Переодизация творчества У.Шекспира и ее связь с социально-политическим положением Англии на рубеже XVI-XVII




В Великобритании рубеж XIX - XX вв. был ознаменован не только сменой монархов (в 1901 году почила легендарная королева Виктория), но и сменой исторических эпох. Страна постепенно утрачивала былое могущество на море и в колониях, монопольное положение в торговле и промышленности. Ощутив конкуренцию США и Германии, "великая империя, над которой никогда не заходит солнце", направила усилия на завоевание Центральной Африки, Египта, Судана, а затем развязала англо-бурскую войну (1899 - 1902). Эти потрясения безусловно сказались на обстановке внутри государства, где полным ходом шло разорение "гордых йоменов" - свободных фермеров, на которых держалось сельское хозяйство. Они переезжали в города, пополняя тем самым армию бедноты.

Картина литературного процесса этого периода очень пестра, ибо в ней живут и противодействуют реализм, неоромантизм, декаданс, натурализм и т.д., среди которых реалистический метод в искусстве все же остается основополагающим. Это несомненно повлияло и на систему жанров, в которой главенствующее место по-прежнему занимает роман, значительно оживляется драма и преобразуется рассказ.

Великая крестьянская война(1525), Германская и Английская буржуазная революция(1562), Великая Французская бурж. Революция(1782) – повлияло на творчество драматурга.

Англия стала быстро развиваться при королеве Елизавете, сильная королевская власть содействовала эк-му подъему гос-ва, а отсюда следует, что в самых различных сферах жизни происходит глубокие сдвиги. Англия перешла от страны феодальной к стране буржуазного капитализма. Все это способствовало развитию национальной культуры.

Идеология гуманизма- для гуманистов человек центр – центр всего, способности, которой наделила его природа. Идеалом гуманистов был всесторонне-развитый человек, равно проявляющий себя в области мысли и пр.деятельности. Сторонники этого течения всячески отвергали различного рода ограничения деятельности человека.

I период. Комедии и исторические хроники. “Сон в летнюю ночь”, “Венецианский купец”, “Много шуму из ничего”, “Как вам это понравится”, “Двенадцатая ночь”, “Ричард III”, “Ричард II”, “Генрих IV”, “Генрих V”. Трагедии “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь”. Вера в возможность гармонии человека и мира. Вера в возможность развития ренессансной личности. Зло не носит глобального характера, оно победимо (Ромео и Джульетта: семьи помирились над могилой детей) и связано с тем, что уже уходитт в прошлое (средневековая вражда семей)

II период (1601-1608). Трагедии. “Гамлет” (1601), “Отелло” (1604), “Макбет” (1605), “Король Лир” (1605) и др. Осознание трагических противоречий человеческого бытия и их неразрешимость. Это результат углубления философских воззрений Ш. И развития Ренессанса вообще. Зло носит всеобъемлющий характер. Можно преодолеть его проявление, но не само зло.

III период. (1609-1613) Трагикомедии (пьесы с остро драматическим содержанием, но счастливым концом). Эстетика барокко. Трагизм преодолевается с помощью стоической морали. Сказочные мотивы. Персонажи-маски. Счастливые развязки – результат случая. Притчи

4 Идейное содержание трагедий У.Шекспира(«Отелло»)

В своих трагедиях Шекспир подходит вплотную к самым великим, жгучим вопросам человеческой жизни и дает на них глубокие ответы.

Сущность трагизма у Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал — гуманистических чувств, т. е. чистой и благородной человечности, и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме.

По мысли Шекспира, участь каждого человека есть результат взаимодействия его характера и окружающих обстоятельств. Шекспир с железной логикой показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные и одаренные, гибнут под натиском темных, с какой легкостью зло порой овладевает душой человека и к каким ужасным последствиям это приводит.

После "Гамлета" следующей по времени создания "большой трагедией" Шекспира является "Отелло". Здесь особенно наглядно выступает гуманистическая концепция трагедии.

В «Отелло» (1604) не обнажена, напротив, как бы подчеркнуто отстранена зависимость трагического сознания героя и его гибели от социальной среды. Отелло своими усилиями возвысился, но и своими же руками губит свою доблесть, славу, любовь и жизнь, губит не одного себя, но и Дездемону -- воплощение ренессансного идеала женственности, возвы-шенной, одухотворенной и реально-земной. В этом особенность характера главного героя и сюжета трагедии. До поры устремления Отелло и Яго не стал-кивались, но наступил момент -- и столкнове-ние стало неизбежным. Это не столкновение нового со старым,-- оба, и Отелло, и Яго, не-сут в себе, конечно в разной пропорции и в разных формах, и черты старого, оба подняты Возрождением, но каждый на свой лад: один -- выражает его идеи и отчасти прилагает их к широкой жизненной практике, другой -- ис-пользует ренессансные нормы с энергией и амо-рализмом, развязанным в ходе наступления нового на трансцендентальную этику Средневековья.

Яго освободился не только от предрассудков он преодолел всяческие внутренние препоны, Поразительная гибкость характера достигается в нем полным пренебрежением к общественным нормам. Это не та свобода ума, когда человек, понимая относительность нравственных уста-новлений, сознает их исторический смысл, и если берет на себя ответственность быть судьей своих поступков, то опирается на разум, не злоупотребляя им. Для Яго свобода -- это свобода произвола, преследующая личную вы-году.

Цельность, непосредственность и благород-ство характера -- принципиальная черта Отелло, она выделена Шекспиром как отличительная для человека, отвечающая гуманистическому идеалу. Вопрос о значении сверхъестественных сил в шекспировской драме, в развитии ее сюжетов и характеров, в концепции трагического про-должает занимать шекспироведов, особенно в связи с проблемой реализма творчества Шекспира.

Любовь венецианского мавра Отелло и дочери венецианского сенатора Дездемоны составляет сюжетную основу пьесы. Отелло, поверив наветам Яго, поднимает руку на невиновную женщину. Хорошо зная, что мавр – по природе человек свободной и открытой души, Яго на этом строит свой низкий и подлый план. Мир Отелло и Дездемоны – это мир искренних человеческих чувств, мир Яго – это мир венецианского эгоизма, лицемерия, холодной расчетливости. Для Отелло потеря веры в Дездемону означала потерю веры в человека. Но убийство Дездемоны – не столько взрыв темных страстей, сколько акт правосудия. Отелло мстит как за поруганную любовь, так и за мир, утративший гармонию.

В Венеции жил однажды мавр, "человек воинственный и собой красавец", - так рассказывает Чинтио. Дочь знатного венецианца Дездемона полюбила мавра и, вопреки родительской воле, вышла за него замуж. Синьория послала мавра начальствовать войсками на Кипр, куда за мужем последовала и Дездемона. Среди приближенных мавра был красивый молодой офицер, "по природе развращеннейший человек в мире". Он влюбился в Дездемону и, не добившись взаимности, заподозрил, что Дездемона любит одного из военачальников. Он задумал отомстить Дездемоне и стал возбуждать подозрения мавра. Как и у Шекспира, роковой платок погубил Дездемону. Мавр и молодой офицер сговорились убить ее. Мавр разбудил ее ночью, и, когда она встала с постели, офицер нанес ей несколько ударов мешком, в который был насыпан песок. Затем убийцы обрушили потолок комнаты. Тело Дездемоны засыпало обломками, и все сбежавшиеся на шум и крики решили, что она погибла от несчастного случая. После смерти Дездемоны мавр впал в тоску. Вскоре между двумя убийцами вспыхнула вражда. Офицер рассказал о том, что Дездемону убил мавр. Синьория приказала схватить мавра, пытать его, а затем отправить в изгнание, где он и пал от руки родственника Дездемоны. Попавшись на другом злодеянии, погиб и второй убийца. На сюжетной основе этой несложной повести о ревности и преступлении Шекспир создал свою трагедию.

В новелле содержится наглядное поучение молодым девицам, предостерегающее их от неравных браков. Шекспир показывает нам, что женщина способна полюбить человека за его достоинства и блестящие качества, невзирая на цвет кожи". Эти замечательные слова "отца шекспироведения" не находили тогда отклика.

Впоследствии трагедию великого гуманиста часто сводили целиком к мотиву ревности. Получалась такая картина: в гармоническую среду "цивилизованного" венецианского общества вторгается дикарь, "свирепый тигр" или "наивное дитя природы" - от этого по существу своему концепция не изменяется, - и, на мгновение возмутив царящую кругом гармонию и совершив, в порыве бешеной страсти или по недомыслию своему, ужасное злодеяние, сам погибает.

Отелло Шекспира - человек большого ума и большого сердца. Перед нами - человек, прошедший долгий путь лишений и опасностей и сохранивший среди всех невзгод благородство и прямоту чувств. Это подлинно "благородный мавр". Трудная школа жизни выработала в нем сдержанность (если сравнить, например, его поведение в начале трагедии с необузданной вспыльчивостью Брабанцио). Он - чужой среди окружающих. Если сенат в минуту опасности и посылает его главнокомандующим на Кипр и даже "жертвует" Дездемоной, тот же сенат после гибели турецкого флота торопится отозвать Отелло с его поста.

Но счастье Отелло и Дездемоны в "жестоком мире" столь же несбыточно, как счастье Ромео и Джульетты. Против торжествующих гуманистических чувств в наступление переходит "макиавеллизм" в лице Яго. После долгой и упорной борьбы Яго удается пробудить в Отелло, который всю свою жизнь отдал служению долгу, самое личное из всех чувств - ревность, "зеленоглазое чудовище, издевающееся над собственной жертвой". И тем труднее для Яго добиться этого, что Отелло от природы не склонен к ревности. Если бы Отелло был ревнив от природы, то не надо было бы умного и глубоко проницательного Яго, чтобы тонкой и длительной игрой возбудить в нем подозрение и, наконец, убедить его. Отелло сам говорит в конце трагедии, что "нелегко ревнив". "Отелло по природе не ревнив,- напротив, он доверчив", - заметил Пушкин, На доверчивости Отелло и играет Яго.

И Отелло решает уничтожить Дездемону как осквернившую его идеал чистоты, благородства и человеческого достоинства. "Справедливость требует этого" {Но не "причина есть", как у нас обычно переводят.}, с этими словами Отелло входит к спящей Дездемоне. Целуя ее, Отелло говорит: "О сладкое дыхание, тебе почти удается заставить правосудие переломить свой меч". И в том же монологе: "Она должна умереть, иначе она предаст других". Свой поступок Отелло называет "жертвой"; уничтожая преступницу, действуя во имя справедливости, он приносит в жертву свою любовь. За убийством следует отчаяние, когда Отелло узнает о своей трагической ошибке, за отчаянием - просветление. В конце трагедии Отелло плачет и сравнивает свои слезы с "целебной миррой аравийских деревьев". Ведь Дездемона оказалась невинной. Прав оказался он, Отелло, а не Яго. В этих слезах Отелло - та жизнеутверждающая вера в человека, которая вносит финальный мажорный аккорд в одну из самых печальных трагедий Шекспира.

Яго - одна из монументальных фигур, созданных Шекспиром. Это - человек, способный на любое преступление, на любое предательство ради своей личной выгоды. Все поступки Яго в этом смысле имеют свою логику. Яго, адъютант главнокомандующего, метит в его заместители. Назначение Кассио разрушает все его планы. Он задумывает погубить Кассио и достигает своей цели. Теперь он - заместитель Отелло. Ему надо погубить и Отелло, чтобы самому взобраться на его место и окончательно "выйти в люди". Ему удался бы его замысел, если бы он не мерил всех по своей мерке и не считал бы всех людей подлецами. Между тем, Яго и не подозревал о честности собственной жены Эмилии, не побоявшейся смерти, чтобы обличить мужа в преступлении. На советской сцене прочно утвердилась интерпретация "Отелло" не как трагедии ревности, но как трагедии обманутого доверия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: