Программное содержание: закреплять и уточнять знания о домашних животных, знать названия детенышей и семью, образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса –ищ; подобрать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами.
Активизация словаря: названия детенышей животных, притяжательные прилагательные.
Оборудование: демонстрационный мат-л – картинки с изображением домашних животных; раздаточный мат-л – карточки с изображением домашних животных.
1. Организационный момент. | - Сядет тот, кто стоит за…, перед…, между…, около…, и т.д. | |
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. | Отгадывание загадок Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь, сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. Берегись мышиный род – на охоту вышел…(кот) Все следы находит точно. Охраняет склады ночью. Уши чуткие и нос – это друг наш, верный … (пес) Молоко дает нам кто-то, детям пить его охота. Чтобы были все здоровы, молоко дают… (коровы) Назовите домашнее животное, у которого тоже есть копыта. (лошадь) Бежит замарашка в щетинистой рубашке. Хвост крючком, нос пятачком. (свинья) Бегут по дорожке борода да рожки. (коза) кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (овца) - Как можно назвать этих животных одним словом? - Где они живут? | Дети отгадывают, вос-ль выставляет картинки. |
2. Словоизменение | Дид игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными.) | |
3. Словообразование | У кошки – усы, у котенка – усики, у кота – усищи.(аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза) | |
4. Физминутка | Дид игра «Скажи ласково»(с мячом) | |
5. Расширение объема словаря | Подбор слов – антонимов У коровы хвост длинный, а у свиньи… У козы рога острые, а у барана… У свиньи щетина жесткая, а у кошки шерсть… У свиньи ноги толстые, а у ягненка… | |
6. Словообразование | Образование притяжательных прилагательных. У коровы длинный хвост. Корова какая? – Длиннохвостая У быка острые рога. Бык какой?… У свиньи короткие ноги. Свинья какая?... У кролика длинные уши. Кролик какой?... У лошади длинная грива. Лошадь какая?... | |
7.Словообразование. | Образование притяжательных прилагательных Конура собаки. Чья конура? – Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта?... Борода козы. Чья борода?... Грива лошади. Чья грива?... Уши кролика. Чьи уши?... Хвост кошки. Чей хвост?... | |
8. Связная речь | Составление предложений с предлогами. Использовать сюжетные картинки. |
|
Технологическая карта занятия по развитию речи в логопедической группе
Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Программное содержание: закрепить и уточнить названия зимующих птиц, знаний о частях тела птицы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать прилагательные к слову «птица», учить объяснять значение сложных слов, развивать навык связной речи; развивать внимание, воспитывать сочувствие к пернатым.
Активизация словаря: названия птиц, сложные слова: длиннохвостая, красногрудая, перелетная, остроклювая и т.п.;
|
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал – семена растений, карточки с изображением зимующих птиц.
1. Организационный момент Активизация словаря, вербально-логического мышления | Отгадай загадку Спинкою зеленовата, животиком желтовата. Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица) Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь) Черный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел) Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. (сорока) Озорной мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крохи собирает. (воробей) И в лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих мыши – прячется, дрожа! Очень уж суровы филины и … (совы) - Догадались, о ком мы сегодня будем говорить? | Дети отгадывают – вос-ль выставляет картинку | ||
2. Развитие мимических мышц |
| |||
2.. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Дид игра «Назови ласково» Черное перо – черненькое перышко, серая спина - серенькая спинка, Пестрые крылья – пестренькие крылышки, белая шея – беленькая шейка, Красная грудь – красненькая грудка, милые глаза - миленькие глазки, Острые когти – остренькие коготки, длинный хвост – длинненький хвостик, Белый пух – беленький пушок, круглая голова – кругленькая головка, Шустрые лапы – шустренькие лапки, мягкие перья - мягонькие перышки. | . | ||
3. Развитие связной речи, творческого мышления (ТРИЗ) | Игра «Хорошо-плохо». Зимой много снега. Для птиц это хорошо. Почему? (снег укрывает землю, корни деревьев не замерзнут, дерево не погибнет, дерево - дом птицы) Зимой много снега. Для птиц это плохо. Почему? (трудно найти корм). Зимой птицы прилетают к жилью человека. Это хорошо. Почему? Зимой птицы прилетают к жилью человека. Это плохо. Почему? | |||
5. Активизация глаголов по теме | Упражнение «Что могут птицы?» Летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать. | |||
Физминутка |
| |||
6. Активизация словаря, вербально-логического мышления | Упражнение «Почему так называется?» (учить объяснять сложные слова) Длиннохвостая, сероглазая, красногрудая, черноглазая, пестроголовая, трудолюбивая, перелетная, водоплавающая, сладкоголосая, громкоголосая, быстрокрылая, теплолюбивая, остроклювая, насекомоядная, быстроногая | |||
7.Развитие связной речи. | Составление рассказа-описания «Воробей»по схеме «Воробей – зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серого цвета. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть. Воробей питается насекомыми, крошками, зернами, семенами. Воробей – дру г человека, потому, что он уничтожает вредных насекомых» | |||
8. Проблемный вопрос. (ТРИЗ) | После 2 рассказов предложить детям решить проблему. Зимой у птичек мерзнут лапки. Стоять на одной лапке неудобно, а погреться хочется. Как можно стоять на одной лапке и на двух одновременно? Представьте себе, что вы птички и попробуйте. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: Пересказсказки Л.Толстого «БЕЛКА ПРЫГАЛА С ВЕТКИ НА ВЕТКУ»
Программное содержание: Учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает). Активизировать в речи детей сложные предложения; упражнять в образовании однокоренных слов, подборе существительных к прилагательным; развивать вербально-логическое мышление.
Активизация словаря: антонимы.
Оборудование: картинки с изображением белки и волка, лист бумаги, ручка, доска, маркер.
Литература: Ф.АСохин, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова. Занятия по развитию речи в детском саду – М., Просвещение. 1993.
1. Организационный момент | Сядет тот, кто назовет зверя – обитателя зимнего леса. Во время ответов попросить детей уточнить, впадает животное в спячку или нет. | |
2. Развитие вербально-логического мышления. | Загадки. Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом. (белка) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк) | |
3. Развитие восприятия. | Чтение сказки Л.Н.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку». | |
4. Развитие связной речи. | Беседа по содержанию: · Про кого эта сказка? · Что произошло с героями сказки? · Почему волк отпустил белку? · Почему волк решил, что белки всегда веселы? · Отчего белки всегда веселы, а волку всегда скучно? · Как об этом говорится в сказке? (зачитать) · | |
4. Развитие памяти | Повторное чтение сказки. | |
5. Развитие связной речи. | Пересказ.(Один начинает, следующий продолжает) Воспитатель записывает. После пересказа текст прочитать целиком, внести поправки. | |
6. Физминутка. | См. картотеку. | |
7. Обогащение словаря. | Подбор антонимов. - Белка веселая, а волк…; - Белка веселится, а волк…; -Белке весело, а волку…; | |
8. Обогащение словаря. | Подбор однокоренных слов · Веселый, · Грустный. | |
9.Развитие фонематического слуха. | Упражнение «Какое слово не подходит?» Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица. Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий. |
Л.Н.Толстой
«Белка прыгала с ветки на ветку »
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»
Программное содержание: учить составлять рассказ, закреплять названия военных профессий, военной техники; упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, в подборе синонимов; развивать память, мышление, речь; воспитывать уважение к Защитникам Отечества.
Активизация словаря: названия военных профессий, техники, словаря синонимов.
Оборудование: картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники.
Предварительная работа: заучивание стихов об армии; домашнее задание: попросить пап и дедушек рассказать детям о службе в армии.
1. Организационный момент | Сядет тот, кто правильно назовет представителей военных профессий. (по картинкам) | |
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. | Загадывание загадок. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет) Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют) Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет. (самолет) Ходит город – великан на работу в океан (корабль) | |
3. Расширение объема словаря | Дид. игра «Кому что нужно?» На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии: Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль. | |
4. Развитие связной речи | Чтение стихов об Армии (выучить заранее) | |
5. Физминутка | См. на обороте. | |
5.Словоизменение | И/упр. «Скажи много» Смелый летчик – смелые летчики; железная каска - …, быстрая ракета - …, боевой корабль - …, военный самолет - …, храбрый танкист - …, пограничная полоса - …, умная собака - …, большой парашют - …, меткий стрелок - …, отважный солдат - …, боевой офицер - … | |
6.Активизация словаря. | Дид.игра «Скажи по другому»(с мячом) Храбрый – смелый, отважный, бесстрашный; солдат – боец, воин; большой – огромный; сильный – могучий; охранять – беречь, стеречь; | |
7. Словоизменение | И/упр. «Сосчитай»(дети передают мяч друг другу) Одна быстрая ракета, две быстрые ракеты, три… - пять быстрых ракет; один тяжелый танк…, один боевой корабль…, один военный вертолет. | |
8.Развитие связной речи | Дид.игра «Составь рассказ о папе» Дети рассказывают о том, где и кем служили их папы или дедушки. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: Составление рассказа по картине «НА ГРАНИЦЕ»
Программное содержание: Обеспечение целостного восприятия картины «На границе». Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, памяти, координации речи с движением. Воспитание самостоятельности, активности, любви к Родине.
Активизация словаря: работа, служба, граница, охрана, пограничник, поводок, оружие, рация, бинокль, вышка, столб, охранять, наблюдать, смелый, отважный, важный.
Оборудование: Картина «На границе», картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники, конструктор «Лего».
Литература: Н.В.Нищева. конспекты подгрупповых занятий в старшей группе с ОНР. Стр 454.
1. Организационный момент | Сядет тот, кто правильно назовет то, что изображено на картинках(пушка, самолет, автомат, танк, ракета, каска, шинель, корабль, парашют…) | |
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. | Загадывание загадок. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет) Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют) Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет. (самолет) Ходит город – великан на работу в океан (корабль) | Можно провести перед занятием. |
3. Расширение объема словаря | Дид. игра «Кому что нужно?» На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии: Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль. | |
4. Развитие связной речи 5. Развитие моторики и координации | Рассматривание картины, беседа по картине. - Кого вы видите на картине? (пограничников) - Давайте расскажем о каждом из них. Дети: - Один пограничник ведет на поводке собаку. Она учует, если через границу прошел человек. - У другого пограничника рация, он говорит по рации с другими пограничниками. - Третий пограничник стоит и внимательно смотрит в бинокль в сторону границы. Вос-ль: мы видим отряд пограничников: три человека и служебная собака. Они идут вдоль границы. Что мы видим на заднем плане, расскажите. Дети: - Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль всей границы. - Вдалеке мы видим вышку. С нее пограничники ведут наблюдение за границей. Упражнение «Кто скорее?» - Какого цвета пограничный столб (на нем чередуются красные и зеленые полосы). - Давайте проведем соревнование и узнаем, кто скорее соберет пограничный столб из конструктора. (дети собирают столбы из конструктора «Лего») | |
6. Физминутка | «Солдатик» | |
7. Активизация словаря. | Дид.игра «Скажи наоборот»(с мячом) Далеко – близко, высоко - …, легкий - …, медленный - …, кривая - …, толстая - …, чистая-…, громкий-…. | Смотреть по времени, можно провести в свободное время. |
8.Развитие памяти, мышления. | Составление плана рассказа по картине. 1. Рассказать о том, что мы видим отряд пограничников. 2. Рассказать о каждом пограничнике. 3. Рассказать о том, что мы видим на границе. 4. Рассказать какую важную службу несут пограничники. | |
9. Подготовка к рассказыванию. | Предложить детям еще раз внимательно посмотреть на картину и подготовиться к составлению рассказа. | |
10.Развитие связной речи. | Составление рассказа по картине | |
11. Итог занятия |
На границе
На картине мы видим отряд пограничников. Это три человека и собака. Они идут вдоль границы.
Один пограничник ведет на поводке собаку. Собака учует, если через границу прошел человек. У второго пограничника рация. Он говорит по рации с другими пограничниками. Третий пограничник стоит и внимательно смотрит в бинокль в сторону границы.
Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль границы. Вдалеке мы видим вышку. С нее пограничники ведут наблюдение.
Пограничники несут важную и опасную службу. Они смелые и отважные.
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: Составление рассказа по картине «ОХРАНА ГРАНИЦЫ»
Программное содержание: Обеспечение целостного восприятия картины «На границе». Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, памяти, координации речи с движением. Воспитание самостоятельности, активности, любви к Родине.
Активизация словаря: работа, служба, граница, охрана, пограничник, поводок, оружие, рация, бинокль, вышка, столб, охранять, наблюдать, смелый, отважный, важный.
Оборудование: Картина «На границе», картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники, конструктор «Лего».
Литература: Н.В.Нищева. конспекты подгрупповых занятий в старшей группе с ОНР. Стр 454.
1. Организационный момент | Сядет тот, кто правильно назовет то, что изображено на картинках(пушка, самолет, автомат, танк, ракета, каска, шинель, корабль, парашют…) | |
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. | Загадывание загадок. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет) Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют) Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет. (самолет) Ходит город – великан на работу в океан (корабль) | Можно провести перед занятием. |
3. Расширение объема словаря | Дид. игра «Кому что нужно?» На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии: Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль. | |
4. Развитие связной речи 5. Развитие моторики и координации | Рассматривание картины, беседа по картине. - Кого вы видите на картине? (пограничников) - Давайте расскажем о каждом из них. Дети: - Один пограничник ведет на поводке собаку. Она учуяла, что через границу прошел человек. - Пограничники увидели следы, значит нарушитель перешел границу. - У пограничников есть оружие - автоматы. - Собака ведет людей по следу. Они поймают нарушителя. Вос-ль: мы видим отряд пограничников: два человека и служебная собака. Они идут вдоль границы. Что мы видим на заднем плане, расскажите. Дети: - Справа мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль всей границы. - Вдоль границы проходит полоса рыхлой земли или песка. На ней хорошо видны следы. Упражнение «Кто скорее?» - Какого цвета пограничный столб (на нем чередуются красные и зеленые полосы). - Давайте проведем соревнование и узнаем, кто скорее соберет пограничный столб из конструктора. (дети собирают столбы из конструктора «Лего») | |
6. Физминутка | «Солдатик» | |
7. Активизация словаря. | Дид.игра «Скажи наоборот»(с мячом) Далеко – близко, высоко - …, легкий - …, медленный - …, кривая - …, толстая - …, чистая-…, громкий-…. | Смотреть по времени, можно провести в свободное время. |
8.Развитие памяти, мышления. | Составление плана рассказа по картине. 5. Рассказать о том, что мы видим отряд пограничников. 6. Рассказать о каждом пограничнике. 7. Рассказать о том, что мы видим на границе. 8. Рассказать какую важную службу несут пограничники. | |
9. Подготовка к рассказыванию. | Предложить детям еще раз внимательно посмотреть на картину и подготовиться к составлению рассказа. | |
10.Развитие связной речи. | Составление рассказа по картине | |
11. Итог занятия |
На границе
На картине мы видим отряд пограничников. Это два человека и собака. Они идут вдоль границы. У пограничников есть оружие – автоматы.
Один пограничник ведет на поводке собаку. Собака учуяла, что через границу прошел человек. Пограничники увидели его следы. Отряд догонит и задержит нарушителя.
Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль границы.
Пограничники несут важную и опасную службу. Они смелые и отважные.
Физминутка «СОЛДАТИК»
На одной ноге постой-ка Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди Да смотри, не упади! А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Раз, два – дружно в ногу, Три, четыре – тверже шаг! | Маршируют Стоят на правой ноге Стоят на левой ноге Маршируют, садятся на места |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «О ТЕХ, КТО ХЛЕБ РАСТИТ»
Программное содержание: учить детей полно и точно отвечать на вопрос; развивать навыки составления рассказа по картине; учить применять в речи образные выражения; развивать фонематический слух.
Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства;
Оборудование: картинки с изображением различных изделий из хлеба, репродукция картины И.И.Шишкина «Рожь», иллюстрации с изображением полевых работ, людей разных профессий, которые выращивают хлеб, разрезные картинки.
Введение в занятие | Послушайте стихотворение и подумайте, как можно его назвать. Поскорее накрывай стол скатеркой чистой. Перед нами каравай с корочкой душистой! Круглобок и маслян он, в меру крут, посолен – Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем. Режь, да ешь от всей души, силы набирайся. Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся. Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился, Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился. Как вы думаете, как можно назвать стихотворение? Оно называется «Каравай». Обратите внимание на последние строки: «Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился, Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился». Давайте сегодня побеседуем о тех людях, которые выращивают хлеб. | |
Игра «Волшебная палочка» | Поиграем в волшебную палочку: палочка идет по кругу, тот, кто взял палочку, говорит слово. Важно, чтобы слова не повторялись. Сначала мы обсудим, какие профессии у людей, которые выращивают хлеб. Ранней весной в поле выходят трактора. Ими управляют… (палочка переходит к другому ребенку). - Какую работу делает тракторист на транспорте? -Какие машины используют для уборки хлеба? (комбайны). Какую работу делает комбайнер? (Жнет, обмолачивает.) Кто вывозит зерно с поля? Как назвать одним словом всех людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) Как вы думаете, почему профессия называется - (хлебороб)? Затем тема для разговора меняется. Итак люди много трудятся, чтобы вырастить хлеб. А как они работают? Люди могут работать быстро (медленно, аккуратно, старательно, лениво, спустя рукава, не покладая рук, не зная отдыха, и т.п.) Как вы понимаете фразу «спустя рукава»? В давние времена самые богатые и знатные люди на Руси – бояре – носили одежду с длинными рукавами. Сами бояре не работали, за них все делали слуги. Вот народ и придумал про этих лентяев выражение «Спустя рукава». Представьте, что у вас длинные рукава, они закрывают всю руку, ладонь, пальцы, свисают до пола, путаются под ногами. Вы сможете с такими рукавами помыть посуду, расставить по местам игрушки, подмести пол? Вот и получается, что работать «спустя рукава» - это значит лентяйничать, ничего не делать. Как назвать человека, который хорошо работает, любит трудиться? (Трудолюбивый). А как назвать человека, который трудиться не хочет (ленивый, лентяй, лодырь). недаром в народе есть такая пословица: «Не трудиться – хлеба не добиться». | |
Игра «Да - нет» | Водящий загадывает одно из хлебобулочных изделий, на картинке. Дети должны отгадать какое. Можнозадавать вопросы, на которые водящий может отвечать «да или нет». Например - сухарь. - Этот продукт их пшеничной муки? – Да. - Он мягкий? - Нет. - Он круглый? – нет. -Он мягкий? – да. | |
Физминутка | См. картотеку. | |
Игра «Сложи картинку» | Дети складывают разрезные картинки и придумывают по ним рассказы. Чтобы рассказ получился связным, предложения должны соединяться друг с другом, цепляться друг за друга, образуя единую цепь. Например, следующее предложение может начинаться со слова, которым закончилось предыдущее.(Я расскажу о трактористе. Тракторист работает на большом тракторе. Трактор пахал землю.) | |
Итог | Ваши рассказы получились очень интересными. В них правильно и подробно описан труд хлеборобов. предлагаю вам послушать одно стихотворение. Написал его Я.Аким Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. | |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «ХЛЕБ»
Программное содержание: закрепить знания детей о том, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих; продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать слова - антонимы, закрепить словарь по данной теме; закреплять умение составлять предложения по картинкам.
Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства;
Оборудование:: картинки с изображением различных изделий из хлеба, иллюстрации с изображением полевых работ, зерноуборочной техники, разрезные картинки.
Литература: Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова. Развитие и коррекция речи детей; О Скоролупова. Осень.
Организационный момент | Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто. В магазине занял место. Вырос он под синим небом, А пришел на стол к нам – хлебом. | ||
Беседа о хлебе | - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о хлебе) - Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине? - Какие вы знаете зерновые культуры? (показать картинки) (Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес) Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (колос) Рассмотреть колос (можно картинку) - Из чего состоит колос? (стебель, зерно, усики) - Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (растут в поле, из них делают хлеб) - Чем отличаются эти колосья? (колос пшеницы толще, чем колос ржи; зерна пшеницы круглые, а зерна ржи длинные; из ржи получают темную муку и пекут ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.) - Где растет хлеб? (в поле) - Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) Рассмотреть картинки. - Какие машины пашут землю? (Трактора) - Кто работает на тракторе? - Кто работает на комбайне? - Куда везут зерно на машинах (на элеватор) - Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно) - С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зерен получают муку. - Куда потом везут муку? (на хлебозавод) - Что выпекают на хлебозаводе из муки? (хлеб, булки...) | ||
Физминутка |
| ||
Синонимы | - На какое огромное поле мы приехали. Много на нем колосьев. - Один колосок высокий (большой, толстый, длинный, прямой), а другой... | ||
Большой - маленький | И/у «Назови ласково» - Поле – полюшко. - Колос - … - Пшеница - …(пшеничка) - Ячмень – ячменёч, - Кукуруза - кукурузка… - Зерно - … - Стебель - … | ||
Образование прилагательных от существительных | - Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? (пшеничный) - Из ржи пекут лепешки, значит лепешка какая? (ржаная) - Из кукурузы делаю масло, значит масло какое? (кукурузное) - Из пшена варят кашу, значит каша какая? (пшенная) - Из риса (гречки) варят кашу, значит каша какая?... | ||
Составление предложений по картинкам. | Соберите разрезные картинки и составьте по ним предложения. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «ПРОДУКТЫПИТАНИЯ»
Программное содержание: закреплять и систематизировать знания детей о продуктах питания; упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных;
В составлении предложений с однородными членами, развивать слуховое внимание; учить пересказывать рассказ по ролям; пополнять словарь словами – обобщениями. Воспитывать доброжелательность, умение сотрудничать.
Активизация словаря: продукты – мясные, рыбные, овощные, фруктовые, хлебобулочные, молочные.
Оборудование: предметные картинки – рыба, мясо, курица, хлеб, молоко, сахар, творог, яйца; предметные картинки – блюда из разных продуктов(кефир, творог, сметана, колбаса, сосиски, котлеты, суп, салат, сок томатный, или овощной, яблочный сок, фруктовый сок, компот, батон, торт, пирожное, пирожки,)
Организационный. Образование относительных прилагательных от существительных | Дид.игра «Что приготовим?» У детей предметные картинки. - Расскажите, что вы приготовите из своего продукта. (мясной фарш, куриный бульон, хлебные сухари, молочный коктейль, овощное пюре, фруктовый сок, сахарный сироп, творожное печенье и т.п.) | |
Связная речь. Составление предложений с однородными членами, развитие слухового внимания. | И/у «Найди ошибку». - Я пеку чай и кипячу блины. - Я ем сок и пью суп. - Я жарю крем и взбиваю картошку. - Я варю котлеты и жарю суп. - Я пью торт и ем компот. - Я пеку молоко и пью пирог. - Я пью рыбу и жарю молочный коктейль. | |
Расширение объема словаря | И/у «Какие это продукты?» - Назовите молочные продукты.(кефир, йогурт, творог, сметана) – Какие это продукты? (молочные) - Назовите мясные продукты (колбаса, сосиски, котлеты). – Какие это продукты? - Назовите рыбные продукты (жареная рыба, уха, рыбные котлеты). – Какие это продукты? - Назовите овощные продукты (овощной суп, салат, томатный сок)… - Назовите фруктовые продукты. (сок, компот, начинка для пирога)… - Назовите хлебобулочные продукты (пирожки, батон, пирожное и т.п.)… | |
Словообразование | И/у «Для чего нужен предмет?» - Для чего нужна хлебница? (Для хранения хлеба). Где храним хлеб? (В хлебнице) Сухарница, сахарница, солонка, конфетница, перечница, салатница, соусник, молочник, чайник. | |
Физминутка | Проговорить рифмовку, сопровождая речь хлопками (на каждую строчку – 4 хлопка) Жили-были сыр, котлеты, Мармелад, зефир, конфеты, Соки, овощи и фрукты, Называем их – продукты, Называем их – еда, Очень любим их всегда. | |
Связная речь. Пересказ рассказа «Что вкуснее?» | Прочитать рассказ, распределить роли (раздать картинки). Разыграть сказку. «Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее. Котлета сказала: - Я вкуснее всех, потому я из мяса. Суп сказал: - Я вкуснее всех, потому я из курицы. А салат им в ответ: - Я вкуснее всех, потому я из овощей. -Я вкуснее всех, потому я из фруктов, - возразил компот. - Я вкуснее всех, потому я из творога, - вмешался в спор пирог. - Я вкуснее всех, потому я из рыбы, - крикнула запеканка. Пюре сказало: - Я вкуснее всех, потому я из яблок. Квас закричал: - Я вкуснее всех, потому я хлебный. Кисель не согласился: - Я вкуснее всех, потому я из малины. А каша ему: - Я вкуснее всех, потому я молочная. Таня услышала спор продуктов и сказала: - Не спорьте, вы все очень вкусные. Я всех вас скушаю с удовольствием» |
Технологическая карта занятия по развитию речи
в подготовительной логопедической группе
Тема: «ЗИМА»
Программное содержание: обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать однокоренные слова, упражнять в составлении предложений; активизировать словарь по денной теме, развивать внимание, мышление.
Активизация словаря: снежок, снежинка, морозец, сугроб, снегопад, морозный, ледяная.
Оборудование: зимние пейзажи, картина «Зимняя прогулка»
1. Организационный момент | Сядет тот, кто скажет: какая бывает зима (холодная, морозная, суровая…) | |
2. Расширение объема словаря | д/ и «Подбери слово» снег какой? -…; лед - …; ночь зимой - …; день зимой - …. | |
3. Классификация предметного словаря | Какие слова зимние? - снег, почки, куст; - цветы, снежинка, мороз; - дождь, капель, сосулька; - снегопад, дождь, листопад; - оттепель, ягоды, грибы, снеговик; - листья, цветы, метель. | |
4. Классификация предметного словаря | Какое слово лишнее? Ноябрь, декабрь, январь, февраль. | |
5. Словоизменение | Д/и «Доскажи словечко»(см.на обороте) Д/и «Скажи ласково» Снег – снежок, ветер, мороз, сугроб, лед, холод, зима. | |
ФИЗМИНУТКА | См. на обороте | |
6. Расширение объема словаря | О чем можно сказать? - морозный (день, воздух, вечер) - холодное (утро, небо) - снежная (улица, горка, баба) - ледяные (горки, реки, сосульки, дорожки) | |
7. Развитие связной речи | Составление предложений по картинкам. | |
8. Итог занятия | -О каком времени года мы говорили? - назовите первый, (второй, третий) месяц зимы. |