Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям




«Физическая культура», «Здоровье»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- игровые упражнения «Весёлые капельки», «Кто соберёт больше цветочков», «Медвежата, просыпайтесь»;

- несложные сюжетные подвижные игры «Птички летают», «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Пройди мишкой, поползи мышкой» и др.;

- беседы на освоение и запоминание правил здоровьесберегающего и безопасного поведения на улице («Расскажи, почему нельзя ходить по лужам?», «Какую одежду одевать весной?» и др.).

 

«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Дидактическая игра «Найди такой же …»

Способствовать освоению сенсорных эталонов, выделяя признаки объектов природы (цвет, форма, величина): (круглой формы - «как солнышко», зелёного цвета – «как листик», треугольной призмы – «как ёлочка»). Обогащать чувственный опыт детей.

 

«Познание» (развитие кругозора)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Беседа: «Весна пришла».

Продолжать знакомить детей с изменениями в живой и неживой природе, происходящие весной (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки, прилетают птицы, появляются птенцы у птиц, пробуждаются от спячки животные, появляются почки на деревьях, кустах, дети легко одеты, могут играть с песком, водой). Побуждать участвовать в разговоре, самостоятельно рассказывать о своих впечатлениях.

 

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Чтение стих.А.Плещеева «Весна».

Познакомить со стихотворением. Учить называть признаки весны.

(приёмы понимания речи, активизация, обогащение словаря (весна, весенний, веснянка), стимулирование совместного со взрослым построения высказывания из 2-3 предложений).

 

«Художественное творчество» (рисование)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Рисование «Дождик»

Развивать умение создавать простые изображения, ритмично нанося разные по длине линии (приёмы рисования разных по длине линий (ручейки), мазков (капельки).

 

«Художественное творчество» (аппликация)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Аппликация «Скворечник»

Учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей, определять форму части (прямоугольная, круглая, треугольная).

 

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- музыкальные произведения для слушания: «Солнышко» (муз. М.Раухвегера, сл. А.Барто, «Зима прошла» муз. Н.Метлова сл. М.Клюковой); для пения «Водичка» (муз. Е.Тиличеевой, сл. А.Шибицкой);

- музыкально-дидактические игры («Греет солнышко теплее» муз.Т.Вилькорейской);

- приёмы понимания простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр);

- двигательные образные импровизации под музыку;

- имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – птиц, лёгкого ветерка и др., способствующих развитию воображения и творчества;

- игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят» (громко-тихо)).

В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:

- предметы народных промыслов и быта (глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушки из соломы, дерева;

- иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным сказкам, фольклору, историям о животных, стихам;

- сюжетная живопись по теме «Мир животных»;

- разнообразные яркие игрушки, природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера;

- наборы для театрализации (шапочки-маски, фрагменты костюмов для игр-драматизаций, игрушки и фигурки настольного и пальчикового театра);

- книги для рассматривания и детского чтения (Е.Благинина «Дождик», В.Берестов «Мишка, мишка, лежебока», «Больная кукла», Ю.Мориц «Ручеёк», Н.Павлова «Щепочка и камешек», И.Токмакова «Глубоко ли, мелко», «Голуби», Д.Хармс «Весёлые чижи», «К.Чуковский «Мойдодыр», Е.Чарушин «Кошка», «Курочка», «Что за зверь», Л.Квитко «Кисонька», «В садочке», Н.Забила «Ясочкин садик» и др.;

- книги и иллюстрации, отражающие признаки весны в живой и неживой природе

- настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;

- наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (ветка дерева распускается в тепле, для комнатных растений нужны тепло, вода), с водой песком, снегом;

- материалы для дорисовки: «Тает сосулька», «Капает дождик», «Дует ветер»;

- атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей;

- наборы одежды для кукол;

- алгоритмы трудовых действий;

- наборы-конструкторы для строительства различных построек;

- изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки), неизобразительный материал: толчёная скорлупа, опилки, палочки и т.п.;

- дидактические пособия для развития мелкой моторики.

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:

- организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки;

- привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением;

- наблюдать за повадками знакомых детям животных ближайшего окружения;

- использовать зеркальце для получения солнечных зайчиков,

- обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями;

- почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка;

- привлекать к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых явлений.

 

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро:

- рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о растениях, животных и человеке;

- приёмы, вызывающие интерес к отражению в сюжетных играх событий из прочитанных книг, впечатлений от коллективных т личных наблюдений, рассматриваемых картинок;

- обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта ребёнка («Шла Маша в детский сад, а вокруг лужи. Как пройти и не замочить ноги?»);

- побуждение к рассказыванию о домашних питомцах;

- рассматривание иллюстраций, картин, побуждая детей к узнаванию, различению и называнию объектов и явлений природы;

- игры-имитации, отражающие особенности объектов живой и неживой природы, выражая их голосом, движениями («кружатся листочки», прыгают воробышки» и т.п.);

- опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле);

- наблюдения за посадками луковиц и крупных семян;

- игры-имитации, отражающие характерные действия (летят большие и маленькие птицы), в разном темпе (дождик полил – крылышки замочил);

- постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Дорожки», «Заборчики», «Мосты» и др.), стимулируя обыгрывание построек и включение их в игру;

- приёмы формирования навыков рисования в предметном изображении (передача общих признаков и характерных деталей), в сюжетном изображении (создавать изображение на всём листе с учётом линии горизонта);

- игры-экспериментирования с изобразительными материалами, связанные с умением подбирать цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый) при раскрашивании изображённых предметов или явлений природы;

- игры с предметами, картинками: «Что сначала, что потом», «Узнай, кто позвал» и др;

- рассматривание предметов и картинок о трудовой деятельности взрослых в природе;

- простые трудовые поручения по уходу за комнатными растениями поливать растения, очищать от пыли и т.п.);

- экспериментирование с музыкальными природными звуками.

 

Гигиенические процедуры:

- обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Умываются котята и цыплята и утята…»), наблюдениям за птицами, животными);

- ситуативные беседы с использованием игрового персонажа (куклы «Веснянки») о процессах одевания в соответствии с погодными условиями, элементарного поддержания чистоты в одежде во время прогулки (обходить лужи, отряхивать одежду от мокрого песка и т.п.).

Завтрак, обед, полдник, ужин:

- ситуативные беседы о пользе витаминов в весенний период, которые содержатся в свежих овощах и фруктах;

 

Прогулка:

- образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ поведения в предметом мире, основанный на знании назначен Ия предмета и свойств материала, использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»);

- наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег);

- наблюдения за птицами, животными, растениями и другими объектами живой природы, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении);

- наблюдения сенсорных признаков объектов природы (цвет, форма, величина);

- обращение внимания детей на необычные явления, предметы (цветение растений, солнечный луч, блеск лужицы и т.п.);

- беседы о бережном отношении к объектам природы (почему не следует рвать цветы, ломать ветки кустарников и т.п.);

- игры-экспериментирования с водой, песком, глиной и т.п.

- подвижные игры «Дождик»; «Солнечные зайчики» и др.;

- упражнения на развитие основных движений;

- индивидуальная работа по развитию основных движений;

- элементарные трудовые поручения на участке (собрать веточки, сложить игрушки в корзину); привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями, поддерживает порядок на участке);

- наблюдения за трудом взрослых, обращая внимание на трудовые действия и результат трудовой деятельности;

- наблюдение фрагментов конкретных видов труда (уборка территории детского сада, посадка семян в огороде, цветнике и т.п.);

- игровые ситуации («Соберём куклу на прогулку», «Научим Неумейку наводить порядок на участке»);

- образовательные ситуации, обеспечивающие понимание направленности трудовых процессов на заботу о детях и близким им людям («Поможем дворнику»);

- образовательные ситуации по ознакомлению с объектами живой природы ближайшего окружения («Первое знакомство»).

Вечер:

- рассматривание книжек-картинок с иллюстрациями В.Васнецова, С.Маршака, В.Сутеева;

- чтение стихов («А.Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег» А. Фет «Уж верба вся пушистая», З.Александрова «Капель», «Весенняя уборка», В.Берестов «Весенняя песенка» и др.), сказок («Почему кот моется после еды», «У солнышка в гостях» и др.);

- чтение художественной литературы (А.Майков «Ласточка примчалась», А. Плещеев «Весна», В. Бианки «Песенка весенних минут», «Купание медвежат», Л.Толстой «Птица свила гнездо», С. Маршак «Март, апрель, май»);

- прослушивание музыкальных произведений («Звуки капели, звуки весны»);

- игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (неуклюжие медведи, весёлые зайчики, птицы, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером);

- игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов;

- игры с персонажами настольного, пальчикового театров с предварительным обсуждением обобщенных характеристик (хитрая, добрая);

- игры- импровизации с персонажами пальчикового театра (на пальцы надеваются головки зверей), куклами-варежками (на варежку нашиваются аппликации мордочек зверей) с изображением игровых действий, сопровождением их речью;

- игры-истории с целью практикования и закрепления безопасного поведения на улице «Опасно-безопасно»;

- приёмы, побуждающие к отражению содержания знакомых сказок и стихотворений в игровой деятельности;

- наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира (побуждение детей различать, узнавать, называть конкретных животных, растений, явлений природы. С помощью вопросов, педагог помогает найти яркие признаки конкретных растений, животных, явлений природы – «Как ты узнал?»);

- беседы: «Что мы видели на улице?», «Как изменилась одежда людей весной?».

 

Вечерняя прогулка:

- игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку», «Расскажем Веснянке, как мы одеваемся на прогулку»;

- игры-обсуждения «Кто во что одет?»;

- беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона);

- наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);

- наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде;

- опыты, эксперименты с водой, песком («Лепим колобки», «Печём куличики» - эксперименты с разным песком: влажным и сухим);

- игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки;

- подвижные игры: «Кто соберёт больше цветочков», «Поймай бабочку», «Пройди по дорожке» и др.;

- элементарные трудовые поручения по уборке участка. Поддерживать стремление малышей к участию в совместной трудовой деятельности.


Примерный план

Образовательной работы

С детьми 4-5 лет

Тема: «Весна шагает по планете»

Программное содержание:

1. Обогащение представлений детей о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей, трудовой деятельности (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения; прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов, пробуждаются от спячки животные, появляются насекомые; дети легко одеты, могут играть с песком, водой).

2. Развитие эмоциональной отзывчивости и разнообразия переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

3. Обогащение опыта исследовательских действий по изучению качеств и свойств объектов живой и неживой природы, обогащать опыт исследовательских действий.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:

«Физическая культура», «Здоровье»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- игры и упражнения для развития скоростно-силовых качеств «Радуга» (прыжки через ленты, лежащие на расстоянии 1 м, цвет которых соответствует цвету полос радуги), «Перепрыгивание через ручейки»;

- подвижные игры: «Через ручейки», «Солнце и дождик» и др.;

- беседы о факторах, обеспечивающих здоровье человека в весенний период (витамины, закаливание, физические упражнения, соблюдение режима дня);

 

«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Конструирование из строительного материала «Скворечник».

Учить построению конструкции по образцу, характеристик объектов, их протяжённости, установления месторасположения частей и деталей.

 

«Познание» (развитие кругозора), «Труд» (рукотворный мир)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Беседа: «Весна пришла».

- Уточнять и расширять знания детей об изменениях в живой и неживой природе весной (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки, прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов, пробуждаются от спячки животные, появляются насекомые, появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты, могут играть с песком, водой).

 

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Образовательная ситуация-рассуждение «Почему говорят, что природы весной просыпается?»

Развивать умение высказываться на заданную тему, отстаивать свою точку зрения, опираясь на полученные впечатления в процессе наблюдений, чтения художественной литературы.

 

«Художественное творчество» (рисование)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Рисование «Подснежник».

Упражнять в рисовании знакомых предметов, располагать изображение по всему листу.

 

«Художественное творчество» (аппликация)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Аппликация (обрывная) «Верба».

Совершенствовать навыки работы с бумагой: обрывание, разрывание.

 

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- музыкальные произведения для слушания «Солнышко» (муз. М.Раухвегера, сл. А.Барто, «Зима прошла» муз. Н.Метлова сл. М.Клоковой, «Песенка о весне» муз.Г.Фрида, сл. Н.Френкель); для пения «Водичка» (муз. Е.Тиличеевой, сл. А.Шибицкой);

- музыкальное движение «Танец с зонтиками» муз.В.Костенко сл.Т.Коломиец;

- музыкально-дидактические игры («Греет солнышко теплее» муз.Т.Вилькорейской);

- приёмы понимания простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр);

- имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – птиц, лёгкого ветерка и др., способствующих развитию воображения и творчества;

- игры на музыкальных инструментах: подыгрывание «Песенки о весне» муз.Г.Фрида, сл. Н.Френкель;

- танцевально-игровое творчество: «Зайчик, зайчик, где бывал» муз.М.Скребковой, сл.А.Шибицкой;

- развлечение «Весенние загадки».

В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:

- предметы народных промыслов и быта (глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушки из соломы, дерева;

- иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным сказкам, фольклору, историям о животных, стихам;

- сюжетная живопись по теме «Мир животных»;

- разнообразные наборы игрушек (домашние и дикие животные), природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера;

- наборы для театрализации (шапочки-маски, фрагменты костюмов для игр-драматизаций, игрушки и фигурки настольного и пальчикового театра);

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Аптека», «Больница», «Поликлиника»;

- литературные произведения для детского чтения (малые формы фольклора: «Солнышко – колоколнышко…», «Ты, трава ль моя…» и др.; сказки: «Заюшкина избушка», «У солнышка в гостях»; произведения русской классической литературы: «О.Белявская «Вербочки», В.Жуковский «Птичка», А.Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег…»; произведения современной русской и зарубежной литературы: З.Александрова «Одуванчик», Е.Благинина «Дождик», М.Клокова «Воробей с берёзы…», Ю.Мориц «Ручеёк», Д.Хармс «Кораблик», П.Воронько «Я носила воду, воду…», Я.Колас «Цветок» (пер.с белор.), Э.Маркуш «Купание воронёнка» (пер.с венг.);

- изобразительные материалы для отражения впечатлений детей об изменениях в природе (бросовый материал, обводки, контуры, тонированная бумага для изображения, составления пейзажей и натюрмортов);

- иллюстрации, отражающие признаки весны в живой и неживой природе

- дидактические игры: «Мой организм», «Витамины»;

- настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;

- наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (ветка дерева распускается в тепле, для комнатных растений нужны тепло, вода), с водой песком, снегом;

- оборудование для игр-экспериментирований и игр-путешествий, связанных со здоровым образом жизни;

- материалы для дорисовки: «Тает сосулька», «Капает дождик», «Дует ветер»;

- наборы одежды для кукол;

- алгоритмы трудовых действий;

- наборы-конструкторы для строительства различных построек;

- изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки), неизобразительный материал: толчёная скорлупа, опилки, палочки и т.п.;

- дидактические пособия для развития мелкой моторики.

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:

- организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки;

- привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением;

- наблюдать за повадками знакомых детям животных ближайшего окружения;

- использовать зеркальце для получения солнечных зайчиков,

- обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями;

- почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка;

- поиграть в развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.;

- поиграть в игры на развитие воображения: «Чудесный мешочек»,

- привлекать к работе с неоформленным и природным материалом (выполнить совместно с детьми из природного и неоформленного материала скворечник или кормушку для птиц и повесить возле дома);

- прослушать аудиозаписи тематического литературного материала, тематических детских песен, например;

- привлекать к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых природных явлений.

 

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро:

- рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о растениях, животных и человеке;

- игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих здоровье в весенний период;

- простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке…»);

- дидактические игры: «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен» и др.;

- побуждение к рассказыванию о домашних питомцах, об их повадках;

- игры-имитации, отражающие особенности объектов живой и неживой природы, выражая их голосом, движениями («кружатся листочки», прыгают воробышки» и т.п.);

- игры-имитации, отражающие физические особенности движений, голоса, эмоционального состояния игрового образа (летят большие и маленькие птицы, идёт по снегу большой медведь и маленькая обезъянка);

- игры-упражнения типа: «Вот как Галю одевали»;

- опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле);

- игры с водой, снегом, льдом: «Тонет – не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала), «Освобождение из плена» (размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей);

- игры с зеркалом: «Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика»), «Солнечные зайчики» (воспитатель и дети пускают весёлые солнечные зайчики);

- наблюдения за посадками луковиц и крупных семян;

- постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Дорожки», «Заборчики», «Мосты» и др.), стимулируя обыгрывание построек и включение их в игру;

- приёмы формирования навыков рисования в предметном изображении (передача общих признаков и характерных деталей), в сюжетном изображении (создавать изображение на всём листе с учётом линии горизонта);

- образовательные ситуации, игры-экспериментирования по развитию умений конкретизировать замысел, выбору материалов, цветового и композиционного решения при изображении объектов и явлений живой природы;

- экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Какое цвета весеннее небо?» и т.п.);

- игры с предметами, картинками: «Что сначала, что потом», «Узнай, кто позвал» и др.;

- простые трудовые поручения по уходу за комнатными растениями поливать растения, очищать от пыли и т.п.);

- рассматривание предметов и картинок о трудовой деятельности взрослых в природе в весенний период;

- экспериментирование с музыкальными природными звуками: «Угадай, что шуршит, что гремит» (узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и т.п.); «Погремушки» (какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов).

 

Гигиенические процедуры:

- обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Умываются котята и цыплята и утята…»), наблюдениям за птицами, животными);

- рассуждения о процессах одевания в соответствии с погодными условиями;

- решать проблемные ситуации, связанные с охраной здоровья: «Можно ли гулять по лужам?»;

- приёмы формирования умения элементарного поддержания чистоты в одежде во время прогулки (обходить лужи, отряхивать одежду от мокрого песка и т.п.).

Завтрак, обед, полдник, ужин:

- беседы, позволяющие обогащать представление детей об основных источниках витаминов, укрепляющих здоровье в весенний период.

 

Прогулка:

- образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ поведения в предметном мире, основанный на знании назначения предмета и свойств материала, использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»);

- наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег);

- наблюдения за птицами, животными, растениями и другими объектами живой природы, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении);

- наблюдения сенсорных признаков объектов природы (цвет, форма, величина);

- обращение внимания детей на необычные явления, предметы (цветение растений, солнечный луч, блеск лужицы и т.п.);

- беседы о бережном отношении к объектам природы (почему не следует рвать цветы, ломать ветки кустарников и т.п.);

- игры-экспериментирования с водой, песком, глиной и т.п.

- игры и упражнения для развития скоростно-силовых качеств: «Кузнечик»

- подвижные игры «Дождик»; «Солнечные зайчики» и др.;

- индивидуальная работа по развитию основных движений и физических качеств;

- элементарные трудовые поручения на участке (собрать веточки, сложить игрушки в корзину); привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями, поддерживает порядок на участке. Поддерживать желание помогать взрослым);

- выполнение трудовых действий, связанных с сезонными посадками (посадка и выращивание лука, крупных семян растений);

- привлечение к уходу за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника;

- образовательные ситуации, обеспечивающие понимание направленности трудовых процессов на заботу о детях и близким им людям («Поможем дворнику»);

Вечер:

- наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира (побуждение детей различать, узнавать, называть конкретных животных, растений, явлений природы. С помощью вопросов, педагог помогает найти яркие признаки конкретных растений, животных, явлений природы – «Как ты узнал?»);

- беседы: «Что мы видели на улице?», «Как изменилась одежда людей весной?»;

- беседы о сезонных изменениях в природе, изготовление условных заместителей;

- рассматривание книжек-картинок с иллюстрациями В.Васнецова, С.Маршака, В.Сутеева;

- чтение стихов («А.Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег» А. Фет «Уж верба вся пушистая», З.Александрова «Капель», «Весенняя уборка», В.Берестов «Весенняя песенка».и др.), сказок («Почему кот моется после еды», «У солнышка в гостях» и др.);

- чтение художественной литературы (А.Майков «Ласточка примчалась», А. Плещеев «Весна», В. Бианки «Песенка весенних минут», «Купание медвежат», Л.Толстой «Птица свила гнездо», С. Маршак «Март, апрель, май»);

- прослушивание аудиозаписей («Звуки капели, звуки весны»);

- игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (неуклюжие медведи, весёлые зайчики, птицы, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером);

- игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов;

- игры- импровизации с персонажами пальчикового театра (на пальцы надеваются головки зверей), куклами-варежками (на варежку нашиваются аппликации мордочек зверей) с изображением игровых действий, сопровождением их речью;

- игры-истории с целью практикования и закрепления безопасного поведения на улице «Опасно-безопасно»;

- приёмы, побуждающие к отражению содержания знакомых сказок и стихотворений в игровой деятельности;

- рассматривание детских журналов с творческими заданиями;

- игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки», «На что похоже?» и т.п.);

- приёмы, побуждающие к использованию «полуготовых материалов» (листы разной формы и цвета для рисования и аппликации, заготовки с нанесёнными фигурами, «незавершённые композиции).

Вечерняя прогулка:

- игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку», «Расскажем Веснянке, как мы одеваемся на прогулку»;

- игры-обсуждения «Кто во что одет?»;

- беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона);

- наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);

- наблюдения-обсуждения, помогающие детям лучше понимать связи между живой и неживой природы («Почему на ветках появляются почки?»)

- наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде;

- опыты, эксперименты с водой, песком («Лепим колобки», «Печём куличики» - эксперименты с разным песком: влажным и сухим);

- игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки;

- игры с зеркалом, со светом (длительность светового дня в сравнении с утренней прогулкой, особенности погоды);

- подвижные игры: «Солнце и дождик», «Через ручейки», «Зайчата » и др.;

- элементарные трудовые поручения по уборке участка. Поддерживать стремление малышей к участию в совместной трудовой деятельности.


Примерный план

Образовательной работы

С детьми 5-6 лет

Тема: «Весна шагает по планете»

Программное содержание:

1. Обобщение знаний детей о весне как времени года, характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения; прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов, пробуждаются от спячки животные, появляются насекомые, дети легко одеты, могут играть с песком, водой; взрослые делают посадки в цветнике и на огороде).

2. Развитие интереса к природе, желание активно познавать и рассказывать о природе, действовать с природными объектами.

3. желание активно познавать и действовать с природными объектами.

4. Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

 

Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:

 

«Физическая культура», «Здоровье»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Беседа-рассуждение «Что помогает нам быть здоровыми весной?».

Побуждать к участию в коллективном рассуждении, формулировать личное мнение.

 

«Социализация», «Безопасность»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Беседа «Как не заболеть в весенний период?»

Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека. Учить вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.

 

«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Конструирование «Мост для пешеходов».

Учить конструировать по заданным условиям с использованием действий замещения недостающих строительных деталей.

 

«Познание» (развитие кругозора)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Образовательная ситуация «Придумай загадку»

Развивать умение придумывать загадки на основе признаков наблюдаемых предметов и явлений.

 

«Труд» (рукотворный мир)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Изготовление поделки из бумаги «Кораблик».

Учить выполнять поделку в технике «оригами», складывать бумагу в разных направлениях, хорошо проглаживать линии сгибов, дополнять образ дополнительными деталями

 

«Коммуникация»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Сочинение сюжетного рассказа «Весна шагает по планете»

Формировать умение составлять небольшой рассказ об объектах живой и неживой природы, характеризуя особенности весеннего сезона.

 

«Чтение художественной литературы»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Чтение и заучивание наизусть стих А.Майкова «Весна»

Учить запоминать стихотворение. Побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения.

 

«Художественное творчество» (декоративно-прикладное искусство, рисование)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Коллаж «Весенние мелодии»

Учить детей передавать весенние явления с использованием разных изобразительных техник и материалов («рисование ладошкой», аппликация, бумагопластика и т.п.).

 

 

«Художественное творчество» (аппликация, конструирование, художественный труд)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

Объёмная аппликация («Одуванчики», «Мимоза» и т.п.)

Совершенствовать умения выполнять работу в технике тампонирования. Развивать композиционные умении в передаче образа.

 

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- пение песен о весне, игры, танцы, хороводы;

- слушание «Песенка о весне» муз.Г.Фрида, сл.М.Френкель

- музыкально-дидактические игры («Светит солнышко» и др.);

- игры на музыкальных инструментах: подыгрывание «Песенки о весне» муз.Г.<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: