Мы читаем по слогам
Комплекс игр и упражнений для детей 5 — 7 лет
Пособие для педагогов и родителей
Добукварный период Букварный период
Москва 2006
ББК 74.3 К 59
Козырева Л.М.
К 59 Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5—7 лет: Пособие для педагогов и родителей / Л.М. Козырева. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 32 с.
ISBN 5-296-00636-4
Данное пособие входит в комплект «Мы читаем по слогам». В этом издании логопеды, педагоги и родители найдут методические рекомендации по работе с вышеуказанной серией пособий. Рабочие материалы данного комплекта помогут отработать и закрепить навык слогового чтения, привлечь внимание старших дошкольников к слогу как к единице чтения.
Предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, гувернеров и родителей.
ББК 74,3
© Козырева Л.М., 2006.
©Оформление. Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
ISBN 5-296-00636-4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вашему вниманию предлагается комплект пособий серии «Мы читаем по слогам». В него входят:
- Комплекс игр и упражнений для обучения чтению детей
5 - 7 лет;
- «Слоговое домино»*;
- «Слоговые кубики»*;
- « Слоговое лото»*;
- рабочая тетрадь «Составь предложение»*.
Игровые пособия серии «Мы читаем но слогам» адресованы педагогам, приступающим к обучению грамоте старших дошкольников. Цель пособий — закрепить у детей навык слогового чтения, предупредить неправильную установку детей на побуквенное чтение, привлечь их внимание к слогу как единице чтения. Такая методика не противоречит методике обучения чтению аналитико-синтети-ческим способом Эльконина Д.В., Горепкого В.Г., и не яв ляется альтернативной традиционным методикам обучения грамоте.
|
Придерживаясь основных принципов системы обучения чтению Д.Б. Эльконина (продолжительный добукварный период работы над развитием навыков звукового и звукобук-венного анализа, использование игровых приемов, работа над развитием фонематического слуха), автор настоящих пособий хочет подчеркнуть значимость работы над развитием слогового анализа и синтеза. При обучении чтению именно развитый слоговой анализ сможет затормозить появление так называемого побуквенного чтения, избавиться от которого детям бывает очень трудно.
Буквы как картинки ребенок может запомнить достаточно рано, но практического применения это знание не получит до тех пор, пока у него не сформируется осознанное отношение к слову. Ребенок начнет читать только тогда, когда
* Отмеченные звездочкой материалы представлены в виде отдельных приложений (изданий).
3
звуковая оболочка слова перестанет быть прозрачной для него. У детей это происходит в разные возрастные сроки, но считается, что к 4 — 4,5 годам у нормально развивающегося ребенка спонтанно возникает способность вычленять звук из слова. В это время, проводя игры на отработку навыков звукового и слогового анализа, можно показывать букву, соответствующую выделяемому звуку в слове.
Самым ответственным моментом в обучении чтению является начальный этап — этап слогового чтения. Дело в том, что алфавитное название букв, как гласных, так и согласных, не всегда используется при чтении. В разных позициях в слоге буквы читаются по-разному. Одну ошибку можно сразу предупредить, если заучивать согласные буквы, не употребляя алфавитного названия, а называть буквы фонетически кратко: [М], [Л], [П] и т.д. Все эти трудности нужно осознавать и ответственно подойти к чтению слогов и слов с йотированными гласными.
|
Легче научить детей читать обратные слоги типа AM, УК, ЮР и т. д, в которых на первом месте стоит гласная буква, а за ней — согласная. Гласная произносится своим алфавитным названием, а к ней присоединяется согласная, звучащая фонетически. Другое дело — прямой слог, то есть такой, в котором согласная буква стоит на первом месте, а за ней следует гласная. Даже если ваш ребенок знает только фонетическое название согласной буквы и не будет читать слог МА как МЭ — А, ему надо будет показать образец чтения слога с йотированными гласными буквами, чтобы у него не получилось вместо МЯ — МЬЯ. Чтению прямых слогов обязательно надо учить с помощью слоговых таблиц, в которых одна согласная буква последовательно прочитывается со всеми гласными, причем, гласные располагаются парами: А — Я, О — Ё, У — Ю, Э — Е. Дошкольники усваивают разницу в чтении твердых и мягких слогов практически, проводить звуковой анализ слов с буквами Я, Е, Ю, Ё ни в начале, ни в середине слова не нужно. Задача родителей дошкольника — научить ребенка правильно читать слоги различной структуры с этими «опасными» буквами. В школе будет показано несоответ-
4
ствие между звуками и буквами и объяснено, почему нельзя читать МЬЯ, если слог МЯ.
Сформировать у ребенка внутреннюю мотивацию к чтению, желание читать самому, а не только слушать образцовое чтение взрослых, можно с помощью игровых приемов. Нужно создать такую игровую ситуацию, в которой чтение стало бы средством, необходимостью, органично включалось в игру. В этом Вам помогут материалы данного пособия.
|
1. ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Последовательность обучения навыкам слогового анализа и синтеза
Работа по развитию навыка слогового анализа слов состоит из нескольких этапов. Ребенка учат:
- правильно делить слова на слоги (произносить слова по слогам);
- выделять тот или иной слог из слова на слух;
- проводить звуковой анализ получившегося слога (из каких звуков состоит, какой первый звук, какой второй);
- обозначать слоги буквами, то есть переходить к чтению.
Как видно, операции анализа (разъединения) и синтеза (соединения) используются неразрывно, так как обучение грамоте — процесс двуединый: письмо требует навыков анализа (писать нужно букву за буквой в нужной последовательности), чтение — навыков синтеза, слияния звуков в слоги, а слогов — в слово. Секрет чтения состоит в том, чтобы произносить звуки не изолированно, а слитно с остальными, составляющими слово. Первоначальное слияние осуществляется на уровне слога.
Представленная далее система работы по обучению чтению с опорой на слоговой анализ требует соблюдения указанной последовательности в предъявлении заданий.
1.1. Деление слов на слоги с опорой на вспомогательные средства
Хотя слог является единицей артикуляции и произносится во время одного толчка выдыхаемого воздуха, скандированное произнесение слов в речевой практике не встречается. Нужно создать игровую ситуацию, требующую по-слогового произнесения слов. Для отработки данного навыка можно поиграть в игру «На стадионе», во время которой две группы болельщиков будут поддерживать свои команды, выкрикивая по слогам их названия и одновременно отхлопывая ритм: «Тор-пе-до!», «Ди-на-мо!» и т.д. Выиграет
та команда, болельщики которой дружнее и чётче выкрикивали название.
Следующие игры сочетают речь с движением, что способствует развитию двигательных навыков, координации движений.
Игра «Друг за другом»
Цель. Отработка произношения слов по слогам, обогащение словарного запаса по заявленной теме.
Ход игры
Играющие становятся друг за другом перед размеченной на квадраты дорожкой (до 5 квадратов). На старте берут картинки и рассматривают их. По очереди слитно произносят название предмета, изображенного на картинке, а затем начинают шагать по квадратам вперед, делая один шаг в каждый квадрат и одновременно называя по слогам слово-название картинки. Если ребенок правильно разделил слово на слоги, он получает столько фишек, сколько слогов было у него в слове. Если на старте ребенок не знает названия картинки, он берет следующую, но у него отнимается одна фишка. Прошагав по квадратам и получив фишки, ребенок становится в конец колонны и ждет своей очереди. Каждый участник сможет пройти по квадратам несколько раз, в зависимости от количества приготовленных картинок и числа участников. В конце игры подсчитывается количество набранных очков и объявляется победитель. Чтобы дети не растеряли фишки, можно изготовить табло и на него выставлять фишки или цифры (параллельно будет проходить закрепление цифр и начало обучения первоначальному счету).
Игра «У кого длиннее дорожка»
Цель. Отработка послогового произношения слов, активизация словаря детей по заданной теме.
Ход игры
Дети становятся у старта и по очереди шагают по расчерченным квадратам вперед, делая один шаг-квадрат на каждый произнесенный слог слова. Ведущий предлагает детям
придумать и назвать слова по какой-либо лексической теме, например, «Цветы», «Птицы» и т. д. Разметка квадратов помогает определить победителя (выигрывает тот, кто смог произнести наиболее длинное слово и оказался впереди всех) и показывает, сколько слогов в произнесенном слове. Например, по теме «Цветы» выиграют те дети, которые вспомнят названия из 4 слогов: не-за-буд-ка, ко-ло-коль-чик, — и проиграют те, которые произнесут слова из 3 слогов: ро-маш-ка, ва-си-лек, или из 2 слогов: ро-за, пи-он.
Игра «Отхлопай слоги в слове»
Цель, Обучить детей делить слово на слоги с опорой на вспомогательные средства (отхлопывание).
Ход игры
Ведущий показывает картинку, произносит слово-название слитно, не деля на слоги. Играющий должен отхлопать это слово, не произнося его вслух. За каждое правильное выполнение дается очко (фишка). Выигрывает тот, у кого в конце игры будет больше очков (фишек).
Для игры следует подбирать слова из разного количества слогов, от 1 до 5. Подряд нельзя предъявлять слова с одинаковым количеством слогов. С целью развития словаря стоит подбирать слова по определенной теме.
Примерный список слов по разным темам, которые можно использовать в описанных выше играх:
Деревья: акация, баобаб, береза, вяз, дуб, ель, ива, каштан, кедр, кипарис, клен, липа, лиственница, осина, ольха, рябина,саксаул,сосна, тополь,туя.
Цветы: алоэ, астра, василек, виктория, гвоздика, жасмин, ирис, кактус, календула, каллы, клевер, колокольчик, кувшинка, лаванда, ландыш, лилия, лотос, лютик, мак, мальва, маргаритка, медуница, мимоза, настурция, незабудка, одуванчик, орхидея, пион, подснежник, резеда, роза, ромашка, сирень, тысячелистник, фикус, флокс, хризантема, черемуха, эдельвейс.
Овощи: баклажан, горох, дыня, капуста, картофель, кукуруза, лук, морковь, огурец, перец, помидор, редиска, репа, редька, тыква, укроп, фасоль, чеснок.
8
Фрукты, ягоды, плоды: абрикос, авокадо, айва, ананас, апельсин, арбуз, брусника, виноград, вишня, голубика, ежевика, желудь, земляника, киви, клюква, кокос, костяника, малина, морошка, облепиха, смородина, черника, черешня, шиповник.
Зоопарк: броненосец, варан, бегемот, барс, гепард, дельфин, еж, енот, жираф, зебра, зубр, кенгуру, крокодил, лев, леопард, муравьед, носорог, нутрия, обезьяна, пони, слон, тапир, тигр, утконос, хамелеон, черепаха, шимпанзе, ягуар.
Дикие животные наших лесов: белка, бобр, бурундук, волк, горностай, заяц, кр*.."", лиса, медведь, рысь, соболь, хорь.
Птицы: аист, воробей, вертишейка, ворон, ворона, выпь, галка, глухарь, голубь, горихвостка, грач, гриф, гусь, дрофа, дятел, жаворонок, журавль, зимородок, иволга, киви, клест, колибри, кукушка, куропатка, ласточка, лебедь, орел,;.инлин, пеликан, петух, поползень, пингвин, рябчик, синица, снегирь, сова, сойка, сокол, соловей, сорока, страус, сыч, тетерев, трясогузка, удод, утка, фазан, филин, фламинго, цапля, чайка, чибис, чомга, ястреб,
1.2. Различение на слух и по представлению односложных и двусложных слов
Настольная игра «Собери четыре»
Цель. Научить детей различать на слух односложные и двусложные слова.
Ход игры
Играют двое. У игроков цифры 1 или 2 (по одной у каждого). У ведущего картинки, названия которых содержат или один, или два слога. Ведущий показывает картинки каждому игроку по очереди. Игрок должен вслух произнести слово и определить, содержит ли слово нужное количество слогов. Если слово не подходит, картинка кладется вниз, для повторного предъявления. Выигрывает тот, кто первым соберет четыре картинки с нужным количеством слогов. Примерный картинный материал для игры:
Рыбы: сом, линь, карп, карась, окунь, плотва, щука.
9
Птицы: гусь, чиж, стриж, выпь, чайка, сова, цапля, галка.
Звери: лев, тигр, морж, еж, лиса, олень, кошка, зебра. Деревья: дуб, клён, ель, кедр, ива, сосна, тополь, ясень. Плоды: лук, гриб, боб, мак, арбуз, дыня, слива, орех. Игрушки: мяч, шар, танк, слон, кукла, мишка, совок, об-
РУЧ.
Мебель: стол, стул, шкаф, пуф. диван, кровать, кресло, комод.