Выявление причин, повлиявших на формирование рентабельности




(рентабельность по формуле Дюпона)

Формула Дюпона получена из математического преобразования показателя рентабельности. Впервые рассчитанная Дюпоном формула носит его имя и широко используется в теории экономического анализа. Формула представляет собой расчет рентабельности – только не в виде частного двух показателей (прибыли и затрат), а в виде произведения двух сомножителей. Изложенный ниже алгоритм преобразований можно применить к любому рассчитанному ранее показателю рентабельности, но для нас будет интересна рентабельность производства продукции.

Для получения формулы Дюпона рентабельность производства продукции умножается и одновременно делится на показатель оборота. Умножение и деление на одно и то же число не меняет числового результата показателя рентабельности, но само преобразование позволяет увидеть главные составляющие финансовой доходности- коммерческую маржу (КМ) и коэффициент трансформации (КТ).

Простое математическое преобразование дает удивительные результаты. Формула Дюпона названа великой благодаря своей универсальности. Ее значение для экономического анализа сравнимо со значимостью теоремы Пифагора в геометрии, а показатели коммерческой маржи и коэффициента трансформации общеприменимы для анализа деятельности предприятия любого вида деятельности.

Алгоритм получения формулы Дюпона в общем виде:

1.Записываем классическую формулу для расчета рентабельности

(пока без указания кодов формы №2)

Прибыль

Рентабельность = х 100%

Затраты

2.Умножаем и делим показатель рентабельности на оборот, О (при этом смысл математического выражения не меняется, так как происходит умножение и деление на одно и то же число).

 

Прибыль О

Рентабельность = х 100% х

Затраты О

3.Производим преобразования выражения следующим образом

Прибыль О

Рентабельность = х 100% х

О Затраты

 

4.Называем коммерческой маржой (КМ) два первых показателя в формуле:

Прибыль

КМ = х 100%

О

5.Называем коэффициентом трансформации (КТ) два последних показателя в формуле:

О

КТ =

Затраты

6.Производим преобразования выражения с использованием введенных наименований КМ и КТ

7.Рентабельность = КМ (в процентах) х КТ – формула Дюпона

Расчет рентабельности по Дюпону вовсе не является самоцелью, тем более что расчет и по классической формуле и по Дюпону дает одно и тоже числовое значение. Важно увидеть изменение, какого сомножителя (КМ или КТ) сказалось на итоговом результате деятельности предприятия и выяснить, как можно влиять на каждый из них.

Коммерческая маржа

Показатель коммерческой маржи (КМ) – это один из множителей формулы Дюпона, применяемый для расчета рентабельности.

КМ в общем виде представляет собой отношение прибыли, выраженное в процентах к обороту:

Прибыль

КМ = х 100%

О

Для расчета рентабельности основного производства берется строка 050 формы №2. А оборот (О) – это вся доходная часть, формы №2 (сумма строк 010,060,080,120,170).

Коммерческая маржа отражает экономическую рентабельность оборота, т. е. сколько единиц прибыли дают каждые 100 единиц оборота. КМ- это рентабельность продаж, или, что одно и то же, рентабельность реализованной продукции(работ, услуг) и всех дополнительных поступлений.

В зависимости от полученного результата коммерческой маржи можно проанализировать процесс реализации на предприятии и сделать соответствующие выводы.

Например, показатель КМ находится в пределах 2-15%

Анализ ситуации: предприятие низко рентабельно, но все же приносит доход.

Что делать?

1.Проанализировать состав себестоимости продукции с целью выявления резервов для снижения затрат на производство.

2.Просчитать соотношение прямых и накладных расходов.

Постараться провести уменьшение коммерческих и управленческих расходов и отказаться от непроизводительных затрат.

Предположим, что в анализируемом периоде показатель КМ снизился и стал меньше 0, т. е. КМ < 0.

Анализ ситуации: Предприятие убыточно. «Антирентабельность» ведет к расходованию накопленных ранее запасов и представляет собой прямой путь к банкротству.

Что делать?

1.Ввести жесточайший режим экономии.

2.Приложить все силы к увеличению реализации продукции

3.Проанализировать возможность консервации или остановки части производственных мощностей либо сдачу их в аренду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: