация предметного словаря Какое слово лишнее? Ноябрь, декабрь, январь, февраль.  
5. Словоизменение Д/и «Доскажи словечко»(см.на обороте)   Д/и «Скажи ласково» Снег – снежок, ветер, мороз, сугроб, лед, холод, зима.  
ФИЗМИНУТКА См. на обороте  
6. Расширение объема словаря О чем можно сказать? - морозный (день, воздух, вечер) - холодное (утро, небо) - снежная (улица, горка, баба) - ледяные (горки, реки, сосульки, дорожки)  
7. Развитие связной речи Составление предложений по картинкам.  
8. Итог занятия -О каком времени года мы говорили? - назовите первый, (второй, третий) месяц зимы.    

 

 

Дидактическая игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: