|
В таблице представлены основные критерии, называемые в работах отечественных и зарубежных авторов (Мерлин, В.С., 1964, 1986; Небылицын В.Д., 1976; Палей И.М., Горбачевский В.К., 1972; Русланов В.М., 1986; Стреляу Я., 1982; Thomas A., Chess S., 1977, 1989; Buss A., Plomin R., 1975, 1984; Kagan J. et al., 1988, 1989; Rothbart M.K., 1989. Цит. по изданию: Малых С.Б. и др., 1998.) |
Как видим, одним из признаков темперамента является наследственная обусловленность. Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом.
Одним из наиболее известных является Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента, выполненное под руководством А. Томаса и С. Чесс. Исследование было начато в 1957 г. Целью его было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации.
- Авторами было выделено 9 свойств темперамента:
1) активность - уровень двигательной активности;
2) ритмичность - регулярность времени появления поведенческих реакций (ритмы сна-бодрствования, потребности в кормлении и т.п.);
3) приближение или удаление - реакция на новые стимулы;
4) адаптивность - легкость привыкания к новой обстановке;
5) интенсивность реакций - уровень интенсивности различных проявлений (радости, гнева и т.п.);
6) порог реактивности - интенсивность воздействия, необходимая для возникновения реакции;
7) преобладающее настроение;
8) отвлекаемость - возможность изменения поведения под влиянием новых стимулов;
9) устойчивость внимания/настойчивость - склонность длительное время заниматься чем-либо и стремление продолжать деятельность при возникновении препятствий.
Помимо отдельных характеристик темперамента А.Томас и С.Чесс выделили 3 синдрома, объединяющих различные свойства. Это синдромы "легкого темперамента", "трудного темперамента" и "темперамента с длительным привыканием". Например, синдром трудного темперамента характеризуется низкой ритмичностью, интенсивными реакциями, преобладанием негативного настроения, затрудненной адаптацией.
Используя описанный выше подход к исследованию темперамента, А. Торгерсен провела лонгитюдное прослеживание МЗ и ДЗ близнецов в течение 15 лет. Близнецы обследовались в возрастах 2 мес., 9 мес., 6 лет и 15 лет. Во всех возрастах МЗ близнецы демонстрировали гораздо большее сходство, чем ДЗ близнецы (рис. 11.6).
В таблице 11.3 приведены соответствующие коэффициенты корреляции МЗ и ДЗ близнецов.
Таблица 11.3.
Внутрипарное сходство в показателях темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании
(Torgersen A.M., 1989)
Показатели темперамента | 2 месяца | 9 месяцев | 6 лет | 15 лет | ||||
rМЗ | rДЗ | rМЗ | rДЗ | rМЗ | rДЗ | rМЗ | rДЗ | |
Активность | 0,75 | 0,47 | 0,85 | 0,71 | 0,93 | 0,14 | 0,95 | 0,16 |
Приближение-удаление | 0,78 | 0,86 | 0,87 | 0,39 | 0,94 | 0,45 | 0,39 | 0,43 |
Адаптивность | 0,81 | 0,83 | 0,95 | 0,53 | 0,81 | 0,68 | 0,92 | 0,35 |
Интенсивность | 0,82 | 0,52 | 0,85 | 0,02 | 0,95 | 0,54 | 0,85 | -0,19 |
Порог реактивности | 0,91 | 0,72 | 0,89 | 0,20 | 0,85 | 0,23 | 0,94 | -0,29 |
Настроение | 0,84 | 0,16 | 0,86 | 0,32 | 0,37 | 0,06 | 0,95 | 0,41 |
Внимание/настойчивость | - | - | 0,12 | 0,24 | 0,73 | 0,27 | 0,93 | 0,35 |
Следует обратить внимание на очень высокие корреляции МЗ начиная с младенческого возраста и зачастую чрезвычайно низкие корреляции ДЗ. Как правило, такие соотношения коэффициентов корреляции нехарактерны для аддитивного типа наследования количественного признака. Следует также обратить внимание на увеличение наследуемости темперамента с возрастом, о чем свидетельствуют значительные различия коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов по большинству свойств темперамента в старших возрастах.
Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента.
- Еще одно крупное исследование темперамента было выполнено А. Бассом и Р. Пломином. Авторами было выделено три основных свойства темперамента:
1) активность - проявление энергетического уровня в двигательной деятельности (темп движений, интенсивность и выносливость);
2) эмоциональность - проявление негативных эмоций гнева и страха;
3) социабельность (общительность) - стремление к контактам с людьми.
При сравнении МЗ и ДЗ близнецов по этим свойствам авторами также было отмечено высокое внутрипарное сходство МЗ близнецов и низкое - ДЗ близнецов (табл. 11.4, 11.5).
Таблица 11.4