Английский роман зрелого Просвещения. Контрастные образы в романе Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша».




40-е - 5-е годы XVIII века были обозначены в литературе, как период зрелого просвещения. Это был восход просветительского реалистического романа. Множество жанров, популярных в период раннего просвещения продолжили играть заметную роль в культурно-просветительской жизни Англии. Но роман, как жанр, занимает лидирующие позиции. Он послужил эффективным средством для пропаганды и стал флагманом популяризации просветительских идей.

Важнейшим посылом романа к его читателю стало освещение политических и экономических моментов в жизни Западной Европы. Это было обусловлено распадом феодализма и заявлением о новых буржуазных отношениях. Не явилось случайностью то, что именно в Англии, ранее всех других европейских стран вступившей в стезю буржуазного развития, явились миру первые яркие примеры этого жанра.

Роман этой эпохи В нем переплетаются веяния публицистического, драматического и документального жанров. Вводится новый образ героя из так называемых буржуазно-демократических прослоек общества.

В «Томе Джонсе» концепция положительного героя углубляется: подготавливая безусловную победу доброго начала в характере Тома, писатель оставляет за героем возможность заблуждаться и даже совершать заведомо неблаговидные поступки. «... Удивительный знаток быта страны и крайне остроумный писатель» (Горький), Филдинг пополнил свою сатирическую кунсткамеру колоритными образами самодуров-помещиков, ханжей-священников, аморальных аристократов. Особое место в романах занимают пространные авторские суждения (в форме обращений к читателю), в которых развернута просветительская программа реалистического искусства.

“История Тома Джонса” вобрала в себя элементы всех видов прозаического повествования: приключенческий, плутовской, семейно-бытовой роман, роман “большой дороги”, социально-бытовой роман, охватывающий все стороны английской действительности XVIII века.
В таком жанре главное, по Филдингу, — изображение естественного характера человека. Для него комическое повествование не должно быть карикатурным, ироническая интонация автора, его острый взгляд на человеческие слабости и недостатки соединяются с оптимистической верой в добрые начала в человеке, с убеждением, что в природе не существует не только абсолютно идеальных, но и абсолютно плохих людей. В своем лучшем романе — «Истории Тома Джонса, найденыша» — Филдинг рассказывает читателям именно о таких людях. Избрав форму романа «большой дороги», писатель рисует широкую жизненную панораму. Проводя своего главного героя через различные слои английского общества XVIII в., насыщая его жизнь смешными и горькими приключениями, легкомысленными поступками и добрыми порывами, романист в конце концов приводит историю к счастливой развязке, потому что уверен: его Том Джонс хотя и совершал ошибки, но за свое прямодушие, доброту и естественность заслуживает жизненной удачи.

Просветительский образ романа – это его главный герой Том Джонс. По сути – это герой –одиночка, он отделен от общества своим происхождением и цель его усилий- личное счастье. Том Джонс идет о жизни с открытым сердцем, готовый вступиться за обиженного, помочь слабому. Это великодушый, благородный герой(3 раза спас Софью в детстве- птичку, спас, когда она упала с лошади и когда она упала в обморок увидев в роще драку Блайфила,Тома и мистера Твакома), но в тоже время непутевый, т.к. чуть ли не каждым своим поступком роняет себя в общем мнении, его вполне можно назвать распутником и повесой, потому что он доходит даже до того, что поступает на содержание к леди Белластон(кузина Софьи, которая годится Тому в матери)(в детстве занимался браконьерством Черным Джорджем- сторожем, соблазнил его дочь). Даже воплощение всех добродетелей сквайр Олверти оказывается способным на несправедливость, пусть и из лучших побуждений. Единственный персонаж, который практически не наделен никакими недостатками – это Софья Вестерн. Возможно, здесь сыграло свою роль и то, что Филдинг писал ее со своей жены (Шарлотте Крейдок), к тому времени уже скончавшейся, и иначе нарисовать Софью он не мог.

Главная добродетель Тома Джонса – природная склонность к добру (natural goodness)- в этом заключается философия самого автора - поэтому герой имеет право на ошибку. В целом сюжет произведения напоминает сказку о двух братьях. Один из них кажется добрым, хорошим человеком, второй – Том Джонс – в действительности является таковым. Для того чтобы разобраться, кто есть кто, понадобится целый роман в восемнадцати книгах. Победа Тома Джонса над Блайфилом раскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактным Пороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил все правила буржуазной нравственности) над односторонностью благоразумия.

Том Джонс хотя и совершал ошибки, но за свое прямодушие, доброту и естественность заслуживает жизненнойу дачи.

Сентиментализм как литературное направление и художественный метод. Особый характер изображения главного героя в романе Л. Стерна «Сентиментальное путешествие». Смысл названия произведения.

Родиной сентиментализма была Англия.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Под сентиментализмом понимают то направление литературы, развившееся в конце XVIII-м века и окрасившее собою начало XIX-го, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе. В противоположность классицизму, который поклонялся разуму, и только разуму, и который вследствие этого в своей эстетике все строил на строго-логических началах, на тщательно обдуманной системе, сентиментализм предоставляет художнику свободу чувства, воображения и выражения и не требует от него безукоризненной правильности в архитектонике литературных созданий. Сентиментализм - протест против сухой рассудочности, которая характеризовала эпоху Просвещения; он ценит в человеке не то, что ему дала культура, а то, что он принес с собою в глубинах своей натуры.все направление получило свое имя от сочинения Даниэля Стерна "Сентиментальное путешествие", т. - е. такое описание путешествия, которое сосредоточивается на впечатлениях путешественника, не столько на том, что он встречает, сколько на том, что он переживает. Сентиментализм Во главу угла ставит чувствующего человека и не только не стыдится чувствительности, но, наоборот, возвеличивает ее, как высшую ценность и достоинство духа. сентименталисты нередко переселяли своих героев, а с ними - и своих читателей, в деревню, на первобытное лоно природы, в рамки патриархальной безискусственности. В сентиментальных романах природа принимает непосредственное участие в сердечных драмах, в перипетиях любви;

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Герой сентименталистской литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия. тический (эгалитаристский) пафос сентиментализма.

В «Сентиментальном путешествии» нет строгой жанровой модификации, он начинается и заканчивается на полуфразе. При этом Стерн пародирует устоявшуюся в английской литературе жанровую форму романа - путешествия. Самым главным становятся не географические особенности, а путешествие во внутренний мир героя. Выбор героя также необычен.

С одной стороны, это пастор, священник, лицо, самим саном своим призванное быть серьезным и разумным, а с другой - шут, ведущий свою родословную, по его же признанию, от шекспировского шута Йорика. Т.о. вместо "сентиментального героя" Стерн выводит просто человека, со всеми его противоречиями и слабостями. Подобный человек появляется в мировой литературе впервые.

"Сентиментальное путешествие" Л.Стерна, как было показано, обладает жанровой размытостью. По внешним признакам оно имеет вид путевых заметок, путешествия, по повествовательной манере внешне относится к мемуарам, а по содержательной стороне - к психологическому роману сентиментализма. Однако все перечисленные признаки - только внешние. И Стерн в своем романе умело разрушает каждый канон. Форма путевых заметок оказывается лишь карикатурой на истинные заметки, мемуары - имитацией, психологический роман - литературной игрой, сентиментальность - себялюбованием и позой. Опрокидывая все существующие до того каноны, Стерн - и в этом его дополнительная оригинальность - не создает никаких новых канонов, напротив, он создает сам способ разрушения любого канона. Форма, которую он придает своему произведению, является формой свободно текущего литературного процесса, не связанного сюжетом, правилами организации пространственно-временной структуры и иными канонами, однако и эта форма является фикцией. Организация повествовательной структуры и композиции произведения Стерна подчинено собственной строгой логике, обусловленной внутренней задачей: вывести образ абсолютно субъективного повествователя. В каком-то смысле "Сентиментальное путешествие" является условной декорацией для поставленного морального эксперимента: познания человеческой натуры и обретения способности к любви и сочувствии. Условен сам тип выбранного Стерном "сентиментального героя": с одной стороны, это пастор, священник, лицо, самим саном своим призванное быть серьезным и разумным, а с другой - шут, ведущий свою родословную, по его же признанию, от шекспировского шута Йорика. Смесь данных качеств и определяет во многом повествовательный тон произведения: сочетание в нем патетического, преувеличенно-сентиментального, философских ремарок и элементов игры, иронии, шутовства, проделок. Йорик на каждом шагу разоблачает сам себя. По этому типу и выстроены главки. Условность, декоративность построения, подчеркивающая имитационную функцию мемуаров и свойственная стилю рококо, выражена не только в членении на короткие главы, не связанные содержательно с названием, аивчастых обращениях к читателю, в камерном тоне повествования и камерности, декоративности многих сценок. Вклинивание в повествование побочных историй, рассуждений несет двойную нагрузку: с одной стороны, они являются способом оттенения образа Йорика (через ассоциацию или антиномию), придания ему налета ироничной негативации и, таким образом, способом обнажения субъективности повествования, а с другой - служат способом формального разрушения канона.
Наконец, сама статичность образа Йорика, его душевная неизменность, нулевая результирующая его душевных движений свидетельствует о своего роде игре в сентиментальность, пародии на сентиментальный жанр как таковой. Душевные движения Йорика сводятся к бухгалтерской фиксации впечатлений, и хотя он и заявляет о своем намерении в ходе путешествия изучить жизнь и научиться сочувствию людям - формально данный мотив никак не двигает сюжетом. Позиция автора противостоит позиции Йорика, однако это противопоставление осуществляется не явно, путем прямого вмешательства авторской оценки, а косвенно - через:
1) упоминание Йориком различных историй и
2) благодаря его же бухгалтерской точности в фиксации всех своих противоречивых душевных движений.
Разрушая форму путешествия, мемуаров, классического романа, Стерн создает новый тип психологического романа и одновременного его разрушения. Его "сентиментальный герой" представляет такую же пародию на сентиментального героя, как и сам роман -пародию на роман. Вместо "сентиментального героя" Стерн выводит просто человека, со всеми его противоречиями и слабостями. Подобный человек появляется в мировой литературе впервые. Для этой цели Стерн и применяет открытый им в "Тристраме Шенди" метод повествования и композиции, различные элементы которого использовались уже последующими писателями.

Юмором окрашены и образцы второстепенных персонажей. И среди них тот, кто станет центральным героем следующего романа Стерна — «Сентиментальное путешествие», — пастор Йорик. Имя Йорик заимствовано Стерном из шекспировской трагедии «Гамлет». Оно символично уже само по себе. В нем сочетаются крайние полюсы: шутовство и напоминание о смерти. Йорик — сельский священник, к которому постоянно обращаются за помощью. И он никому не отказывает.

В «Сентиментальном путешествии» (1768) этот образ резко меняется и приобретает необычайную сложность и противоречивость. Здесь так же рассказ ведется от первого лица, рассказчиком выступает пастор Йорик. «Сентиментальное путешествие» — программное произведение Стерна. В нем последовательно проводятся главные принципы эстетики писателя, углубляется взгляд на мир, получивший отражение уже в первом романе. Внешне роман напоминает заметки любознательного путешественника. Многие главы его названы в соответствии с названиями городов, в которых он побывал. Однако мнимая достоверность описания нужна Стерну только для того, чтобы читатель погрузился в привычный для него на первый взгляд мир. А дальше его ждут неожиданности.

В книге нет ни описания мест, ни точного изложения фактов, ни оценки того, что увидел автор. В ней нарушена хронология, нет стройной композиции. Описание незначительных эпизодов разрастается до огромных размеров, обрастает, казалось бы, никому не нужными деталями. И напротив, о значительных явлениях говорится вскользь, мимоходом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: