Содержание данного вопроса рассмотрим на примере предприятия, действующего на рынке свободной конкуренции (совершенной конкуренции). Данный рынок характеризуется наличием большого числа мелких производителей (продавцов), занимающих относительно небольшие доли рынка и практически не оказывающих никакого влияния на формирование рыночной цены.
Задача мелкого производителя (продавца) - определить оптимальный объем производства и реализации продукции (товара).
Под оптимальным объемом производства и реализации продукции понимается такой объем, при котором достигаются наилучшие экономические результаты предприятия, например, прибыль.
Наиболее распространенные методы определения оптимального объема производства:
метод сопоставления валовых показателей; ТR и ТС;
метод сопоставления предельных показателей. МR и МС;
Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчет прибыли предприятия при различных объемах производства и реализации продукции. Последовательность расчета:
Определяется величина объема производства, при которой достигается нулевая прибыль.
Определяется объем производства с максимальной прибылью.
ТR – ТС =R max
Метод сопоставления предельных показателей основан на использовании понятий- предельные издержки и предельный доход. Под предельным доходом понимается дополнительный доход на каждую последующую единицу продукции. Предельные издержки – это дополнительные издержки на каждую последующую единицу продукции.
Δ VС
МС =;
ΔQ
Основной тезис метода сопоставления предельных показателей: до тех пор, пока величина предельного дохода превышает величину предельных издержек (МR> МС), увеличение производства и реализации продукции рентабельно.
|
Любой товаропроизводитель определяет для себя минимально допустимую цену реализации товара. Причем данный вопрос необходимо решать в условиях конкуренции на рынке. Предположим, что рыночная цена на продукцию по каким-либо причинам упала. Что необходимо сделать предприятию? Предприятие не сможет выжить, если оно будет нести убытки в течение длительного времени, поэтому:
- в долгосрочной перспективе цена реализации производимой продукции не может быть ниже величины средних валовых издержек
(Р не <АТС);
- в краткосрочной перспективе предприятие часто вынуждено нести убытки даже при полном прекращении сбыта продукции.
В случае, когда цена товара временно снижается на рынке, для продавца(производителя) минимально допустимая цена должна быть не ниже средних переменных издержек (Р не < АVС) в силу следующих причин:
- постоянные издержки имеют место при любых обстоятельствах;
- при равенстве цены и переменных издержек происходит минимизация убытков Р = АVС.
Задание 1. Предприятие продает свой товар в условиях совершенной конкуренции. На последующий период постоянные издержки запланированы в размере 50000 р., а переменные издержки в зависимости от объема производства составят:
Таблица 27 – Зависимость переменных издержек от объема производства
Объем реализации Q, шт | Переменные издержки VС, р. | Объем реализации Q, шт. | Переменные издержки VС, р. |
Рыночная цена 100р/шт.
|
1.Определите наиболее выгодный для предприятия объем реализации Q, используя для этого:
а) метод сопоставления валовых показателей;
б) метод сопоставления предельных показателей;
2.Покажите на графике кривую валовой выручки продавца и кривую валовых издержек. Покажите прибыль при наиболее выгодном для предприятия объеме реализации.
3.Покажите на одном и том же графике кривых предельных издержек и предельного дохода продавца. Покажите значение наиболее прибыльного для предприятия объема реализации.
4.Какова наименьшая цена реализации, которую может принять предприятие:
а) в краткосрочном периоде;
б) в долгосрочном периоде?
Задание 2. Рассчитать для каждого объема производства значения среднего и предельного продукта. Нарисовать график кривых общего, среднего и предельного продукта и проанализировать существующие между ними взаимосвязи.
Таблица 28 - Зависимость объема производства от количества переменного фактора
Количество единиц постоянных факторов | Количество единиц переменных факторов | Объем произведенной продукции, ед |
Задание 3. Взаимосвязь между ценой товара и объемом его реализации в последующий
период рассчитана таким образом:
Цена, руб/шт. ……………………10 9 8 7 6 5
Объем реализации, шт. …………..800 1000 1500 1800 2000 2200
1.Рассчитайте величины валовой выручки ТR при различных ценах, а также величины предельного дохода МR в данных интервалах.
2.Изобразите графически кривую валовой выручки ТR продавца.
3.Изобразите на одном графике кривые сбыта товара D и предельного дохода продавца МR.
4.В каких интервалах спрос будет соответственно эластичным и неэластичным? Ответ обоснуйте.