Цель. Выделение последнего слога из слова, расширение словарного запаса по заявленной теме, развитие слухового внимания, координации движений.
Ход игры
Играющие стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Перед началом игры договариваются, по какой теме будут называть слова. Ведущий бросает мяч любому игроку и од новременно произносит начало слова без последнего слога. Игрок должен поймать мяч и закончить слово. Он же начинает новое слово и бросает мяч ведущему. Игра должна про-
13
ходить в быстромтемпе, поэтому при задержке мяча игроку предлагают покинуть круг. Выигрывает тот, кто останется вдвоем с ведущим.
Подходящими темами для этой игры будут: одежда, еда, школа, игрушки, игры, спортивное оборудование, — то есть такие, по которым можно подбирать слова, оглядываясь вокруг, так как подбирать слова следует быстро, а словарный запас детей по другим темам еще невелик. К игре предусматриваются в качестве опоры картинки. Если словарный запас группы играющих бедный и дети не могут самостоятельно подбирать слова по заявленной теме, игроку следует возвращать мяч ведущему после того как закончено слово, без своего хода. В таком случае начинать слова будет только ведущий, из круга выходит тот, кто не сможет закончить слово.
1.6. Выделение первого слога из слова на слух
Данный вид работы вначале проводится с использованием большого количества одинаково начинающихся слов, чтобы ребенок заметил общую часть и смог правильно ее назвать. Пропускать первый слог и играть по типу «Восстанови слово» не получится: дети будут воспринимать искаженную часть без первого слога как какое-то незнакомое еще им слово. Данное задание возможно на этапе чтения, когда появится опора в виде букв.
|
Игра «Подбери по четыре»
Цель. Научить детей замечать общее качало в словах, развивать фонематический слух, первоначальный навык чтения слогов по подражанию.
Ход игры
Играющие сидят вокруг стола. Перед началом игры они выбирают себе карточку с прямым слогом и кладут ее перед собой. Таким образом каждый выбрал себе общее начало всех слов-названий картинок, которые ему предстоит собрать (по четыре картинки). Затем ведущий показывает игрокам картинки, не называя их. Названия картинок начинаются с ударных слогов. Игрок должен назвать
нужную ему картинку и тот слог, с которого начинается данное слово. Выигрывает тот, кто раньше всех собрал четыре картинки, или у кого будет больше всех картинок (если дети будут ошибаться и не будет стопроцентного результата). Играть можно и без ведущего, в таком случае картинки лежат в центре стола изображениями вниз, а играющие по очереди берут их и выясняют, нужна ли им дан ная картинка. Если картинка не подходит, ее кладут вниз стопки.
В играх нужно строго соблюдать правила и не выдавать незаслуженных очков. При честном, справедливом, но строгом судействе дети привыкнут соблюдать правила, что поможет им в школе, где жизнь будет очень регламентирована.
Примерные картинки для игры.
Со слогом 6а -: бабочка, бабушка, баня, башня.
Со слогом ко -: корень, козы, косы, кофе.
Со слогом ло -: лоси, лошадь, лотос, ложка.
Со слогом по -: ножик, ноты, носик (у чайника), номер.
Со слогом па -: папоротник, палец, памятник, парус.
|
Со слогом ра -: рама, радуга, радио, раки.
Со слогом ро -: роза, робот, ролики, роща.
Со слогом са -: сало, сани, сахар, сари.
1.7. Выделение первого и последнего слога из слова на слух
Этот вид работы проводят с помощью игр типа «домино», но карточки подкладывается только справа. Первая карточка помечается специальной звездочкой и левая половинка у нее пустая. Такое движение в игре слева направо закрепляет общее направление работы при чтении и на письме. Ребенок непроизвольно привыкает двигаться по направлению слева направо и сверху вниз.
Игра «Цепочка слов»
Цель. Научить детей выделять в словах первый и последний слоги.
Ход игры
Карточки для игры раздают играющим поровну, их надо выложить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, помеченной звездочкой. Играющий выставляет эту карточку, называет картинку на ней и выделяет последний слог в этом слове. Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем анализируется картинка, расположенная на второй карточке справа: в ней снова выделяется последний слог. Таким образом, в названиях картинок, расположенных слева выделяется первый слог, а в названиях картинок, расположенных справа — последний слог.
Игра должна завершиться, когда будут выложены все картинки, последняя карточка — с пустой правой половинкой.
Примерные карточки для игры:
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Первичное чтение открытых и закрытых слогов и слов из двух открытых слогов
2.1. Чтение слогов по таблицам
|
Убедившись в стойкости навыков выделения слогов из слов при их произношении, можно приступать к чтению слогов и слов. Обучение детей чтению открытых слогов (СГ) проводится с помощью слоговых таблиц или абаков (подвижных таблиц). К этому времени ребенок должен знать графический образ всех гласных букв и хотя бы нескольких согласных.
Первые таблицы состоят из слогов, в составе которых одна согласная буква сочетается со всеми гласными; следующий набор таблиц — разные согласные сочетаются с одной v той же гласной. Работая с абаками, нужно соблюдать такую же последовательность.
Таблица 1. Одна согласная + все гласные
Таблица 2. Несколько согласных + одна гласная буква
Если у ребенка возникают трудности в прочитывании открытых слогов, нужно предложить ему прочитать таблицы, состоящие из закрытых слогов (ГС).
Таблица 3. Все гласные + одна согласная буква
Таблица 4. Одна гласная + несколько согласных букв
2.2. Добавление второго слога до слова
Долго задерживаться на чтении слогов не стоит; лишь только усвоено слияние, нет побуквенного чтения (ни в коем случае нельзя даже давать образец такого чтения: смотри, это [мэ], это [а], получится [ма]; давайте образец только слитного прочитывания слога), можно приступать к чтению слов. Вначале читаем с опорой на картинку. Чтобы не превращать чтение в простое называние картинки, слегка усложним задание: подпись под картинкой дадим с пропуском последнего слога. Этот слог ребенок выберет из предложенных веду щим и подставит в конец слова.
Игра «Закончи слово»
Цель. Обучение осознанному чтению слов, состоящих из двух открытых слогов.
Ход игры
Играющие получают несколько карточек (о количестве договариваются перед игрой) с нарисованными картинками и подписями к ним (с пропуском последнего слога). У ведущего карточки со слогами в необходимом количестве (то есть, сколько имеется карточек со слогом — ЗА, столько слогов -ЗА нужно предъявить). Ведущий показывает карточки, а дети выбирают себе нужные слоги, прочитывают получившееся слово и откладывают в сторону готовую карточку. Выигрывает тот, кто раньше всех правильно прочитал свои слова.
19
Примерный картинный материал для игры. Карточки со слогом –ЗА
Остальные наборы:
Карточки со слогом -ЖА: кожа, ложа, лужа, лыжа.
Карточки со слогом -СА: лиса, коса, оса.
Карточки со слогом -СЫ: часы, усы, бусы, косы.
Карточки со слогом ~ША: каша, чаша, Миша, Маша.
Карточки со слогом -БА: жаба, шуба, рыба, баба, Люба.
Карточки со слогом -ПА: лапа, липа, репа, лупа, папа.
Карточки со слогом -ДА: сода, еда, вода, Люда,
Карточки со слогом -ТА: вата, фата, мята, нота.
Карточки со слогом -ГА: нога, дуга, гага, чага.
Карточки со слогом -КА: рука, мука, щука, щека.
Карточки со слогом -ЛА: пила, юла.
Карточки со слогом -ЛО: мыло, шило, сало.
Карточки со слогом -ЛЫ: золы, вилы.
Карточки со слогом -РА: нора, кора, Вепл, Юра,
Карточки со слогом -РЫ: куры, шары.
Карточки со слогом -МА: мама, рама, пума, дома.
Карточки со слогом -НА: шина, луна, иена, Нина, Лена-Карточки со слогом -ХА: муха, уха, доха.
Для игры раздаются любые карточки, но можно подобрать с парными звуками П — В, 3 — Ж, С — (.;! и т.д.
На этом же принципе — закончи слово, добавляя второй слог, — основана игра без использования картинок.
Игра «Добавь слог»
Цель. Обучение осознанному чтению слогов из двух открытых слогов.
Ход игры
У детей карточки с первыми слогами слов (по четыре карточки), у ведущего — вторые слоги. Дети раскладывают слоги в столбик, сверху вниз. Ведущий поднимает карточку со
слогом и прочитывает его. Дети выбирают нужные слоги, подкладывают карточки со слогами к соответствующему началу каждого слова и прочитывают слова целиком. Выигрывает тот, кто раньше собрал и прочитал все свои слова.
С этим же набором карточек можно играть без ведущего, это более сложный вариант игры. В данном варианте не ведущий озвучивает второй слог, а каждый играющий. В центре стола лежат стопкой карточки со вторыми (конечными) слогами надписями вниз, у детей — первые слоги. Дети по очереди открывают верхний слог; каждый ребенок оценивает, подходит ли слог к его слогам, и, если да. кладет на нужное место в слово, а если нет, возвращает слог в банк, в самый низ стопки.
Примерный материал для игры.
1 слог 2 слог 1 слог 2 слог
Ли за ру ка
Са ша си л а
лу жа мо ре
чу до се ло
Пособие «Слоговое домино»*
Пособие «Слоговое домино» входит в комплект пособий по формированию у детей первоначального навыка слогового чтения слов, состоящих из открытых слогов (СГ).
Слоговое домино выполнено в двух вариантах: первый вариант предполагает составление двусложных и трехсложных слов по карточкам с изображением половинок предметов и соответствующих слогов; второй вариант — составление двусложных и трехсложных слов по карточкам со слогами. Каждый набор окрашен своим цветом. Перед проведением игры наборы домино следует вырезать, собрать по цветам и разложить по конвертам. Играют отдельно с каждым набором домино.