Определение оптимального объема производства и реализации (сбыта) продукции




Содержание данного вопроса рассмотрим на примере предприятия, действующего на рынке свободной конкуренции (совершенной конкуренции). Данный рынок характеризуется наличием большого числа мелких производителей (продавцов), занимающих относительно небольшие доли рынка и практически не оказывающих никакого влияния на формирование рыночной цены.

Задача мелкого производителя (продавца) - определить оптимальный объем производства и реализации продукции (товара).

Под оптимальным объемом производства и реализации продукции понимается такой объем, при котором достигаются наилучшие экономические результаты предприятия, например, прибыль.

Наиболее распространенные методы определения оптимального объема производства:

метод сопоставления валовых показателей; ТR и ТС;

метод сопоставления предельных показателей. МR и МС;

Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчет прибыли предприятия при различных объемах производства и реализации продукции. Последовательность расчета:

Определяется величина объема производства, при которой достигается нулевая прибыль.

Определяется объем производства с максимальной прибылью.

ТR – ТС =R max

Метод сопоставления предельных показателей основан на использовании понятий- предельные издержки и предельный доход. Под предельным доходом понимается дополнительный доход на каждую последующую единицу продукции. Предельные издержки – это дополнительные издержки на каждую последующую единицу продукции.

Δ VС

МС =;

ΔQ

Основной тезис метода сопоставления предельных показателей: до тех пор, пока величина предельного дохода превышает величину предельных издержек (МR> МС), увеличение производства и реализации продукции рентабельно.

Любой товаропроизводитель определяет для себя минимально допустимую цену реализации товара. Причем данный вопрос необходимо решать в условиях конкуренции на рынке. Предположим, что рыночная цена на продукцию по каким-либо причинам упала. Что необходимо сделать предприятию? Предприятие не сможет выжить, если оно будет нести убытки в течение длительного времени, поэтому:

- в долгосрочной перспективе цена реализации производимой продукции не может быть ниже величины средних валовых издержек

(Р не <АТС);

- в краткосрочной перспективе предприятие часто вынуждено нести убытки даже при полном прекращении сбыта продукции.

В случае, когда цена товара временно снижается на рынке, для продавца(производителя) минимально допустимая цена должна быть не ниже средних переменных издержек (Р не < АVС) в силу следующих причин:

- постоянные издержки имеют место при любых обстоятельствах;

- при равенстве цены и переменных издержек происходит минимизация убытков Р = АVС.

Задание 1. Предприятие продает свой товар в условиях совершенной конкуренции. На последующий период постоянные издержки запланированы в размере 50000 р., а переменные издержки в зависимости от объема производства составят:

 

Таблица 27 – Зависимость переменных издержек от объема производства

 

Объем реализации Q, шт Переменные издержки VС, р. Объем реализации Q, шт. Переменные издержки VС, р.
       
       
       
       

 

Рыночная цена 100р/шт.

1.Определите наиболее выгодный для предприятия объем реализации Q, используя для этого:

а) метод сопоставления валовых показателей;

б) метод сопоставления предельных показателей;

2.Покажите на графике кривую валовой выручки продавца и кривую валовых издержек. Покажите прибыль при наиболее выгодном для предприятия объеме реализации.

3.Покажите на одном и том же графике кривых предельных издержек и предельного дохода продавца. Покажите значение наиболее прибыльного для предприятия объема реализации.

4.Какова наименьшая цена реализации, которую может принять предприятие:

а) в краткосрочном периоде;

б) в долгосрочном периоде?

Задание 2. Рассчитать для каждого объема производства значения среднего и предельного продукта. Нарисовать график кривых общего, среднего и предельного продукта и проанализировать существующие между ними взаимосвязи.

 

Таблица 28 - Зависимость объема производства от количества переменного фактора

 

Количество единиц постоянных факторов Количество единиц переменных факторов Объем произведенной продукции, ед
     

Задание 3. Взаимосвязь между ценой товара и объемом его реализации в последующий

период рассчитана таким образом:

Цена, руб/шт. ……………………10 9 8 7 6 5

Объем реализации, шт. …………..800 1000 1500 1800 2000 2200

1.Рассчитайте величины валовой выручки ТR при различных ценах, а также величины предельного дохода МR в данных интервалах.

2.Изобразите графически кривую валовой выручки ТR продавца.

3.Изобразите на одном графике кривые сбыта товара D и предельного дохода продавца МR.

4.В каких интервалах спрос будет соответственно эластичным и неэластичным? Ответ обоснуйте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: