Компоненты фенотипической вариативности некоторых характеристик подростков (Reiss et al., 2000) по T.J. Bouchard and J. C. Loehlin, 2001





  h2 c2 e2 Error
Антисоциальное поведение 0,70 0,10 0,18 0,15
Депрессия 0,77 0,00 0,23 0,15
Школьная успешность 0,75 0,02 0,23 0,15
Социабельность 0,57 0,31 0,12 0,24
Самостоятельность 0,40 0,46 0,14 0,20
Социальная ответственность 0,89 0,00 0,11 0,27
Общая самооценка 0,17 0,03 0,80 -

Поражают высокие коэффициенты наследуемости для таких характеристик, как антисоциальное поведение, депрессия, социальная ответственность, школьная успешность (70-89%). Роль общей среды оказалась довольно значительной в показателях социабельности и самостоятельности (31 и 47 %). По-видимому, на эти характеристики влияет среда и ближайшее окружение подростков (общие друзья, учителя и т.п.). Подобные исследования открывают простор для дальнейших экспериментов, связанных с изучением наследственных и средовых факторов, влияющих на разнообразные психологические характеристики, относящиеся к личностной сфере.
Стоит упомянуть еще об одном сообщении (Eley, 1997; цит. по: Bouchard T.J, Loehlin J.C., 2001). Хорошо известно о корреляции двух признаков - тревожности и депрессии. Исследование Эли, проведенное на близнецах 8-16 лет в Великобритании, позволило получить генетическую корреляцию между тревогой и депрессией. Она оказалась высокой (80%), оставшиеся 20 % приходятся на факторы общей среды.
Приведенные примеры показывают, что в области исследования личности анализ множественных переменных, включающий генетические и средовые параметры, является одним из наиболее перспективных в настоящее время.
В заключение несколько слов о картировании генов при исследовании личностных признаков. В психогенетике уже прочно закрепилось понятие сложного или комплексного признака ("complex trait"). Это означает, что признак формируется при участии множества факторов, в том числе и наследственных.
Для наследственных заболеваний выше вероятность обнаружения главных генов, имеющих значительный эффект. Для нормальных признаков, как правило, более характерно полигенное наследование с участием многих генов с малым эффектом. Учитывая это, полной неожиданностью для исследователей было открытие в 1996 г. наследственного полиморфизма с 10%-ным эффектом, ассоциированного с одной из черт личности - стремлением к новым впечатлениям, иногда связанным с рисками (novelty seeking). Ген-кандидат оказался связанным с нейрорецептором дофамина. Дофамин, в свою очередь, имеет отношение к регуляции настроения. Результаты дальнейших исследований в этом направлении пока не создают ясной картины. Возможно, эффект этого гена ниже (порядка 4%). Окончательный вывод, очевидно, делать преждевременно, но попытки обнаружить "личностные" гены продолжаются. Возможно, в дальнейшем будут найдены и другие полиморфизмы со значительными эффектами.

Выводы

  • 11.1. Психогенетические исследования интеллекта
    1. Исследования интеллекта являлись приоритетными на протяжении всей истории психогенетики. Первые исследования по наследуемости интеллекта были проведены Ф. Гальтоном во второй половине XIX века.
    2. В психогенетике используется психометрический подход к исследованию интеллекта, предполагающий измерение различных способностей с помощью психометрических тестов. Преобладающими являются исследования общего интеллектуального фактора (фактор g).
    3. Обобщение результатов психогенетических исследований общего интеллекта, проведенное в 80-х годах ХХ века, показало, что корреляции между родственниками тем выше, чем больше генов и среды разделяют родственники. В среднем по результатам мета-анализа оценки наследуемости общего интеллекта составляют порядка 50%. Основная часть наследуемости фактора g приходится на долю аддитивной составляющей.
    4. Коэффициенты наследуемости интеллекта изменяются с возрастом, составляя в младенчестве примерно 20%, в детстве - около 40% и у взрослых - 60% и выше. Влияние общей среды довольно существенно в детстве (порядка 30% дисперсии) и практически исчезает у взрослых.
    5. Генетические корреляции между отдельными когнитивными способностями гораздо выше фенотипических корреляций и составляют порядка 0,8. Столь высокие генетические корреляции позволяют предположить существование общего генетического фактора, лежащего в основе умственных способностей.
    6. По результатам психогенетических исследований интеллекта можно заключить, что IQ (коэффициент интеллекта) является сложным количественным признаком, зависящим от действия множества генов с суммирующимся эффектом и множества влияний среды. В настоящее время ведется поиск локусов количественных признаков (ЛКП, или QTL), имеющих отношение к наследственной детерминации интеллекта.
    7. Помимо поиска конкретных генов-кандидатов важным направлением исследований является изучение факторов среды, влияющих на вариативность интеллекта. К таким факторам могут быть отнесены как социальные (род занятий, посещение школы, применение развивающих программ, семейная среда), так и биологические (особенности питания, алкогольная и другие виды интоксикаций, гипоксия и т.п.).
  • 11.2. Психогенетические исследования темперамента и личности
    1. Под темпераментом в отечественной психологии понимаются формально-динамические особенности деятельности человека. Черты темперамента традиционно связывают с биологическими особенностями человека. Наследственная обусловленность является одним из критериев для отнесения какой-либо черты человека к чертам темперамента.
    2. Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом. Начиная с младенческого возраста, МЗ близнецы демонстрируют гораздо более высокое сходство по чертам темперамента, чем ДЗ близнецы. Для последних характерны чрезвычайно низкие оценки внутрипарного сходства. Такие соотношения свидетельствуют в пользу гипотезы о неаддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента.
    3. Исследования свойств личности в психогенетике базируется в основном на факторно-аналитическом подходе к изучению личности, который предполагает, что личность представляет собой иерархически организованную структуру: психологические особенности низшего порядка образуют совокупности взаимосвязанных характеристик (синдромы); те, в свою очередь, группируются в системы более высокого уровня и т.д.
    4. В настоящее время выделяют пять глобальных факторов, наиболее обобщенно описывающих черты личности ("Большая пятерка"). Психогенетические исследования "Большой пятерки" и других подобных характеристик свидетельствуют о вкладе генотипа в вариативность личностных черт, который составляет примерно 30-50%. Среди факторов среды приоритетной является различающаяся (индивидуальная) среда. Факторы общей среды в большинстве исследований обнаруживают очень низкие, практически нулевые, эффекты.
    5. По всей видимости, личностные особенности являются комплексными признаками, в детерминации межиндивидуальной вариативности которых принимают участие множество факторов, в том числе и наследственность.
    6. Для некоторых черт личности (например, стремления к новым впечатлениям, связанным с рисками) удается обнаружить конкретные гены с довольно значительными эффектами порядка 4-10%.
    7. Некоторые недавние возрастные психогенетические исследования личностных черт указывают на значительные наследственные эффекты у подростков. Коэффициенты наследуемости некоторых черт в этом возрасте достигают 70-80%.

Словарь терминов

  1. Интеллект
  2. Психометрический подход
  3. Интеллектуальные тесты
  4. Коэффициент интеллекта (IQ)
  5. Вербальный
  6. Невербальный интеллект
  7. Факторный анализ
  8. Фактор g
  9. Мета-анализ
  10. Генетические корреляции
  11. Кросс-корреляции
  12. Аддитивный тип наследования
  13. Деменция
  14. Ген-кандидат
  15. Полиморфные локусы
  16. Социальные факторы
  17. Биологические факторы
  18. Наследуемость
  19. Общая среда
  20. Различающаяся среда
  21. Лонгитюдное прослеживание
  22. Генетическая преемственность
  23. Темперамент
  24. Стиль поведения
  25. Формально-динамические характеристики
  26. Критерии темперамента
  27. "Легкий темперамент"
  28. "Трудный темперамент"
  29. Неаддитивное наследование
  30. Контрастный эффект в парах близнецов
  31. Ассимиляционный эффект в парах близнецов
  32. Личность
  33. Факторно-аналитический подход
  34. Экстраверсия-интроверсия
  35. Невротизм
  36. "Большая пятерка"
  37. Критериальные опросники
  38. Тревожность
  39. Депрессия
  40. Девиантное поведение

Вопросы для самопроверки

  1. Какой подход к изучению интеллекта чаще используется в психогенетических работах?
  2. О чем говорит коэффициент интеллекта (IQ), получаемый в результате тестирования?
  3. Что понимается под наследуемостью интеллекта?
  4. Наследуемость является популяционной характеристикой. Как пояснить это на примере наследуемости интеллекта?
  5. Какие факторы могут влиять на наследуемость интеллекта?
  6. О чем говорит коэффициент наследуемости интеллекта?
  7. Какие методы психогенетики используются в исследованиях интеллекта?
  8. Какая психометрическая модель интеллекта была получена в результате психогенетических исследований?
  9. Какими методами исследуются возрастные изменения наследуемости интеллекта?
  10. Какова возрастная динамика степени внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов по интеллекту?
  11. Каковы генетические и средовые компоненты вариативности интеллекта в различные возрастные периоды?
  12. О чем свидетельствуют лонгитюдные исследования близнецов?
  13. Какие критерии темперамента вы знаете?
  14. Можно ли относить черту к особенностям темперамента, если она не удовлетворяет критерию наследуемости?
  15. Какие параметры темперамента изучались в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании и какова их наследуемость?
  16. Какие синдромы темперамента выделены в этом исследовании и что можно сказать о генетических и средовых влияниях на их проявления?
  17. Что представляет собой трехкомпонентная структура темперамента А. Басса и Р. Пломина и каковы особенности наследуемости отдельных компонентов?
  18. Какие факты свидетельствуют в пользу неаддитивного наследования свойств темперамента?
  19. Какие особенности близнецовой среды могут влиять на показатели наследуемости темперамента?
  20. Что такое экстраверсия-интроверсия и невротизм, как они оцениваются?
  21. Какие психогенетические исследования экстраверсии-интроверсии вы знаете и о чем они свидетельствуют?
  22. Как внутрипарные отношения близнецов влияют на их сходство по этим параметрам?
  23. О чем свидетельствуют психогенетические исследования личности, проводимые с помощью различных опросников?
  24. Почему результаты психогенетических исследований личности противоречивы?
  25. Что такое "большая пятерка" и каковы результаты психогенетического анализа этих черт личности?

Список литературы





Читайте также:
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.