Игра «Закончи слово» (с перекидыванием мяча)




Цель. Выделение последнего слога из слова, расширение словарного запаса по заявленной теме, развитие слухового внимания, координации движений.

Ход игры

Играющие стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Перед началом игры договариваются, по какой теме будут называть слова. Ведущий бросает мяч любому игроку и од новременно произносит начало слова без последнего слога. Игрок должен поймать мяч и закончить слово. Он же начи­нает новое слово и бросает мяч ведущему. Игра должна про-

13


ходить в быстромтемпе, поэтому при задержке мяча игроку предлагают покинуть круг. Выигрывает тот, кто останется вдвоем с ведущим.

Подходящими темами для этой игры будут: одежда, еда, школа, игрушки, игры, спортивное оборудование, — то есть такие, по которым можно подбирать слова, оглядываясь вок­руг, так как подбирать слова следует быстро, а словарный за­пас детей по другим темам еще невелик. К игре предусматри­ваются в качестве опоры картинки. Если словарный запас группы играющих бедный и дети не могут самостоятельно подбирать слова по заявленной теме, игроку следует возвра­щать мяч ведущему после того как закончено слово, без свое­го хода. В таком случае начинать слова будет только ведущий, из круга выходит тот, кто не сможет закончить слово.

1.6. Выделение первого слога из слова на слух

Данный вид работы вначале проводится с использовани­ем большого количества одинаково начинающихся слов, что­бы ребенок заметил общую часть и смог правильно ее назвать. Пропускать первый слог и играть по типу «Восстанови сло­во» не получится: дети будут воспринимать искаженную часть без первого слога как какое-то незнакомое еще им сло­во. Данное задание возможно на этапе чтения, когда появит­ся опора в виде букв.

Игра «Подбери по четыре»

Цель. Научить детей замечать общее качало в словах, раз­вивать фонематический слух, первоначальный навык чтения слогов по подражанию.

Ход игры

Играющие сидят вокруг стола. Перед началом игры они выбирают себе карточку с прямым слогом и кладут ее пе­ред собой. Таким образом каждый выбрал себе общее на­чало всех слов-названий картинок, которые ему предсто­ит собрать (по четыре картинки). Затем ведущий показы­вает игрокам картинки, не называя их. Названия карти­нок начинаются с ударных слогов. Игрок должен назвать


нужную ему картинку и тот слог, с которого начинается данное слово. Выигрывает тот, кто раньше всех собрал че­тыре картинки, или у кого будет больше всех картинок (если дети будут ошибаться и не будет стопроцентного ре­зультата). Играть можно и без ведущего, в таком случае картинки лежат в центре стола изображениями вниз, а иг­рающие по очереди берут их и выясняют, нужна ли им дан ная картинка. Если картинка не подходит, ее кладут вниз стопки.

В играх нужно строго соблюдать правила и не выдавать незаслуженных очков. При честном, справедливом, но стро­гом судействе дети привыкнут соблюдать правила, что по­может им в школе, где жизнь будет очень регламентирова­на.

Примерные картинки для игры.

Со слогом -: бабочка, бабушка, баня, башня.

Со слогом ко -: корень, козы, косы, кофе.

Со слогом ло -: лоси, лошадь, лотос, ложка.

Со слогом по -: ножик, ноты, носик (у чайника), номер.

Со слогом па -: папоротник, палец, памятник, парус.

Со слогом ра -: рама, радуга, радио, раки.

Со слогом ро -: роза, робот, ролики, роща.

Со слогом са -: сало, сани, сахар, сари.

1.7. Выделение первого и последнего слога из слова на слух

Этот вид работы проводят с помощью игр типа «домино», но карточки подкладывается только справа. Первая карточ­ка помечается специальной звездочкой и левая половинка у нее пустая. Такое движение в игре слева направо закрепля­ет общее направление работы при чтении и на письме. Ребе­нок непроизвольно привыкает двигаться по направлению слева направо и сверху вниз.

Игра «Цепочка слов»

Цель. Научить детей выделять в словах первый и после­дний слоги.


Ход игры

Карточки для игры раздают играющим поровну, их надо выложить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, помеченной звездочкой. Играющий выстав­ляет эту карточку, называет картинку на ней и выделяет пос­ледний слог в этом слове. Дети ищут на своих карточках сле­ва такую картинку, у которой первый слог совпадает с дан­ным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем ана­лизируется картинка, расположенная на второй карточке справа: в ней снова выделяется последний слог. Таким обра­зом, в названиях картинок, расположенных слева выделя­ется первый слог, а в названиях картинок, расположенных справа — последний слог.

Игра должна завершиться, когда будут выложены все кар­тинки, последняя карточка — с пустой правой половинкой.

Примерные карточки для игры:


БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Первичное чтение открытых и закрытых слогов и слов из двух открытых слогов

2.1. Чтение слогов по таблицам

Убедившись в стойкости навыков выделения слогов из слов при их произношении, можно приступать к чтению сло­гов и слов. Обучение детей чтению открытых слогов (СГ) про­водится с помощью слоговых таблиц или абаков (подвижных таблиц). К этому времени ребенок должен знать графичес­кий образ всех гласных букв и хотя бы нескольких соглас­ных.

Первые таблицы состоят из слогов, в составе которых одна согласная буква сочетается со всеми гласными; следующий набор таблиц — разные согласные сочетаются с одной v той же гласной. Работая с абаками, нужно соблюдать такую же последовательность.

Таблица 1. Одна согласная + все гласные



Таблица 2. Несколько согласных + одна гласная буква

Если у ребенка возникают трудности в прочитывании от­крытых слогов, нужно предложить ему прочитать таблицы, состоящие из закрытых слогов (ГС).

Таблица 3. Все гласные + одна согласная буква

Таблица 4. Одна гласная + несколько согласных букв

2.2. Добавление второго слога до слова

Долго задерживаться на чтении слогов не стоит; лишь только усвоено слияние, нет побуквенного чтения (ни в коем случае нельзя даже давать образец такого чтения: смотри, это [мэ], это [а], получится [ма]; давайте образец только слит­ного прочитывания слога), можно приступать к чтению слов. Вначале читаем с опорой на картинку. Чтобы не превращать чтение в простое называние картинки, слегка усложним за­дание: подпись под картинкой дадим с пропуском последне­го слога. Этот слог ребенок выберет из предложенных веду щим и подставит в конец слова.

Игра «Закончи слово»

Цель. Обучение осознанному чтению слов, состоящих из двух открытых слогов.

Ход игры

Играющие получают несколько карточек (о количестве договариваются перед игрой) с нарисованными картинками и подписями к ним (с пропуском последнего слога). У веду­щего карточки со слогами в необходимом количестве (то есть, сколько имеется карточек со слогом — ЗА, столько слогов -ЗА нужно предъявить). Ведущий показывает карточки, а дети выбирают себе нужные слоги, прочитывают получив­шееся слово и откладывают в сторону готовую карточку. Выигрывает тот, кто раньше всех правильно прочитал свои слова.

 

19


Примерный картинный материал для игры. Карточки со слогом –ЗА


Остальные наборы:

Карточки со слогом -ЖА: кожа, ложа, лужа, лыжа.

Карточки со слогом -СА: лиса, коса, оса.

Карточки со слогом -СЫ: часы, усы, бусы, косы.

Карточки со слогом ~ША: каша, чаша, Миша, Маша.

Карточки со слогом -БА: жаба, шуба, рыба, баба, Люба.

Карточки со слогом -ПА: лапа, липа, репа, лупа, папа.

Карточки со слогом -ДА: сода, еда, вода, Люда,

Карточки со слогом -ТА: вата, фата, мята, нота.

Карточки со слогом -ГА: нога, дуга, гага, чага.

Карточки со слогом -КА: рука, мука, щука, щека.

Карточки со слогом -ЛА: пила, юла.

Карточки со слогом -ЛО: мыло, шило, сало.

Карточки со слогом -ЛЫ: золы, вилы.

Карточки со слогом -РА: нора, кора, Вепл, Юра,

Карточки со слогом -РЫ: куры, шары.

Карточки со слогом -МА: мама, рама, пума, дома.

Карточки со слогом -НА: шина, луна, иена, Нина, Лена-Карточки со слогом -ХА: муха, уха, доха.

Для игры раздаются любые карточки, но можно подобрать с парными звуками П — В, 3 — Ж, С — (.;! и т.д.

На этом же принципе — закончи слово, добавляя второй слог, — основана игра без использования картинок.

Игра «Добавь слог»

Цель. Обучение осознанному чтению слогов из двух от­крытых слогов.

Ход игры

У детей карточки с первыми слогами слов (по четыре кар­точки), у ведущего — вторые слоги. Дети раскладывают сло­ги в столбик, сверху вниз. Ведущий поднимает карточку со


слогом и прочитывает его. Дети выбирают нужные слоги, подкладывают карточки со слогами к соответствующему на­чалу каждого слова и прочитывают слова целиком. Выигры­вает тот, кто раньше собрал и прочитал все свои слова.

С этим же набором карточек можно играть без ведущего, это более сложный вариант игры. В данном варианте не ведущий озвучивает второй слог, а каждый играющий. В центре стола лежат стопкой карточки со вторыми (конечными) слогами над­писями вниз, у детей — первые слоги. Дети по очереди откры­вают верхний слог; каждый ребенок оценивает, подходит ли слог к его слогам, и, если да. кладет на нужное место в слово, а если нет, возвращает слог в банк, в самый низ стопки.

Примерный материал для игры.
1 слог 2 слог 1 слог 2 слог

Ли за ру ка

Са ша си л а

лу жа мо ре

чу до се ло

Пособие «Слоговое домино»*

Пособие «Слоговое домино» входит в комплект пособий по формированию у детей первоначального навыка слогово­го чтения слов, состоящих из открытых слогов (СГ).

Слоговое домино выполнено в двух вариантах: первый вариант предполагает составление двусложных и трехслож­ных слов по карточкам с изображением половинок предме­тов и соответствующих слогов; второй вариант — составле­ние двусложных и трехсложных слов по карточкам со сло­гами. Каждый набор окрашен своим цветом. Перед проведе­нием игры наборы домино следует вырезать, собрать по цве­там и разложить по конвертам. Играют отдельно с каждым набором домино.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: