Цель, задачи и реализуемые компетенции




МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Методические указания по выполнению курсовых работ
по дисциплине

«АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК»

Направление подготовки 54.04.01 Дизайн
Магистерская программа Теория и практика креативного проектирования в области дизайна
Квалификация выпускника магистр
Форма обучения очно-заочная
Учебный план 2017 г.

 

Ставрополь, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………...........................3

2. Цель, задачи и реализуемые компетенции …………………………….……..5

3. Формулировка задания ……………………………………………………..…7

4. Структура работы ………………………………………………………...….11

5. Общие требования к написанию и оформлению работы.……….…………16

6. Последовательность выполнения задания ………………………………….18

7. Критерии оценивания работы…………………………………..……………22

8. Порядок защиты работы……………………………………………...………27
9. Список рекомендуемой литературы……………………….……………..….29

 

Введение

Современные образовательные стандарты ставят задачей формирование компетенций, связанных с целенаправленной, самостоятельной, познавательной деятельностью каждого студента. Именно в процессе выполнения курсовой работы и развиваются навыки самостоятельной исследовательской работы, профессиональной рефлексии, самоорганизации, планирования и проведения исследования.

Курсовая работа по дисциплине «Академический рисунок» является элементом оценочного средства, позволяя оценить степень сформированности ряда навыков и умений.

Курсовая работа по дисциплине «Академический рисунок» – первая, предусмотренная учебным планом подготовки магистров. Это самостоятельное, научно-прикладное исследование и является одной из форм отчетности и контроля знаний студентов. Это доказательство знаний по избранной проблеме, творческое осмысление соответствующей научной мысли литературы.

Курсовая работа по дисциплине «Академический рисунок» выполняется студентом в течение первого семестра.

Курсовые работа является важнейшим средством формирования профессиональных компетенций, повышения теоретического и методического уровня знаний студентов. Выполнение курсовой работы помогает студентам поэтапно включиться в научно-исследовательскую работу, которая способствует формированию творческих качеств и творческого отношения к своей профессии. Тематика курсовой работы разрабатывается преподавателем учебной дисциплины и утверждается кафедрой дизайна.

Методические указания выступают в качестве информационного и практического источника и могут быть использованы для очного и дистанционного обучения.

Итоговый контроль выполнения курсовой работы осуществляется за 2 недели до начала сессии.

Методические указания предназначены для студентов очно-заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 54.04.01 Дизайн и профилю «Теория и практика креативного проектирования в области дизайна».

 

 


Цель, задачи и реализуемые компетенции

Цель выполнения курсовой работы по дисциплине «Академический рисунок» – формирование у студента навыков научно-исследовательской работы, повышение уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, углубление знаний по академическому рисунку, развитие интереса и навыков самостоятельной работы с научной и справочной литературой.

В процессе выполнения курсовой работы студентом должны решаться следующие задачи:

- приобретение новых теоретических знаний в соответствии с темой работы и заданием руководителя;

- умение систематизировать, обобщать и логично излагать концепции, альтернативные точки зрения по исследуемой проблеме;

- развитие учебно-исследовательских и методических навыков, необходимых для системного научного анализа изучаемого явления;

- совершенствование профессиональной подготовки.

Порезультату выполнения курсовой работы по дисциплине «Академический рисунок», у обучающихся должны сформироваться следующие компетенции:

- готовность участвовать в творческих мероприятиях (художественных выставках, дизайнерских конкурсах) ОПК-10;

- способностью к определению целей, отбору содержания, организации образовательной деятельности, выбору образовательных технологий, оценке результатов, ориентированностью на разработку и внедрение инновационных форм обучения с помощью компьютерной техники, создание авторских программ и курсов (ПК-2);

- подготовленностью к владению рисунком, навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи и скульптуры, способностью к творческому проявлению своей индивидуальности и профессиональному росту (ПК-4).

 

Формулировка задания

Задание по курсовой работой включает в себя выполнение теоретической и практической (художественно-изобразительной) части по выбранной теме. Практическая часть предполагает выполнение студентом графической работы (формат А-2) или серии 3-4 листов (формат А-3), в зависимости от темы и содержания курсовой работы.

Тематика курсовой работы по дисциплине «Академический рисунок» – комплексная, т.е. содержит ряд взаимосвязанных между собой проблем и опирается на фактический материал профильных предприятий и учреждений (музеев изо. искусства и этнографии, Худ. фонда, архивов и т. д.), а также на на научные работы членов кафедры, предполагает использование новейших достижений отечественного искусствознания, затрагивает актуальные прикладные аспекты, демонстрирует включенность в региональную проблематику.

Темы курсовых работ, предварительно оговоренные магистрантами с руководителем, утверждаются на заседании кафедры дизайна и персонально закрепляются в курсовых заданиях, выдаваемых студентам не позже 2-х недель после начала семестра. Кроме темы работы в заданиях четко формулируются требования, определяющие ее объем, содержание, а также исходные данные.

Задание на курсовую работу оформляется в соответствии сприложением №1 Положения о выполнении и защите курсовых работ (проектов) в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет».

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Академический рисунок»:

1. Методика работы над рисунком интерьера и экстерьера (на примере регионального архитектурного наследия).

2. Рисунок, как вид графики (на примере регионального искусства).

3. Методика работы над рисунком тематического натюрморта (из предметов материальной культуры народов Северного Кавказа).

4. Задачи учебного рисунка (на примере региональных объектов предметно-пространственной среды).

5. Методика работы над рисунком архитектурного пейзажа (с региональными объектами храмовой архитектуры).

6. Роль набросков и зарисовок в обучении (на примере художественно-педагогического наследия В.И. Смирнова).

7. Виды набросков (на примере регионального художественного наследия).

8. Методики выполнения, материалы и техники рисунка (на примере традиционной и современной графики ставропольских художников).

9. Задачи творческого композиционного рисунка (на примере произведений региональной графики).

10. Методика работы над рисунком по памяти (на примере региональных объектов предметно-пространственной среды).

11. Особенности работы над тематическим рисунком (на примере регионального содержания).

12. Влияние освещения на передачу объёма и пространства в рисунке (на примере регионального художественного наследия).

13. Рисунок городского пейзажа (на примере работ ставропольских художников).

14. Рисунок в печати (на примере работ ставропольских художников-графиков 20 в.).

15. Авангардизм в рисунке (на примере работ ставропольских художников к.20 – н.21 вв.).

16. Художественные методы рисунка (на примере региональных художественных традиций).

17. Цвет в рисунке (на примере региональных художественных традиций).

18. Теоретические и практические основы методики рисунка (на примере региональных художественных традиций).

19. Рисунок, как область изобразительного искусства (на примере региональных художественных традиций).

20. Классификации видов рисунка (на примере регионального художественного наследия).

21. Особенности учебного рисования с натуры (на примере региональных художественно-педагогических традиций и региональной тематики).

22. Виды рисунка по назначению (на примере произведений региональной графики).

23. Выразительные особенности графических материалов (на примере региональных художественных традиций).

24. Методика выполнения длительного академического рисунка (на примере объектов предметно-пространственной среды регионального характера).

25. Живописные материалы в рисунке (на примере региональных художественных традиций).

26. Рисование по памяти, представлению и воображению (на примере региональных объектов предметно-пространственной среды и региональной тематики).

27. Средства выразительности рисунка (на примере работ ставропольских художников).

28. Композиция в рисунке (на примере работ художников Северо-Кавказского региона).

29. Рисунок учебный и рисунок творческий (цели, задачи, средства и критерии оценки на примере региональных художественно-педагогических традиций и региональной тематики).

30. Педагогический рисунок (на примере объектов предметно-пространственной среды регионального характера).

31. Роль линейной перспективы в изображении пространства (на примере ландшафта Северо-Кавказского региона).

32. Воздушная перспектива и ее роль в объемно-живописном построении формы в рисунке (на примере изображения ландшафта Северо-Кавказского региона).

 

Структура работы

Курсовая работа по дисциплине «Академический рисунок» должна содержать элементы новизны, наряду с фундаментальным аспектом должен быть проведен анализ современного состояния изучаемой проблемы, а также включенность в региональную проблематику.Задание по курсовой работе индивидуализируется с учетом интересов и способностей студентов.

Курсовая работа по дисциплине «Академический рисунок» состоит из:

- введения;

- теоретической части;

- эмпирической (практической) части;

- заключения;

- списка литературы;

- приложения.

Титульный лист, который в свою очередь состоит из: составленных по рангу полного наименования министерства (размер шрифта – 16, заглавный, жирный), названия вуза (шрифт – 16, заглавный, жирный), названия факультета (шрифт – 14, заглавный), а затем названия кафедры (шрифт – 14, строчный), текст всех строк должен быть выровнен по центру, без абзацного отступа; названия вида научной работы: Курсовая работа (шрифт – 20–22, заглавный, жирный, текст по центру, без абзацного отступа); предмета, по которому написана данная работа (шрифт – 14 строчный, жирный, текст по центру, без абзацного отступа); названия темы курсовой работы (шрифт – 18–20, строчный, жирный, текст по центру, без абзацного отступа); сведения об исполнителе (шрифт – 14, строчный, текст – по правому краю): курс, номер группы, специальность (для ОЗО), инициалы и фамилия студента; сведения о научном руководителе (шрифт – 14, строчный, текст – по правому краю): ученая степень, ученое звание, регалии, инициалы и фамилия научного руководителя; наименование места и года выполнения (шрифт – 14, строчный, жирный, текст по центру, без абзацного отступа).

Титульный лист оформляется в соответствии сприложением №2 «Положение о выполнении и защите курсовых работ (проектов) в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет».

Оглавление – представляет собой структурный перечень содержания курсовой работы, с указанием номеров страниц, с которых начинается каждый элемент, либо главы, параграфы курсовой работы.

Во Введении, сжато излагается основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования; отражаются объект, предмет, задачи, цели, методы, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Во введении необходимо сформулировать методологические (теоретические) основы исследования; описать методы и технологию сбора и обработки информации; обосновать практическую значимость исследования (представить краткую характеристику того, как на практике могут быть использованы результаты (эффекты) проведенного научного исследования).

Теоретическая часть должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, справочной литературы. Представленный материал должен быть логически связан с целью исследования. В параграфах теоретической части необходимо отражать отдельные компоненты проблемы и завершать их выводами. Основная частьдолжна состоять как минимум из 2-х глав, каждая из которых включает не менее 2-х параграфов и т. д.; обязательной составляющей основной части курсовой работы является аналитический обзор литературы по теме; каждый элемент основной части должен быть логически законченным в смысловом отношении фрагментом работы; названия глав и параграфов должны четко отражать конкретное содержание написанного текста; названия глав и параграфов курсовой работы должны быть сделаны однотипно, одинаково; каждая глава курсовой работы начинается с новой страницы, названия глав и параграфов отделяются между собой, а также от текста и от следующего названия параграфов 2 (двумя) строками отступа, основной текст начинаем писать с 3-ей строки после названий; название в конце страницы без текста к нему не оставляется; каждая глава должна заканчиваться резюме и кратким выводами по ходу текста главы (без их выделения); текст глав и параграфов (подглав) должен быть выстроен аналитически четко, пропорционально и соподчиненно; название какого-либо параграфа не должно дублировать название главы; требования, предъявляемые к тексту основной части следующие: полнота и достоверность информации; наличие критической оценки использованной информации; логичность структуры; композиционная целостность; аргументированность выводов; ясность, четкость и лаконичность изложения.

Эмпирическая (практическая) часть включает в себя: графическую работу (формат А-2) или серию графических работ – 3-4 листа (формат А-3), в зависимости от темы и содержания курсовой работы, а так же поисково-графический материал (наброски, зарисовки); описание содержания художественной работы, обоснование технологии и методов исполнения, анализ результатов, выводы.

Заключение содержит выводы, подтверждающие или опровергающие первоначальные предположения (гипотезы), перспективы дальнейшего изучения проблемы, связь с практикой, анализ реализации целей и задач исследования.

В заключение раскрывается значимость рассматриваемых вопросов для научной теории и практики, обобщаются и подчеркиваются основные выводы (как по теоретической, так и по эмпирической части работы, здесь важно собственное мнение и индивидуальная оценка студента), четко оценивается решение задач работы, выдвигаются предложения и рекомендации по дальнейшему развитию темы и внедрению полученных результатов.

Объем Заключения, как правило, 2–3 страницы. В «Заключении» не допускается повторения содержания введения и основной части.

Список литературы должен быть составлен в соответствии с требованиями ГОСТа к оформлению библиографии.

Приложение содержит весь фактический материал экспериментальных исследований (анкеты, опросники, рисунки, ответы респондентов и т.д.).

К списку литературы предъявляются следующие требования: соответствие теме курсовой работы и полнота отражения всех аспектов ее рассмотрения; разнообразие использованных типов (текстовые, рукописные и электронные ресурсы) и видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и т. д.; библиографические описания источников располагаются в алфавитном порядке либо по фамилии с инициалами автора (авторов), либо по названию документа; библиографические описания источников располагаются в следующем порядке: вначале источники на русском, затем английском, немецком и т. д. языках; по количеству для курсовых работ рекомендуется использовать не менее 25 источников, при этом обязательно в списке должны присутствовать публикации, сделанные в последние 5-10 лет; нумеровать список литературы следует арабскими цифрами с точкой, текст данного элемента следует располагать по ширине, без абзацного отступа. Студент подбирает литературу в соответствии с избранной темой, отбирает из нее наиболее важную для углубленного изучения и ту, которую надо просмотреть, чтобы познакомиться с решением проблемы в разных источниках.

Приложения в курсовой работе создаются для аргументации фактов, изложенных в работе. Это необязательный, но важный элемент научной работы. Объем этого элемента курсовой работы не ограничивается. В него входят: таблицы, бланки анкет, опросные листы, промежуточные и результативные данные исследования, иллюстрации, рисунки, графики, гистограммы, диаграммы и т. п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: