Преподаватель: д.э.н., профессор Юрий Авенирович Малышев
E-mail: urmal@dom.raid.ru
Всего: 16 часов лекции: 8 часов практические занятия: 8 часов Контроль: - экзамен; - контрольная работа |
Вопросы к экзамену
1. Предмет и задачи курса. Понятие исследования. Роль исследования в развитии управления. Виды исследований. Характеристики исследования. Необходимые ресурсы, эффективность и результаты исследования.
2. Система управления как объект исследования. Система управления как упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и подсистем. Основные требования, предъявляемые к системе управления в современных условиях.
3. Определение системы. Элементы и связи системы. Виды систем.
4. Композиция и декомпозиция систем. Свойства систем и принципы их изучения (принципы: «Черного ящика», «Внешнего дополнения», «Двойственного рассмотрения систем, необходимого разнообразия»).
5. Регулирование и управление. Метауправление. Прямая и обратная связь в системах.
6. Методология исследования: понятие и практическое содержание. Необходимость учета системных характеристик.
7. Проблема как предмет исследования. Проблемы и задачи. «Очистка» проблемы. Принцип отбора проблем. Этапы постановки проблемы для исследования. Уровни постановки проблемы. Формулировка вопросов при постановке исследовательской проблемы.
8. Основные методологические подходы к исследованию систем управления. Диалектический подход к исследованию.
9. Понятие концепции. Концепции управления. Принципы разработки концепции исследования.
10. Гипотеза и ее роль в исследовании. Понятие гипотезы. Виды гипотез. Этапы разработки гипотезы. Гипотезы и аксиомы, которым должны следовать менеджеры при управлении.
|
11. Что понимается под теорией и каковы пути ее становления. Охарактеризуйте базовые научные школы в развитии теории управления классической теории организации и управления.
12. Метод исследования как способ получения нового знания. Классификация методов, применяемых в исследовании систем управления.
13. Логика как инструмент и метод исследования. Логические методы исследования. Формальная логика. Традиционная логика. Анализ и синтез как методы традиционной логики.
14. Математическая логика и формы мышления. Понятия. Виды понятий. Правила конструирования понятий. Суждения. Классификация суждения. Умозаключение. Аналогия. Виды аналогий. Абстрагирование. Идеализация. Конкретизация.
15. Приемы обоснования. Понятие обоснования. Предвидение. Предсказание. Доказательство. Аргументация как способ обоснования. Цели аргументации. Условная и безусловная аргументация. Требования к аргументатору и реципиенту.
16. Индуктивный метод исследования. Понятие и формы индукции. Дедуктивный метод исследования. Понятие дедукции. Силлогизмы.
17. Полемика в исследовании систем управления. Понятие полемики. Принципы исследовательской полемики.
18. Классификация как метод и исследования систем управления. Принципы и правила классификации. Разновидности классификации. Типология. Обобщение. Приемы обобщения.
19. Метод морфологического анализа. Морфологическая схема проблем. Операторы морфологического анализа.
20. Наблюдение. Классификация наблюдений. Этапы провидения наблюдения. Достоинства и недостатки наблюдения как метода исследования систем управления.
|
21. Измерение, описание, сравнение и абстрагирование в исследовании систем управления.
22. Интуитивный поиск. Понятие интуиции. Стратегии исследования, которые предполагают использование интуиции.
23. Эксперимент как метод исследования систем управления. Классификация экспериментов. Этапы проведения эксперимента.
24. Экспертные оценки и методы их обработки. Группы методов экспертных оценок. Понятие и виды экспертизы. Требования к экспертизе.
25. Экспертные оценки. Компоненты экспертной оценки. Классификация оценок. Шкалы как эталон измерений. Требования к шкалам. Виды шкал. Вербально-числовая шкала Харрингтона. Оценивание объектов при экспертизе. Оценивание компонентности экспертов. Оценка согласованности мнений экспертов в группе.
26. Методы обработки экспертных оценок. Ранжирование. Метод непосредственного оценивания (балльный). Метод сопоставления.
27. Метод «Мозговой атаки (штурма)». Этапы метода. Формирование группы. Формы и правила проведения «мозговой атаки». Методы «Двойного мозгового штурма», «Обратной мозговой атаки», «Совещаний», «Суда», номинальной групповой техники.
28. Метод синектики. Правила формирования синектической группы. Процессы и операторы метода.
29. Метод «Дельфи». Обработка анкет.
30. Метод «сценариев». Построение сценария.
31. Метод SWOT-анализа. Матрица SWOT. Правила отбора исследования. Оценка значимости факторов.
32. Метод SMART-анализа. Факторы, отражающие характеристики цели. Матрица определения проблем. Принципы построение матрицы.
|
33. Определение и виды социологического исследования систем управления. Основные виды социологических исследований.
34. Определение выборочной совокупности. Типы выборок.
35. Опрос как частный метод исследования. Определение метода опроса. Правила проведения опроса. Виды опросов. Достоинства метода опроса.
36. Анкетирование как письменная форма опроса. Определение понятия «анкетирование». Классификация анкетирования вопросов. Основные разделы анкеты. Достоинства и недостатки анкетирования.
37. Интервью как устная форма опроса. Определение понятия «интервью». Классификация интервью. Выбор интервьюера. Достоинства и недостатки интервьюирования.
38. Метод анализа документов. Сущность методов. Традиционный и формализованный анализ документов. Классификация документов. Достоинства и недостатки метода анализа документов.
39. Параметрические методы ИСУ. Трендовая модель. Регрессионный и факторный анализ.
40. Моделирование в ИСУ. Понятия моделирования, модели, экономико-математической модели. Классификация экономико-математических методов и моделей. Этапы моделирования.
41. Организация исследований систем управления.
42. Планирование в ИСУ. Бизнес-план исследования.
43. Диагностика систем управления.
44. Научная и практическая эффективность исследования.
45. Тестирование систем управления.
46. Имитация как метод исследования систем управления. Имитационное модели. Имитационное игры.
47. Экспресс-диагностика бизнес-системы. Этапы процесса исследования бизнес-систем.