Эволюция: что означает это слово?




 

Поскольку слово «эволюция» можно использовать тремя разными способами, мы должны начать наш разговор с определения того, что скрывается под этим термином.

Эволюция (общий смысл). Слово «эволюция» можно использовать в общем смысле любого изменения или развития с течением времени. Можно описать эволюцию звёзд – то есть, как изменяется их размер, как они взрываются, становятся со временем новыми или сверхновыми и т.д. Или можно проследить культурную эволюцию (изменение) группы людей. Можно даже сказать, что по мере того, как Бог открывался человечеству, со временем «эволюционировала» Библия. (Эту тему мы рассмотрим в главе 7). При употреблении в таком общем смысле этот термин не вызывает полемики, по крайней мере, для большинства христиан.

Частная теория биологической эволюции (микроэволюция). Частная теория биологической эволюции описывает, как с течением времени происходят мелкие изменения в биологических популяциях, особенно в ответ на изменения в условиях окружающей среды; т.е. как вирусы становятся устойчивыми к лекарствам. Микроэволюция – это по сути изменения среди потомства, которые вызваны генетической вариативностью, наблюдающейся внутри вида (напр., разнообразие пород собак). При микроэволюции изменения в организме, обусловленные процессами мутации и естественного отбора, можно легко увидеть и подтвердить в мире природы, а поэтому в целом не рассматриваются как предмет полемики.

Общая теория эволюции (макроэволюция). Общая теория эволюциирасширяет частную теорию, выдвигая гипотезу, что микроэволюционные процессы ведут к макроэволюции, где все живые существа уже эволюционировали в ходе постепенного естественного процесса из неживой материи в простые микроорганизмы, а в конечном итоге – в растения, животные и людей. Для многих эволюционистов макроэволюция воплощает в себе также философскую идею о том, что всё (живое и неживое) эволюционировало случайно, а не по воле Бога или под Его руководством. Это та часть эволюции, которая вызывает такую полемику и которую христиане считают диаметрально противоположной Библии.

Теория эволюции непосредственно связана со следующими понятиями.

Вид. Наиболее распространённое определение «вида» среди дилетантов таково: «животные или растения, сходные по внешнему виду, которые могут скрещиваться и давать потомство, способное к размножению». Однако в реальности термин «вид» определить трудно, потому что существуют всевозможные градации, и по этой причине среди биологов нет общего согласия относительно того, что составляет вид. В мире микроорганизмов представление о виде наполовину бессмысленно, так как микробы, такие как бактерии, асексуальны и часто обмениваются ДНК. В мире растений и животных генетически различные популяции могут быть внешне похожи, в то время как популяции, генетически близкие, могут быть не похожи. Ещё одна из многих проблем с формулировкой точного определения касается подвидов, где между видами не существует чёткой границы. Подвиды животных могут быть генетически способны к скрещиванию (напр., тигры и львы), но не признавать друг друга как партнёров. Или, если подвиды всё же скрещиваются, они могут не давать способного к размножению потомства (напр., при скрещивании лошади с ослом получается бесплодный мул). Учитывая сложность жизни, термин «вид» нельзя втиснуть в хорошее, удобное и полностью логически непротиворечивое определение.

Мутации. Генетические изменения в организмах происходят из-за мутаций. Именно этот генетический компонент передаётся последующим поколениям, давая импульс эволюции, которая (по одному из определений) представляет собой просто изменение частоты генов с течением времени. Мутации происходят по позициям генов под названием «локусы». Мутации часто могут быть вредными для организма, но могут быть и выгодными. Большинство эволюционистов считает, что мутации идут ненаправленно, то есть, происходят случайно.

Естественный отбор. Естественный отбор действует в среде, способствующей отбору «наиболее приспособленных».Классическим примером естественного отбора наблюдался во время промышленной революции в Англии, когда популяций ночных бабочек потемнело в соответствии с возрастанием количества производственной грязи и сажи. В этом случае один вид не превратился в другой, изменились только некоторые черты популяции бабочек. Ещё одним классическим примером естественного отбора является изменение клювов популяции вьюрков на одном из Галапагосских островов в зависимости от влажных и сухих лет и от расширения или сокращения запасов пищи.[199]

 

«По роду своему»: что означает это выражение?

 

Люди, возражающие против эволюции на библейских основаниях, обычно цитируют выражение «по роду своему», употреблённое в Бытие 1:10-11, 21, 24-25, обосновывая им своё мнение, будто Бог творил каждый вид отдельно и будто все виды с момента их сотворения устойчивы (эту позицию называют «постоянством» или неизменностью видов). Эта позиция по сути своей основана на современном понимании того, что такое вид и что происходит в процессе эволюции по Дарвину. Но что значили эти слова, если исходить из мировоззрения библейских авторов? Мы помним из главы 1, что жители Междуречья в донаучную эпоху знали только то, что могли наблюдать. Мы помним также выдвинутый в главе 2 тезис, что литературный взгляд на Бытие 1 отрицает противоречие между выражением «по роду своему» и эволюцией. В следующих разделах мы постараемся объяснить, почему противоречия нет и в плане мировоззрения.

«По роду своему» в Ветхом Завете

 

Выражение «по роду своему/его/её/их» употреблено не только в Бытие 1 (1:11, 12, 21, 24, 25), но и в Бытие 6:20, в Бытие 7:14. Кроме того, в Левите (11:14, 15, 16, 19, 22), Второзаконии (14:13, 14, 15, 18) употреблены выражения «с породою его/её», а в Книге Иезекииля 47:10 – «в своём виде», которые на иврите идентичны слову, переведённому в Бытие 1 как «по роду своему». Кроме того, в Бытие 8:19 имеется сходное выражение «по родам своим», которое в буквальном переводе должно было бы звучать как «по семействам своим». Только в Бытие 1 выражение «по роду своему» употребляется при описании сотворения Богом мира живых существ. В Бытие 6 и 7, в Левите и Второзаконии оно использовано в контексте пищевых ограничений, а в Быт. 8:19 и Иез. 47:10 этот термин относится к общим классам животных, причём воспроизводство видов не подразумевается. Это первое, что надо отметить относительно употребления в Ветхом Завете слов «по роду своему» и подобных им: они подчинены прозаическому литературному стилю древних ближневосточных текстов со свойственными им повторами, где используется своего рода «библеизмы». Этот вид речи похож на то, о чём мы говорили в главе 4 по поводу таких выражений как «вся земля» или «все народы под небом».

Во-вторых, нужно отметить то, как выражение «по роду своему» встраивается в общую нумерологическую гармонию текста Книги Бытие. Это выражение использовано в 7 различных стихах (Быт. 1:11, 12, 21, 24, 25; Быт. 6:20; Быт. 7:14), а 7 было в Междуречье числом священным (см. гл. 3). Оно только один раз использовано в Бытие 1:11; дважды повторяется в каждом из стихов Бытие 1:12, 1:21 и 1:24; и трижды в Бытие 1:25, что в сумме даёт 10, десятичное основание комбинированной шестидесятеричной системы в Междуречье. Далее, в Бытие 6 «по роду его/её» повторено три, а в Бытие 7 – четыре раза, что в сумме даёт 7. Таким образом, это выражение намеренно вплетено библейскими авторами в текст в соответствии с нумерологическим стилем священных повествований.

Слово «род» (мин) в выражении «по роду своему» происходит от неупотребительного корня со значением «разделять» или «отделять». Проведя этимологическое исследование слова мин, Пейн заключил, что изначальное слово должно относиться к подразделениям внутри описанных типов жизни, а не к общему качеству самих типов.[200] Но если мин относится к подразделениям, какие подразделения имел в виду библейский автор? Различные учёные – чтобы привести библейские обоснования своей личной точки зрения (напр., младоземельный креационизм, теистическая эволюция) – приравнивали библейский «род» к биологическим виду, роду, семейству и даже более высоким порядкам научной классификационной схемы Линнея.[201] Но об этих ли подразделениях думал изначальный библейский автор? Можно ли истолковать «разделение» как подтверждение выделения видов в ходе эволюции от единого предка, как делали некоторые?[202] Относится ли мин только к устойчивым видам, или же это слово может относиться и к новым видам, эволюционировавшим со временем? С технической точки зрения, при эволюции каждое поколение, в котором проявляется небольшое генетическое изменение, воспроизводит себя в точности по роду своему (мутировавшие гены передаются потомству).

 

«По роду своему» и народная классификация

 

Линнеевская схема классификации растений и животных – это часть нашей «современной» научной традиции, характеризующей сложное общество. Однако у народов донаучной эпохи и эпохи первичной науки, были схемы ботанической и зоологической классификации с более мелкой иерархической структурой, основанные на самых отличительных видах местной флоры и фауны и на таких характеристиках растений и животных, которые люди легко могут наблюдать.[203]

Народные схемы зоологической классификации мы видим в культурах по всему миру. Для этих «туземных» таксономий характерна разбивка классификации форм животной жизни на одну или большее количество следующих категорий:[204] 1) рыбы (водные животные, в основном рыбы, но в том числе даже и киты); 2) птицы (животные, умеющие летать, обычно птицы, но время от времени и летучие мыши); 3) змеи (ползающие животные такие как змеи и ящерицы; 4) «червежуки» (черви + жуки, или мир насекомых в общем); 5) звери (в общем, крупные животные, в основном млекопитающие, но в том числе и крупные формы рептилий). Сколько из этих категорий есть у общества, зависит от уровня его сложности. У примитивных обществ таких категорий может быть всего две или три. У более высокоорганизованных, обществ первичной грамотности (как древние библейские) может быть три-четыре из этих категорий, а у обществ современных – все пять. Очевидно, что эти «туземные» категории не соответствуют нашей современной схеме научной классификации, основанной на сравнительной анатомии и ДНК, а базируются, скорее, на самых очевидных чертах или действиях этих животных. Киты – не рыбы, но, как и рыбы, плавают в океанах. Летучие мыши – не птицы, но, как и птицы, летают по воздуху. Рептилии, как и млекопитающие, наземные животные, поэтому в схемах народной классификации они попадают в одну категорию.

Четыре категории форм жизни, упомянутые в Бытие 1 (и в других местах Ветхого Завета) типичны для общества первичной грамотности и по числу, и по своей ненаучной сущности: рыбы (существа, живущие в воде, включая не только рыб, но и китов;[205] Быт. 1:21); птицы (летающие существа, Быт. 1:21; включая летучих мышей, Левит 11:19); змеи (всё, что ползает, ремес; Быт. 1:24-25) и млекопитающие (бэhэма, что значит «немые звери», такие как одомашненный скот, но также и хая, что значит «дикие звери»; Быт. 1:25). Если сравнить это с нашей современной линнеевской системой, четыре формы жизни в Бытие 1 в сущности уравниваются с классом, который подразделяется на отряды, семейства, роды и виды. В действительности слово «род» (мин) в Ветхом Завете может относиться к любому из этих подразделений, а в некоторых случаях даже к типам.[206] Использование того или иного таксономического подразделения зависит от ряда факторов, особенно от типа и размера растения или животного и от его важности (напр., съедобности). По отношению к млекопитающим и птицам, а также к крупным рептилиям и земноводным, слово мин («род, порода») в Ветхом Завете обычно соответствует биологическому роду или виду. Например, в Книгах Левит 11:15 и Второзаконие 14:14 «ворон с породою его» предположительно включает в себя все шесть видов рода Corvus. Однако в случае с совами упоминается каждый из восьми видов палестинских сов, от огромного филина до крошечной совки (названия тех или иных видов совы в старых версиях Библии неверно переводили как ибис, камышница, лебедь, чайка или кукушка).[207]

Самое важное, что нужно усвоить из сказанного выше о народных классификациях, - это то, что жители древнего Междуречья всё ещё были на той стадии, где они пользовались туземной классификационной системой. Поэтому подразделения мин касаются этой туземной системы и не могут быть равнозначны нашим линнеевским категориям отряда, рода, вида и т.д. Текст Бытие 1 исторически принадлежит обществу первичной грамотности, не имевшему знаний о нашей современной научной классификационной системе, из чего следует то, что Бог не сообщал передовых научных знаний жителям древнего Междуречья, а давал Своё откровение людям с наивными научными представлениями, соответственными тем времени и месту.

 

«По роду своему» и мировоззрение жителей Междуречья

 

Пока мы ничего ещё не сказали конкретно о том, что имел в виду библейский автор под словами «по роду своему» в Бытие 1 в том плане, что он, очевидно, говорит о сотворении и воспроизводстве мира растений и животных. Для этого нужно понять мировоззрение людей того времени и их тесную связь с землёй и пастушеским образом жизни. Жители древнего Междуречья были сообразительными, когда речь шла о воспроизводстве растений и животных, потому что их пропитание зависело от выращивания зерновых и скота. Ещё в урукскую эпоху (ок. 3800-3100 до н.э.; таблица 7.2) архаические клинописные тексты из Урука документируют классификацию баранов на самцов-производителей и молодых барашков,[208] каковой факт указывает на то, что эти люди имели некоторые знания о селекционном разведении. В Бытие 1:11 общий класс «растительность» (деше) разбивается на отдельные категории – траву, сеющую семя, и дерево, приносящее плоды с семенами – обе они представляли собой важные источники пищи для сельскохозяйственной экономики.[209]

Как и в случае с их представлением о мироздании (рис. 1.1), жители древнего Междуречья знали только то, что могли наблюдать в мире природы. Они знали, что когда они сажали ячменное семя (основное пищевой злак древнего Междуречья), из него вырастал не лён, а ячмень. Именно такая коннотация имеется в выражении «по роду её» о траве, сеющей семя, в Бытие 1:12. Они знали, что, посадив инжир, не получат в итоге гранат. Именно такая коннотация имеется в выражении «по роду его» о дереве, приносящем плод в Бытие 1:12. Кроме того, они наблюдали, что животные дают потомство по роду своему (Быт. 1:21): от кита не рождается рыба, от вороны не рождается голубь, от осла не рождается овца. Так что в этом отношении библейские авторы действительно имели в виду воспроизводство видов, и их определение «вида», вероятно, было бы примерно таким же, как и популярное определение сегодня: «животные или растения, сходные по внешнему виду и способные скрещиваться и давать плодовитое потомство». Это практический способ определения вида, согласующийся с повседневным опытом и основой знаний людей на древнем Ближнем Востоке.

 

«По роду своему» и эволюция

 

Какое же отношение имеет тогда выражение «по роду своему» к спорам об эволюции или неизменности видов? Никакого, потому что библейские авторы в 2500-1500 гг. до н.э. не имели представления об эволюции одного вида в другой. Происходит ли со временем медленная эволюция или нет, они наблюдать не могли. Следовательно, с мировоззренческой позиции в библейском выражении «по роду своему» не может подразумеваться ни подтверждение, ни опровержение эволюции. Библейские авторы Бытие 1 были абсолютно донаучны по своим методу и мотивам, и, когда мы берём слова «по роду своему» и относим их к теории эволюции, мы вчитываем в текст наше современное мировоззрение. Искажение смысла слова мин возникает не из-за соотнесения этого слова с «видом», «родом» и любым другим классификационным разрядом, а из-за впихивания в древний библейский текст современных научных знаний.[210]

 

«Теория» эволюции

 

Хотя выражение «по роду своему» не относится к теории эволюции в том виде, как мы понимаем её сегодня, это не означает, что Библия в богословском отношении нейтральна по вопросу об эволюции. В Библии подчёркивается, что Бог/Христос – это Творец Вселенной и всего, что в ней есть: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (скрепляется)» (Кол. 1:16-17). Согласно Библии, Вселенная и жизнь произошли не случайно, как утверждают эволюционисты-натуралисты. Именно здесь наука и Библия конфликтуют, и об этой теме мы будем говорить в остальной части этой главы. Какие факты есть у науки в подтверждение эволюции и почему она называется «теорией» эволюции, а не «законом» эволюции?

 

Что такое теория?

 

Чтобы понять причину, по которой она называется «теорией» эволюции, нам сначала надо установиться, что такое теория. Прояснить это людям, не являющимся учёными, может помочь простой рисунок (рис. 6.1).

 

Рисунок 6.1. Как работает наука: всё больше и больше научных наблюдений или фактов ведут от простой, непроверенной гипотезы к теории, и, наконец, к закону.

 

На этой схеме мы начнём слева с непроверенной гипотезы или догадки, затем пройдём по лестнице вверх, к теории, а затем к закону. Отдельные ступени лестницы представляют собой научные наблюдения, являющиеся результатом или лабораторных экспериментов, или документированных наблюдений за миром природы.

Гипотеза. Гипотеза базируется на одном или двух наблюдениях, но не на научно подтверждённых наблюдениях или опытах. Примером гипотезы является то, что на планете Венера живут динозавры. (Это действительно предполагалось некоторыми людьми много лет назад, как и «каналы» на Марсе.) Вот её логика: в телескоп мы видим над Венерой огромный облачный покров → облака означают тёплую дождливую погоду → тёплая дождливая погода означает тропический климат и обилие растительности → а какие животные жили на Земле в тёплом тропическом климате при обилии растительности? → динозавры! Что неверного в этом выводе? Он основан на «логических скачках», не подтверждённых научными наблюдениями или фактами. Реальный факт состоит в том, что температура на поверхности Венеры около 480ºС – почти такая же, как у рашпера у вас в духовке. В действительности густая атмосфера на Венере (которую мы видим в телескопы как облака) вызывает супертепличный эффект, отчего тепло остаётся на поверхности планеты и поднимает температуру до невыносимой жары. На Венере нет никакой жизни. Это горячая, безжизненная планета, факт чего подтверждён космическими зондами, севшими на поверхности этой планеты.

Теория. Следующим шагом вверх по лестнице является теория. Теория – это выдвинутое объяснение, которое пытается охватить все известные наблюдения, но статус которого всё ещё несколько предположителен из-за неоднозначности или недостатка информации. Научный процесс состоит в том, что гипотеза (идея) выдвигается, а потом проверяется наблюдениями (фактами), после чего она становится теорией. По мере накопления наблюдений теория изменяется, чтобы соответствовать этим новым фактам. Таким образом, возведение гипотезы в ранг теории – это длительный процесс, где «фокусируются» на истине путём проб и ошибок. Поэтому (публике) кажется, что учёные всегда «передумывают» и выступают с новыми теориями по определённой теме.

Закон. Поднимаясь по лестнице на рис. 6.1, мы в итоге достигаем закона. Закон – это любое правило или принцип, управляющий естественными явлениями, которые можно наблюдать снова и снова. Примером является ньютоновский закон тяготения. Если вы будете раз за разом бросать мяч и измерять скорость его падения, у вас будет получаться один и тот же результат. Но даже закон не бывает неизменным, и новые открытия могут закон видоизменить. Например, теория относительности Эйнштейна изменила понимание законов Ньютона. Законы Ньютона действительны здесь на Земле для всех практических целей, но при рассмотрении объектов, движущихся со скоростями, близкими к скорости света, законы Ньютона надо дополнять уравнениями Эйнштейна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: