Цель. Научить детей различать на слух односложные и двусложные слова.
Ход игры
У игроков цифры 1 и 2 (у каждого по две цифры). У ведущего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех сосчитал слоги в слове и поднял соответствующую цифру. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся картинки для предъявления. Затем подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Выигрывает тот, кто собрал больше картинок.
Игра «Наведи порядок»
Цель. Научить различать одно- и двусложные слова по представлению.
Ход игры
Каждому играющему выдается набор картинок из одной лексической темы, но с разным количеством слогов в названиях, и цифры 1 и 2. Задача играющих — как можно быстрее разложить картинки на две группы, в зависимости от количества слогов в словах-названиях картинок. Выигрывает тот, кто быстрей и с меньшим количеством ошибок справится с заданием.
1.3. Различение на слух и по представлению односложных, двусложных и трехсложных слов
Настольная игра «Собери четыре»
Цель. Научить детей различать на слух односложные, двусложные и трехсложные слова.
Ход игры
Играют трое. У игроков цифры 1, 2 или 3 (по одной у каждого). У ведущего картинки из одной лексической темы, названия которых содержат один, два или три слога. Ведущий показывает картинки по очереди каждому играющему. Игрок должен вслух произнести слово и определить, содержит ли слово нужное ему количество слогов. Если слово не подходит, картинка кладется вниз, для повторного предъявления. Выигрывает тот, кто первым соберет четыре картинки с нужным количеством слогов.
|
Примерный картинный материал для игры.
Животные дикие: лось, волк, рысь, бобр, лиса, медведь, соболь, белка, куница, бурундук, горностай, ондатра.
Животные (зоопарк): лев, зубр, тигр, слон, зебра, жираф, тюлень, шакал, кенгуру, бегемот, носорог, леопард.
Животные домашние: кот, конь, як, мул, коза, овца, свинья, осёл, корова, собака, нутрия, верблюд.
Птицы: грач, дрозд, клест, выпь, аист, дятел, сова, галка, сорока, ворона, ласточка, воробей.
Деревья: кедр, дуб, клен, ель, сосна, ива, тополь, липа, береза, осина, рябина, баобаб.
Цветы и травы: мак, мох,флокс, рдест, роза, кактус, ландыш, астра, ромашка, гвоздика, василек, лилия.
Еда: сыр, торт, суп, хлеб, масло, сало, вафли, пирог, молоко, колбаса, конфеты, шоколад.
Одежда и украшения: плащ, шарф, бант, брошь, платье, шуба, бусы, брюки, рубашка, перчатки, сарафан, запонки.
Посуда: нож, ковш, таз, бак, стакан, ложка, чашка, вилка, солонка, кастрюля, тарелка, самовар.
Игра «Кто больше соберет картинок»
Цель. Научить детей различать на слух односложные, двусложные и трехсложные слова.
Ход игры
У игроков цифры 1, 2, 3 (у каждого по три цифры). У ведущего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех определил количество слогов и поднял нужную цифру. Игра продолжается до тех пор, пока есть картинки для предъявления. Затем подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Выигрывает тот» кто собрал больше картинок.
|
Игра «Наведи порядок»
Цель. Научить различать односложные, двусложные и трехсложные слова по представлению.
Ход игры
Каждому играющему выдается набор картинок из одной лексической темы, но с разным количеством слогов в названиях картинок, и цифры 1, 2 и 3. Задача играющего — как можно быстрее разложить картинки на три группы под цифры в зависимости от количества слогов в словах-названиях картинок. Выигрывает тот, кто быстрей и с меньшим количеством ошибок справится с заданием.
1.4. Различение односложных, двусложных, трехсложных и четырехсложных слов
Настольная игра «Один, два, три, четыре»
Цель. Учить делить слова на слоги и подсчитывать количество слогов в каждом слове.
Ход игры
У игроков карточки с цифрами от 1 до 4 и карточки с картинками (по 4 картинки на каждой карточке). Все картинки на карточках относятся к одной лексической теме, напри-
12
мер, цветы, и содержат разное количество слогов: 1, 2, 3 и 4 слога. У ведущего цифры от 1 до 4. В процессе игры ведущий поднимает цифру, а дети называют предметы, нарисованные на картинке, по слогам, считают количество слогов в каждом слове и закрывают карточкой-цифрой соответствующую картинку.
Выигрывает тот, кто быстрее закрыл свои картинки.
Примерные листы с картинками для игры:
Овощи: лук, репа, огурец, кукуруза.
Цветы: мак, роза, ромашка, колокольчик.
Деревья: вяз, липа, береза, акация.
Птицы: грач, дрофа, ворона, жаворонок.
Животные: волк, белка, горностай, броненосец.
Одежда: шарф, брюки, рубашка, комбинезон.
1.5. Выделение последнего слога из слова на слух
После того как ребенок будет уверенно произносить слово любой слоговой структуры по слогам, можно привлекать его внимание к отдельным слогам в слове. Легче всего выделяется последний слог в трехсложном или четырехсложном слове, так как имеющаяся опора из начальных двух или далее трех слогов помогает угадать, какое слово задумано, и правильно его закончить. Данный вид работы легко предъявлять устно, в сочетании с движениями.