Формирование критического реализма в США, его своеобразие. Творчество Дж.Лондона. «Мартин Иден»




КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - неоднородное течение в европейской и амер. философии втор. пол. 19 — пер. пол. 20 в., для которого, наряду с признанием независимой от сознания реальности, характерно подчеркивание необходимости различать объект познания и его образ в сознании. К.р. составил важный этап в борьбе против неогегельянства и прагматизма.

Как относительно самостоятельное филос. течение К.р. оформился в США в 1920, когда Д. Дрейк, А.О. Лавджой, Дж.Б. Пратт, А.К. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р.В. Селлерс и Ч.О. Стронг выступили с программным сб. «Очерки критического реализма. Совместное исследование проблемы знания». Амер. критических реалистов объединяло убеждение в том, что любое восприятие включает три отдельных ингредиента: акт восприятия, «непосредственно данное» и воспринимаемый объект. Существование физических объектов не зависит от того, воспринимаются они или нет, однако объекты не могут быть непосредственно даны в восприятии, поэтому субъект воспринимает «данное», которое служит посредником между ним и объектом и в некотором смысле соответствует объекту, но является не его копией, а знаком, указывающим на присутствие объекта. Возможность познания физических объектов критические реалисты обосновывали тем, что человеческий опыт изначально ориентирован на внешний мир. Наиболее яркое выражение этот аспект нашел в учении Сантаяны о «животной вере», согласно которому мы инстинктивно, как животные, чувствуем, что внешние вещи существуют независимо от нас и в этих вещах представлены некоторые из воспринимаемых нами качеств.

Критика исходила подчас из различных предпосылок. Но все в тот момент приходили к принятию одного существенного факта — бороться против духовной бедности Америки нельзя, не объединяясь с прогрессивными силами общества. В 20-е годы бурно развивающиеся критические настроения американских писателей приобрели новое качество: им стало свойственно ощущение трагизма и обреченности буржуазного мира. Это и определило подъем литературы критического реализма в 20-е годы.

«Американская трагедия» Драйзера выразила стремление писателей к большим обобщениям, которое отличает литературу США тех лет. Оно проявилось в творчестве Эптона Синклера и Синклера Льюиса, Шервуда Андерсона и Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя и Френсиса Скотта Фицджеральда. Каждый из них создал свою «американскую трагедию».

Творчество Джека Лондона приходится на 1890-е и до смерти в 1916 г. Лондон покончил с собой в 40 лет. Был ярким человеком, востребованным писателем. Создавал рассказы и романы («Морской волк», «Белая долина», «Сердца трёх», «Мартин Иден»).

Джек Лондон открыл для американского читателя целые области действительности. Был блестящим очеркистом. Например, книга очерков о лондонских трущобах "Люди бездны" – произведение, свидетельствующее о решительном повороте писателя к реализму. Впервые с полной силой зазвучал голос писателя в защиту угнетенных и обездоленных. Лондон с возмущением говорит о чудовищной эксплуатации и убийственных условиях труда английских рабочих. Разоблачая цинизм и лицемерие верхушки, он показывает на множестве живых примеров, как люди, лишенные средств к существованию, не видя впереди ничего, кроме ужасов работного дома, кончают жизнь самоубийством

Целый ряд произведений о проблемах спорта, боксе. Например, повесть «Лютый зверь» – в центре феномен: одарённый юноша, из которого творят кумира. Речь о подкупах, сделках, делании имён. Главный герой постепенно понимает, что он марионетка, и порывает со спортом.

Джек Лондон тяготел к экзотике (романы, связанные с Гавайями). Слава к нему пришла, когда он создал «северные рассказы». Это цикл, вобравший впечатления о золотой лихорадке к.1780 – н.1790-х гг. Аляска. Жестокие условия быта, когда человек на грани голодной смерти, таёжные леса. Колорит оттеняло мужество, смелость героев.

Джек Лондон вышел из глубин. У него разнообразный жизненный опыт (моряк, китобой), он сам знал мир золотоискателей – мир алчности.

Из северных рассказов вырастает роман «Время не ждёт» – о человеке с сильной волей, который собрал это золото, а потом входит в городской мир с конкурентами. Эти нравы капитала и описывает Джек Лондон. Победитель тот, кто сообразил, что надо пойти к главному за аудиенцией и достать пистолет. И вот молодой человек включён в концессию, а дальше с ним происходят перемены: бизнес поглощает его целиком. Молодой человек, здоровый, спортивный, за 2-3 года меняется. Он начинает пить, много ест. Из этого уничтожающего состояния его выводит любовь – важная тема в творчестве Лондона. Жизнь молодой, сильной секретарши для героя становится важна. Он отказывается от фирмы, раздаёт долги, становится без состояния, но кусок земли в Лунной долине приобретает. Жизнь, которую теперь ведут муж и жена, их удовлетворяет. Однажды, оставив беременную жену, он идёт погулять. Внезапно видит золотую жилу, но заваливает её камнями.

Покоряющая сила книг Лондона состоит прежде всего в их демократической и жизнеутверждающей направленности. Прославляя величие и несокрушимую силу человеческого духа, Лондон выступал как яростный враг пассивности, бессилия и равнодушия. Он искренне верил в торжество разума и справедливости.

Значительное место в творчестве Лондона занимают его рассказы, повести и романы о животных. К ним относятся рассказы "Бурый волк", "Меченый", повести "Белый клык", "Зов предков", роман "Майкл – брат Джерри" и другие.

К циклу северных рассказов близко примыкают две повести о животных: "Зов предков" (1903) и "Белый клык" (1906). В них Лондон изображает животных с таким мастерством, которое редко можно встретить в мировой литературе. Исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили создать Лондону одно из лучших произведений в анималистской литературе.

Очень сильно звучат в повести гуманистическое мотивы. Писатель решительно выступает за гуманное отношение к животным. Животные для него не только помощники человека, но самые близкие друзья и товарищи. Ему ненавистны те люди, которые жестоки к ним.

"Мартин Иден"

Летом 1907 года во время первой стоянки на Гавайских островах Лондоном был начат одни из его шедевров — роман «Мартин Идеи». В феврале следующего года он был закончен и печатался в журнале «Пасифик мац ели» с сентября 1908 по сентябрь 1909 года. Отдельной книгой он был выпущен издательством «Макмиллан компани» в сентябре 1909 года.
Роман, как определил его идею Джек Лондон, «являлся атакой на буржуазию и на все, за что она стоит», Писатель продолжал разработку современной темы. На этот раз его интересовала история успеха и трагедия молодого человека, пытающегося в Америке пробиться в ряды преуспевающих. Лопдон вступал в открытую полемику с «деловым романом», прославлявшим предпринимательский успех и изображавшим Соединенные Штаты страной, где якобы последний чистильщик может стать миллионером.
Главный герой Мартин Идеи поставил перед собой типичную для американца цель — стать богатым. Преодолевая невероятные трудности, он добивался осуществления задуманного, но в пути растрачивал все силы и желания, а мир, куда он стремился со всем пылом своей души, оказался пошлым, лишенным приписываемой эстетической ценности. Оторвавшийся от родной среды, опустошенный а разочарованный герой погибал.
Ведущая тема романа — тема судьбы художника из народа в капиталистическом обществе. «Мартин Иден», как зеркало, отразил те сложные условия в которых оказывался талантливый человек в США.
Характерно, что почти все крупнейшие писатели Америки конца XIX — начала XX века испытали на себе жестокие удары буржуазной издательской политики. Драйзер в статье «Великий американский роман» приводит некоторые факты борьбы правящего класса с писателями-реалистами.
«Мартин Иден» среди всех произведений современников выделялся как книга глубокой жизненной правды и высоких художественных достоинств. Роман явился новой ступенью в творческом развитии самого Лондона.
В образе Руфи Морз и ее окружения писатель заклеймил мораль общества, зараженного погоней за долларом, и показал, что простые труженики морально стоят значительно-выше круга Морзов и им подобных. Симпатии автора целиком на стороне трудовой Америки.
«Мартин Идеи» — роман социальный, в котором внимательно анализируется общество, и в то же время он — роман о любви, о развитии этого чувства, о любви, движущей и организующей человеческие силы. Именно любовь вдохновляет Мартина на борьбу с общественными условиями, она, по мысли Лондона, является могучей пружиной в жизни человека.

В "Мартине Идене" отражены важнейшие стороны современной Лондону общественной жизни Америки. "Мартин Иден" – это прежде всего роман о судьбе художника в обществе, о судьбе человеческой личности, стремящейся вырваться из узкого мира собственнических интересов.

Мартин вышел из народа. Подобно самому Лондону, он идеализировал высшее общество, где, как ему казалось, обитало бескорыстие духа, чистая и благородная мысль, шла напряженная умственная жизнь. Ценою огромных лишений, преодолевая на своем пути бесчисленные препятствия, он достигает, наконец, славы и богатства, становится знаменитым писателем. Перед ним открываются двери "высшего света". Но при ближайшем знакомстве с этим обществом Мартин убеждается, что все, к чему он стремился и что привлекало его, было фальшью, обманчивой видимостью.

За шестнадцать лет напряженного творческого труда Лондон написал около пятидесяти книг. Умер он в конце 1916 года, покончив с собой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: