Образ ребёнка в романе Ч. Диккенса «Оливер Твист».




«Оливер Твист» направлен против «закона о бедных», против работных домов, против существующих политэкономических концепций., усыпляющих общественное мнение обещаниями счастья и процветания для большинства. Счастья добивается лишь Оливер Твист, да и то благодаря романтическому настроению автора, уверенного в том, что незапятнанность, чистота души Оливера, его стойкость перед жизненными трудностями нуждаются в вознаграждении. Однако было бы ошибкой считать, что роман - это выполнение автором его общественной миссии. «Оливер Твист» был также и своеобразным гражданским ответом Диккенса на засилье в то время так называемого ньюгейтского романа, в котором повествование о ворах и преступниках велось исключительно в мелодраматических и романтических тонах, а сами нарушители закона являли собой тип супермена, весьма привлекательный для читателей. Байронический герой перешел в криминальную среду.

Диккенс выступил против идеализации преступления и тех, кто его совершает. Диккенс занят исследованием механизма зла, его воздействия на человека; добро же реализуется у него в образах м-ра Браунлоу и самого Оливера Твиста, Роз Мейли. Наиболее выпуклыми оказались образы Фейгина, Сайкса, Нэнси. Впрочем, Нэнси обладает некоторыми привлекательными чертами характера и даже проявляет нежную привязанность к Оливеру, но она же и жестоко расплачивается за это.

В предисловии к книге Диккенс ясно изложил суть своего замысла: «Мне казалось, что изобразить реальных членов преступной шайки, нарисовать их во всем их уродстве, со всей их гнусностью, показать убогую, нищую их жизнь, показать их такими, каковы они на самом деле,- вечно крадутся они, охваченные тревогой, по самым грязным тропам жизни, и, куда бы они ни взглянули, везде маячит перед ними черная страшная виселица,- мне казалось, что изобразить это - значит попытаться сделать то, что необходимо и что сослужит службу обществу. И я исполнил в меру моих сил». Оливер Твист, пройдя жизненную школу Фейгина, обучавшего его воровскому искусству, остается добродетельным и чистым ребенком. Он ощущает свою непригодность к ремеслу, на которое его толкает старый мошенник, зато легко и свободно чувствует себя в уютной спальне мистера Браунлоу, где сразу же обращает внимание на портрет молодой женщины, оказавшейся впоследствии его матерью.

Зло проникает во все уголки Лондона, более всего оно распространено среди тех, кого общество обрекло на нищету, рабство и страдания. Но, пожалуй, самыми мрачными страницами в романе выглядят те, которые посвящены работным домам. Жидкая овсянка три раза в день, две луковицы в неделю и полбулки по воскресеньям - вот тот скудный рацион, который поддерживал жалких, вечно голодных мальчиков работного дома, трепавших с шести часов утра пеньку.

Когда Оливер, доведенный до отчаяния голодом, робко просит у надзирателя добавочную порцию каши, мальчика считают бунтовщиком и запирают в холодный чулан.в этом произведении повествование окрашено мрачным юмором, рассказчик как бы с трудом верит, что происходящие события относятся к цивилизованной и кичащейся своей демократией и справедливостью Англии. Здесь и другой темп повествования: короткие главы заполнены многочисленными событиями, составляющими суть жанра приключений. В судьбе маленького Оливера приключения оказываются злоключениями, когда на сцене появляется зловещая фигура Монкса, брата Оливера, который ради получения наследства старается погубить главного героя, вступив в сговор с Фейгином и заставив его сделать из Оливера вора. В этом романе Диккенса ощутимы черты детективного повествования, но расследованием тайны Твиста занимаются и профессиональные служители закона, и энтузиасты, полюбившие мальчика и пожелавшие восстановить доброе имя его отца и вернуть законно принадлежащее ему наследство.

Особое значение в «Приключениях Оливера Твиста» приобретают социальные мотивировки поведения людей, обусловившие те или иные черты их характеров.Отрицательные персонажи романа - это носители зла, ожесточенные жизнью, аморальные и циничные. Хищники по природе, всегда наживающиеся за счет других. Так, глава воровской шайки Фейгин любит наслаждаться видом украденных золотых вещей.

Оливер в романе призван воплотить Добро. Ребенка Диккенс понимает как неиспорченную душу, идеальное существо, он противостоит всем язвам общества, к этому ангельскому созданию не липнет порок. Хотя сам Оливер об этом не знает, он благородного происхождения, и Диккенс склонен объяснять его врожденную тонкость чувств, порядочность именно благородством крови, а порок в этом романе — пока еще в большей степени достояние низших классов. Однако Оливер не смог бы в одиночку уйти от преследования злых сил, если бы автор не вывел ему в подмогу приторно-сусальные образы “добрых джентльменов”: мистера Браунлоу, который оказывается ближайшим другом покойного отца Оливера, и его приятеля мистера Гримуига. Еще одна защитница Оливера — “английская роза” Роз Мэйли. Прелестная девушка оказывается его родной теткой, и усилия всех этих людей, достаточно состоятельных, чтобы творить добро, приводят роман к счастливому концу.

Творчество У. М. Теккерея. Эволюция его реализма и мировоззрения. Художественный метод Теккерея. Социально-политические и нравственные проблемы в романе «Ярмарка тщеславия».

В творчестве Теккерея можно выделить три периода. Первый - конец 30-х - середина 40-х годов, второй - середина 40-х - 1848 г. и третий - после 1848 г.

Литературная деятельность Теккерея началась с публицистики. Уже в 30-х годах формируется мировоззрение Теккерея, его политические убеждения. В самом начале 30-х годов он писал: «Я считаю нашу систему образования не подходящей для себя и сделаю, что могу, чтобы приобрести знания иным путем». Теккерей замечает: «Я не чартист, я только республиканец. Я хотел бы видеть всех людей равными, а эту наглую аристократию развеянной по всем ветрам».

По рождению и воспитанию Теккерей принадлежал к имущим классам. Тем не менее нельзя сказать, что он плохо знал жизнь народа, хотя народ в его произведениях не представлен так, как в романах Диккенса. Критикуя социальную несправедливость и существующие общественные порядки, Теккерей с болью отзывается о положении рабочих и трудящихся масс. Теккерей всегда был противником войн, их чрезмерно торжественного восхваления на страницах журналов, романов и выступал за правдивое реалистическое описание подлинных событий.

Второй этап творчества Теккерея открывается сборником сатирических эссе «Книга снобов», печатавшимся в виде отдельных очерков. Литературные пародии, нравоописательные очерки, журналистские публикации подготовили писателя к более глубокому критическому анализу и осмыслению современной действительности.В серии очерков о снобах изображена английская общественно-политическая и частная жизнь.

«Ярмарка тщеславия» имеет подзаголовок «Роман без ге­роя». Теккерей считает невозможным найти положительного героя в среде Осборнов и Кроули. Однако, в отличие от Дик­кенса, он не вводит в свой роман людей из народа и не проти­вопоставляет своекорыстному миру буржуа простого человека. И вместе с тем он не отказывается полностью утвердить в каче­стве положительных начал принципы нравственной чистоты и честности. Носителями их выступает напитан Доббин. В круго­вороте «Ярмарки тщеславия» он - единственный, кто сохраняет доброту и отзывчивость, самоотверженность и скромность.

Проблема положительного героя представляла для Теккерея неразрешимую трудность. Он видит свою основною задачу в том, чтобы «суметь по возможности точно воспроизвести ощу­щение правды». Он не стремится к преувеличениям. Он не склонен изображать человека ни отъявленным злодеем, ни существом идеальным. Для него важно раскрыть сложность взаимодейст­вия различных начал в характере человека, понять причины, заставляющие его совершать тот или иной поступок. И, оче­видно, именно потому, что в каждом человеке наряду с досто­инствами заключены недостатки, Теккерей и избегает кого бы то ни было из действующих лиц своего романа называть «героем», человеком идеальным во всех отношениях. По его убеждению, таких людей не существует, хотя в романах Дик­кенса они появлялись - Николас Никльби, Уолтер Геи, добрые братья Чирибл и многие прелестные молодые девушки.

«Пусть у нас нет героя, но мы претендуем на то, что у нас есть героиня», - заявляет Теккерей, имея в виду Бекки Шарп. Однако эти слова проникнуты иронией. Бекки обладает умом, энергией, силой характера, находчивостью и красотой; но от се зеленых глаз и неотразимой улыбки становится страшно; (нравственная проблема)Бекки коварна, лицемерна, корыстолюбива, во что бы то ни стало она хочет быть богатой и «респектабельной». Добива­ясь своей цели, Бекки приводит в движение ярмарочную кару­сель, но подлинной героиней в человеческом, нравственном плане Ребекка Шарп быть не может. - В круговороте Ярмарки Тщеславия единственным, кто сохраняет доброту и отзывчи­вость, самоотверженность и скромность, остается Уильям Доббин, «добрый Доббин», самоотверженно любящий Эми­лию, спешащий на помощь тем, кто в нем нуждается. Теккерей симпатизирует Доббину, но не считает его героем. Образ Доббина, как и все остальные, связан со звучащей в романе темой «суеты сует». Его любовь отдана женщине ограничен­ной и эгоистичной, его стремления пусты и суетны, постигшее его разочарование неизбежно.

Теккерей строит свой роман иначе. Он включает читателей в сложные перипетии супружеской жизни Эмилии Седли и Бекки Шарп. Счастливый конец романа, по мнению Теккерея, только обманывает читателя. Его выводы о жизни гораздо более безнадежны. Роман «Ярмарка тщеславия» он завершает словами: «Ах, Vanitas Vanitatum1. Кто из нас счаст­лив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его серд­це, а получив, не жаждет большего? Давайте, дети, сложим ку­кол и закроем ящик, ибо наше представление окончено».

Теккерей использовал новаторский прием включения в систему образов романа образа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, поступки, суж­дения действующих лиц. Авторский комментарий помогает выявить все смешное, уродливое, нелепое и жалкое, что про­исходит на сцене театра марионеток, усиливает сатирическое звучание романа. Авторские отступления, которых так много в романе, служат задаче обличения социальных и нравствен­ных пороков.

Литература рубежа XIX-XXвв. Декадентство, его истоки и эстетическая платформа. Жизнь и творчество О.Уайльда. Проблематика романа «Портрет Д.Грея»

Одним из основателей английского романтизма в литературе является поэт и художник Уильям Блейк. В его произведениях реальность переплеталась с фантастическим идеальным миром, что достаточно ярко проявилось в поэмах: «Свадьбы ада и рая» (1790), «Французская революция» (1791), «Европа» (1794).

Наивысшего расцвета британская романтическая поэзия достигла в творчестве лорда Джорджа Байрона. Несмотря на высокое общественное положение, Байрон протестовал как против аристократических кругов, так и против официальной политики Англии.

Он на свои средства финансировал итальянских карбонариев и греческих повстанцев, что, в конце концов, и привело его к гибели. Наиболее знаменитые его произведения -- поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812--1818) и роман в стихах «Дон Жуан» (1819-1824).

В прозе романтизм наиболее полно проявился в произведениях Вальтера Скотта, которого по праву можно назвать основателем современного исторического романа. Скотт создал цикл романов, которые охватывали историю Великобритании со времен крестовых походов до середины XVII века, а также политические перипетии в Шотландии в XVIII веке. Самыми знаменитыми его произведениями являются: «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1820), «Квентин Дорвард» (1823).

Эпоха викторианства стала началом постромантического периода в развитии английской литературы. Это время двойной морали и открытого превосходства супердержавы над остальным миром породило викторианский роман, вершиной которого стало творчество Чарльза Диккенса.

Он первым дал реалистическое описание современного индустриального общества и большого города, безжалостного к своим обитателям. Наиболее известные романы Диккенса -- «Оливер Твист» (1838), «Дэвид Копперфилд» (1850), «Холодный дом» (1853).

Уильям Теккерей писал сатирические романы, беззлобно подтрунивая над нравами британского общества. Его перу принадлежат: «Книга снобов» (1848) и «Ярмарка тщеславия» (1847--1848).

Апофеозом викторианства стал певец «бремени белого человека» Джозеф Редьярд Киплинг, автор «Песен казармы» (1892) и «Книги джунглей» (1894--1895). В 1907 году он был удостоен Нобелевской премии.

Морализаторство викторианства рано или поздно должно было вызвать ответную реакцию, которая проявилась в появлении британского декаденса. Зачинателем этого направления стал Оскар Уайльд, провозгласивший принцип «чистого искусства». К числу созданных им шедевров относятся: роман «Портрет Дориана Грея» (1891) и комедия «Идеальный муж» (1895).

В конце концов Уайльд был обвинен в аморальном поведении и заключен в тюрьму, где пробыл 2 года. После освобождения писатель покинул Англию и поселился в Париже, где и умер.

Смерть королевы Виктории совпала с началом нового XX века и принесла с собой отмену строгих моральных ограничений. Эпоха великой колониальной экспансии уходила в прошлое, и это сразу же нашло свое отражение как в общественных настроениях, так и в литературе.

Именно на это время приходится расцвет творчества драматурга Бернарда Шоу. Он является автором множества пьес, наиболее значительные из которых -- «Пигмалион» (1913) и «Дом, где разбиваются сердца» (1919). В 1925 году он был удостоен Нобелевской премии.

Джон Голсуорси создал развернутую панораму жизни британского среднего класса 1-й трети XX века. Его перу принадлежит цикл романов «Сага о Форсайтах» (1906 -- 1921). Сохранивший верность декаденсу, Джеймс Джойс изобразил в романе «Улисс» (1922) полную изоляцию человека в современном большом городе.

Декаданс (от франц. décadence — упадок, разложение) — тип мировосприятия, комплекс умонастроений, сложившийся в конце XIX века, для которого характерны болезненная чувствительность, душевная усталость и апатия, крайний индивидуализм и пессимизм, стремление убежать от действительности.

Истоки декаданса — в культуре и литературе середины — второй половины XIX века. Около 1850 г. в Западной Европе появляются многочисленные статьи о декадансе, возникает мода на упадочнические эпохи. Предтечами декаданса по праву считают французских писателей Теофиля Готье с его теорией «искусства для искусства», Шарля Бодлера, давшего в своем стихотворном сборнике «Цветы зла» (1857) образец декадентского стиля, братьев Гонкур с их обостренной чувствительностью и тонкой восприимчивостью, английских писателей-прерафаэлитов (Д. Г. Россети, Х. Россети и др.), в творчестве которых причудливо переплетается мистика и эротика. Философскими предпосылками декаданса стали философия немецких мыслителей Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и французского философа Анри Бергсона.

Всем произведениям декадентского искусства свойственна установка на эпатаж читателей и зрителей. С этой целью писатели используют парадокс, символ, эротику, культ чувственных наслаждений, мистицизм. Писатели-декаденты ищут новых, необычных сочетаний слов, чтобы читатель мог «грезить целыми неделями о значении слова, одновременно точном и расплывчатом».

Характерная тематика и иконография декаданса — темы разложения и смерти, образы «роковых» женщин, символика растений, драгоценных камней, животных, образ андрогина, мотив сна, обращение к восточной и средневековой мистике, легендам и фантазиям.

Оскар Уайльд (1854–1900), английский драматург, поэт, прозаик, эссеист, критик.

Его полное имя – Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению – ирландец. Родился 16 октября 1854 года в Дублине, в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать – светская дама, писавшая стихи, считавшая свои приемы литературным салоном.

В 1874 г. Уайльд, выиграв стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении, поступил в интеллектуальную цитадель Англии – Оксфорд. В Оксфорде Уайльд создал самого себя. Он приобрёл репутацию человека, блистающего без особых усилий. Здесь же оформилась его особая философия искусства.

По окончании университета Оскар Уайльд переселился в Лондон. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в светскую жизнь. Он совершил «самую необходимую» для английского общества революцию – революцию в моде. Отныне он появлялся в обществе в самолично придуманных умопомрачительных нарядах:

Уже первый поэтический сборник Уайльда – «Стихотворения» (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса, со свойственными ему культом индивидуализма, вычурностью, мистицизмом, пессимистическими настроениями одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии – «Вера, или Нигилисты».

В течение 1882 года читал лекции по литературе в США и Канаде.

После Америки, Уайльд побывал в Париже. В 29 лет он встретил Констанс Ллойд, влюбился, стал семьянином. У них родилось двое сыновей (Сирил и Вивиан), для которых Уайльд сочинил сказки, записанные позже на бумаге – «Счастливый принц и другие сказки»,(1888) и «Гранатовый домик» (1891). Волшебный, поистине завораживающий мир этих очень красивых и грустных историй адресован на самом деле не детям, а взрослым читателям.

В 1887 г. он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г-на У. Х.», которые и составили первый сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум. Многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.

В 1890 году в свет вышел единственный роман, который окончательно принёс Уайльду сногсшибательный успех, – «Портрет Дориана Грея». Критика обвинила его роман в безнравственности. А в 1891 г. роман вышел со значительными дополнениями и особым предисловием, которое стало манифестом эстетизму – тому направлению и той религии, которые и создал Уайльд

1891–1895 гг. – годы головокружительной славы Уайльда. Все пьесы Уайльда, наполненные парадоксами, афоризмами и фразами, ставшими крылатыми, написаны в начале 1890-х: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895

В 1895 году Оскар Уайльд был привлечён к суду по обвинению в безнравственности и приговорён к двухлетнему тюремному заключению. В 1897-м он вышел из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком, а позже уехал во Францию. Его последним произведением стала поэма «Баллада Редингской тюрьмы» (1898).

В «Балладе Редингской тюрьмы» Уайльд рассказывает о трагической судьбе узника, приговорённого к смерти за убийство возлюбленной. Призывы к состраданию и правдивое изображение ужасов жизни прямо противоречат прежним эстетским теориям Уайльда. Но он, в сущности, никогда не был последовательным выразителем этих теорий, всегда внутренне сопротивлялся им. Писатель остался одной из самых трагических и ярких фигур в истории английской литературы.

Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. провёл последние годы своей жизни в нищете, безвестности и одиночестве. Умер он совершенно неожиданно 30 ноября 1900 года от менингита, полученного через ушную инфекцию.

П.Д.Г. В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд освещает важные проблемы, связанные с культурными, социальными и межличностными аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Уайльд через созданные им художественные образы раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека.

Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через саму манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятия. Каждый из героев - воплощение какой-то стороны искусства, прекрасного. Бэзил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасной, как само искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои совершают поступки, которые нельзя считать прекрасными.

В самом сюжете романа заложена главная идея эстетизма о безусловном превосходстве искусства над реальной жизнью. В романе идет речь о влиянии искусства на душу. Настоящее искусство не может иметь фальши, прекрасное должно быть прекрасным, а если оно не такое, каким кажется, то оно недолговечно. Так и красота Дориана Грея - она не была настоящей. Нет, она будто и настоящая, но только извне. Внутренне красота была испорчена и, в конце концов, Дориан Грей не выдерживает такой двойной жизни. Он, правда, хотел уничтожить только портрет, но уничтожает самого себя - и справедливость торжествует!

Параллельно выстраиваются истории Дориана и его портрета, которые поменялись местами по отношению к законам природы, к самому течению времени: живой человек преодолевает его поток, отказываясь стареть, а произведение искусства начинает жить во времени телесной жизнью. Остановка героя во времени, вечная молодость, как правило, ассоциируются с мотивами сделки с дьяволом, и в роли искусителя невинного поначалу Дориана выступает светский остроумец, славящий аморальность, новый гедонизм, а на деле ведущий вполне благопристойное существование, — лорд Генри Уоттон. Он открывает глаза юноше на его красоту, заражает его духом погони за удовольствиями, учит его ценить молодость и жить одним днем.

Шаг за шагом Дориан Грей превращается из человека, который имеет хорошее и чистое сердце, в эгоиста и преступника, чем уничтожает собственную душу. Оскар Уайльд подчеркивает мысль, что только совесть способна контролировать жизнь человека, его поступки и хоть даже не исправлять их, но ставить в укор. Человек живет до тех пор, пока жива его совесть, которую способен уничтожить только он сам.

Уайльд отстаивает высшую силу искусства. Реальная жизнь может быть отвратительной, искусство же воссоздает красоту, сохраняет ее, оно не подвластное ни времени, ни моральным законам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: